Автор: Крикливенко София Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с 498
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование логических блоков Дьенеша в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: дошкольное образование
Использование логических блоков Дьенеша в работе с детьми с ограниченными
возможностями здоровья
Пояснительная записка
Современный ребенок — это житель 21 века, на которого оказывают влияние все
признаки настоящего времени. Он многим интересуется и о многом рассуждает, успевает
освоить телефон и компьютер, телевизор. В условиях быстро меняющейся жизни от человека
требуется не только владение знаниями, но и — в первую очередь — умение добывать эти
знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. На решение этой
задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников
к школьному обучению.
Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием
логического мышления можно и нужно заниматься. В дошкольной педагогике имеется
множество разнообразных технологий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей.
Особая роль отводится нестандартным дидактическим средствам, среди которых выделяются
«Логические блоки Дьенеша».
Основной целью и результатом развития логико-математического мышления у детей с
нарушением слуха, является развитие интеллектуально-творческих способностей и развитие
речи. Данная программа предназначена для развития слабослышащих детей дошкольного
возраста.
Задачи развития:
ознакомление детей с формой предметов, цветом, размером, толщиной;
развитие мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать,
обобщать, абстрагировать;
усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
развитие познавательных процессов восприятия: памяти, внимания;
развитие творческих способностей;
формирование общей культуры личности детей с ОВЗ (слабослышащие дети),
развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных
потенциалов, как субъекта отношений с самим собой,
другими детьми, взрослыми и миром;
развитие лексической, грамматической и синтаксической сторон речи, слухового
восприятия и речевого слуха, формирование произношения;
развитие самостоятельности, инициативности, ответственности, настойчивости в
преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук.
Принципы организации коррекции со слабослышащими детьми:
принцип индивидуального подхода;
принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации);
принцип социального взаимодействия;
принцип конкретности и доступности материала, соответствия требований, методов,
приемов и условия организации игры, индивидуальным и возрастным особенностям
детей;
принцип систематичности и взаимосвязи;
принцип постепенности подачи материала.
Программа логико-математического развития включает несколько этапов.
Первый этап. «Знакомство с блоками». Возраст: 3–4 года.
Задача:
* познакомить детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером, толщиной.
Дети играют с блоками, конструируют различные постройки, создают изображения в
альбомах, накладывая фигуры на модели.
Второй этап. «Выявление и абстрагирование». Возраст: 4 -5 лет.
Задачи:
* развивать умение выявлять в предметах от одного до четырех различных свойств (цвет,
форма, размер, толщина) и абстрагировать один из них от других;
* развивать устойчивую связь между образом свойств и словом, которое его обозначает;
*самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм).
Третий этап. «Сравнение, классификация, обобщение». Возраст 5 – 6 лет.
Задачи:
* развивать умения сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному, двум и
трем свойствам;
* развивать умение сравнивать предметы по заданным свойствам;
Четвертый этап. «Логические действия и операции». Возраст: 6 – 7лет.
Задачи:
* развивать умение производить логические операции «не», «и», «или»;
* развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии и отсутствии
определенных свойств, о предметах по их знаково-символическим обозначениям;
*развивать логическое мышление, умение кодировать информацию о свойствах предметов с
помощью знаков символов и декодировать ее;
*развивать способность к анализу, сравнению, обобщению;
* развивать умения разбивать множества по одному свойству на два подмножества
производить логическую операцию «не».
Важным условием организации коррекционно-воспитательной работы с нарушением
слуха является применение звукоусиливающей аппаратуры коллективного и
индивидуального пользования на всех занятиях и в режимных моментах коррекции развития
остаточного слуха. Основная цель — обеспечивать своевременное и эффективное развитие
речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов
детской деятельности на основе овладения языком своего народа.
Тематический план
Логико-математическое развитие детей 3-4 года
- Сенсорные эталоны формы, цвета. - -
Представление о длине, высоте, ширине, массе, расположение предмета относительно
другого (в, на, за, перед).
Действия: раскладывание, накладывание, прикладывание, перекладывание, вкладывание,
соотнесение (по признакам), обследование, сравнение, уравнение, группировка,
упорядочивание.
- Свойства и отношения (длинный-короткий, длиннее-короче и т. п.)
- Понимать вопрос «сколько?»
- Обогащение словаря (один-много, длинный-короткий, большой-маленький, круг, квадрат,
треугольник, внизу-вверху и т. д.), формирование логико-грамматических конструкций у
детей.
Логико-математическое развитие 4-5 лет
- Сенсорные эталоны формы, цвета.
- Знаки и символы свойств (наличие и отрицание).
- Предметные схематические модели (лесенка, обруч).
- Действия сравнения, уравнивания, группировки, упорядочивания, соотнесения предметов
по форме, размеру, количеству.
- Отражение в речи способов выполнения действий, свойств, отношений между отдельными
объектами и группами в пространстве (внутри обруча за обручем, одновременно внутри
красного и синего обручей).
- Умение отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте».
- Обогащение словаря (шар, прямоугольник, куб и мн. др.), формирование логико-
грамматических конструкций у детей.
Игры: «Найди такую же фигуру», «Найди не такую же фигуру», «Наведи порядок», «Кто
быстрее соберет блоки», «Волшебный мешочек», «Собери бусы», «Цепочка».
Логико-математическое развитие 5-6 лет
- Умения пользоваться эталонами, условными мерками, моделями.
- Представления о количественных, временных, пространственных отношениях.
- Отражение в речи связей, зависимостей, общих свойств групп, способов осуществления
разных действий.
- Действия сравнения, группировки, классификации, упорядочивания, измерения
условными мерками, деление целого на части.
- Обогащение словаря (влево-вправо, спереди-сзади и мн. др.), формирование логико-
грамматических конструкций у детей.
Игры: «Второй ряд», «Построй дорожку», «Что изменилось», «Какая фигура лишняя?»,
«Игры с обручами».
Логико-математическое развитие 6-7 лет
Умения:
- пользоваться знаками-символами, в том числе с отрицанием свойств.
- оценивать и сравнивать количества и величины, пользуясь числами;
- классифицировать и упорядочивать объекты по разным основаниям;
- обобщать по разным признакам (численности, форме, размеру, форме и размеру);
- трансформировать объекты, комбинировать;
- объяснять правомерность действий;
- Обогащение словаря (вершины, углы, стороны и мн. др.), формирование логико-
грамматических конструкций у детей.
Игры: «Архитекторы», «Логический поезд», «Мозаика цифр».
Список литературы
1.
Захарова Н.И. «Играем с логическими блоками Дьенеша»: Учебный курс для детей 5-
6 лет.-Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. С. 272.
2.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования (пилотный вариант)/По ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С.,
Васильевой М.А. -3-е изд., испр. и доп.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. С. 368.
3.
Михайлова З.А., Носова Е.А. «Логико-математическое развитие дошкольников: игры с
логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера - Спб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. С. 128.