Напоминание

"Край, в котором мы живем"


Автор: Латыпова Ирина Камилевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "УМКА"
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Край, в котором мы живем"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Беседа

«Край, в котором мы живем».

Программное содержание

: Закрепить знания детей о Крайнем Севере, уточнить

представления

о

коренном

населении

Ямало-Ненецкого

национального

округа,

закрепить знания детей о промысле ненцев, их быте. Культуре и обычаях.Учить

детей отвечать на поставленные вопросы полным ответом. Расширять эстетическое

восприятие, умение видеть красивое в природе, одежде ненцкого народа и отражать

это

в

аппликации.

Закреплять

с

детьми

название

ненецких

орнаментов

и

их

выполнение,

познакомить

детей

с

пословицами,

загадками.

Стихами

народов

Севера. Дать понятие о том, что оленеводы быстрые. ловкие и закрепить эти

качества в подвижных играх; «Вяженка и оленята», «Олени и пастухи». Обогащать

словарь детей.

Словарная работа

: ненцы, селькупы, манси, совик, малица, маут, каюр, вяженка и

др.

Материал

: Маски оленей, иллюстрации с изображением жизни и быта народов

Севера, поделки из оленьей шкуры.

Предварительная

работа:

Рассматривание

картин,

заучивание

стихов,

посещение

северного

уголка,

вырезывание

из

цветной

бумаги

национального

орнамента.

Ход беседы:

Вопросы: 1. Дети, где мы с вами живем?

2. Как называется округ, в котором мы живем?

3.Какое население считается коренным?

4. Кто считается коренным жителем Ямало-Ненецкого автономного округа

(ненцы, ханты, манси. Селькупы, эвенки).

Воспитатель:

Большинство населения нашего округа – люди приезжие . От

некоторых их них можно услышать: мы временные. И как продолжение этих слов, то

там, то здесь – следы безжалостного отношения к природе: поваленные деревья,

разбросанные кучи мусора вокруг домов, металлолом. От этого прходит в

непригодность почва, не растет мох, гибнут леса, тундру изрезали газопроводы.

Пастбищ стало меньше. У народов севера есть пословица: «Оставь землю такой,

какой ты увидел ее в первый раз». Они оберегают леса, тундру, реки своих потомков.

Олент – это жизнь не станет оленй – не станет ненца с его национальной культурой и

обычаями, гибель любой нации отразится со временем на социальном здоровье

всего человечества. Название ненцев произошло от слова «ненец» - т.е « человек».

А сегодня мы с вами поговорим о том, каким промыслом заняты ненцы, ханты. Дети,

где живут ненцы? Все ли ненцы живут в тундре? Почему оленеводы кочуют? А как

они добывают корм? Чем питаются?

И так, когда наступают сильные морозы, оленеводы из тундры перекочевывают в

тайгу. Скажите, для чего разводят оленей и какую пользу они приносят людям? Что

вы знаете из национальной одежды? (совик, ягушка, малица, парка).

Физ. минутка.

Деревянная шея (голова вверх), железный клюв (наклоны), кричит

«тук-тук»(2 раза).

Чтение стихотворения «Говорит мама» воспитателем

: ( пер.с ненецкого)

В тундре есть одно поверье, в тундре есть одна примета.

Гостя жди с открытой дверью – мой малыш. Запомни это.

Тундра тех людей не любит, кто свой чум открыть боится.

Кто его теплом не любит с поздним гостем поделиться.

На костре дымится ужин, пусть присядет гость с дороги.

Гостю долгий отдых нужен – завтра снова в путь – дорогу.

Воспитатель

: Чему учит мать – ненка своего малыша? А сейчас пойдем в

стойбище, где увидим оленей. Дети, посмотрите и скажите, где видим мать ненку и

двух ее сыновей. Дети, посмотрите и скажите, где находятся олени? А какие

животные водятся еще на Крайнем Севере? (медведи, волки, лисы, песцы, соболя.

белки). Какую пользу приносят эти звери? Посмотрите, какие они красивые на этих

картинках. Какая озорная белочка. Какие хитрые глаза у этого соболя Кто мне

опишет по картинке, понравившегося ему зверя? (описание картины

ребенком).Ненцы – хорошие охотники. Они много сдают пушнины государству.

Дети, а каких птиц вы знаете, которые летом и зимой живут на Крайнем Севере?

(гуси, лебеди, утки, глухари. полярная сова). Очень много рек есть в Ямало –

Ненецком автономном округе: Пякопур, Пур, Айвосанадур. Пур, в переводе от

ненецкого, означает быстрый. Реки здесь очень быстрые. Посмотрите, это тайга

летом и зимой. Она богата не только древесиной и зверьем, а так же ягодами и

грибами. Какие вы знаете ягоды, которые здесь растут? (голубика, черника, морошка,

княженика). Посмотрите, вот стоит девочка. Ее одежда называется совик. Каким

орнаментом украшена ее одежда?(ответы детей).

Дети, народы Севера имеют свою культуру, обычаи. Как не был голоден ненец, он

никогда не убьет гуся. Гусь – это тетем рода.Так же они хорошие художники,

умельцы. Из меха они составляют разные орнаменты народов Севера. (Дети

рассматривают и называют орнаменты народов Севера). Сегодня мы с вами

выполним орнаменты аппликацией.

Анализ детских работ.

Воспитатель:

Послушайте загадки: Черная птица меня не боится,

Моргнет удивленно и каркнет…..(ворона).

Всех зверей она хитрей – шуба рыжая на ней,

Пышный хвост ее краса, это хитрая….(лиса).

Затем проводятся национальные игры: «Олени и пастухи», «Вяженка и оленята»,

хоровод «Северный».



В раздел образования