Напоминание

«Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников»


Автор: Капитанова Елена Федоровна
Должность: Воспитатель 1 квалификационной категории
Учебное заведение: МАДОУ Д.С № 90 " Айболит"
Населённый пункт: г. Нижневартовск ХМАО - Югра
Наименование материала: статья
Тема: «Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Капитанова Елена Федоровна

воспитатель 1 квалификационной категрии

«Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников»

Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные

навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный

фольклор. Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста

играют потешки.

Потешка – это жанр устного народного творчества. Потешка развлекает и

развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую

речь и выполнять различные движения, которым руководит слово. Слово

в потешке неразрывно связано с жестом.

Неповторимое

своеобразие

потешки

особенно

ценно

для

ребёнка.

Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дети

выделяют

речь

из

всех

других

звуковых

сигналов,

оказывают

ей

предпочтение.

Простая

рифма,

неоднократно

повторяющиеся

слова,

восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша

прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их

напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка

развивается речевой слух, произношение звуков.

В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл.

Они направлены на решение следующих задач:

1.воспитание звуковой культуры речи:

Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух

ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию,

ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать

повышение и понижение голоса)

2. обогащение словаря:

Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных

картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое

прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих

предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем

способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек

происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся

отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё

это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению.

Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием

ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их

использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем

самым, связывая само слово с действием.

3. формирование грамматического строя речи

4. развитие монологической и диалогической речи

5. развитие мелкой моторики

Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается

движением

рук.

Доказано,

что

между

речевой

функцией

и

общей

двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения

тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения,

учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи,

нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание

стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому,

что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется

мыслительная деятельность малыша.

Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить

фундамент

психофизического

благополучия

ребенка,

определяющий

успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия,

доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с

фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и

чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют

словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное

развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате

чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется

гуманное отношение к миру.



В раздел образования