Автор: Капитанова Елена Федоровна
Должность: Воспитатель 1 квалификационной категории
Учебное заведение: МАДОУ Д.С № 90 " Айболит"
Населённый пункт: г. Нижневартовск ХМАО - Югра
Наименование материала: статья
Тема: «Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников»
Раздел: дошкольное образование
Капитанова Елена Федоровна
воспитатель 1 квалификационной категрии
«Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников»
Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные
навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный
фольклор. Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста
играют потешки.
Потешка – это жанр устного народного творчества. Потешка развлекает и
развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую
речь и выполнять различные движения, которым руководит слово. Слово
в потешке неразрывно связано с жестом.
Неповторимое
своеобразие
потешки
особенно
ценно
для
ребёнка.
Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дети
выделяют
речь
из
всех
других
звуковых
сигналов,
оказывают
ей
предпочтение.
Простая
рифма,
неоднократно
повторяющиеся
слова,
восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша
прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их
напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка
развивается речевой слух, произношение звуков.
В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл.
Они направлены на решение следующих задач:
1.воспитание звуковой культуры речи:
Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух
ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию,
ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать
повышение и понижение голоса)
2. обогащение словаря:
Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных
картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое
прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих
предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем
способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек
происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся
отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё
это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению.
Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием
ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их
использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем
самым, связывая само слово с действием.
3. формирование грамматического строя речи
4. развитие монологической и диалогической речи
5. развитие мелкой моторики
Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается
движением
рук.
Доказано,
что
между
речевой
функцией
и
общей
двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения
тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения,
учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи,
нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание
стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому,
что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется
мыслительная деятельность малыша.
Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить
фундамент
психофизического
благополучия
ребенка,
определяющий
успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия,
доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с
фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и
чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют
словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное
развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате
чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется
гуманное отношение к миру.