Автор: Яйлян Валентина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ №100 г.Сочи им. Героя Советского Союза Худякова И.С.
Населённый пункт: город Сочи
Наименование материала: Классный час.
Тема: «Все мы разные, но мы вместе».
Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 100 г. Сочи им. Героя Советского Союза
Худякова И.С.
Классный час.
Тема: «Все мы разные, но мы вместе»
3 «А» класс
Учитель начальных классов : Яйлян Валентина Николаевна
Цель: формирование толерантных установок у учащихся.
Задачи: познакомить учащихся с понятием “толерантность”,
с основными чертами толерантной личности;
развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей;
развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
воспитание чувства коллективизма, сплочённости;
способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
Ход классного часа.
Я сегодня предлагаю вам совершить путешествие в страну толерантности . Не
всем, может быть, знакомо это слово, и на первый взгляд, звучит оно
совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для
существования и развития человеческого общества.
«А кто из вас слышал слово «толерантность»?
Как вы его понимаете? (ответы детей)
Я прошу встать девочек. Какие вы красивые .
А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные.
Прошу подняться ребят, у кого тёмные волосы, а теперь - у кого светлые?
Подумайте и скажите: «Какие все мы?»
(ответы детей)
Что же такое толерантность?
Толерантность - это милосердие.
Толерантность - это сострадание.
Толерантность - это уважение.
Толерантность - это доброта души.
Толерантность - это дружба.
Толерантность – это прощение.
А знаете ребята, чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали
хорошие
поступки
во
многих
странах
мира
16
ноября
отмечают
Международный день Толерантности.
-Давайте приступим к выполнению заданий. Мы научимся терпению и
уважению, взаимопомощи и дружескому отношению друг к другу. Для этого
нужно разделится на 2 команды, а вот название вы выберите методом
жеребьевки.
Жеребьевка: по 1 участнику предлагается подойти и выбрать эмблему с
названием команды . какую эмблему ученик выбрал так и называется команда
“Сердца” и “Улыбки”. Всем членам команды раздаются соответствующие
эмблемы.
1 задание: в конверте определения толерантности на разных языка. Выберите
всей командой одно понравившееся. Объясните, как вы его понимаете.
В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным,
выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо.
Во французском – отношение. При котором допускается, что другие могут
думать или действовать иначе, нежели ты сам;
В английском – готовность быть терпимым, снисходительным
В испанском языке он обозначает способность признавать отличные о
своих собственных идеи или мнения.
В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим
великодушным;
В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие,
сострадание, терпение, расположенность к другим;
2 задание : разыграть ситуацию, которые происходили с вами или могут
произойти в жизни.
1 ситуация. Ты принес в школу новую книгу, чтобы показать другу.
Неожиданно кто-то из ребят у тебя его выхватил её и не отдает. Как бы ты
разрешил конфликт?
2 ситуация. Дети гурьбой выходят из актового зала, толкаются. Ты упал. Кто-то
крикнул: «Медведь косолапый!» Другие молча обошли… Как бы ты поступил?
Учитель: А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те
качества, о которых сегодня говорим?
Ответы детей
- Вам нравится, когда вас прощают и не наказывают? Значит, и вы тоже должны
прощать других. Вспомните! Поступай с другими так, как хочешь, чтобы
поступали с тобой.
3 задание.
“Забавная анаграмма”.
Вызываются по 1 члену команды – они выбирают конверт, в котором находятся
буквы. Эти буквы распределяются между членами команды. На время они
должны выстроиться в линию таким образом, чтобы получилось слово
(миролюбие, равенство ).
4 задание .
“Основные черты толерантной личности”
Вызываются по 1 члену команды – они выбирают конверт с заданием.
- Попробуйте выбрать качества, которые, по вашему мнению, соответствуют
человеку с толерантным отношением.
Конверт 1: снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта,
уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие,
бестактность, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие,
зазнайство, благосклонность, уважение.
Конверт 2: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение,
милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт,
великодушие, поддержка, миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание,
скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, доброта.
- Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами?
Учитель обобщает полученный результат работы.
Толерантность – социологический термин, обозначающий терпимость к
иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не
равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения
или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в
соответствии с собственным мировоззрением
Интолерантность - несклонность к компромиссу; нетерпимость,
агрессивность.
Интолерантность имеет в своей основе чувство превосходства над другим или
другими, подразумевает негативные, агрессивные проявления, направленные
против кого-то, чей образ жизни, взгляды, личностные или культурные
особенности вызывают неприязнь.
Учитель: Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в
трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты
мирным путем?
Заключительное задание № 5
Разукрасить цветовой круг, выбрав цвет своей футболки . Потом загляните в
конверт и ответьте на вопрос .
Ребята посмотрите друг на друга. у каждого из вас в своей команде такие
красочные футболки. Я предлагаю вам взять и нарисовать свой цвет в цветовом
круге. У вас есть 3 минуты .
Посмотрите как хорошо смотрится этот круг. давайте выберем один плакат и
повесим его .
Письмо в конверте: Что, по-вашему, надо сделать, чтобы наш класс стал
пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в нем стали как можно
более толерантными.
Ответ детей. Придерживаться правил. Давайте мы их напишем и поставим свое
согласие нашими цветными ладошками из тех цветов что вы выбрали.
Кто считает, что сегодня мы не провели время даром и говорили о серьёзных
вещах? Разговор о толерантности не закончен, мы часто будем возвращаться к
этой проблеме. Кроме того, мне бы хотелось сказать, что наш класс – это
маленькая семья. И хотелось, чтоб в нашей семье всегда царили уважение,
взаимопонимание, не было ссор, ругани. А радость, удача, доброта, красота,
любовь были нашими постоянными спутниками.
Дети разрисовывают ладошки и отпечатывают их на круге
Рефлексия.
-Вам понравился наш сегодняшний разговор?
Литература.
1.Бочаров И. Права человека. Методика преподавания в школе. Пермь, 2004.
2. Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности: учеб.-метод.пособие для
педагогов и студентов /Под.ред. Н.М.Борытько. – Волгоград: Изд-во ВГИППК РО,
2002.
3. Безлюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. – М.:
Вербум, 2003.
4. Гревцева И.В. Что такое толерантность?// Классный руководитель, 2006, №4.
5. Декларация принципов толерантности // Учительская газета. – 2003., 13
сентября.
6. Самоделова Т., Буторина С. Формирование толерантного отношения в семье. //
Воспитание школьников, 2007, №4.
7. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и
упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2003.