Автор: Надежда Андреевна Пузакова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Колокольчик"
Населённый пункт: Республика Хакасия, Аскизский район, с.Бельтирское
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по познавательному развитию
в старшей группе
Тема: «Как много вокруг разных камней»
Цель: Знакомство детей с разнообразием камней, свойствами и особенностями.
Задачи: ОО «Познание» Формировать умение производить классификацию по разным
признакам, формировать умение выполнять действие в определенной
последовательности, развивать логическое мышление и ориентировку в пространстве,
формировать экологическое сознание и экологическую культуру и бережное отношение к
природным объектам.
ОО «Речевое развитие» подбирать слова противоположные по смыслу, уметь передавать
содержание знакомой сказки, активизировать и обогащать словарный запас детей.
Развивать внимание, память и наблюдательность.
Материалы и оборудование: Разные виды камней, пластилин, деревянные кирпичики,
лупы, аквариум с водой, пемза, иллюстрации, «волшебный мешочек».
Ход занятия:
-Ребята, сегодня я буду Хозяйкой гор. А где живет Хозяйка гор?
-Правильно, в горах. В моих пещерах очень много разных камней, и я конечно же, вам их
принесла. Они находятся в этом мешочке. Но прежде чем вы их увидите, я хочу с вами
немного поиграть.
Игра «Мешочек ощущений»
-Игра очень простая: вы по очереди будете опускать руку в мешочек и не видя его
рассказать какой он. Но запомните, камни все разные, поэтому и рассказы ваши должны
быть разные.
Экспериментирование. Задание 1
-А теперь, ребята подойдите к столу. Рассмотрите камни через лупу и расскажите, кто что
видит( кристаллики, трещинки, узоры). А теперь обменяйтесь дети камнями. Рассмотрите
и их. Одинаковые они или разные? Сравните и расскажите о каждом из них.
Задание 2
- А теперь возьмите в одну руку пластилин, а в другую –камень. Сожмите обе ладошки,
крепко. Сравните, что произошло с камнем, а что с пластилином. Да, камень твердый,
тверже пластилина. Постучите комочком пластилина о камень, а потом двумя камнями
друг о друга. В чем разница?
Ритмическая разминка
- А вы знаете, что двумя камнями можно сочинить музыку? Постучим сначала
пластилином, что-нибудь слышно? А теперь давайте постучим камнями друг о друга.
Слышите, какая красивая музыка получается? А почему? (пластилин мягкий, а камни
твердые)
Задание 3
-Ребята, давайте опустим наши камни в воду. Он утонул или плавает? А может ли камень
плавать? А теперь опустите в воду деревянный брусок. Он тонет или плавает? Все ли
камни не умеют плавать? Я познакомлю вас с камушком, который умеет плавать. Это
пемза.
Задание 4
-Давайте представим , что мы с вами древние люди, и нам нужно развести костер .Как
нам это сделать? Ведь ни спичек, ни зажигалок у нас нет. Да, дети правильно существует
такой камень, который может нам помочь. Он называется кремень.
-Постучим кремнями друг о друга. Что мы видим? Правильно - искру. С помощью искры
мы можем развести костер.
Игра «День – ночь»
-Я положу на стол несколько камней, они отличаются друг от друга. Посмотрите
внимательно и запомните их. Я скажу « ночь» – вы закроите глаза, я уберу один камень.
Скажу «день», вы открываете глаза и определяете, какой камень я убрала.
Игра «Скажи наоборот»
-Я буду называть слово, а вы подберете противоположное по смыслу и возьмете со стола
соответствующий камень ( черный – белый, темный – светлый, большой – маленький,
гладкий – шероховатый, холодный – теплый, сухой – мокрый, острый – тупой).
Физкультминутка «По дорожке шли, шли»
-А теперь давайте погуляем
По дорожке шли, шли
Много камушков нашли
Присели (садятся), собрали (встают)
Дальше пошли (дети шагают на месте)
Задание 5 «Что бывает каменным»
- А теперь подойдите ко мне. У меня есть картинки. Внимательно посмотрите и выберите
те картинки, на которых, что-то сделано из камня.
Беседа по мотивам сказки «Три поросенка»
-
Сегодня, мы с вами много говорили о камнях. А помните ли вы, как герой одной сказки
построил себе прочный каменный дом. Что это за сказка? (Три поросенка). Вспоминаем с
детьми, какие дома построили герои сказки. Какой из них самый прочный?
– Автор сказки С.Михалков показал нам , что камень –прочный строительный материал.
Художественно - продуктивный труд
-Ребята , посмотрите, какие красивые камни у меня в корзинке! Все эти камушки-гальки я
нашла у нас, на берегу реки Абакан в Аскизском районе. У нас много гор, красивая
природа.
- Как вы думаете, дети, что можно сделать красивое из этих удивительных камушков?
Пойдемте со мной, посмотрите, какие картинки из камушков сделала я.
-Хотите сделать свои картинки? (дети составляют на цветном картоне свои узоры из
мелкой гальки).
– Я думаю, что теперь вы будете замечать красоту окружающих нас камней. Все в
природе надо беречь, чтобы это радовало не только нас с вами, но и всех людей. Наверно
теперь вы не пройдете мимо простого камня, приглядитесь и увидите его красоту.
– А что же нам делать с нашими картинами? Молодцы, правильно, мы сейчас пригласим
детей из других групп, пусть они посмотрят. Вам понравилось наше занятие? Вам было
интересно?
–Хотите еще что- нибудь узнать о камнях? Мы с вами обязательно продолжим нашу
работу и узнаем много-много интересного о мире камней.