Автор: Белякова Наталья Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №100
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Тема самообразования
Тема: Влияние театрализованной деятельности на развитие творческих и коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 100 « Капитошка»
Тема самообразования: «Влияние театрализованной деятельности
на развитие творческих и коммуникативных способностей
у детей дошкольного возраста»
Воспитатель:
Белякова Наталья Владимировна
г. Новосибирск 2021г.
«Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с
детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребёнка.
Эта страсть перевоплощаться у многих детей звучит ярко, талантливо, вызывает
подчас недоумение у нас, профессиональных артистов».
К.С. Станиславский.
Театр - это огромный, прекрасный и многоликий мир, в котором ребенок
радуется, играя, а в игре он познает мир. Театр – это мир звуков, образов, мир полный
сказки и волшебства.
Многие знакомые, узнав, что я работаю в детском саду педагогом дополнительного
образования по театрализованной деятельности, с завистью замечают: «Какая интересная
у тебя работа!» Да, я очень влюблена в свою работу и отношусь к ней, как к любимому,
дорогому для меня делу. Ведь это общение с детьми, которые дарят мне свою любовь и
привязанность, возможность творчески работать, постоянно погружаясь в мир фантазии,
музыки, игры, сказки. Меня привлекает работа именно с дошкольниками. Это самый
благодарный возраст, когда между ребенком и взрослым устанавливается тесный контакт
и взаимопонимание. Малыш, который любит педагога, доверяет ему, полюбит и поймет
то, что он предлагает.
Работая в дошкольном образовательном учреждении, в своей деятельности я
встретилась с такими проблемами:
- Всё чаще в детском саду встречаются «проблемные» дети: агрессивные,
застенчивые, и т.п.
- Очень часто дети, попадая в коллектив, не могут самовыразиться,
самореализоваться, самостоятельно выйти из критических ситуаций;
- У детей не выразительная речь, проблемы в речевом развитии;
- Низкий уровень развития творческих способностей (креативности);
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости
обучения, чувствованию и художественному воображению – это путь через игру,
фантазирование, сочинительство.
Решение этих проблем – театрализованная деятельность. Значение
театрализованной деятельности в развитии ребёнка трудно переоценить, поскольку
театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по
возможности непосредственного эмоционального воздействия на человека. Она является
неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребёнка к
духовным ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию.
Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития
творческих и коммуникативных способностей детей. Театрализованная деятельность
пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театр
оказывает на личность ребенка, позволяет использовать его, как сильное, но не навязчивое
педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно,
свободно и естественно.
Методическая направленность моего опыта работы базируется на современных
концепциях и теоретических трудах Н. Сорокиной, Л.Г. Миланович авторы
рассматривают дифференцированность и поэтапность воспитательного процесса в
развитии творческих способностей театрализованной деятельности у детей
дошкольного возраста.
Главная цель моей работы – доставить детям радость, вдохнуть в них творческое
начало, поддерживать и развивать интерес к творчеству. Превращать пребывание детей в
детском саду в сказку, праздник, прививать эстетический вкус, любовь к прекрасному.
Поэтому на каждом театрализованном занятии я стремлюсь создать атмосферу праздника,
чтобы активизировать интерес детей к театру.
В своей работе по театрализованной деятельности дошкольников я определяю
основные задачи:
- развитие творческой самостоятельности детей;
- развитие правильной, эмоциональной речи детей;
- умение владеть своим телом (формирование умения передавать движением,
мимикой, позой, жестом, театральными куклами основные эмоции ритмических
импровизаций, игр и этюдов);
- воспитание устойчивого интереса к театрализованной деятельности, желание
принимать активное участие в досугах, праздниках, развлечениях.
В организации театрализованной деятельности широко использую такие
методы работы:
- Игровой метод.
- Импровизация.
- Инсценирование.
- Метод решения проблемных ситуаций.
- Развивающий метод
В процессе работы с детьми, я поняла, что необходимо
создать безопасную
психологическую базу ребенка для его творческой реализации.
На мой взгляд,
систематическое вовлечение дошкольников в театральную деятельность приводит к
значительным сдвигам в развитии коммуникативных способностей у детей.
Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолевать робость,
неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия
помогают всесторонне развивать ребенка.
Формирование данного опыта продиктовано необходимостью: -
социальной адаптации детей; -
раскрытие личности ребенка; -
создание благоприятных условий для творческого развития;
- развитие творческой фантазии, памяти, внимания;
- овладение навыков культуры общения, коллективного творчества.
Использование современных информационных технологий в сочетании с личностно-
ориентированным подходом, позволяют не только сформировать устойчивый интерес
к театральному искусству, но и позволяет дать детям умения и навыки, развивает
память, внимание и творческое воображение. Все методы, я использую в комплексе,
они чередуются и дополняют друг друга, это позволяет добиться хороших результатов
у детей в развитии творческих и коммуникативных способностей, что способствует и
развитию личности ребенка в целом.
Изучив педагогические, парциальные программы и технологии по творческому
развитию дошкольников я разработала комплекс театрализованных игр и упражнений,
которые помогают в развитии творческих способностей, а так же психофизического
развития детей в целом.
Разработанный мной комплекс театральных игр и упражнений позволяет:
- Социально адаптировать детей
- Развивать творческую фантазию, память и внимание дошкольников
- Овладеть навыками культурного общения, коллективного творчества.
- Создать благоприятные условия для творческого развития детей
Эти игры ориентированы на всестороннее развитие личности ребенка, его
неповторимость и индивидуальность.
Содержание, формы и методы проведения способствуют одновременно достижению
трёх основных целей:
- развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;
- созданию атмосферы творчества,
- социально - эмоционально развитию детей.
Чтобы интерес к театрализованной деятельности у детей не угас, в ДОУ создана
современная предметно-развивающая среда, которая является одним из основных
средств развития личности ребенка. Применение ИКТ: просмотр презентаций, видео,
аудио прослушивание.
Для качественного усвоения материала я использую следующие формы работы,
которые включают в себя:
- Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.
- Игры драматизации.
- Упражнения эмоционального развития детей.
- Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
- Задания для развития речевой интонационной выразительности.
- Игры – превращения («владеть своим телом»), образные упражнения.
- Упражнения на развитие детской пластики.
- Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук.
- Упражнения на развитие выразительной мимики.
- Упражнения по этике во время драматизаций.
- Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
- Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации –
жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.
- Личный пример.
Изучив современную методическую литературу, я выбрала материал для
внедрения его в практику, а также пришла к выводу, что используя данный материал,
можно повысить интерес к театрализованной деятельности, развить творческие
способности дошкольников, что является одним из компонентов общей структуры
личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом.
Поэтому в свою работу я включаю разнообразные специальные театральные игры,
тренинги, этюды и театральные постановки.
Театр – это еще целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не
употребляются. Это сцена, занавес, кулисы. Знакомство еще со многими
удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за кулисы
театра. В театральном творчестве ребенок постоянно вовлекается в бурный поток
разнообразной информации из самых разных областей человеческой жизни и
окружающего мира, в том числе, он постигает для себя сам театр и его специфику.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт
прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько
были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал
взрослого человека.
Новизна моего опыта заключается в том, что развитие творческих способностей
дошкольников в процессе театрализованной деятельности решается на основе
элементов известных программ: «Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр»
Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович, на основе разработанного мной комплекса
театральных игр и упражнений. Этот комплекс способствует развитию творческих
способностей, активизации театрализованной деятельности у дошкольников, а так же
формированию у детей художественно-эстетического вкуса.
Основные формы работы с родителями:
Беседа – консультация (о способах развития способностей и преодоления
проблем конкретного ребенка)
Выставки (фото выставки, выставка детских работ, выставка рисунков)
Совместные творческие вечера (родители привлекаются для постановки
спектаклей, для участия в конкурсах)
Творческие мастерские (именно здесь родители и педагоги делятся опытом,
совместно подготавливают материал для досугов детей)
Анкетирование
Совместные спектакли
Совместные театральные праздники (по инициативе родителей)
Дни открытых дверей
Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Шестой год жизни
Месяц
Содержание образовательной
работы
Задачи
Октябрь
Оформление родительского уголка.
Консультация «Посещение театра
всей семьёй».
Создать у родителей интерес к
театральной деятельности.
Ноябрь
Оформление родительского уголка-
консультация «Домашний театр».
Научить использовать разные
виды театра в домашних
условиях.
Декабрь
Оформление родительского уголка-
консультация
«Театрализованная
деятельность,
как
средство
Познакомить родителей с
театрализованными играми,
помогающими в преодолении
преодоления речевых нарушений».
речевых нарушений.
Январь
Конкурс на лучшую афишу для
нашего спектакля.
Привлечь к участию в совместных
с детьми выставках.
Февраль
Совместная работа с родителями
над костюмами для театрального
уголка.
Привлечь родителей к
пополнению и обновлению
театрального уголка в группе.
Март
Мастер- класс «Кукольный театр
своими руками»
Рассказать о способах
изготовления театра.
Апрель
Выставка « Лучший кукольный
театр своими руками»
Привлечь к участию в совместных
с детьми выставках
Май
Работа (совместно с родителями)
над альбомом «Всё о театре»
Рекомендации родителям на летний
период.
1.учить
детей
обобщать
полученный опыт;
2.развивать эстетический вкус в
оформлении альбомов.
Планирование образовательной деятельности
1. Групповые занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине
дня. Продолжительность занятия 25 минут.
2. Индивидуальная работа. На индивидуальных занятиях разучивают стишки,
потешки, отгадывают загадки.
Содержание образовательной деятельности по возрастам.
Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Месяц
Блок
Содержание
образовательной
работы
Задачи
сентябрь
Знакомство с детьми,
наблюдение, оценка
уровня развития
театрально- игровой
деятельности детей.
Оценить умения детей в
театрально- игровой
деятельности.
Составление плана
работы.
Разработать план развития
творческих способностей
детей, опираясь на
полученные результаты.
октябрь
«Основы
театральной
Беседа-диалог «Мы идём
в театр» и посещение
1. активизировать творческие
проявления детей;
азбуки»
театра
2. развивать чувство
прекрасного, навыки
культурного поведения,
потребности в познании
нового.
«Театральная
игра»
Создание «Центра
театрального искусства»
пополнить его различными
костюмами, масками,
атрибутами для драматизаций
и т.д.
«Основы
кукольного
театра»
Знакомство с ширмой
рассказать об устройстве и
назначении театральной
ширмы.
ноябрь
«Основы
театральной
азбуки»
Беседа с детьми
«Рождение спектакля»
1.активизировать
познавательный
интерес
к
театральным профессиям;
2.познакомить
детей
с
профессиями:
актер,
режиссер, художник.
3.воспитывать
желание
узнать новое.
«Театральная
игра»
Игры -«Изменю себя
друзья, догадайся кто же
я!», «Что мы делали не
скажем, а что делали
покажем»
Театральный
центр
пополняется
словарём
театральных терминов.
1.развивать у детей умение
пользоваться жестами;
2.развивать
двигательные
способности детей;
3.побуждать
детей
экспериментировать со своей
внешностью
(мимика,
жесты).
«Основы
кукольного
театра»
Этюды - «Заяц и
медведь», «Медведь и
лиса» и т. д.
формировать
навыки
кукловождения
резиновой,
пластмассовой,
мягкой
игрушкой
настольного
театра.
декабрь
«Основы
театральной
азбуки»
Беседа на тему
«Удивительный мир
кукол»
познакомить с видами кукол
и способами действия с ними.
«Театральная
игра»
Мимические этюды у
зеркала «Радость»,
«Гнев», «Грусть»,
«Страх» и т.д.
Отгадывание загадок, с
изображением их героев
развивать
способность
понимать
эмоциональное
состояние человека и уметь
адекватно
выразить
своё
настроение.
отработка
показа
образов
животных
с
помощью
выразительных движений;
развивать творчество,
воображение и фантазию.
«Основы
Этюды «В гости к
обучать
детей
приёмам
кукольного
театра»
Маше», «Собака и
медведь» и др.
кукловождения
настольно-
плоскостного театра.
январь
«Основы
театральной
азбуки»
Беседа на тему « Театр
снаружи и изнутри»
(фото, иллюстрации с
изображением театров)
1.познакомить
детей
с
устройством
театрального
здания;
2.обогащать словарь детей.
«Театральная
игра»
Знакомство
детей
со
сказкой
«Заюшкина
избушка»:
Распределение ролей
учить
детей
внимательно
слушать сказку и отвечать на
вопросы по содержанию.
1.учить
детей
дружно
и
согласованно договариваться;
2.воспитывать
чувство
коллективного творчества.
«Основы
кукольного
театра»
Этюды «Дед и репа»,
«Две мышки» и др.
познакомить
детей
с
приёмами
вождения
верховых кукол.
февраль
«Основы
театральной
азбуки»
Беседа на тему: «Новые
виды театров» (театр на
ложках, театр на
нагрудниках, на
стаканчиках и т.д.)
Познакомить детей с новыми,
неординарными видами
театров.
«Театральная
игра»
Репетиции сказки
«Заюшкина избушка»
1.отработать
диалоги,
выразительность
и
интонацию;
2.развивать
в
движениях
чувство ритма, координацию
движений.
«Основы
кукольного
театра»
Этюды «Встреча лисы и
зайца», «Встреча мышки
с лягушкой» и др.
продолжать
обучать
детей
приёмам вождения верховых
кукол на ширме.
март
«Основы
театральной
азбуки»
Экскурсия в кукольный
театр.
Закрепить полученные
знания о театре и правилах
поведения в нём.
«Театральная
игра»
Показ сказки
«Заюшкина избушка»
1.развивать
способность
свободно
и
раскрепощёно
держаться перед зрителями;
2.воспитывать
и
поддерживать
желание
доставить
удовольствие
своим выступлением детям и
воспитателям.
«Основы
кукольного
театра»
Этюды «Встреча кошки
с собакой», «Пляска
мышей» и др.
обучать
детей
приёмам
последовательного
накладывания
картинок
согласно
сюжету
простых,
знакомых сказок (стендовый
театр
на
фланелеграфе
и
магнитной доске).
апрель
«Основы
театральной
азбуки»
Просмотр отрывков
видео спектаклей разных
видов театров.
Приобщение детей к миру
театра.
«Театральная
игра»
Занятие-игра
«Весёлые
стихи читаем и слово-
рифму подбираем»
1.создать
положительный
эмоциональный настрой;
2.упражнять детей в подборе
рифм к словам;
3.поощрять
совместное
стихосложение.
«Основы
кукольного
театра»
Этюды «К нам пришёл
зайчик», «Кот и
петушок» и др.
закреплять навыки
кукловождения пальчикового
театра.
май
«Основы
театральной
азбуки»
Оценка умения детей в
театрально- игровой
деятельности на
пройденном материале.
«Театральная
игра»
Театральные игры по
выбору детей.
1. развитие творческих
способностей детей.
2. развитие инициативы,
самостоятельности.
«Основы
кукольного
театра»
Этюды «К нам в гости
пришёл клоун», «Танец
Алёнушки» и др.
познакомить
детей
с
приёмами
кукловождения
марионеток.
Методические материалы и средства обучения.
1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ
Сфера, 2006.
2. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-
эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
3. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969.
4. Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для
педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.
5. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера,
2001.
6. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском
саду. - М.: Школьная пресса, 2000.
7. Сорокина Н. Д. Сценарии театральных кукольных занятий.- М.: АРКТИ, 2007.
8. Сорокина Н.Ы., Миланович Л.Г. Авторская программа «Театр – творчество –
дети»
9. Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для
детей разного возраста: Нескучалия. - М.:ВЛАДОС, 2001.
10. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990.
11. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации.
– М.: ТЦ Сфера, 2013.
12. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.: Мозаика –
Синтез, 2007. – 144 с.