Напоминание

Мастер-класс "Технология продуктивного чтения"


Автор: Коноплёва Ольга Юрьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №14
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мастер-класс "Технология продуктивного чтения"
Раздел: среднее образование





Назад




Мастер - класс "Технология продуктивного чтения»

Приглашаю вас принять участие в мастер- классе «Формирование читательской

грамотности на уроках истории». «Технология продуктивного обучения»

Цель: познакомить участников мастер-класса с технологией продуктивного чтения,

заинтересовать этой технологией, показав, как она воплощается на практике,

какие УУД формирует

«Не в количестве знаний заключается образование,

а в полном понимании, искусном применении

всего того, что знаешь».

(Георг Гегель)

В наш век, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети теряют

интерес

к

чтению.

Научить

детей

правильному,

беглому,

осознанному,

выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач

обучения. На протяжении последних двух лет я изучаю пути решения вопроса:

«Как улучшить продуктивность чтения у школьников».

Определила

цель

своей

педагогической

деятельности:

формирование

читательской грамотности на уроках истории.

Читательская грамотность- смысловое чтение. Это умение находить в тексте

требуюмую информацию, понимать смысл текста, резюмировать главную идею

текста и тд. Сформированность навыков смыслового чтения – метапредметный

результат,

поэтому

создание

банка

эффективных

технологий,

приемов

формирования навыков смыслового чтения- важная задача любого учителя-

предметника. Над этим я сейчас и работаю. Я познакомилась с разными

технологиями, и меня заинтересовала технология продуктивного чтения.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом (Приложение 1. Памятка

«Технология продуктивного чтения»)

Давайте коротко рассмотрим технологию в сравнении с традиционной системой.

.

I этап. Работа с текстом до чтения

1.

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста,

выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам,

предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2.

Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной,

психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения

1.

Первичное чтение текста.

Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное

чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и

индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных

впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием,

эмоциональной окраской прочитанного текста.

2.

Перечитывание текста.

Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных

фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст,

комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и

проч.).

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3.

Беседа по содержанию текста.

Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

4.

Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения

1.

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских

интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией.

Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных

смыслов.

2.

Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3.

Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение

учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с

читательским представлением.

4.

Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской

деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания,

художественной формы).

Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть

однообразны по своей структуре и организации.

Предлагаю вам обратиться к тексту и увидеть технологию продуктивного чтения

в действии

ШКОЛА

Прочитай текст и выполни задания

1.

О чем может быть текст с таким названием?

«Сама школа должна быть приятным местом, доставляя глазам привлекательное зрелище изнутри и

снаружи. Внутри она должна быть светлой, чистой, украшенной картинами, портретами знаменитых

людей, географическими картами, памятниками исторических событий, эмблемами. А извне к школе

должна примыкать не только площадка для прогулок и игр, но также небольшой сад...»

Не правда ли, это описание напоминает сегодняшнюю школу и школьный двор? А написаны эти

строки около 350 лет назад! Их автор — великий чешский педагог Ян Амос Коменский. Он очень

хотел, чтобы образование могли получать все дети, и поэтому вместо индивидуальных занятий

предложил школьную систему с классами и уроками, учебниками для каждого класса, проверкой

знаний, запретом пропускать уроки. Его труды помогли школе постепенно приобрести современный

вид.

2.

В каком веке жил великий чешский педагог Ян Амос Коменский

Археологические раскопки говорят о том, что первые школы появились в странах Древнего Востока

— Вавилонии, Ассирии, Египте, Индии.

Школы возникали при храмах- для обучения будущих священнослужителей (жрецов), при дворцах

— для детей знатных и богатых людей. Были и школы писцов, ведь нужны были грамотные люди,

чтобы вести хозяйство и управлять государственными делами. Такие школы часто открывались при

центральных ведомствах, например при царской сокровищнице.

3.Почему в странах Древнего Востока школы возникали при храмах и дворцах?

Тогда ещё не было привычных сейчас учебного года, каникул, парт, звонков с урока и на урок. Не

было определённых правил, в каком возрасте начинать учёбу и сколько лет учиться. Передавали зна-

ния, обучали профессии, вырабатывали важные для жизни умения и навыки по- разному.

В Академии древнегреческого философа Платона, например, занятия часто проходили в саду.

Великий философ Аристотель пришёл в платоновскую Академию 17-летним юношей и остался там

на 20 лет. А со своими учениками Аристотель проводил занятия во время общей прогулки. Учитель

и ученики его школы получили название «перипатетики», или «прохаживающиеся».

4.Аристотеля и его учеников называли «прохаживающимися». Почему? Подчеркни в тексте слова, в

которых заключается ответ.

В других школах Древнего мира, например в школах писцов, царила строгая дисциплина. Она

поддерживалась применением телесных наказаний. Учеников учили главным образом трудной и

сложной грамоте, требовали, чтобы они списывали с особых прописей ежедневно несколько

страниц. И часто били, заставляя учиться.

Раньше и в нашей стране нередко детей наказывали. Знания вбивали ученикам розгами. Розги — это

связанные в пучки или используемые по одному тонкие и гибкие прутья из побегов деревьев или

кустарников. Сохранилась запись конца XIX века, сделанная человеком, проходившим

мимо лицея на улице Остоженка в Москве: «Кого-то драли — слышал плач».

На сегодняшний день телесные наказания ушли и из российской школы, и из школ большинства дру-

гих стран.

5.Как ты понимаешь выражение: «Знания вбивали ученикам розгами

«Мне не нравится никого наказывать, но иногда приходится делать это,— говорит Ирина Ивановна,

учительница.— Я так и говорю провинившимся детям, что, мол, не хочется наказывать тебя, но

приходится, так как ты поступил нехорошо. Сажаю минут на пять на стул или скамейку подумать

над своим поведением».

6.Вопрос о наказаниях школьников до сих пор волнует многих. А как ты считаешь, надо ли бить

детей, чтобы они учились? Почему ты так думаешь?

С развитием общества меняются ответы на вопросы как и чему учить детей. И современная школа

уже во многом не похожа на ту, в которой учились сегодняшние мамы и папы.

Особенностью новых школ являются библиотеки, тренажёрные залы, бассейны, учебные кабинеты и

лаборатории,

открытый доступ в Интернет,

электронные учебные пособия, персональные

компьютеры и другое оборудование.

7.Школа, в которой ты учишься, может быть чем-то похожа на школу Яна Амоса Коменского, а

может и чем-то от неё отличаться. Запиши одно сходство и одно отличие.

-

Совпали ли ваши предположения с содержанием рассказа?

Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским

психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования.

Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание,

применение, анализ, синтез и оценка.

Шесть лепестков – шесть типов вопросов.

· ^ Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую

информацию. Их часто формулируют на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании

терминологических диктантов и т.д.

· ^ Уточняющие вопросы . Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно

понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является

предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с

целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно эти

вопросы задавать без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем

известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что...?».

· ^ Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых

ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию.

В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях

осенью желтеют?». Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного

«превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него

присутствует элемент самостоятельности.

· ^ Творческие вопросы . Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности,

предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в мире, если бы у людей было не пять пальцев на

каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»

· ^ Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий,

явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.

· Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией

и практикой, мы его будем называть практическим. «Где вы в обычной жизни могли наблюдать диффузию?»,

«Как бы вы поступили на месте героя рассказа?»

Беседа по тексту произведения (прием «Ромашка Блума»).

Простой вопрос:

- Попробуйте пересказать текст в одном предложении: «Этот текст о том,

как…».

Уточняющий вопрос:

-Почему учитель наказывает все таки детей?

Интерпретационный вопрос:

Творческий вопрос:

- Что бы вы предложили изменить в школе ?

Оценочный вопрос:

-

Почему нам нужно что то менять в школе

А теперь вернёмся к цели продуктивного чтения.

Какие УУД формируются при использовании технологии продуктивного чтения?

Познавательные УУД.

Формируем умения:

извлекать информацию текста;

на основе анализа делать выводы, обобщать;

находить ответы на вопросы .

Коммуникативные УУД

Формируем умение:

слушать и понимать других;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД.

Формируем умение:

высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

прогнозировать предстоящую работу

Личностные УУД

Формируем:

умение выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции;

мотивацию к обучению и целенаправленной

познавательной деятельности;

умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Расскажу вам одну притчу об учителе.

Однажды

ученики

спросили

Учителя,

какова

его

основная

задача.

Мудрец,

улыбнувшись, сказал:

— Завтра вы узнаете об этом.

На следующий день ученики собирались провести некое время у подножья горы,

которую местные жители называли Бессмертной Горой. Ранним утром ученики

собрали вещи, которые могли им пригодиться в дороге и вместе отправились к её

подножию, у которого им раньше не приходилось бывать.

К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и,

остановившись на привал, решили пообедать рисом и солёными овощами, которые

захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма

щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно,

оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда

ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника.

Только Учитель не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В

результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут

мудрец поднялся и, подойдя к ним, сказал:

— Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом.

Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к

Учителю, принеся и для него воды. Учитель отказался от воды, показывая на сосуд,

стоявший у его ног, — он был практически полон.

— Учитель, но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? —

изумились ученики.

— Я выполнял свою задачу, — ответил мудрец, — сначала я пробудил в вас жажду,

которая заставила вас заняться поисками источника, так же как я пробуждаю в вас

жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится

источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам

пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об

этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять

на ваши планы…

— Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и

подавать правильный пример? — спросили ученики.

— Нет, — сказал мудрец — главная задача Учителя — воспитать в ученике

человечность и доброту, — он улыбнулся и продолжил, — и принесённая вами для

меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно…

- Желаю вам выполнять свою главную задачу: пробуждать жажду знания,

поддерживать и подавать пример, воспитывать в учениках человечность и доброту.



В раздел образования