Напоминание

Пространственные отношения. Геометрические фигуры.


Автор: Брагинец Жанна Яковлевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: г. Советский ХМАО-Югра
Наименование материала: выступление
Тема: Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Раздел: начальное образование





Назад




Пространственные

отношения

Геометрические

фигуры

В младшем школьном

возрасте происходит

интенсивное развитие

психологических процессов:

восприятия, памяти,

узнавания, воображения,

мышления. Геометрический

материал в гораздо более

высокой степени, чем

арифметический, и

алгебраический, соответствует

ведущему в младшем

школьном возрасте виду

мышления – образному.

Пространственные отношения.

Геометрические фигуры.

Формирование пространственных представлений не

является прерогативой исключительно курса

математики, поскольку образы, в которых фиксируется

форма, величина, пространственное соотношение фигур

в целом или их частей, выстраиваются в сознании

ребёнка уже с самого раннего детства. Однако задачу

формирования этого вида представления традиционно

относят к математическому образованию.

Цель работы: формирование

пространственных представлений

Пространственное представление - вид

умственной деятельности,

обеспечивающий создание

пространственных образов и

оперирование ими в процессе решения

практических и теоретических задач

Под пространственными отношениями

понимаются отношения между

объектами пространства или между

пространственными признаками этих

объектов. Они выражаются понятиями

о направлениях (вперед-назад, вверх-

вниз, налево-направо), о расстояниях

(близко-далеко), об их отношениях

(ближе-дальше), о местоположении (в

середине), о протяженности объектов

пространства (высокий-низкий,

длинный-короткий) и т.п

Качественные показатели

пространственных представлений

1.Тип оперирования пространственными

образами

2.Широта оперирования с учетом

используемой графической основы

3.Полнота образа (преимущественное

отражение в нем формы, величины,

пространственного положения объектов)

4.Используемая устойчивая система

отсчета (пространственная ориентация

"от себя", от произвольной точки отсчета)

Содержание учебного предмета «Математика» 1 класс (132 ч)

Пространственные и временные представления

Признаки предметов.

Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер,

назначение, материал, общее название.

Выделение предметов из группы по заданным свойствам,

сравнение предметов, разбиение предметов на группы

(классы) в соответствии с указанными свойствами.

Содержание учебного предмета

«Математика» 1 класс (132 ч)

Величины и их измерение.

Величины: длина, масса, объём и их измерение. Общие свойства

величин. Единицы измерения величин: сантиметр, килограмм, литр.

Элементы геометрии.

Точка. Линии: прямая, кривая. Отрезок. Ломаная. Многоугольники как

замкнутые ломаные: треугольник, четырёхугольник, прямоугольник,

квадрат. Круг, овал.

Вычисление длины ломаной как суммы длин её звеньев.

Вычисление суммы длин сторон прямоугольника и квадрата без

использования термина «периметр».

Особенности формирования пространственных представлений у

младших школьников

1.

Становление целостной картины мира в восприятии пространственных

взаимоотношений между объектами и собственным телом (дошкольный

возраст)

2.

Овладение знаковой (жестовой, вербальной, графической) культурой,

которая ведет к формированию обобщенных представлений, пригодных

для моделирования пространства, его преобразования в мысленном

плане.

3.

Логико-грамматические конструкции. Они включают все предложные

конструкции нашего языка, сравнительные категории и т.д. Этот уровень

является наиболее сложным, поздно формирующимся и развивается

непосредственно как речевая деятельность и как одна из основных

составляющих восприятия и мышления ребенка.

Особенности формирования пространственных

представлений у младших школьников

Особое внимание нужно обращать на

осуществление постоянного перехода из

плана реальной, трехмерной

действительности на плоскость, в

условия кодированного пространства, а

также наоборот; формирование

способности к чтению и пониманию

языка графических изображений.

Планируемые результаты по курсу

«Математика» к концу 1-го года обучения

Пространственные отношения. Геометрические фигуры.

Учащийся научится:

понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.), описывающих положение предмета на

плоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей положение предмета на

плоскости;

описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: слева, справа,

левее, правее; вверху, внизу, выше, ниже; перед, за, между и др.;

находить в окружающем мире предметы (части предметов), имеющие форму многоугольника

(треугольника, четырёхугольника и т. д.), круга;

распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линии, прямая, отрезок,

луч, ломаная, многоугольник, круг);

находить сходство и различие геометрических фигур (прямая, отрезок, луч).

Учащийся получит возможность научиться:

выделять изученные фигуры в более сложных фигурах (количество отрезков, которые

образуются, если на отрезке поставить одну точку (две точки), не совпадающие с его концами).

Планируемые результаты по курсу

«Математика» к концу 1-го года обучения

Пространственные отношения. Геометрические фигуры.

Геометрические величины.

Учащийся научится:

измерять (с помощью линейки) и записывать длину (предмета, отрезка), используя

изученные единицы длины (сантиметр и дециметр) и соотношения между ними;

чертить отрезки заданной длины с помощью оцифрованной линейки;

выбирать единицу длины, соответствующую измеряемому предмету.

Учащийся получит возможность научиться:

соотносить и сравнивать величины (например, располагать в порядке убывания

(возрастания) длины: 1 дм, 8 см, 13 см).

Приложение



В раздел образования