Автор: Тарасова Валерия Сергеевна
Должность: магистр
Учебное заведение: ФГБОУ ВО “ Челябинский государственный университет”
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: научная статья
Тема: МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИКТОРИНЫ КАК УЧЕБНОГО ПРОЕКТА ОБУЧАЮЩИХСЯ 6-9 КЛАССОВ
Раздел: полное образование
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИКТОРИНЫ
КАК УЧЕБНОГО ПРОЕКТА ОБУЧАЮЩИХСЯ 6-9 КЛАССОВ
Тарасова Валерия Сергеевна
студент, ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»,
РФ, г.Челябинск
Аннотация: В статье рассматривается литературная викторина как
проектная работа обучающихся 6-9 классов, классификация викторин, а
также эффективность использования литературной викторины в качестве
учебного проекта.
Ключевые слова: викторина, литературная викторина, классификация
викторины, проект, учебный проект.
Традиционно викторину рассматривают как метод закрепления и
углубления знаний по изученному материалу, способ повторения и контроля
навыков учащихся, а также как средство активизации познавательного
интереса учащихся к классической литературе. Цель проведения викторины
состоит в том, чтобы стимулировать культурологическую, познавательно-
творческую деятельность учащихся, направленную на развитие мышления,
логики и смекалки.
В настоящее время, учащиеся имеют доступ к различным интернет
ресурсам и источникам информации, однако основная трудность в том, что
они зачастую не умеют преобразовывать полученные сведения в знания.
Учеников следует научить акцентировать внимание на важных моментах,
выделять главное, обнаруживать взаимосвязи между действиями и делать
соответствующие
выводы.
Помимо
этого,
необходимо
научить
целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.
Наиболее
эффективным
способом
организации
самостоятельной
работы при этом является учебный проект, который предполагает решение
образовательных задач с использованием разнообразных методов, средств
обучения через интеграцию знаний и умений.
Викторина, на наш взгляд, может стать эффективным способом как
коллективной, так и индивидуальной учебно-познавательной деятельности
учащихся, одним из вариантов учебного проекта.
Литературные
викторины
дают
возможность
совершенствовать
самостоятельность учеников, стимулируют их на получение новых знаний,
умений
и
навыков,
поддерживают
увлечение
учебной
работе
и
поддерживают интерес к познавательной деятельности.
Разнообразные по форме, организации и содержанию викторины
обнаруживают свободу для реализации творческих идей, как учителя, так и
учеников.
Безусловно,
учителю,
рекомендовавшему
ученикам
в
качестве
проектной
деятельности
разработку
викторины,
следует
использовать
«общеобразовательный, социальный и интегративный потенциал данного
учебного проекта», особенно:
– «формирование
вопросительного
(образного)
мышления
обучающихся,
возможностей
креативного,
мировоззренческого,
концептуального и умозаключительного характера»;
– освоение личных умственных способностей;
– овладение способностью к коллективной работе, сотрудничеству и
ответственности за свою работу;
– обмен результата
ми проделанной работы;
– «развитие экспериментального мышления»;
– получение новой информации;
– усовершенствование своих знаний, умений и навыков;
Все активные и интерактивные способы обучения вызваны решать
основную проблему, сформированную во ФГОС – научить детей учиться.
«Учитывая нынешнее состояние образовательного процесса, важно развивать
у детей критическое мышление, построенное на логической цепочке и
основанное на анализе ситуации».
В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего
(полного) общего образования, в пункте № 11 видим, что «индивидуальный
или учебный проект выполняется обучающимися самостоятельно под
руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или несколько
изучаемых учебных предметов в любой избранной области деятельности
(познавательной, творческой, практической, учебно-исследовательской и
иной»).
Результаты выполнения учебного проекта должны отражать:
1.
Способность к аналитической, творческой и интеллектуальной
деятельности;
2.
Сформированность коммуникативных навыков и критического
мышления;
3.
«Способность постановки цели, планирования работы, отбора и
интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации
результатов и их презентация»;
4.
Самостоятельность
применения
приобретенных
знаний
и
способов действий при решении различных задач.
На наш взгляд викторина является отличным вариантом в организации
процесса
обучения
по
ФГОС.
Учащимся
предоставляется
свобода
организации
коллективной
деятельности,
возможность
принятия
самостоятельных решений, создаются условия для развития у учащихся
широкого круга компетенций в области освоения различных способов
познавательной деятельности, универсальных учебных действий, а, главное,
создаётся ситуация успеха, где каждый вследствие возможности скрытой
дифференциации найдёт своё место в общем коллективном исследовании.
В том числе, согласно ФГОС, при использовании викторины в качестве
учебного проекта будут формироваться следующие знания, умения и
навыки
1
:
1)
умение
самостоятельно
определять
цели
своего
обучения,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль
своей
деятельности
в
процессе
достижения
результата,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
2)
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
3)
владение
основами
самоконтроля,
самооценки,
принятия
решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
4)
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность
с
учителем
и
одноклассниками;
формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
5)
формирование
и
развитие
компетентности
в
области
использования информационно-коммуникационных технологий;
6)
воспитание квалифицированного читателя со сформированным
эстетическим вкусом;
7)
развитие способности понимать литературные художественные
произведения;
8)
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа
текста;
9)
формирование
любознательности,
целеустремленности
и
ответственности.
Именно поэтому литературная викторина как вариант учебного проекта
способна углубить и расширить круг литературных интересов учащихся,
повысить
стремление
к
улучшению
результата,
сформировать
1
ФГОС. С(П)ОО. № 309 – ФЗ.
самостоятельность и инициативу, выработать практические умения, которые
можно использовать не только на уроках литературы, но и при изучении
других предметов.
Список литературы:
1.
Ахметов, М.А. Проектный метод обучения [Текст]:
учебник/ М.А.Ахметов. – М.: Северная звезда, 2012. – 24 с.
2.
Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения [Текст]:
учебник/ Ю.К. Бабанский. – М.: Педагогика, 1977. – 254 с.
3.
Бренчугина-Романова, А.Н. Использование метода
проектов [Текст]: метод.советы / А.Н.Бренчугина-Романова. – М.:
Знамя, 2006. – 15 с.
4.
Голуб Г. Б., Чуракова О. В. Метод проектов как технология
формирования ключевых компетентностей учащихся [Текст]:
метод.советы / Г.Б.Голуб., О.В.Чуракова. - Самара: Изд-во «Профи»,
ЦПО, 2003. – 54 с.
5.
Громыко, Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего
образования [Текст]: метод.советы / Ю.В.Громыко. – М.: Изв. Рос.
акад. образования, 2000. 36-43 с.
6.
Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст]:
учебное пособие / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 231 с.
7.
Кудашникова, Н.Ю. Уроки литературы: организация
контроля и творческая работа: тесты, творческие задания, викторины,
ребусы. 5-11 классы [Текст]: учебник / Н.Ю. Кудашникова, Л.М.
Савина. – Волгоград.: Учитель, 2009. – 51 с.
8.
Курганова, Л.А. По страницам литературных
произведений. 5-11 классы: викторины [Текст]: метод. советы /
Л.А.Курганова. – Волгоград.: Учитель, 2009. – 122 с.