Автор: Видяшева Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №1
Населённый пункт: город Петровск, Саратовская область
Наименование материала: исследовательская работа
Тема: Информационно-коммуникативные технологии как форма организации деятельности обучающихся"
Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №1 г. Петровска Саратовской области»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Маленькие герои большой войны»
Выполнила: ученица 4А класса Тепляшина Мария
Руководитель: Видяшева Елена Николаевна
2017 г.
Содержание
I.Введение …………………………………………………….……..4
II.Основная часть ………………………………………………..…...7
II.1.Лёня Голиков……..…………………………………….….…….9
II.2.Валя Котик …………….….……………………….……………10
II.3.Володя Дубинин…………………….…………….….…………11
II.4.Зина Портнова…………………………………………..………12
II.5.Марат Казей……………………………………………………..13
II.6.Витя Хоменко…………………………………………………...14
II.7.Витя Черевичкин………………………………………………..15
III.Заключение……………………………………………………… 16
IV.Список используемой литературы………………………….…..13
Цель: доказать несовместимость понятий «дети» и «война»;
выявить трагичность судеб детей военного лихолетья.
Задачи:
- проследить судьбы и положение детей в годы Великой Отечественной
войны;
- убедиться, что война отняла у детей детство.
Гипотеза: война лишила детей не только детства, но и всех радостей,
которые его сопровождают.
Проведение исследования будет способствовать формированию у
подрастающего поколения патриотических качеств и уважения к
героическому прошлому своего народа.
I.
Введение
Семь десятилетий прошло со дня победоносного завершения Великой
Отечественной войны. Давно уже восстановлены и заново отстроены
разрушенные города и села, заводы, шахты и электростанции. Земля залечила
раны и щедро дарит людям хлеб, обеспечивает промышленность сырьем.
Неузнаваемо
изменилась
наша
Родина,
другим
стал
человек,
его
материальный и культурный уровень, духовный облик.
Но в сердцах и умах поколений время безвластно ослабить память о
великом подвиге советского народа. К событиям огненных лет Великой
отечественной все больше и больше обращаются историки, деятели
культуры, искусства, кино. Полнее и ярче раскрывают они перед всем миром
величие подвига, завершившегося полной победой над фашизмом – злейшим
врагом человечества.
С каждым годом День Победы становится все более грустным
праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной. И приходится с
печалью признавать, что с ними уходит и память о той войне. Нынешнее
юное поколение знает о подвигах своих дедов-прадедов примерно столько,
сколько о войне 1812 года. Две-три фамилии военачальников, пару названий
1
битв - и это в лучшем случае.
Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств, без которого
человек не может ощущать своих корней. Поэтому важно, чтобы ребенок уже
в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Родине, личную
ответственность за родную землю и ее будущее. В настоящее время как
никогда
актуальны
вопросы
патриотического
воспитания
детей.
Как
известно, базой формирования патриотизма являются глубинные чувства
любви и привязанности к своей культуре и своему народу. Поэтому
неотъемлемой частью воспитания школьников является приобщение их к
истории Родины и духовно – нравственным традициям.
Большое видится на расстоянии. Десятилетия отделяют нас от событий
Великой Отечественной войны, но еще многое, что было вызвано ею или
связано с ней, ждет исследователей, ждет пробуждения в нашей памяти.
Ждет большого внимания и тема подвига советских людей в частности: детей
– героев. Эти ребята, для которых слова "патриотизм", "подвиг", "доблесть",
"самопожертвование", "честь", "родина" являлись абсолютными понятиями,
заслужили право на все, кроме забвения.
В школах историю Второй мировой
изучают только в старших классах, при этом Великой Отечественной войне в
программе выделяется настолько мало времени, что ученики получают лишь
минимум сведений. Где уж там рассказать о каждом герое по отдельности.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что знакомство детей с подвигами
их предков нужно начинать уже в младшем школьном возрасте.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано
много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение,
гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и
изучать культуру своих предков.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является
одной из основных задач образовательного учреждения.
2
II. Основная часть
Глава 1.
Лёня Голиков
Бригадный разведчик 67 отряда четвёртой ленинградской партизанской
бригады, действовавшей на территории Новгородской и Псковской областей.
Участвовал
в
27
боевых
операциях.
Всего им уничтожено: 78 немцев, два железнодорожных и 12 шоссейных
мостов, два продовольственных склада и 10 автомашин с боеприпасами.
Сопровождал обоз с продовольствием (250 подвод) в блокадный Ленинград.
За доблесть и отвагу награждён орденом Ленина, орденом Боевого Красного
Знамени
и
медалью
«За
отвагу».
13 августа 1942 года, возвращаясь из разведки от шоссе Луга — Псков
неподалёку от деревни Варницы гранатой подорвал легковую машину, в
которой
находился
немецкий
генерал-майор.
Голиков
в
перестрелке
застрелил из автомата генерала, сопровождавшего его офицера и шофёра. В
штаб бригады разведчик доставил портфель с документами. В их числе были
чертежи и описание новых образцов немецких мин и другие важные бумаги
военного характера. Представлен к званию Герой Советского Союза.
3
24 января 1943 года в неравном бою в селе Острая Лука Псковской области
Леонид
Голиков
погиб.
Указом Президиума Верховного Совета от 2 апреля 1944 года
Леониду Александровичу Голикову посмертно было присвоено звание Героя
Советского
Союза.
К началу войны ему исполнилось 15 лет.
Глава 2.
Валя Котик
На начало войны он только перешёл в шестой класс, но с первых дней начал
бороться с оккупантами. Осенью 1941 года вместе с товарищами убил главу
полевой жандармерии, швырнув гранату в машину, в которой тот ехал.
Сначала был связным подпольной организации, затем участвовал в боях, был
дважды ранен. В октябре 1943 года он обнаружил подземный телефонный
4
кабель, который вскоре был подорван. Связь захватчиков со ставкой Гитлера
в Варшаве прекратилась. Внёс он также свой вклад в подрыв шести
железнодорожных эшелонов и склада. 29 октября 1943 года, будучи в дозоре,
заметил карателей, собиравшихся устроить облаву на отряд. Убив офицера,
он поднял тревогу, и, благодаря его действиям, партизаны успели дать отпор
врагу. В бою за город Изяслав в Хмельницкой области 16 февраля 1944 года
был смертельно ранен и на следующий день скончался. В 1958 году Вале
посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Глава 3.
Володя Дубинин
Володя Дубинин был одним из членов партизанского отряда, воевавшего
вблизи Керчи. Вместе со взрослыми в отряде сражались пионеры Володя
Дубинин, а также Ваня Гриценко и Толя Ковалев. Они подносили
боеприпасы, воду, питание, ходили в разведку. Оккупанты вели борьбу с
отрядом, базировавшимся в каменоломнях, в том числе и замуровывая
выходы из них. Поскольку Володя был самым маленьким, то ему удавалось
выбираться на поверхность по очень узким лазам не замеченным врагами.
5
Уже после освобождения Керчи Володя Дубинин вызвался помогать сапёрам
при разминировании подходов к каменоломням. От взрыва мины погибли
сапёр
и
помогавший
ему
Володя
Дубинин.
Юный разведчик был посмертно награждён орденом Красного Знамени.
Володя
Дубинин
похоронен
в
партизанской
могиле,
неподалеку
от
каменоломен.
Глава 4.
Зина Портнова
В начале июня 1941 года приехала на школьные каникулы в деревню Зуя,
близ Витебской области. С 1942 года член подпольной организации «Юные
мстители».
Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, по указанию
подполья отравила пищу. Во время разбирательств, желая доказать немцам
свою непричастность, съела отравленный суп. Чудом осталась жива.
В декабре 1943 года, возвращаясь с задания по выяснению причин провала
организации «Юные мстители» была схвачена.. На одном из допросов в
гестапо, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух
6
гитлеровцев, пыталась бежать, была схвачена. Замучена и расстреляна в
тюрьме. В Санкт-Петербурге есть улица Зины Портновой, а в 1968—2000 в
Дальневосточном
морском
пароходстве
существовало
судно
«Зина
Портнова».
Глава 5.
Марат Казей
Во время Великой Отечественной войны мать Марата прятала у себя
раненых партизан и лечила их, за что в 1942 году была повешена немцами в
Минске. После смерти матери Марат со старшей сестрой Ариадной ушли в
партизанский
отряд.
Когда партизанский отряд выходил из окружения, Ариадна отморозила ноги,
в связи с чем её самолётом доставили на Большую землю, где ей пришлось
ампутировать обе ноги. В дальнейшем она закончила педагогический
институт, стала Героем Социалистического труда.
7
Марату, как несовершеннолетнему, тоже предложили эвакуироваться вместе
с
сестрой,
но
он
отказался
и
остался
сражаться
с
фашистами.
Впоследствии Марат был разведчиком штаба партизанской бригады им. К. К.
Рокоссовского. Кроме разведок, участвовал в рейдах и диверсиях. За
смелость и отвагу в боях награждён орденом Отечественной войны 1-й
степени, медалями «За отвагу» (раненый, поднял партизан в атаку) и «За
боевые заслуги». Возвращаясь из разведки и окружённый немцами, Марат
Казей подорвал себя и врагов гранатой.
Глава 6.
Витя Хоменко
…В школе по немецкому у Вити было "отлично", и подпольщики поручили
пионеру устроится в офицерскую столовую. Он мыл посуду, случалось,
обслуживал офицеров в зале и прислушивался к их разговорам. В пьяных
спорах фашисты выбалтывали сведения, которые очень интересовали
"Николаевский центр".Быстрого, смышленого мальчишку офицеры стали
посылать с поручениями, а вскоре и вовсе сделали посыльным при штабе. Им
и в голову не могло прийти, что самые секретные пакеты первыми читали
подпольщики.
8
Вместе с Шурой Кобером Витя получил задание перейти линию фронта,
чтобы установить связь с Москвой. В Москве, в штабе партизанского
движения, они доложили обстановку и рассказали о том, что наблюдали в
пути.
Вернувшись в Николаев, ребята доставили подпольщикам радиопередатчик,
взрывчатку, оружие. И снова борьба без страха и колебания. 5 декабря 1942
года были схвачены фашистами и казнены десять подпольщиков. Среди них
два мальчика - Шура Кобер и Витя Хоменко. Они жили героями и погибли
как герои.
Орденом Отечественной войны 1 степени - посмертно - наградила Родина
своего бесстрашного сына. Имя Вити Хоменко носит школа, в которой он
учился.
Глава 7.
Витя Черевичкин
Еще до начала войны Витя Черевичкин, как и многие его ровесники, любил
гонять голубей.
Птицы были
вместо почтальонов. Однажды
юный
разведчик написал записку с важными сообщениями, привязал ее к лапке
рыжего
голубя
и
подбросил
своего
любимца
вверх:
-
Лети
в
Батайск!..
Витя волновался. А что, если голубь не долетит? Кто передаст советскому
9
командованию его донесение? Мальчика заметил фашистский офицер.
Витя попытался вырваться, но откуда-то подбежал солдат. Юного героя
отвели
в
немецкий
штаб.
- Ты разведчик?.. Где партизаны?.. - бесновался на допросе офицер, угрожая
мальчику пистолетом. Витю били, топтали ногами, но никакие пытки не
могли сломить его волю. Он молчал. А вечером подростка повели в сторону
Дона. Он шел, тяжело передвигая ноги. Но голову держал высоко. За ним
неотступно шагали его враги. Из-за Дона уже слышен был грохот советского
наступления. Витин голубь долетел до Батайска. Здесь его заметили, и
записка была передана в наш штаб. Теперь рвались снаряды и бомбы в
районе, где скопились крупные вражеские силы.
Это громили врага
советская артиллерия и авиация, сосредоточив огонь на тех точках, которые
указал он, юный разведчик Витя Черевичкин. В Ростов вернулись советские
войска, и юного героя с воинскими почестями похоронили в братской
солдатской могиле.
III.Заключение.
Итак, мы видим, что все рассмотренные примеры убеждают нас в том, что
дети военного времени лишены были детства, не испытали они тех
радостей, которые характерны для данного возраста.
Я выяснила, что судьбы детей военного лихолетья действительно
трагичны.
Именно они, дети войны, стали главной ее жертвой.
IV.Список литературы.
1.Антонов Ю.Е. «Как научить детей любить Родину» - Москва: АРКТИ,
2005г.
2.Голиков В.А. «Подвиг народа» - Москва: Политиздат,1980г.
3.Казаков А.П. «Детям о великой победе» - Москва: ООО Издательство
ГНОМ и Д, 2007г.
4.Рощин И.И. «Твердо верю в нашу победу» - Москва: Политиздат, 1989г.
5.Скоробов В.С. «Все для фронта» - Свердловск: Средне - Уральское
книжное издательство, 1985г.
10