Напоминание

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИКТОРИНЫ КАК УЧЕБНОГО ПРОЕКТА ОБУЧАЮЩИХСЯ 6-9 КЛАССОВ


Автор: Тарасова Валерия Сергеевна
Должность: магистр
Учебное заведение: ФГБОУ ВО “ Челябинский государственный университет”
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: научная статья
Тема: МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИКТОРИНЫ КАК УЧЕБНОГО ПРОЕКТА ОБУЧАЮЩИХСЯ 6-9 КЛАССОВ
Раздел: полное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИКТОРИНЫ

КАК УЧЕБНОГО ПРОЕКТА ОБУЧАЮЩИХСЯ 6-9 КЛАССОВ

Тарасова Валерия Сергеевна

студент, ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»,

РФ, г.Челябинск

Аннотация: В статье рассматривается литературная викторина как

проектная работа обучающихся 6-9 классов, классификация викторин, а

также эффективность использования литературной викторины в качестве

учебного проекта.

Ключевые слова: викторина, литературная викторина, классификация

викторины, проект, учебный проект.

Традиционно викторину рассматривают как метод закрепления и

углубления знаний по изученному материалу, способ повторения и контроля

навыков учащихся, а также как средство активизации познавательного

интереса учащихся к классической литературе. Цель проведения викторины

состоит в том, чтобы стимулировать культурологическую, познавательно-

творческую деятельность учащихся, направленную на развитие мышления,

логики и смекалки.

В настоящее время, учащиеся имеют доступ к различным интернет

ресурсам и источникам информации, однако основная трудность в том, что

они зачастую не умеют преобразовывать полученные сведения в знания.

Учеников следует научить акцентировать внимание на важных моментах,

выделять главное, обнаруживать взаимосвязи между действиями и делать

соответствующие

выводы.

Помимо

этого,

необходимо

научить

целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.

Наиболее

эффективным

способом

организации

самостоятельной

работы при этом является учебный проект, который предполагает решение

образовательных задач с использованием разнообразных методов, средств

обучения через интеграцию знаний и умений.

Викторина, на наш взгляд, может стать эффективным способом как

коллективной, так и индивидуальной учебно-познавательной деятельности

учащихся, одним из вариантов учебного проекта.

Литературные

викторины

дают

возможность

совершенствовать

самостоятельность учеников, стимулируют их на получение новых знаний,

умений

и

навыков,

поддерживают

увлечение

учебной

работе

и

поддерживают интерес к познавательной деятельности.

Разнообразные по форме, организации и содержанию викторины

обнаруживают свободу для реализации творческих идей, как учителя, так и

учеников.

Безусловно,

учителю,

рекомендовавшему

ученикам

в

качестве

проектной

деятельности

разработку

викторины,

следует

использовать

«общеобразовательный, социальный и интегративный потенциал данного

учебного проекта», особенно:

– «формирование

вопросительного

(образного)

мышления

обучающихся,

возможностей

креативного,

мировоззренческого,

концептуального и умозаключительного характера»;

– освоение личных умственных способностей;

– овладение способностью к коллективной работе, сотрудничеству и

ответственности за свою работу;

– обмен результата

ми проделанной работы;

– «развитие экспериментального мышления»;

– получение новой информации;

– усовершенствование своих знаний, умений и навыков;

Все активные и интерактивные способы обучения вызваны решать

основную проблему, сформированную во ФГОС – научить детей учиться.

«Учитывая нынешнее состояние образовательного процесса, важно развивать

у детей критическое мышление, построенное на логической цепочке и

основанное на анализе ситуации».

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего

(полного) общего образования, в пункте № 11 видим, что «индивидуальный

или учебный проект выполняется обучающимися самостоятельно под

руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или несколько

изучаемых учебных предметов в любой избранной области деятельности

(познавательной, творческой, практической, учебно-исследовательской и

иной»).

Результаты выполнения учебного проекта должны отражать:

1.

Способность к аналитической, творческой и интеллектуальной

деятельности;

2.

Сформированность коммуникативных навыков и критического

мышления;

3.

«Способность постановки цели, планирования работы, отбора и

интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации

результатов и их презентация»;

4.

Самостоятельность

применения

приобретенных

знаний

и

способов действий при решении различных задач.

На наш взгляд викторина является отличным вариантом в организации

процесса

обучения

по

ФГОС.

Учащимся

предоставляется

свобода

организации

коллективной

деятельности,

возможность

принятия

самостоятельных решений, создаются условия для развития у учащихся

широкого круга компетенций в области освоения различных способов

познавательной деятельности, универсальных учебных действий, а, главное,

создаётся ситуация успеха, где каждый вследствие возможности скрытой

дифференциации найдёт своё место в общем коллективном исследовании.

В том числе, согласно ФГОС, при использовании викторины в качестве

учебного проекта будут формироваться следующие знания, умения и

навыки

1

:

1)

умение

самостоятельно

определять

цели

своего

обучения,

развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение

соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять

контроль

своей

деятельности

в

процессе

достижения

результата,

корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

2)

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,

собственные возможности ее решения;

3)

владение

основами

самоконтроля,

самооценки,

принятия

решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной

деятельности;

4)

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную

деятельность

с

учителем

и

одноклассниками;

формулировать,

аргументировать и отстаивать свое мнение;

5)

формирование

и

развитие

компетентности

в

области

использования информационно-коммуникационных технологий;

6)

воспитание квалифицированного читателя со сформированным

эстетическим вкусом;

7)

развитие способности понимать литературные художественные

произведения;

8)

овладение процедурами смыслового и эстетического анализа

текста;

9)

формирование

любознательности,

целеустремленности

и

ответственности.

Именно поэтому литературная викторина как вариант учебного проекта

способна углубить и расширить круг литературных интересов учащихся,

повысить

стремление

к

улучшению

результата,

сформировать

1

ФГОС. С(П)ОО. № 309 – ФЗ.

самостоятельность и инициативу, выработать практические умения, которые

можно использовать не только на уроках литературы, но и при изучении

других предметов.

Список литературы:

1.

Ахметов, М.А. Проектный метод обучения [Текст]:

учебник/ М.А.Ахметов. – М.: Северная звезда, 2012. – 24 с.

2.

Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения [Текст]:

учебник/ Ю.К. Бабанский. – М.: Педагогика, 1977. – 254 с.

3.

Бренчугина-Романова, А.Н. Использование метода

проектов [Текст]: метод.советы / А.Н.Бренчугина-Романова. – М.:

Знамя, 2006. – 15 с.

4.

Голуб Г. Б., Чуракова О. В. Метод проектов как технология

формирования ключевых компетентностей учащихся [Текст]:

метод.советы / Г.Б.Голуб., О.В.Чуракова. - Самара: Изд-во «Профи»,

ЦПО, 2003. – 54 с.

5.

Громыко, Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего

образования [Текст]: метод.советы / Ю.В.Громыко. – М.: Изв. Рос.

акад. образования, 2000. 36-43 с.

6.

Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст]:

учебное пособие / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 231 с.

7.

Кудашникова, Н.Ю. Уроки литературы: организация

контроля и творческая работа: тесты, творческие задания, викторины,

ребусы. 5-11 классы [Текст]: учебник / Н.Ю. Кудашникова, Л.М.

Савина. – Волгоград.: Учитель, 2009. – 51 с.

8.

Курганова, Л.А. По страницам литературных

произведений. 5-11 классы: викторины [Текст]: метод. советы /

Л.А.Курганова. – Волгоград.: Учитель, 2009. – 122 с.



В раздел образования