Автор: Сахаветдинова Мария Амерзяновна
Должность: преподаватель по фортепиано, сольфеджио
Учебное заведение: МБУДО "Дмитровская детская школа искусств". Отделение в с. Озерецкое
Населённый пункт: Московская обл., Дмитровский р-он, поселение Габовское
Наименование материала: статья
Тема: "Мама (или папа)... Я не хочу сегодня заниматься музыкой!"
Раздел: дополнительное образование
"Мама (или папа)... Я не хочу сегодня заниматься музыкой!"
Наверняка все родители, у которых есть дети, занимающиеся музыкой, рано или
поздно слышат нечто подобное. Меня часто спрашивают ученики и их родители: а у Вас
были такие проблемы, когда Вы росли?
Хорошие
и
плохие
новости.
Хорошие
новости
-
то,
что
Вы
не
одиноки,
и
совершенно
нормально
для
детей
временами
не
хотеть
заниматься.
Практика
-
неотъемлемая часть обучения игре на любом инструмента. И вот вам плохая весть - её
не
избежать.
Последовательность
-
вот
ключ
к
проблеме!
Среди
музыкантов
есть
поговорка: "Вам не нужно заниматься каждый день. Только в те дни, когда Вы едите". И
всё же, вот несколько советов, как не дать Вашему ребенку бездельничать.
1. Вместо того чтобы устанавливать сроки, поставьте цель, не связанную со временем.
Например, вместо требования заниматься 30 минут в день, скажите: "сегодняшняя цель -
правильно сыграть эти две строчки". Как только Ваш ребенок сможет правильно и
выразительно сыграть указанный фрагмент со всеми штрихами - занятия на этот день
будут
закончены.
Если
пойти
таким
путем,
Ваш
ребенок
сосредоточится
на
совершенствовании
своей
игры,
и
будет
меньше
смотреть
на
часы.
Нужно
придерживаться в обучении принципа "делать правильно независимо от того, сколько
времени и сил это потребует". Другая уловка - для тех, кто умеет работать с метрономом:
начинаем с очень медленного темпа, и постепенно, шаг за шагом, увеличиваем его. При
использовании этих методов большинство учеников в состоянии разобраться во всем за
отведенное
для
занятия
время
-
они
сосредотачиваются,
и
добиться
правильного
результата для них становится своеобразной игрой.
2. Постарайтесь создать музыкальную атмосферу у себя в семье. Найдите друзей, у
которых тоже есть дети, играющие на каком-либо инструменте, и загляните к ним во
время занятий. Ненароком отметьте, что и другие дети тоже занимаются музыкой. Таким
образом, Вы покажете ребенку, что он не одинок в своих занятиях. Это хороший пример,
ведь тем же самым занимается его ровесник!
3. Сделайте занятия музыкой частью распорядка дня. Лучше всего, если Ваш ребенок
будет заниматься каждый день в одно и то же время, к примеру, после обеда или перед
сном.
4. Постарайтесь поместить инструмент в той части дома, где ничто не отвлекает от
занятий. Бывает, во время занятий родители смотрят телевизор прямо тут же, рядом с
фортепиано! Конечно же, это не позволит ученику сосредоточиться на занятии.
5. Используйте игру "3 раза подряд". Я постоянно применяю ее со своими учениками. Они
переходят к следующему фрагменту, только если смогут правильно сыграть предыдущий
фрагмент 3 раза подряд. Время от времени они сбиваются, но своеобразный азарт
побуждает их продолжать .
6. Для детей с проблемами внимания, возможно, стоит разделить работу на две коротких
периода. Вместо того чтобы надолго усаживать Вашего ребенка, поставив перед ним
сразу несколько задач, разделите занятие на две части. Как вариант - первая часть
перед обедом, вторая - перед сном. Таким образом, Ваш ребенок не переутомится.
7. В процессе занятий разбивайте произведение на маленькие фрагменты. Не стремитесь
непременно изучать его с начала и до конца. Ваш ребенок должен быть в состоянии
определить проблемные фрагменты в музыке и сосредоточиться именно на них. Длина
произведения в этом случае не имеет значения. У меня даже самые новички в своих двух
строчках отмечают самый трудный фрагмент. Это очень хорошая привычка. Иными
словами, те, кто отрабатывает произведение сразу от начала и до конца, будут всегда
запинаться в одних и тех же проблемных местах.
8. Похвалите своего ребенка за хорошее занятие, а не за хорошее исполнение. Если он/она
хорошо занимался, отметьте его за достигнутую "цель недели". Нужно почувствовать вкус
успеха, чтобы захотеть трудиться для него. Цель для большинства учащихся - получить
удовольствие
от
конечного
результата,
разученной
музыкальной
пьесы,
и
своего
достижения
-
хорошего
ее
исполнения.
Испытать
волнующее
чувство
от
своей
способности
погрузиться
в
музыкальную
пьесу
и
ее
исполнение
на
музыкальном
инструменте. И чтобы достигнуть этой вдохновляющей цели, постараться приходится
музыкантам любого уровня.
Я надеюсь, что изложенные советы помогут Нашему маленькому ученику в его
путешествии по миру музыки.
Мария Сахаветдинова