Напоминание

Роль мнемотехники в речевом развитии дошкольников


Автор: Исаева Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ сад 85 Красногвардейского района, г.Санкт_Петербург
Населённый пункт: Г.Санкт_Петербург
Наименование материала: статья консультация для воспитателей
Тема: Роль мнемотехники в речевом развитии дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов

Роль мнемотехники в речевом развитии

дошкольника

«

Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет

долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с

картинками, и он усвоит их на лету

» К.Д. Ушинский.

Одной из главных задач воспитания и обучение детей дошкольного возраста

является развитие речи, речевого общения. Существует много проблем у

детей дошкольного возраста по развитию речи:

Односложная, состоит из простых предложений;

Недостаточный словарный запас;

Часто

не

согласованы

существительные

с

глаголами

и

прилагательными;

Дети не могут составить сюжетный или описательный рассказ,

пересказ и т.д.;

Отсутствие навыков культуры речи, т. е не могут использовать

интонацию, громкость голоса, темп речи, и т.д.

Необходимо нам, в первую очередь, педагогам дошкольного образования

учить детей связно, последовательно и грамматически правильно излагать

свои мысли. По мнению С.Л. Рубинштейна, А.М . Леушиной, Л.В. Эльконина

и др. одним из факторов развитие речи детей является наглядность. При

рассматривании предметов, картин выделение характерных признаков – все

это расширение словарного запаса детей. Становление связной речи.

Известный психолог Л.С .Выготский

указывал на значимость второго

вспомогательного фактора это создание плана высказывания. Он отмечал

важность последовательного размещения в предварительной схеме всех

конкретных элементов высказывания. Наиболее сложный раздел обучения

детей дошкольного возраста – это формирования связной речи. Существует

множество приемов, принципов, различных методик, по формированию

связной

речи.

Одной

из

таких

методик

является

использование

мнемотехнических приемов.

Мнемотехнику в педагогике называют по-

разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику

сенсорно-графическими схемами,

Ткаченко Татьяна Александровна –

предметно-схематическими моделями, Глухов В.П.- блоками-квадратами,

Большева Т.В. – коллажем, Ефименкова Л.Н.-

схемой составления

рассказа. Так, что же такое мнемотехника? Мнемотехника (от греческого

mnemonikon –искусство запоминания). И так, мнемотехника-это система

различных приемов. Облегчающих запоминание и увеличивающих объемов

памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация

учебного процесса в виде игры. Основная цель мнемотехники развитие

памяти, мышления, воображения, внимания, т.е. тех психических

процессов, которые тесно связаны с речью. Сейчас становится актуальным

использование мнемотехники. Детям иногда проще увидеть, чем услышать.

Становиться сейчас актуальным использование мнемотаблиц. На занятиях

по развитию речи мы , педагоги, часто используем мнемотаблицы. В них

заложена определенная информация. Для того, чтобы дошкольники могли

пользоваться таблицами им надо объяснить таблицу.

Рассмотрим на примере:

Картинка должна быть цветной (для детей младшего и среднего

возраста.

Воспитатель объясняет, что изображено на картинке

После того, как дети научились понимать таблицу.

Затем составляем описательный рассказ вместе (сначала все вместе, а

затем индивидуально).

Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Проводится работа

над словом. Солнышко желтое, идет снег или дождь, какие стоят

деревья( взависимости от времени года) и т.д

В зависимости от возраста детей мнемотаблицы могут быть в 6-ти клетках;

младшего и среднего возраста;9-12 клеток старшего возраста, 12-15 клетках

подготовительной

группе.

Если

педагог

постоянно

использует

мнемотаблицы , то у детей со временем более быстрее развивается связная

речь.

Использование

приемов

мнемотехники

с

детьми

старшего

и

подготовительного возраста таблицы можно использовать черно-белые.

Детям. можно предложить стихотворения в виде мнемотаблицы. Сначала

педагог показывает, таблицу, объясняет детям.

Например: 1.2.3.4.5

Мы во двор пошли гулять

Бабу снежную липили

Птичек крошками кормили

С горки мы катались

А еще в снегу валялись

Все в снегу домой пришли

Съели суп

И спать легли

Со временем дети сами будут рисовать мнемотаблицы. При чтении

стихотворения,

сказки,

рассказа.

При

постоянном

использовании

мнемотехники в работе с детьми , можно достичь хороших результатов

связной речи:

Словарный запас пополняется, развивается связная речь;

Дети с желанием пересказывают тексты,

Заучивание стихов переходит на новый уровень,

Дети придумывают интересные истории.

Можно сделать вывод, что при постоянном использовании мнемотехники в

работе с детьми, важным способом развития связной речи и доступным

средством познания окружающего мира. Мнемотехника, не только развивает

речь, но и развивает память, художественно-эстетическое развитие (ребенок

должен нарисовать), воображение .

Литература:

Ефименкова Л.Н Формирование речи дошкольников.

Ткаченко Т.А Схемы для составления дошкольниками описательных и

сравнительных рассказов



В раздел образования