Напоминание

Влияние театрализованной деятельности на развитие творческих и коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста


Автор: Белякова Наталья Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №100
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Тема самообразования
Тема: Влияние театрализованной деятельности на развитие творческих и коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 100 « Капитошка»

Тема самообразования: «Влияние театрализованной деятельности

на развитие творческих и коммуникативных способностей

у детей дошкольного возраста»

Воспитатель:

Белякова Наталья Владимировна

г. Новосибирск 2021г.

«Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с

детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребёнка.

Эта страсть перевоплощаться у многих детей звучит ярко, талантливо, вызывает

подчас недоумение у нас, профессиональных артистов».

К.С. Станиславский.

Театр - это огромный, прекрасный и многоликий мир, в котором ребенок

радуется, играя, а в игре он познает мир. Театр – это мир звуков, образов, мир полный

сказки и волшебства.

Многие знакомые, узнав, что я работаю в детском саду педагогом дополнительного

образования по театрализованной деятельности, с завистью замечают: «Какая интересная

у тебя работа!» Да, я очень влюблена в свою работу и отношусь к ней, как к любимому,

дорогому для меня делу. Ведь это общение с детьми, которые дарят мне свою любовь и

привязанность, возможность творчески работать, постоянно погружаясь в мир фантазии,

музыки, игры, сказки. Меня привлекает работа именно с дошкольниками. Это самый

благодарный возраст, когда между ребенком и взрослым устанавливается тесный контакт

и взаимопонимание. Малыш, который любит педагога, доверяет ему, полюбит и поймет

то, что он предлагает.

Работая в дошкольном образовательном учреждении, в своей деятельности я

встретилась с такими проблемами:

- Всё чаще в детском саду встречаются «проблемные» дети: агрессивные,

застенчивые, и т.п.

- Очень часто дети, попадая в коллектив, не могут самовыразиться,

самореализоваться, самостоятельно выйти из критических ситуаций;

- У детей не выразительная речь, проблемы в речевом развитии;

- Низкий уровень развития творческих способностей (креативности);

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости

обучения, чувствованию и художественному воображению – это путь через игру,

фантазирование, сочинительство.

Решение этих проблем – театрализованная деятельность. Значение

театрализованной деятельности в развитии ребёнка трудно переоценить, поскольку

театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по

возможности непосредственного эмоционального воздействия на человека. Она является

неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребёнка к

духовным ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию.

Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития

творческих и коммуникативных способностей детей. Театрализованная деятельность

пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театр

оказывает на личность ребенка, позволяет использовать его, как сильное, но не навязчивое

педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно,

свободно и естественно.

Методическая направленность моего опыта работы базируется на современных

концепциях и теоретических трудах Н. Сорокиной, Л.Г. Миланович авторы

рассматривают дифференцированность и поэтапность воспитательного процесса в

развитии творческих способностей театрализованной деятельности у детей

дошкольного возраста.

Главная цель моей работы – доставить детям радость, вдохнуть в них творческое

начало, поддерживать и развивать интерес к творчеству. Превращать пребывание детей в

детском саду в сказку, праздник, прививать эстетический вкус, любовь к прекрасному.

Поэтому на каждом театрализованном занятии я стремлюсь создать атмосферу праздника,

чтобы активизировать интерес детей к театру.

В своей работе по театрализованной деятельности дошкольников я определяю

основные задачи:

- развитие творческой самостоятельности детей;

- развитие правильной, эмоциональной речи детей;

- умение владеть своим телом (формирование умения передавать движением,

мимикой, позой, жестом, театральными куклами основные эмоции ритмических

импровизаций, игр и этюдов);

- воспитание устойчивого интереса к театрализованной деятельности, желание

принимать активное участие в досугах, праздниках, развлечениях.

В организации театрализованной деятельности широко использую такие

методы работы:

- Игровой метод.

- Импровизация.

- Инсценирование.

- Метод решения проблемных ситуаций.

- Развивающий метод

В процессе работы с детьми, я поняла, что необходимо

создать безопасную

психологическую базу ребенка для его творческой реализации.

На мой взгляд,

систематическое вовлечение дошкольников в театральную деятельность приводит к

значительным сдвигам в развитии коммуникативных способностей у детей.

Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолевать робость,

неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия

помогают всесторонне развивать ребенка.

Формирование данного опыта продиктовано необходимостью: -

социальной адаптации детей; -

раскрытие личности ребенка; -

создание благоприятных условий для творческого развития;

- развитие творческой фантазии, памяти, внимания;

- овладение навыков культуры общения, коллективного творчества.

Использование современных информационных технологий в сочетании с личностно-

ориентированным подходом, позволяют не только сформировать устойчивый интерес

к театральному искусству, но и позволяет дать детям умения и навыки, развивает

память, внимание и творческое воображение. Все методы, я использую в комплексе,

они чередуются и дополняют друг друга, это позволяет добиться хороших результатов

у детей в развитии творческих и коммуникативных способностей, что способствует и

развитию личности ребенка в целом.

Изучив педагогические, парциальные программы и технологии по творческому

развитию дошкольников я разработала комплекс театрализованных игр и упражнений,

которые помогают в развитии творческих способностей, а так же психофизического

развития детей в целом.

Разработанный мной комплекс театральных игр и упражнений позволяет:

- Социально адаптировать детей

- Развивать творческую фантазию, память и внимание дошкольников

- Овладеть навыками культурного общения, коллективного творчества.

- Создать благоприятные условия для творческого развития детей

Эти игры ориентированы на всестороннее развитие личности ребенка, его

неповторимость и индивидуальность.

Содержание, формы и методы проведения способствуют одновременно достижению

трёх основных целей:

- развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;

- созданию атмосферы творчества,

- социально - эмоционально развитию детей.

Чтобы интерес к театрализованной деятельности у детей не угас, в ДОУ создана

современная предметно-развивающая среда, которая является одним из основных

средств развития личности ребенка. Применение ИКТ: просмотр презентаций, видео,

аудио прослушивание.

Для качественного усвоения материала я использую следующие формы работы,

которые включают в себя:

- Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.

- Игры драматизации.

- Упражнения эмоционального развития детей.

- Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).

- Задания для развития речевой интонационной выразительности.

- Игры – превращения («владеть своим телом»), образные упражнения.

- Упражнения на развитие детской пластики.

- Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук.

- Упражнения на развитие выразительной мимики.

- Упражнения по этике во время драматизаций.

- Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

- Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации –

жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.

- Личный пример.

Изучив современную методическую литературу, я выбрала материал для

внедрения его в практику, а также пришла к выводу, что используя данный материал,

можно повысить интерес к театрализованной деятельности, развить творческие

способности дошкольников, что является одним из компонентов общей структуры

личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом.

Поэтому в свою работу я включаю разнообразные специальные театральные игры,

тренинги, этюды и театральные постановки.

Театр – это еще целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не

употребляются. Это сцена, занавес, кулисы. Знакомство еще со многими

удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за кулисы

театра. В театральном творчестве ребенок постоянно вовлекается в бурный поток

разнообразной информации из самых разных областей человеческой жизни и

окружающего мира, в том числе, он постигает для себя сам театр и его специфику.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт

прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько

были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал

взрослого человека.

Новизна моего опыта заключается в том, что развитие творческих способностей

дошкольников в процессе театрализованной деятельности решается на основе

элементов известных программ: «Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр»

Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович, на основе разработанного мной комплекса

театральных игр и упражнений. Этот комплекс способствует развитию творческих

способностей, активизации театрализованной деятельности у дошкольников, а так же

формированию у детей художественно-эстетического вкуса.

Основные формы работы с родителями:

Беседа – консультация (о способах развития способностей и преодоления

проблем конкретного ребенка)

Выставки (фото выставки, выставка детских работ, выставка рисунков)

Совместные творческие вечера (родители привлекаются для постановки

спектаклей, для участия в конкурсах)

Творческие мастерские (именно здесь родители и педагоги делятся опытом,

совместно подготавливают материал для досугов детей)

Анкетирование

Совместные спектакли

Совместные театральные праздники (по инициативе родителей)

Дни открытых дверей

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Шестой год жизни

Месяц

Содержание образовательной

работы

Задачи

Октябрь

Оформление родительского уголка.

Консультация «Посещение театра

всей семьёй».

Создать у родителей интерес к

театральной деятельности.

Ноябрь

Оформление родительского уголка-

консультация «Домашний театр».

Научить использовать разные

виды театра в домашних

условиях.

Декабрь

Оформление родительского уголка-

консультация

«Театрализованная

деятельность,

как

средство

Познакомить родителей с

театрализованными играми,

помогающими в преодолении

преодоления речевых нарушений».

речевых нарушений.

Январь

Конкурс на лучшую афишу для

нашего спектакля.

Привлечь к участию в совместных

с детьми выставках.

Февраль

Совместная работа с родителями

над костюмами для театрального

уголка.

Привлечь родителей к

пополнению и обновлению

театрального уголка в группе.

Март

Мастер- класс «Кукольный театр

своими руками»

Рассказать о способах

изготовления театра.

Апрель

Выставка « Лучший кукольный

театр своими руками»

Привлечь к участию в совместных

с детьми выставках

Май

Работа (совместно с родителями)

над альбомом «Всё о театре»

Рекомендации родителям на летний

период.

1.учить

детей

обобщать

полученный опыт;

2.развивать эстетический вкус в

оформлении альбомов.

Планирование образовательной деятельности

1. Групповые занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине

дня. Продолжительность занятия 25 минут.

2. Индивидуальная работа. На индивидуальных занятиях разучивают стишки,

потешки, отгадывают загадки.

Содержание образовательной деятельности по возрастам.

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Месяц

Блок

Содержание

образовательной

работы

Задачи

сентябрь

Знакомство с детьми,

наблюдение, оценка

уровня развития

театрально- игровой

деятельности детей.

Оценить умения детей в

театрально- игровой

деятельности.

Составление плана

работы.

Разработать план развития

творческих способностей

детей, опираясь на

полученные результаты.

октябрь

«Основы

театральной

Беседа-диалог «Мы идём

в театр» и посещение

1. активизировать творческие

проявления детей;

азбуки»

театра

2. развивать чувство

прекрасного, навыки

культурного поведения,

потребности в познании

нового.

«Театральная

игра»

Создание «Центра

театрального искусства»

пополнить его различными

костюмами, масками,

атрибутами для драматизаций

и т.д.

«Основы

кукольного

театра»

Знакомство с ширмой

рассказать об устройстве и

назначении театральной

ширмы.

ноябрь

«Основы

театральной

азбуки»

Беседа с детьми

«Рождение спектакля»

1.активизировать

познавательный

интерес

к

театральным профессиям;

2.познакомить

детей

с

профессиями:

актер,

режиссер, художник.

3.воспитывать

желание

узнать новое.

«Театральная

игра»

Игры -«Изменю себя

друзья, догадайся кто же

я!», «Что мы делали не

скажем, а что делали

покажем»

Театральный

центр

пополняется

словарём

театральных терминов.

1.развивать у детей умение

пользоваться жестами;

2.развивать

двигательные

способности детей;

3.побуждать

детей

экспериментировать со своей

внешностью

(мимика,

жесты).

«Основы

кукольного

театра»

Этюды - «Заяц и

медведь», «Медведь и

лиса» и т. д.

формировать

навыки

кукловождения

резиновой,

пластмассовой,

мягкой

игрушкой

настольного

театра.

декабрь

«Основы

театральной

азбуки»

Беседа на тему

«Удивительный мир

кукол»

познакомить с видами кукол

и способами действия с ними.

«Театральная

игра»

Мимические этюды у

зеркала «Радость»,

«Гнев», «Грусть»,

«Страх» и т.д.

Отгадывание загадок, с

изображением их героев

развивать

способность

понимать

эмоциональное

состояние человека и уметь

адекватно

выразить

своё

настроение.

отработка

показа

образов

животных

с

помощью

выразительных движений;

развивать творчество,

воображение и фантазию.

«Основы

Этюды «В гости к

обучать

детей

приёмам

кукольного

театра»

Маше», «Собака и

медведь» и др.

кукловождения

настольно-

плоскостного театра.

январь

«Основы

театральной

азбуки»

Беседа на тему « Театр

снаружи и изнутри»

(фото, иллюстрации с

изображением театров)

1.познакомить

детей

с

устройством

театрального

здания;

2.обогащать словарь детей.

«Театральная

игра»

Знакомство

детей

со

сказкой

«Заюшкина

избушка»:

Распределение ролей

учить

детей

внимательно

слушать сказку и отвечать на

вопросы по содержанию.

1.учить

детей

дружно

и

согласованно договариваться;

2.воспитывать

чувство

коллективного творчества.

«Основы

кукольного

театра»

Этюды «Дед и репа»,

«Две мышки» и др.

познакомить

детей

с

приёмами

вождения

верховых кукол.

февраль

«Основы

театральной

азбуки»

Беседа на тему: «Новые

виды театров» (театр на

ложках, театр на

нагрудниках, на

стаканчиках и т.д.)

Познакомить детей с новыми,

неординарными видами

театров.

«Театральная

игра»

Репетиции сказки

«Заюшкина избушка»

1.отработать

диалоги,

выразительность

и

интонацию;

2.развивать

в

движениях

чувство ритма, координацию

движений.

«Основы

кукольного

театра»

Этюды «Встреча лисы и

зайца», «Встреча мышки

с лягушкой» и др.

продолжать

обучать

детей

приёмам вождения верховых

кукол на ширме.

март

«Основы

театральной

азбуки»

Экскурсия в кукольный

театр.

Закрепить полученные

знания о театре и правилах

поведения в нём.

«Театральная

игра»

Показ сказки

«Заюшкина избушка»

1.развивать

способность

свободно

и

раскрепощёно

держаться перед зрителями;

2.воспитывать

и

поддерживать

желание

доставить

удовольствие

своим выступлением детям и

воспитателям.

«Основы

кукольного

театра»

Этюды «Встреча кошки

с собакой», «Пляска

мышей» и др.

обучать

детей

приёмам

последовательного

накладывания

картинок

согласно

сюжету

простых,

знакомых сказок (стендовый

театр

на

фланелеграфе

и

магнитной доске).

апрель

«Основы

театральной

азбуки»

Просмотр отрывков

видео спектаклей разных

видов театров.

Приобщение детей к миру

театра.

«Театральная

игра»

Занятие-игра

«Весёлые

стихи читаем и слово-

рифму подбираем»

1.создать

положительный

эмоциональный настрой;

2.упражнять детей в подборе

рифм к словам;

3.поощрять

совместное

стихосложение.

«Основы

кукольного

театра»

Этюды «К нам пришёл

зайчик», «Кот и

петушок» и др.

закреплять навыки

кукловождения пальчикового

театра.

май

«Основы

театральной

азбуки»

Оценка умения детей в

театрально- игровой

деятельности на

пройденном материале.

«Театральная

игра»

Театральные игры по

выбору детей.

1. развитие творческих

способностей детей.

2. развитие инициативы,

самостоятельности.

«Основы

кукольного

театра»

Этюды «К нам в гости

пришёл клоун», «Танец

Алёнушки» и др.

познакомить

детей

с

приёмами

кукловождения

марионеток.

Методические материалы и средства обучения.

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ

Сфера, 2006.

2. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-

эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.

3. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969.

4. Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для

педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.

5. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера,

2001.

6. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском

саду. - М.: Школьная пресса, 2000.

7. Сорокина Н. Д. Сценарии театральных кукольных занятий.- М.: АРКТИ, 2007.

8. Сорокина Н.Ы., Миланович Л.Г. Авторская программа «Театр – творчество –

дети»

9. Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для

детей разного возраста: Нескучалия. - М.:ВЛАДОС, 2001.

10. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990.

11. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации.

– М.: ТЦ Сфера, 2013.

12. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.: Мозаика –

Синтез, 2007. – 144 с.



В раздел образования