Напоминание

Бессоюзные сложные предложения. Обобщающий урок- практикум по русскому языку. 9 класс.


Автор: Глушак Галина Сергеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ Гордеевская СОШ
Населённый пункт: с. Гордеевка
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Бессоюзные сложные предложения. Обобщающий урок- практикум по русскому языку. 9 класс.
Раздел: среднее образование





Назад




Тема

:

Бессоюзные сложные предложения. Обобщающий урок-практикум

по русскому языку 9 класс.

Тип урока: повторение и обобщение материала

Дидактическая задача: повторить и обобщить знания

Место урока в теме: последний урок в теме «БСП»

Ценности: активная деятельная жизнь, здоровье, красота, общение, любовь.

Оборудование: учебники, рабочие тетради, мультимедийная презентация для урока, рабочий компьютер учителя,

рабочий лист урока, диагностический лист самоанализа знаний, умений и навыков, индивидуальные карточки для

учащихся.

Цели урока:

1.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

:

Обобщить, систематизировать и закрепить правила постановки знаков препинания в БСП

совершенствование пунктуационных навыков по данной теме.

2.

РАЗВИВАЮЩАЯ:

Развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях;

Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать;

Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;

Развитие умения аргументировать, доказывать и делать выводы.

3.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

Воспитывать способность видеть, чувствовать, понимать красоту окружающего мира, осознавать эстетическую

ценность языковых явлений в художественном тексте

наблюдательность,

настойчивость, приучая терпеливо преодолевать трудности в работе.

Ход урока.

I.Вступительное слово.

Добрый день дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня наш урок я хотела бы начать словами Е.Евтушенко

( 1

слайд )

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы как истории планет,

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

- Я произношу эти слова и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас

на каждом уроке.

- Нам на уроке потребуются ваше желание, хорошее настроение, умение мыслить и, конечно же, запас знаний.

- Начнём наш урок с синтаксической разминки ( 2

слайд )

- Ребята, посмотрите на доску и определите: какие перед нами предложения? (БСП)

- Определим смысловые отношения между его частями.

1.Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле. (дополнение)

2. Добрый человек оставляет добрую память - злой человек будет быстро забыт.

(противопоставление)

- Ребята, как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

- Сегодня у нас с вами обобщающий урок-практикум по теме

« Бессоюзные сложные предложения».

- Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, тему урока. (3 СЛАЙД)

Определим цели нашего урока: (4 СЛАЙД) (дети сами должны их назвать)

- Что мы будем делать на уроке?

Цель: обобщить, систематизировать и закрепить правила постановки знаков препинания в БСП.

- Ребята, сегодня на уроке вы будете контролировать свои знания, и оценивать самих себя. Результаты своей работы

фиксируйте в «Диагностическом листе», который у каждого на столе.

Диагностический лист

(контроль и самооценка знаний, умений и навыков по теме « Бессоюзное сложное

предложение»).

Сегодня на уроке вы оцените себя сами, оцените свою подготовку к итоговой аттестации в 9 классе.

«Знаю», «умею» - это 1 балл,

«нет», «не уверен» - 0 баллов.

Сложите полученные баллы, это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективными.

Если вы поставили себе 0 баллов, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.

Ф.И. ученика Оценка

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Знание теоретического материала

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Практическая работа №1

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Практическая работа №2

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание №3 «Слуховой диктант»

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание по рядам №4

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание №5 «Исправь ошибку»

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

II. Фронтальный опрос (5 СЛАЙД)

- Приведём в систему наши знания о БСП

Какие предложения называются бессоюзными?

(БСП – простые предложения связаны между собой при помощи интонации при произношении, а на письме знаками

препинания)

Какие знаки препинания ставятся в бессоюзном сложном предложении?

Расстановка знаков препинания в БСП (6СЛАЙД)

В каких случаях ставится запятая? Точка с запятой? К каким союзным

предложениям они близки?

В каких случаях ставится тире? Двоеточие? (таблица знаков препинания в

БСП)

Какую роль играют БСП в тексте?

Придают динамичность, эмоциональность, выразительность. БСП позволяют лаконично, ёмко выразить

глубокое содержание текстов, помогают избежать излишней загруженности текста союзами.

- Оцените себя в оценочном листе.

- Эпиграфом нашего урока являются слова Ф.М. Достоевского. (7 СЛАЙД)

Эпиграф урока

«Красота спасет мир»

(Ф.М. Достоевский)

-Запишем эпиграф урока в тетрадь.

Как вы считаете, насколько это высказывание справедливо?

Действительно ли красота может спасти мир?

(Красота – могучий источник нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства)

Ш. Тренинг по пунктуации в БСП (закрепление):

1. Практическая работа (8 СЛАЙД) – работа в тетради

С давних времен символом красоты считается роза. Ей посвящали свои произведения поэты и писатели. Даже в

Пушкине почувствовали поэта, когда он описал розу.

Прочитайте выразительно строки М. Державина, посвященные розе

Что необходимо сделать, чтобы подготовиться к выразительному чтению?

Расставьте знаки препинания, объясните свой выбор, составьте схему предложения.

Юная роза

Лишь развернула

Алый цветок,

Вдруг от мороза индивидуальная работа

В лоне уснула;

Свянул цветок.

Схема предложения: [ - = , = ]; [ = - ]. 1человек у доски

Что делает стихотворение таким эмоциональным?

Когда поэт берется за перо?

Когда его что-то взволновало.

Поэтому самые простые картины так выразительны. Неслучайно поэт использует бессоюзные сложные предложения.

- Оцените себя. (9 СЛАЙД)

1.

Практическая работа: обратимся к творчеству необыкновенного мастера пейзажа

Афанасия Афанасьевича Фета. (10 СЛАЙД)

Задание: работаем самостоятельно, по вариантам, записываем в тетрадь.

Составьте схему предложения. – Аргументируйте свой ответ.

1 вариант

Вчерашний вечер помню живо: (пояснение) – а что именно?

Синели глубью небеса, (отношения одновременности)

Лист трепетал

Красноречиво,

Глядели звёзды нам в глаза. 2 человека самостоятельно

[ = ]: [ = - ], [ - = ], [ = - ]. за доской составляют схемы.

2 вариант

Я долго стоял неподвижно, (дееприч. Оборот)

В далёкие звёзды вглядясь, - (вывод, следствие)

Меж звёздами теми и мною

Какая-то связь родилась.

[ - = , / -.-.-./ ], - [ - = ].

- Оцените себя. (11 СЛАЙД)

3. Слуховой диктант (12 СЛАЙД)

- Можем ли мы, воспринимая текст на слух, узнать бессоюзное сложное предложение?

Если можем, что помогает это сделать? ( Интонация, пауза) - самоконтроль

1.

Замри и услышишь: на Синей горке сосняк потянулся навстречу заре.(дополнение) – понижение голоса в конце 1

предложения

2.

Упадет луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.(время)

3.

Стоило вглядеться в эту картину: в ней открывалось столько таинственного и бесконечного.(пояснение)

4.

Зарумянилась вишня и слива, налилась золотистая рожь.(значение одновременности)- интонация перечислительная

5.

Только песне нужна красота – красоте же и песен не надо.(противопоставление)- повышение голоса в 1 предл. и

понижение во 2-м.

- Оцените себя. (13 СЛАЙД)

2.

Задание по рядам: (в это время проверить карточки уч-ся) –

1 группа –(1 ряд)Соотнесите предложения с подходящими смысловыми отношениями.

(14 СЛАЙД)

1. Молвит слово - соловей поёт. 1. Первое указывает на время того, о

о чём говорится во втором предложении.

2.Ставень стукнет - 2. Первое предложение указывает на

он вздрогнет и побледнеет. условие того, о чём говорится во втором

предложении.

3. Песенка кончилась - 3. Содержание первого предложения

раздались обычные рукоплескания. сравнивается с содержанием второго.

Ответы: 1 – 3; 2 – 2; 3 – 1.

2 группа –Замените сложноподчинённые предложения бессоюзными. Сопоставьте предложения. (2 ряд)

(15 СЛАЙД)

Исходный вариант

Перестроенное предложение

Было видно, как по реке плыли льдины.

Когда солнце скрылось за горизонтом, мы отправились домой.

В лесу стало тихо, так как главные певцы улетели на юг.

Татьяна бросилась бежать в лес, а медведь помчался за ней.

Если цветы не поливать, они засохнут.

Погода резко ухудшилась, так что полёты пришлось отменить.

: пояснение

- время

: причина

- противопоставление

условие –

- следствие

- Оцените себя в оценочном листе.

5. Задание: исправь ошибку (самостоятельно) – 16 СЛАЙД

Найдите предложения, в которых допущены ошибки в расстановке знаков препинания, исправив ошибки.

(предложения у вас на карточках)

1.

Грянул гром – по дебрям влажным эхо резко засмеялось. (результат, вывод)

2.

Настанет вечер, - загорятся в небе звезды. (время)

3.

Полюбуйся: весна наступает, журавли караваном летят, в ярком золоте день утопает.(дополнение)

4.

Я подошел к окну - : снегопад был в полном великолепии.(дополнение)

Ошибки: 2. [время]-[ ] 4. [ ] : [дополнение] 17СЛАЙД

IV. Итог урока. Рефлексия. ( 18 СЛАЙД)

- Итак, пришла пора подвести итоги. Вы сдаёте таблицу самооценки. Если вы поставили себе 0 баллов, не отчаивайтесь:

вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.

- Ребята, подымите, руки те, кто получил «5», «4», «3», «2».

- Наш урок заканчивается. Осталось поставить последнюю точку.

- Как вы думаете, мы на сегодняшнем уроке реализовали цели, которые поставили в начале урока?

- На уроке мы обобщили изученное о БСП.

- Какими словами описали бы вы своё состояние после урока?

1. Я разобрался с этой темой и чувствую себя комфортно и уверенно при выполнении заданий по этой теме. (зелёный)

2. К сожалению, я обнаружил пробелы в своих знаниях. (жёлтый)

3. Я испытываю большие затруднения при выполнении заданий по этой теме. (красный)

V. Домашнее задание (19 СЛАЙД)

Создайте свой текст - рассуждение, используя сложные бессоюзные предложения, по одной из тем:

«Красота душу лечит» (С. Никитин)

«Имеющий в руках цветы, не может быть жестоким» (Вл. Солоухин)

Приложение 2

Первым серьезным литературным успехом писателя стала написанная в 1936

году поэма «Страна Муравия» – произведение, прославляющее

коллективизацию и колхозы.

Во время войны А. Твардовский - военный корреспондент.

Поэму «Василий Теркин» Твардовский пишет после войны.

Теркин - собирательный образ. В нем автор воплотил главные черты русского

солдата.

А. Твардовский известен только как автор произведений о войне

После окончания войны Твардовский работает главным редактором журнала

«Нового мира».

Произведения, которые печатались в «Новом мире» были неугодны руководству

страны.

Когда же Твардовского вынудили покинуть редакцию в 1970 году, вместе с ним

ушла и часть коллектива.

После ухода с поста главного редактора Твардовский уезжает за границу, где

умирает.

О семье Твардовского известно немногое - жена – Мария Горелова, две дочери –

Ольга и Валентина



В раздел образования