Напоминание

План самообразования по теме: "« Нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»


Автор: Гордобина Валентина Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №9 "Звездочка"
Населённый пункт: город Елизово Камчатский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: План самообразования по теме: "« Нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ «Детский сад № 9 «Звездочка»

План по самообразованию педагога

Гордобиной Валентины Андреевны

Стаж работы – 39 лет

Тема: « Нравственное воспитание дошкольников

посредством чтения художественной литературы»

2021- 2022 учебный год

Средняя группа «Мишутка»

г. Елизово

1

САМООБРАЗОВАНИЕ

Гордобина Валентина Андреевна, воспитатель группы «Мишутка»

Тема: « Нравственное воспитание дошкольников посредством чтения

художественной литературы»

Актуальность:

Художественная литература играет важную роль в духовном обогащении

детей, является средой для развития нравственного опыта ребенка, обогащает

знания о жизни общества, дает возможность познать окружающий мир.

Цель: повышение уровня компетенции в вопросе нравственного воспитания

дошкольников на основе чтения художественной литературы.

Задачи:

- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме

использования художественной литературы в формировании нравственных

качеств у детей

- создать необходимые условия для знакомства детей с художественной

литературой

- составить перспективный план по теме самообразования для работы с

детьми и родителями

- формировать представления у детей о нравственных качествах:

человеколюбие, вежливость, доброту, трудолюбие бережное отношение к

окружающему миру

-создать картотеку бесед по заявленной теме.

Сроки: сентябрь – май, 2021-2022

План работы

1.Изучение проблемы

2.Подбор литературы

3.Составление перспективного плана работы с детьми по данной теме

4. Содержание работы

5. Подборка материала для бесед с детьми.

Ожидаемые результаты:

К концу года предполагается усвоение детьми и постоянное соблюдение

правил морали.

Оборудование:

Книжный уголок группы.

Настольные игры по мотивам сказок.

Картотека пословиц и поговорок.

2

Список использованной литературы

1.

«Уроки добра» С.И.Семеняка «АРКТИ» М.2004

2.

«Вечная мудрость сказок» А.Лопатина, М.Скребцова «АМРИТА –

РУСЬ» М.2004

3.

«Трудовые сказки» Т.А.Шорыгина «ТЦ СФЕРА» М. 2014

4.

«Я и мир» Л.Л Мосалова «Детство – прессс» С-П.2013

5.

«Сказка как средство воспитания дошкольника» «Детство – пресс»

С-П 2012

6.

«Расту культурным» С.В.Пятак, Н.А.Царикова «ЭКСМО» М.2009

7.

«Уроки доброты» Л.Б.Фесюкова «ТЦ СФЕРА» М. 2015

8.

«Воспитание сказкой» Л.Б.Фесюкова «ТЦ СФЕРА» М. 2016

9.

«Поиграем в сказку» «Кострома» 2013

10.«Сказка – пересказка» М. «Махаон» 2007

3

Перспективный план

на 2021- 2022 учебный год

Август

Изучение научной литературы по данной теме.

Подбор художественной литературы для чтения детям.

Сентябрь

Чтение «Что такое хорошо, и что такое плохо» В. Маяковский

Чтение «Маша – растеряша» Л.Воронкова

Настольная игра «Буду делать хорошо и не буду плохо»

Беседа на тему «У нас – новенькая»

Организация веселых игр («Маски», «Хочу – нельзя», «Конкурс трусишек»)

Просмотр мультфильма «Ну, погоди!»

Чтение «У страха глаза велики»

Консультация для родителей «Что читать детям»

Октябрь

Чтение «Девочка – ревушка» А.Барто, П.Барто

Беседа на тему «Когда у друзей лад, каждый этому рад»

Обсуждение ситуации «Сам себя наказал»

Чтение «Девочка чумазая» А.Барто

Упражнение «Как помочь девочке – замарашке»

Чтение рассказа «Хлеб» Ш.Амонашвили

Чтение «Песенка друзей» С.Михалков

Памятка для родителей «Что за прелесть эти сказки!»

Ноябрь

Беседа «В лесу шуметь не нужно, живи с природой дружно»

Чтение «Кусочек хлеба» О.Григорьева

Кормим зимующих птиц.

Чтение «Два жадных медвежонка» Венгерская народная сказка.

Игра «Две конфеты»

Упражнение «Чем можешь поделиться?»

Просмотр мультфильма «Приключения крота» ( серия «Друзья»)

Декабрь

Чтение Б.Заходер «Мы – друзья»

Чтение «Не надо больше ссориться» ЭМашковская

Чтение «Давайте дужить» И.Мазнин

Беседа «Дед Мороз заболел и помочь нам велел»

4

Игра – ситация «Разговор по телефону с Дедом Морозом»

Инсценировка стихотворения И.Никитина «Елка»

Чтение стихотворения Н.Григорьевой «После праздника»

Рекомендовать родителям посмотреть с детьми сказку «Морозко»

Январь

Чтение «Волшебное слово» В.Осеева

Игра «Из какой сказки отрывок?»

Настольная игра «Собери сказку»

Чтение «Умница – разумница» О.Александрова

Беседа «Поговорим о лени»

Чтение «Беззаботная белочка Т.Шорыгина

Чтение «Сказка про лень» Л.Зубкова

Февраль

Чтение «Вот так защитник» А.Барто

Беседа «Военнослужащий» (по книге Шорыгиной)

Чтение стихотворения «Мой папа - капитан»

Беседа на тему «Что мы Родиной зовем? Дом, в котором мы живем»

Чтение стихотворения «Лучше нет родного края» П.Воронько

Чтение рассказа «Спасибо» В.Сухомлинский

Беседа «Мы – маленькие дети на большой планете»

Упражнение «Все прекрасное планеты сохраним»

Пополнение книжного уголка родителями.

Март

Беседа на тему «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать»

Чтение «Посидим в тишине « Е.Благинина

Беседа «Какая у меня мама?»

Чтение «Дедушка» «К.Д. Ушинский

Чтение «А что у вас?» С. Михалков

Игра «Какой путь ты выберешь?»

Составление рассказа по воображаемым картинкам.

Помощь родителей в ремонте книг.

Апрель

Чтение «Хорошие поступки» В.Степанов

Чтение «Два козлика, два братца» Э.Мошковская

Чтение «Непослушный цыпленок» С.Рунге, А.Кумма

Беседа «Поговорим о трудолюбии»

Игра «Из какой сказки герой?»

5

Пополнение демонстрационного материала по сказкам.

Драматизация сказки «Репка»

Чтение «Играющие собаки» К Ушинский

Ситуация «Пропала собака»

Ситуация «Кошка на дереве»

Беседа «Не торопись забрать птенца.Обдумай помощь до конца»

Чтение «Воробей» И.С.Тургенев

Блиц – опрос «Что мы знаем о птицах?»

Май

Чтение о детях – героях Великой Отечественной войны.

Чтение рассказа «Трус» Л.Н Толстой

Беседа на тему «Мир украшают деревья, цветы. Помни,беречь их всегда

должен ты»

Упражнение «Какие цветы где растут?»

Чтение стихотворения «Маки полевые» Н.Григорьева

Чтение «Трудолюбивый хомячок» Т.Шорыгина

Написание отчета о проделанной работе за учебный год.

6

Опыт работы по

по теме «Подготовка руки к письму»

По данной теме работаю второй год, так как развитие мелкой моторики

занимает одно из важнейших мест в развитии ребенка и в его подготовки к

школе.

При поступлении в школу игровая деятельность сменяется новой – учебной

деятельностью. В школе начинается активное использование письменной

речи. Процесс письма требует от ребенка определенных физических и

умственных усилий. В дошкольном возрасте важна подготовка руки к

письму, а не обучение письму.

После

проведения

диагностики,

которая

показала

недостаточную

сформированность графических навыков, составила план работы с детьми.

Подготовка руки к письму велась в следующих направлениях:

1.

Массаж и самомассаж кистей рук и пальцев.

2.

Пальчиковая гимнастика.

3.

Рисование, раскрашивание.

4.

Графические упражнения.

5.

Штриховка.

6.

Вырезание ножницами.

7.

Работа с бумагой (оригами, аппликация).

8.

Работа с пластилином, тестом.

9.

Игры с веревочками, нитками, лентами.

10.

Игры с конструктором.

11.

Мозаика.

12.

Собирание пазлов.

13.

Игры с песком.

14.

Игры с крупами, пуговицами, камешками.

15.

Игры с водой.

16.

Игры с мячом.

7

17.

Игры с карандашом.

Все занятия по развитию мелкой моторики проводились в игровой форме,

что позволило каждому ребенку постепенно, без перегрузки, с учетом их

индивидуальных особенностей подготовить руку к письму. Диагностика

графических навыков у детей показала положительную динамику.

Неоценимую помощь оказывали родители в сборе пособий и материала для

занятий. Многие родители дополнительно занимались с детьми в домашней

обстановке.

Вывод: для того, чтобы дети все дети показали высокие результаты надо

подготовку руки к письму начинать в старшей группе.

8



В раздел образования