Автор: Брагинец Жанна Яковлевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: г. Советский ХМАО-Югра
Наименование материала: выступление
Тема: Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Раздел: начальное образование
Пространственные
отношения
Геометрические
фигуры
В младшем школьном
возрасте происходит
интенсивное развитие
психологических процессов:
восприятия, памяти,
узнавания, воображения,
мышления. Геометрический
материал в гораздо более
высокой степени, чем
арифметический, и
алгебраический, соответствует
ведущему в младшем
школьном возрасте виду
мышления – образному.
Пространственные отношения.
Геометрические фигуры.
Формирование пространственных представлений не
является прерогативой исключительно курса
математики, поскольку образы, в которых фиксируется
форма, величина, пространственное соотношение фигур
в целом или их частей, выстраиваются в сознании
ребёнка уже с самого раннего детства. Однако задачу
формирования этого вида представления традиционно
относят к математическому образованию.
Цель работы: формирование
пространственных представлений
Пространственное представление - вид
умственной деятельности,
обеспечивающий создание
пространственных образов и
оперирование ими в процессе решения
практических и теоретических задач
Под пространственными отношениями
понимаются отношения между
объектами пространства или между
пространственными признаками этих
объектов. Они выражаются понятиями
о направлениях (вперед-назад, вверх-
вниз, налево-направо), о расстояниях
(близко-далеко), об их отношениях
(ближе-дальше), о местоположении (в
середине), о протяженности объектов
пространства (высокий-низкий,
длинный-короткий) и т.п
Качественные показатели
пространственных представлений
1.Тип оперирования пространственными
образами
2.Широта оперирования с учетом
используемой графической основы
3.Полнота образа (преимущественное
отражение в нем формы, величины,
пространственного положения объектов)
4.Используемая устойчивая система
отсчета (пространственная ориентация
"от себя", от произвольной точки отсчета)
Содержание учебного предмета «Математика» 1 класс (132 ч)
Пространственные и временные представления
Признаки предметов.
•
Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер,
назначение, материал, общее название.
•
Выделение предметов из группы по заданным свойствам,
сравнение предметов, разбиение предметов на группы
(классы) в соответствии с указанными свойствами.
Содержание учебного предмета
«Математика» 1 класс (132 ч)
•
Величины и их измерение.
•
Величины: длина, масса, объём и их измерение. Общие свойства
величин. Единицы измерения величин: сантиметр, килограмм, литр.
•
Элементы геометрии.
•
Точка. Линии: прямая, кривая. Отрезок. Ломаная. Многоугольники как
замкнутые ломаные: треугольник, четырёхугольник, прямоугольник,
квадрат. Круг, овал.
•
Вычисление длины ломаной как суммы длин её звеньев.
•
Вычисление суммы длин сторон прямоугольника и квадрата без
использования термина «периметр».
Особенности формирования пространственных представлений у
младших школьников
1.
Становление целостной картины мира в восприятии пространственных
взаимоотношений между объектами и собственным телом (дошкольный
возраст)
2.
Овладение знаковой (жестовой, вербальной, графической) культурой,
которая ведет к формированию обобщенных представлений, пригодных
для моделирования пространства, его преобразования в мысленном
плане.
3.
Логико-грамматические конструкции. Они включают все предложные
конструкции нашего языка, сравнительные категории и т.д. Этот уровень
является наиболее сложным, поздно формирующимся и развивается
непосредственно как речевая деятельность и как одна из основных
составляющих восприятия и мышления ребенка.
Особенности формирования пространственных
представлений у младших школьников
Особое внимание нужно обращать на
осуществление постоянного перехода из
плана реальной, трехмерной
действительности на плоскость, в
условия кодированного пространства, а
также наоборот; формирование
способности к чтению и пониманию
языка графических изображений.
Планируемые результаты по курсу
«Математика» к концу 1-го года обучения
Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
•
Учащийся научится:
•
понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.), описывающих положение предмета на
плоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей положение предмета на
плоскости;
•
описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: слева, справа,
левее, правее; вверху, внизу, выше, ниже; перед, за, между и др.;
•
находить в окружающем мире предметы (части предметов), имеющие форму многоугольника
(треугольника, четырёхугольника и т. д.), круга;
•
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линии, прямая, отрезок,
луч, ломаная, многоугольник, круг);
•
находить сходство и различие геометрических фигур (прямая, отрезок, луч).
Учащийся получит возможность научиться:
•
выделять изученные фигуры в более сложных фигурах (количество отрезков, которые
образуются, если на отрезке поставить одну точку (две точки), не совпадающие с его концами).
Планируемые результаты по курсу
«Математика» к концу 1-го года обучения
Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Геометрические величины.
Учащийся научится:
•
измерять (с помощью линейки) и записывать длину (предмета, отрезка), используя
изученные единицы длины (сантиметр и дециметр) и соотношения между ними;
•
чертить отрезки заданной длины с помощью оцифрованной линейки;
•
выбирать единицу длины, соответствующую измеряемому предмету.
Учащийся получит возможность научиться:
•
соотносить и сравнивать величины (например, располагать в порядке убывания
(возрастания) длины: 1 дм, 8 см, 13 см).
•
Приложение