Автор: Исаева Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ сад 85 Красногвардейского района, г.Санкт_Петербург
Населённый пункт: Г.Санкт_Петербург
Наименование материала: статья консультация для воспитателей
Тема: Роль мнемотехники в речевом развитии дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов
Роль мнемотехники в речевом развитии
дошкольника
«
Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет
долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с
картинками, и он усвоит их на лету
» К.Д. Ушинский.
Одной из главных задач воспитания и обучение детей дошкольного возраста
является развитие речи, речевого общения. Существует много проблем у
детей дошкольного возраста по развитию речи:
Односложная, состоит из простых предложений;
Недостаточный словарный запас;
Часто
не
согласованы
существительные
с
глаголами
и
прилагательными;
Дети не могут составить сюжетный или описательный рассказ,
пересказ и т.д.;
Отсутствие навыков культуры речи, т. е не могут использовать
интонацию, громкость голоса, темп речи, и т.д.
Необходимо нам, в первую очередь, педагогам дошкольного образования
учить детей связно, последовательно и грамматически правильно излагать
свои мысли. По мнению С.Л. Рубинштейна, А.М . Леушиной, Л.В. Эльконина
и др. одним из факторов развитие речи детей является наглядность. При
рассматривании предметов, картин выделение характерных признаков – все
это расширение словарного запаса детей. Становление связной речи.
Известный психолог Л.С .Выготский
указывал на значимость второго
вспомогательного фактора это создание плана высказывания. Он отмечал
важность последовательного размещения в предварительной схеме всех
конкретных элементов высказывания. Наиболее сложный раздел обучения
детей дошкольного возраста – это формирования связной речи. Существует
множество приемов, принципов, различных методик, по формированию
связной
речи.
Одной
из
таких
методик
является
использование
мнемотехнических приемов.
Мнемотехнику в педагогике называют по-
разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику
сенсорно-графическими схемами,
Ткаченко Татьяна Александровна –
предметно-схематическими моделями, Глухов В.П.- блоками-квадратами,
Большева Т.В. – коллажем, Ефименкова Л.Н.-
схемой составления
рассказа. Так, что же такое мнемотехника? Мнемотехника (от греческого
mnemonikon –искусство запоминания). И так, мнемотехника-это система
различных приемов. Облегчающих запоминание и увеличивающих объемов
памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация
учебного процесса в виде игры. Основная цель мнемотехники развитие
памяти, мышления, воображения, внимания, т.е. тех психических
процессов, которые тесно связаны с речью. Сейчас становится актуальным
использование мнемотехники. Детям иногда проще увидеть, чем услышать.
Становиться сейчас актуальным использование мнемотаблиц. На занятиях
по развитию речи мы , педагоги, часто используем мнемотаблицы. В них
заложена определенная информация. Для того, чтобы дошкольники могли
пользоваться таблицами им надо объяснить таблицу.
Рассмотрим на примере:
Картинка должна быть цветной (для детей младшего и среднего
возраста.
Воспитатель объясняет, что изображено на картинке
После того, как дети научились понимать таблицу.
Затем составляем описательный рассказ вместе (сначала все вместе, а
затем индивидуально).
Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Проводится работа
над словом. Солнышко желтое, идет снег или дождь, какие стоят
деревья( взависимости от времени года) и т.д
В зависимости от возраста детей мнемотаблицы могут быть в 6-ти клетках;
младшего и среднего возраста;9-12 клеток старшего возраста, 12-15 клетках
подготовительной
группе.
Если
педагог
постоянно
использует
мнемотаблицы , то у детей со временем более быстрее развивается связная
речь.
Использование
приемов
мнемотехники
с
детьми
старшего
и
подготовительного возраста таблицы можно использовать черно-белые.
Детям. можно предложить стихотворения в виде мнемотаблицы. Сначала
педагог показывает, таблицу, объясняет детям.
Например: 1.2.3.4.5
Мы во двор пошли гулять
Бабу снежную липили
Птичек крошками кормили
С горки мы катались
А еще в снегу валялись
Все в снегу домой пришли
Съели суп
И спать легли
Со временем дети сами будут рисовать мнемотаблицы. При чтении
стихотворения,
сказки,
рассказа.
При
постоянном
использовании
мнемотехники в работе с детьми , можно достичь хороших результатов
связной речи:
Словарный запас пополняется, развивается связная речь;
Дети с желанием пересказывают тексты,
Заучивание стихов переходит на новый уровень,
Дети придумывают интересные истории.
Можно сделать вывод, что при постоянном использовании мнемотехники в
работе с детьми, важным способом развития связной речи и доступным
средством познания окружающего мира. Мнемотехника, не только развивает
речь, но и развивает память, художественно-эстетическое развитие (ребенок
должен нарисовать), воображение .
Литература:
Ефименкова Л.Н Формирование речи дошкольников.
Ткаченко Т.А Схемы для составления дошкольниками описательных и
сравнительных рассказов