Напоминание

"От оперы к рок - опере"


Автор: Лазарева Светлана Александровна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МНБОУ "Лицей №76"
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: урок по музыке 7 класс
Тема: "От оперы к рок - опере"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: «От оперы к рок - опере». 7 класс

Музыкальный материал:

Песенка Кончиты «Баллада о белом шиповнике» из оперы А. Рыбникова «Юнона и Авось» на

слова А. Вознесенского.

Романс «Я тебя никогда не забуду» из оперы А. Рыбникова «Юнона и Авось» на слова А.

Вознесенского.

Хор «Аллилуйя любви» из оперы А.Рыбникова «Юнона и Авось»

Фрагмент рок оперы «Моцарт»

Оборудование:

Мультимедийная презентация, СD проигрыватель, DWD проигрыватель или видеомагнитофон.

Цель урока:

показать взаимосвязь традиций и новаторства, приведших к появлению гениальных образцов

современной музыки.

Предметные УУД

1. Научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть

жизни каждого человека.

2. Сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие

музыкальных произведений разных эпох, стилей и жанров.

3. Воспитывать способность воспринимать и анализировать смысл

художественного образа, музыкального произведения.

Метапредметные УУД

1. Познавательные - владеть смысловым чтением - самостоятельно вычитывать актуальную,

подтекстовую информацию, классифицировать по заданным или самостоятельно выбранным

основаниям, устанавливать аналогии для понимания закономерностей. критически оценивать

поступающую информацию; систематизировать её и представлять в виде текста.

2. Регулятивные - определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-

практической; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации.

3. Коммуникативные - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая

контраргументы в дискуссии; организовывать работу в группе, преодолевать конфликты,

договариваться с людьми.

Личностные УУД

1. Аргументированно оценивать свои и чужие мнения, опираясь на общечеловеческие

нравственные ценности, осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него.

Задачи:

Формировать умения различать оперу от рок - оперы, путем самоанализа прослушанного

произведения.

Развивать умение в вокальном вокальном передавать эмоциональные настрой героев

исполняющих романс «Я тебя никогда не забуду»

воспитывать любовь к Отчизне на примере героев рок- оперы, а также чувства

сопереживания, волнения, отклика на реальные события в жизни России.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Вступительная беседа учителя.

Для определения темы урока выполняем задание в группах. Учащиеся выбирают конверты, в

которых вложены разрезанные на отдельные слова фразы.

Цель – составить осмысленное высказывание.

«Музыкально-театральное произведение, в котором звучит вокальная музыка»

«Музыкально-театральный жанр, в основе которого классическая музыка»

«Музыкально-театральное произведение, написанное на основе либретто»

«Наличие и развитие образов главных героев»

Учащиеся зачитывают фразы, на доске выкладывается кластер основа: вокальная музыка;

классическая музыка, либретто, главные герои, развитие их образов.

В процессе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что речь идет о классической опере,

возникшей в 16веке в Европе. На доске записывается тема урока «От оперы к ………»

Учащиеся подробно рассказывают о жанре «Опера»

Для полного определения темы урока учащимся предлагается прослушать музыкальный фрагмент и

определить стиль музыки (джаз, классика, рок)

Слушаем: фрагмент из рок - оперы А.Рыбникова «Песня моряков»

После прослушивания уч –ся определяют стиль музыки – рок.

Учитель: может ли звучать этот фрагмент в традиционной классической опере? (нет)

Учитель: Почему? Современные инструменты

Учитель: А в современном жанре оперы? Как его назовем? (рок-опера)

На доске дописываем тему урока «От оперы к рок - опере»

Учитель: мы с вами послушали фрагмент из отечественной рок - оперы

Учащиеся ставят цель урока самостоятельно

Итак: цель нашего урока увидеть взаимосвязь между традициями и новаторством классической оперы,

которые привели к появлению замечательных образцов современной музыки, а именно к появлению

такого жанра как рок – опера, определить сходства и различия.

Учитель: Опера и рок. Легко ли было еще три десятилетия тому назад, когда началось

ураганное распространение США и странах Европы рок- музыки, даже вообразить себе

возможность такого союза?

Учитель: К серьезной или легкой музыке мы можем, отнесем оперу?

Когда появился жанр оперы?

Учитель: Опера – один их самых престижных, высокородных жанров так называемой

серьезной, академической музыки, имеющий почти четырехвековую историко – культурную

традицию. Модно ли представить себе оперу без развитой и сложной музыкальной

драматургии, без высоко профессионализма исполнителей, без особой манеры пения –

поставленного, классического вокала, без богатого своими тембровыми возможностями

звучания симфонического оркестра?

Уч - ся: Нет

Учитель: Тогда причем здесь рок. Ведь он как будто бы вообще не отвечает этим требованиям.

Что такое рок музыка, и кто придумал это направление в музыке?

Уч - ся: Рок – музыка – область современной популярной музыки стилевая основа ритм- энд -

блюз.

Сообщение ученика «Рок, рок – опера»

Учитель: Не секрет, что в последнее время опера стала терять этот массовый интерес, свою

популярность, нужно было искать пути восстановления контактов с аудиторией, в том числе и

молодежной. Могла ли опера, так склонная к контактам с другими жанрами, пройти в поисках

общительного музыкального языка мимо совсем юного недавно народившегося, но уже

завоевавшего такую популярность жанра как рок? Совершенно очевидно, что встреча оперы с

роком - массовой бытовой музыкой наших дней – также должна была неминуемо состоятся.

Изложение нового материала.

Учитель: Творческий поиск ВИА 70 – х годов привел к созданию целого ряда рок - опер. В 1975

году ансамбль «Поющие гитары» показал зрителям оперу А. Журбина «Орфей и Эвридика». Но

особый успех и признание зрителей выпали опере Алексея Рыбникова «Юнона и Авось» на

слова Андрея Вознесенского. Единственным театром в нашей стране, специализация которого

рок-опера, можно упомянуть театр «Рок-опера» в Санкт Петербурге.

Учитель: На примере, этой оперы мы с вами попробуем разобраться в трактовке жанра оперы -

рок-опера, которая соединяет в себе черты классической оперы, мюзикла и рок-музыки.

Сообщение ученика: Содержание рок – оперы «Юнона и Авось»

В основу либретто была действительно положена поэма «Авось» (1970), хотя для театральной

постановки пришлось, естественно, дописывать многие арии и сцены. Поскольку слово «рок-

опера» в то время было запрещено (как и рок-музыка вообще), авторы написали под названием

произведения: «современная опера». Композитор Алексей Рыбников, поэт Андрей

Вознесенский. Премьера состоялась 9 июля 1981 на сцене Московского театра имени

Ленинского комсомола.

Оказывается, в основе сюжета рок - оперы «Юнона и Авось» лежит

подлинная, трагически оборвавшаяся история любви графа Резанова и пятнадцатилетней

дочери губернатора Сан-Франциско Кончиты.

В основу оперы положен рассказ о судьбе русского дворянина Николая Резанова, Граф Резанов

мечтал «Свесть Америку с Россией», для чего, построив два корабля «Юнона» и «Авось»,

отправляются в качестве русского посланника к берегам Калифорнии. В далеком Сан –

Франциско суждено графу повстречать свою любовь – юную Кончиту, дочь губернатора.

Обручившись наперекор всему с любимой, граф по делам службы отправляется в Россию, но по

дороге скоропостижно умирает в Красноярске. Кончита, тридцать пять лет ждала его, а затем в

монастыре дает обет молчания.

Учитель: Сейчас мы прослушаем «Сцена на балу»

Граф Резанов был приглашен на день рождение Кончиты и преподнес ей в подарок ожерелье от

императрицы Екатерины. Граф Резанов пригласил на танец юную особу.

Эта сцена закончилась взаимным влечением.

Слушание и анализ муз. произведения.

О чем эта сцена?

Уч - ся: О любви, о разлуке, о дуэли.

Учитель: Можно ли сказать, что композитор сохранил в этой сцене все характерные черты

оперы?

Учитель: Из-за скандала и дуэли Резанова с Фернандо, Резанов первый вынужден покинуть

Калифорнию.

Родители Кончитты были поражены, узнав о намерении Николая Петровича жениться на

их дочери. В ещё больший ужас они пришли, когда поняли, что Кончитта не откажется от своей любви,

несмотря на все уговоры и аргументы. Но Резанов не остановился и добился помолвки.

На обратном

пути в Петербург Резанов умирает в Красноярске от простуды.

Первоисточник сообщает, что Кончита ждала графа 35 лет, поверив в смерть любимого, дала

обет молчания и приняла постриг почти на два десятилетия, скончавшись в монастыре. А

осенью 2000 года произошло символическое воссоединение двух влюблённых: с могилы, где

похоронена Кончита, в Красноярск привезли горсть земли и розу, возложив её к белому кресту,

на котором с разных сторон выбиты слова «Я тебя никогда не увижу»,

«Я тебя никогда не забуду».

Когда Граф Резанов вынужден уплыть на Родину, Кончита и Николай исполняют романс,

давайте его послушаем.

Слушание романса «Я тебя никогда не забуду»

Учитель: - Сохранен ли композитором стиль популярных романсов XIX века, или А. Рыбников

новаторски отнесся к традиционному жанру? Нет

- Как думаете, в каком жанре написано музыкальное произведение? (романс)

- Назовите инструменты, характер мелодии, стиль вокального исполнения? (романс звучит в

стиле рок – баллады, манера пения близкая к бытовому исполнению, включены

электроинструменты)

- Что необычного вы услышали в исполнении? (включение разговорных номеров)

- Современные или традиционные приемы использовал композитор? (современные)

Что такое романс?

Уч – ся: Романс - музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным

(главным образом фортепианным) сопровождением, важнейший жанр камерной вокальной

музыки. Название «романс» носят и некоторые инструментальные пьесы напевного характера.

В романсе раскрываются чувства человека.

Учитель: Романс звучит в стиле рок – музыки, рок - баллады, манера пения близкая к бытовому

исполнению, как бы "между прочим" (ритмическая неточность, мелодическая неточность -

"невыпевание мелодии", хрип, крик).

Учитель: Тогда почему Резанов не остался со своей возлюбленной или не взял ее с собой в

Россию? О какой любви здесь шла речь?

Уч -ся: О любви к Родине, Отчизне.

Учитель: Важная тема оперы – человек и Отечество: верность долгу, честное служение

Отчизне. Эта тема необычайно злободневна и современна: сколькие из них остались ее

«погибшими замыслами»! А. Солженицын, А. Сахаров, А. Галич, В.Высоцкий, А. Тарковский,

ребята-афганцы…

Учитель: Сейчас мы с Вами попытаемся разобраться в чем же заключается новаторство в

трактовке жанра оперы - рок-опера, которая соединяет в себе черты классической оперы, рок-

музыки.

Учитель: Что было взято за основу оперы, какое литературное произведение?

Уч - ся: Известное литературное произведение поэма «Авось» Вознесенского

Учитель: Кто исполняет главные роли?

Уч - ся: Главные герои – это известные актеры Н. Караченцов и Анна Большова.

Учитель: Можем ли мы сказать, что партии исполняют профессиональные певцы. Манера

пения, близкая к бытовому исполнению, как бы "между прочим". Мы в этом уже убедились

Учитель: Характерная особенность рок – оперы - это равноправие музыки, танца и

разговорного жанра. В этой рок - опере в равной мере как танцевальных, так и вокальных

номеров.

Учитель: Так что же вносит в оперу рок-музыка?

Уч - ся: Главенствующее значение ритма. Предельная насыщенность звучания. Острота,

обнаженность высказывания, что приводит к «антимузыкальной» манере пения. Состав

оркестра - электронные музыкальные инструменты, синтезаторы, разговорная речь,

партии исполняют не всегда профессиональные певцы,

рок-опера соединила в себе черты

классики и современности.

Учитель: Давайте вместе попытаемся дать определение, что же такое рок – опера.

РОК-ОПЕРА - музыкально-драматическое произведение, стилистической основой которого

является рок-музыка.

А сейчас проведём самооценку своих знаний.

Верные и неверные утверждения. Если со мной согласны ДА, не согласны НЕТ

1 . в традиционной классической опере можно услышать бытовое пение.

2. в традиционной опере можно услышать музыку в стиле рок - баллады.

3. роли в рок опере должны играть только профессиональные музыканты

4. рок-опера соединила в себе черты классики и современности.

5. в рок - опере играют только на электроинструментах.

6.

в нашей стране есть театр, специализация которого рок-опера

7. рок – оперы пишутся на основе либретто

Ответы проверяются, учащиеся сами ставят себе оценки.

Подведение итогов урока:

Учитель: Серьезная современная опера вовсе не отрицает достижений классики. Наоборот,

отталкиваясь от них, полифоническая современная опера добавляет новые инструменты,

электронику, новую технику звукозаписи. А главное – она приносит вкус, дыханье наших дней.

Рок – опера заставляет обратится к классическому наследию.

Важная тема оперы – человек и Отечество: верность долгу, честное служение Отчизне. Эта

тема необычайно злободневна и современна: сколькие из них остались ее «погибшими

замыслами»! А. Солженицын, А. Сахаров, А. Галич, В.Высоцкий, А. Тарковский, ребята-

афганцы…

В 2006 году в московский театр «Ленком» отметили 25 - летний юбилей оперы «Юнона и

Авось». На сцене играли три состава артистов – все, кто выходил на сцену за четверть века.

Только Караченцов наблюдал за действием из зала. Все четверть века он играл без дублеров,

потому что нужно было держать марку. Однако последствия трагедии, произошедшей с

Николаем Петровичем, не позволили ему подняться на сцену.

Особенно волнует душу романс «Я тебя никогда не забуду», ну и конечно, «Аллилуйя, Любви!»

Учитель: наш урок закончен. Спасибо за работу. До свидания.



В раздел образования