Напоминание

"Использование логических блоков Дьенеша в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"


Автор: Крикливенко София Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с 498
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование логических блоков Дьенеша в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование логических блоков Дьенеша в работе с детьми с ограниченными

возможностями здоровья

Пояснительная записка

Современный ребенок — это житель 21 века, на которого оказывают влияние все

признаки настоящего времени. Он многим интересуется и о многом рассуждает, успевает

освоить телефон и компьютер, телевизор. В условиях быстро меняющейся жизни от человека

требуется не только владение знаниями, но и — в первую очередь — умение добывать эти

знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. На решение этой

задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников

к школьному обучению.

Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием

логического мышления можно и нужно заниматься. В дошкольной педагогике имеется

множество разнообразных технологий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей.

Особая роль отводится нестандартным дидактическим средствам, среди которых выделяются

«Логические блоки Дьенеша».

Основной целью и результатом развития логико-математического мышления у детей с

нарушением слуха, является развитие интеллектуально-творческих способностей и развитие

речи. Данная программа предназначена для развития слабослышащих детей дошкольного

возраста.

Задачи развития:

ознакомление детей с формой предметов, цветом, размером, толщиной;

развитие мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать,

обобщать, абстрагировать;

усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;

развитие познавательных процессов восприятия: памяти, внимания;

развитие творческих способностей;

формирование общей культуры личности детей с ОВЗ (слабослышащие дети),

развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных

потенциалов, как субъекта отношений с самим собой,

другими детьми, взрослыми и миром;

развитие лексической, грамматической и синтаксической сторон речи, слухового

восприятия и речевого слуха, формирование произношения;

развитие самостоятельности, инициативности, ответственности, настойчивости в

преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук.

Принципы организации коррекции со слабослышащими детьми:

принцип индивидуального подхода;

принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации);

принцип социального взаимодействия;

принцип конкретности и доступности материала, соответствия требований, методов,

приемов и условия организации игры, индивидуальным и возрастным особенностям

детей;

принцип систематичности и взаимосвязи;

принцип постепенности подачи материала.

Программа логико-математического развития включает несколько этапов.

Первый этап. «Знакомство с блоками». Возраст: 3–4 года.

Задача:

* познакомить детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером, толщиной.

Дети играют с блоками, конструируют различные постройки, создают изображения в

альбомах, накладывая фигуры на модели.

Второй этап. «Выявление и абстрагирование». Возраст: 4 -5 лет.

Задачи:

* развивать умение выявлять в предметах от одного до четырех различных свойств (цвет,

форма, размер, толщина) и абстрагировать один из них от других;

* развивать устойчивую связь между образом свойств и словом, которое его обозначает;

*самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм).

Третий этап. «Сравнение, классификация, обобщение». Возраст 5 – 6 лет.

Задачи:

* развивать умения сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному, двум и

трем свойствам;

* развивать умение сравнивать предметы по заданным свойствам;

Четвертый этап. «Логические действия и операции». Возраст: 6 – 7лет.

Задачи:

* развивать умение производить логические операции «не», «и», «или»;

* развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии и отсутствии

определенных свойств, о предметах по их знаково-символическим обозначениям;

*развивать логическое мышление, умение кодировать информацию о свойствах предметов с

помощью знаков символов и декодировать ее;

*развивать способность к анализу, сравнению, обобщению;

* развивать умения разбивать множества по одному свойству на два подмножества

производить логическую операцию «не».

Важным условием организации коррекционно-воспитательной работы с нарушением

слуха является применение звукоусиливающей аппаратуры коллективного и

индивидуального пользования на всех занятиях и в режимных моментах коррекции развития

остаточного слуха. Основная цель — обеспечивать своевременное и эффективное развитие

речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов

детской деятельности на основе овладения языком своего народа.

Тематический план

Логико-математическое развитие детей 3-4 года

- Сенсорные эталоны формы, цвета. - -

Представление о длине, высоте, ширине, массе, расположение предмета относительно

другого (в, на, за, перед).

Действия: раскладывание, накладывание, прикладывание, перекладывание, вкладывание,

соотнесение (по признакам), обследование, сравнение, уравнение, группировка,

упорядочивание.

- Свойства и отношения (длинный-короткий, длиннее-короче и т. п.)

- Понимать вопрос «сколько?»

- Обогащение словаря (один-много, длинный-короткий, большой-маленький, круг, квадрат,

треугольник, внизу-вверху и т. д.), формирование логико-грамматических конструкций у

детей.

Логико-математическое развитие 4-5 лет

- Сенсорные эталоны формы, цвета.

- Знаки и символы свойств (наличие и отрицание).

- Предметные схематические модели (лесенка, обруч).

- Действия сравнения, уравнивания, группировки, упорядочивания, соотнесения предметов

по форме, размеру, количеству.

- Отражение в речи способов выполнения действий, свойств, отношений между отдельными

объектами и группами в пространстве (внутри обруча за обручем, одновременно внутри

красного и синего обручей).

- Умение отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте».

- Обогащение словаря (шар, прямоугольник, куб и мн. др.), формирование логико-

грамматических конструкций у детей.

Игры: «Найди такую же фигуру», «Найди не такую же фигуру», «Наведи порядок», «Кто

быстрее соберет блоки», «Волшебный мешочек», «Собери бусы», «Цепочка».

Логико-математическое развитие 5-6 лет

- Умения пользоваться эталонами, условными мерками, моделями.

- Представления о количественных, временных, пространственных отношениях.

- Отражение в речи связей, зависимостей, общих свойств групп, способов осуществления

разных действий.

- Действия сравнения, группировки, классификации, упорядочивания, измерения

условными мерками, деление целого на части.

- Обогащение словаря (влево-вправо, спереди-сзади и мн. др.), формирование логико-

грамматических конструкций у детей.

Игры: «Второй ряд», «Построй дорожку», «Что изменилось», «Какая фигура лишняя?»,

«Игры с обручами».

Логико-математическое развитие 6-7 лет

Умения:

- пользоваться знаками-символами, в том числе с отрицанием свойств.

- оценивать и сравнивать количества и величины, пользуясь числами;

- классифицировать и упорядочивать объекты по разным основаниям;

- обобщать по разным признакам (численности, форме, размеру, форме и размеру);

- трансформировать объекты, комбинировать;

- объяснять правомерность действий;

- Обогащение словаря (вершины, углы, стороны и мн. др.), формирование логико-

грамматических конструкций у детей.

Игры: «Архитекторы», «Логический поезд», «Мозаика цифр».

Список литературы

1.

Захарова Н.И. «Играем с логическими блоками Дьенеша»: Учебный курс для детей 5-

6 лет.-Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. С. 272.

2.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа

дошкольного образования (пилотный вариант)/По ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С.,

Васильевой М.А. -3-е изд., испр. и доп.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. С. 368.

3.

Михайлова З.А., Носова Е.А. «Логико-математическое развитие дошкольников: игры с

логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера - Спб.: ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. С. 128.



В раздел образования