Автор: Коноплёва Ольга Юрьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №14
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мастер-класс "Технология продуктивного чтения"
Раздел: среднее образование
Мастер - класс "Технология продуктивного чтения»
Приглашаю вас принять участие в мастер- классе «Формирование читательской
грамотности на уроках истории». «Технология продуктивного обучения»
Цель: познакомить участников мастер-класса с технологией продуктивного чтения,
заинтересовать этой технологией, показав, как она воплощается на практике,
какие УУД формирует
«Не в количестве знаний заключается образование,
а в полном понимании, искусном применении
всего того, что знаешь».
(Георг Гегель)
В наш век, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети теряют
интерес
к
чтению.
Научить
детей
правильному,
беглому,
осознанному,
выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач
обучения. На протяжении последних двух лет я изучаю пути решения вопроса:
«Как улучшить продуктивность чтения у школьников».
Определила
цель
своей
педагогической
деятельности:
формирование
читательской грамотности на уроках истории.
Читательская грамотность- смысловое чтение. Это умение находить в тексте
требуюмую информацию, понимать смысл текста, резюмировать главную идею
текста и тд. Сформированность навыков смыслового чтения – метапредметный
результат,
поэтому
создание
банка
эффективных
технологий,
приемов
формирования навыков смыслового чтения- важная задача любого учителя-
предметника. Над этим я сейчас и работаю. Я познакомилась с разными
технологиями, и меня заинтересовала технология продуктивного чтения.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом (Приложение 1. Памятка
«Технология продуктивного чтения»)
Давайте коротко рассмотрим технологию в сравнении с традиционной системой.
.
I этап. Работа с текстом до чтения
1.
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста,
выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам,
предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2.
Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной,
психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения
1.
Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное
чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и
индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных
впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием,
эмоциональной окраской прочитанного текста.
2.
Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных
фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст,
комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и
проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3.
Беседа по содержанию текста.
Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
4.
Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения
1.
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских
интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией.
Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных
смыслов.
2.
Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3.
Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение
учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с
читательским представлением.
4.
Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской
деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания,
художественной формы).
Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть
однообразны по своей структуре и организации.
Предлагаю вам обратиться к тексту и увидеть технологию продуктивного чтения
в действии
ШКОЛА
Прочитай текст и выполни задания
1.
О чем может быть текст с таким названием?
«Сама школа должна быть приятным местом, доставляя глазам привлекательное зрелище изнутри и
снаружи. Внутри она должна быть светлой, чистой, украшенной картинами, портретами знаменитых
людей, географическими картами, памятниками исторических событий, эмблемами. А извне к школе
должна примыкать не только площадка для прогулок и игр, но также небольшой сад...»
Не правда ли, это описание напоминает сегодняшнюю школу и школьный двор? А написаны эти
строки около 350 лет назад! Их автор — великий чешский педагог Ян Амос Коменский. Он очень
хотел, чтобы образование могли получать все дети, и поэтому вместо индивидуальных занятий
предложил школьную систему с классами и уроками, учебниками для каждого класса, проверкой
знаний, запретом пропускать уроки. Его труды помогли школе постепенно приобрести современный
вид.
2.
В каком веке жил великий чешский педагог Ян Амос Коменский
Археологические раскопки говорят о том, что первые школы появились в странах Древнего Востока
— Вавилонии, Ассирии, Египте, Индии.
Школы возникали при храмах- для обучения будущих священнослужителей (жрецов), при дворцах
— для детей знатных и богатых людей. Были и школы писцов, ведь нужны были грамотные люди,
чтобы вести хозяйство и управлять государственными делами. Такие школы часто открывались при
центральных ведомствах, например при царской сокровищнице.
3.Почему в странах Древнего Востока школы возникали при храмах и дворцах?
Тогда ещё не было привычных сейчас учебного года, каникул, парт, звонков с урока и на урок. Не
было определённых правил, в каком возрасте начинать учёбу и сколько лет учиться. Передавали зна-
ния, обучали профессии, вырабатывали важные для жизни умения и навыки по- разному.
В Академии древнегреческого философа Платона, например, занятия часто проходили в саду.
Великий философ Аристотель пришёл в платоновскую Академию 17-летним юношей и остался там
на 20 лет. А со своими учениками Аристотель проводил занятия во время общей прогулки. Учитель
и ученики его школы получили название «перипатетики», или «прохаживающиеся».
4.Аристотеля и его учеников называли «прохаживающимися». Почему? Подчеркни в тексте слова, в
которых заключается ответ.
В других школах Древнего мира, например в школах писцов, царила строгая дисциплина. Она
поддерживалась применением телесных наказаний. Учеников учили главным образом трудной и
сложной грамоте, требовали, чтобы они списывали с особых прописей ежедневно несколько
страниц. И часто били, заставляя учиться.
Раньше и в нашей стране нередко детей наказывали. Знания вбивали ученикам розгами. Розги — это
связанные в пучки или используемые по одному тонкие и гибкие прутья из побегов деревьев или
кустарников. Сохранилась запись конца XIX века, сделанная человеком, проходившим
мимо лицея на улице Остоженка в Москве: «Кого-то драли — слышал плач».
На сегодняшний день телесные наказания ушли и из российской школы, и из школ большинства дру-
гих стран.
5.Как ты понимаешь выражение: «Знания вбивали ученикам розгами
«Мне не нравится никого наказывать, но иногда приходится делать это,— говорит Ирина Ивановна,
учительница.— Я так и говорю провинившимся детям, что, мол, не хочется наказывать тебя, но
приходится, так как ты поступил нехорошо. Сажаю минут на пять на стул или скамейку подумать
над своим поведением».
6.Вопрос о наказаниях школьников до сих пор волнует многих. А как ты считаешь, надо ли бить
детей, чтобы они учились? Почему ты так думаешь?
С развитием общества меняются ответы на вопросы как и чему учить детей. И современная школа
уже во многом не похожа на ту, в которой учились сегодняшние мамы и папы.
Особенностью новых школ являются библиотеки, тренажёрные залы, бассейны, учебные кабинеты и
лаборатории,
открытый доступ в Интернет,
электронные учебные пособия, персональные
компьютеры и другое оборудование.
7.Школа, в которой ты учишься, может быть чем-то похожа на школу Яна Амоса Коменского, а
может и чем-то от неё отличаться. Запиши одно сходство и одно отличие.
-
Совпали ли ваши предположения с содержанием рассказа?
Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским
психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования.
Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание,
применение, анализ, синтез и оценка.
Шесть лепестков – шесть типов вопросов.
· ^ Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую
информацию. Их часто формулируют на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании
терминологических диктантов и т.д.
· ^ Уточняющие вопросы . Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно
понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является
предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с
целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно эти
вопросы задавать без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем
известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что...?».
· ^ Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых
ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию.
В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях
осенью желтеют?». Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного
«превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него
присутствует элемент самостоятельности.
· ^ Творческие вопросы . Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности,
предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в мире, если бы у людей было не пять пальцев на
каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»
· ^ Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий,
явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.
· Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией
и практикой, мы его будем называть практическим. «Где вы в обычной жизни могли наблюдать диффузию?»,
«Как бы вы поступили на месте героя рассказа?»
Беседа по тексту произведения (прием «Ромашка Блума»).
Простой вопрос:
- Попробуйте пересказать текст в одном предложении: «Этот текст о том,
как…».
Уточняющий вопрос:
-Почему учитель наказывает все таки детей?
Интерпретационный вопрос:
Творческий вопрос:
- Что бы вы предложили изменить в школе ?
Оценочный вопрос:
-
Почему нам нужно что то менять в школе
А теперь вернёмся к цели продуктивного чтения.
Какие УУД формируются при использовании технологии продуктивного чтения?
Познавательные УУД.
Формируем умения:
извлекать информацию текста;
на основе анализа делать выводы, обобщать;
находить ответы на вопросы .
Коммуникативные УУД
Формируем умение:
слушать и понимать других;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
оформлять свои мысли в устной форме;
Регулятивные УУД.
Формируем умение:
высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
прогнозировать предстоящую работу
Личностные УУД
Формируем:
умение выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции;
мотивацию к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности;
умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Расскажу вам одну притчу об учителе.
Однажды
ученики
спросили
Учителя,
какова
его
основная
задача.
Мудрец,
улыбнувшись, сказал:
— Завтра вы узнаете об этом.
На следующий день ученики собирались провести некое время у подножья горы,
которую местные жители называли Бессмертной Горой. Ранним утром ученики
собрали вещи, которые могли им пригодиться в дороге и вместе отправились к её
подножию, у которого им раньше не приходилось бывать.
К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и,
остановившись на привал, решили пообедать рисом и солёными овощами, которые
захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма
щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно,
оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда
ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника.
Только Учитель не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В
результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут
мудрец поднялся и, подойдя к ним, сказал:
— Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом.
Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к
Учителю, принеся и для него воды. Учитель отказался от воды, показывая на сосуд,
стоявший у его ног, — он был практически полон.
— Учитель, но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? —
изумились ученики.
— Я выполнял свою задачу, — ответил мудрец, — сначала я пробудил в вас жажду,
которая заставила вас заняться поисками источника, так же как я пробуждаю в вас
жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится
источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам
пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об
этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять
на ваши планы…
— Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и
подавать правильный пример? — спросили ученики.
— Нет, — сказал мудрец — главная задача Учителя — воспитать в ученике
человечность и доброту, — он улыбнулся и продолжил, — и принесённая вами для
меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно…
- Желаю вам выполнять свою главную задачу: пробуждать жажду знания,
поддерживать и подавать пример, воспитывать в учениках человечность и доброту.