Напоминание

Особенности Развивающего уголка.


Автор: Горбунова Гюзелия Аиповна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: "ЦРР -детский сад №85"
Населённый пункт: Ленинского района г. Саратова
Наименование материала: Роль логопедическогоуглка в ТНР группе.
Тема: Особенности Развивающего уголка.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль логопедического уголка

В

условиях

образовательной

концепции

современных

дошкольных

образовательных

учреждений (ДОУ) занятия для коррекции и развития речи могут проводиться в двух

вариантах:

в специально оборудованном кабинете для занятий с логопедом;

в каждой группе детского сада.

В первом случае всё оснащение для работы находится в кабинете специалиста. Расположение

базовых материалов для работы в группе обусловлено тем, что в детском саду у логопеда нет

кабинета или же коррекционной работой занимается сам воспитатель. Логопедический

уголок — это часть предметно-развивающей среды для игр поодиночке или в группе,

направленных на исправление существующих нарушений речи, стимуляцию речевой

активности малышей. Роль логопедического центра заключается в:

обогащении эмоционального и практического опыта установления контакта ребёнком

со сверстниками, взрослым (для игр, выполнения заданий в группе, детям необходимо

общение, то есть работа в речевом уголке стимулирует развитие устной речи, навыков

коммуникации);

включении ребят в познавательную активность (благодаря разнообразному

наполнению уголка, малыши имеют возможность работать с материалами, которые им

кажутся занимательными на данном этапе развития);

стимуляции инициативности (ребята с большим удовольствием рассматривают

пособия в уголке, играют с игрушками, придумывая новые способы взаимодействия с

ними).

Цели и задачи создания центра

В основу содержательного наполнения логопедического уголка положены лексические

темы,

рассматриваемые

в

соответствии

с

календарно-тематическим

планированием. Кроме того, материалы коррекционного центра должны соотноситься с:

программой, по которой работает ДОУ и конкретная группа (например, если в детском

саду есть логопедические группы, то предметно-развивающая зона будет не только

больше в смысле занимаемой площади, но и многообразнее по содержанию);

физиологическими и психолого-педагогическими особенностями развития речи в

конкретном возрасте (так, например, в младшей и средней группах в работе

учитывается очерёдность освоения звуков — а, о, э, п, м, б в 1,5–2 года, и, ы, у, ф, в, т,

д, н, к, г, х, й в 2–4 года).

Таким образом целями создания речевого уголка в ДОУ является:

тренировка мелкой моторики для полноценного и своевременного развития связной

осознанной речи при помощи специальных тренажёров (шнуровок, волчков и пр.);

стимулирование речевого аппарата для произнесения согласных звуков,

различающихся по месту преграды, которую встречает воздушный поток (особенно,

переднеязычные нёбные звуки ш, ж, р, ч и переднеязычные зубные л, з, с);

овладение навыком правильного вдоха-выдоха в процессе речевого акта с помощью

дыхательной гимнастики (важно для произнесения согласных, требующих

определённой направленности воздушного потока к месту преграды);

Выработка правильного дыхания — одно из основных направлений развития речи

развитие логического мышления, внимания, умения находить причинно-следственные

связи;

отработка звукопроизношения (при разучивании чистоговорок и скороговорок);

развитие фонематического слуха (дети понимают значения слов из стихотворений,

сказок, воспринимаемых на слух);

освоение принципов грамматического строя языка в играх (например, образование

уменьшительно-ласкательных форм существительных с помощью суффиксов -чка-, -

онк- и др., а также изучение синтаксических норм, в частности, правил построения

предложений).

Это

интересно.

Акустическая

реализация

согласных

звуков

возможна

благодаря тому, что при их произнесении сужается голосовой тракт, вызывая

полную или частичную блокировку воздушного потока. Изменение направления

последнего и даёт возможность продуцировать разные согласные звуки. Для

произнесения

гласных

существенного

сужения

голосового

тракта

не

происходит.

При этом для каждого возраста поставленные цели реализуются в рамках решения

конкретных задач, которые носят накопительный характер, то есть из года в год дополняются,

обогащаются.

Работа по развитию речи выстраивается последовательно из года в год

Таблица: задачи создания речевого уголка для разного

возраста

Группа

Задачи

Первая младшая

Преодоление речевого негативизма (когда малыши стремятся показать, а не проговорить слово,

явление) в парных, групповых играх.

Упражнение в соотнесении предмета с изображением на картинке.

Уточнение и обогащение словаря.

Воспитание внимания к обращённой речи.

Вторая младшая

Обогащение и активизация словаря по программным лексическим темам (за счёт наполнения

логопедической зоны подходящими картинками).

Развитие диалогической речи (в игровых ситуациях при взаимодействии с куклами, игрушками).

Развитие речевого дыхания и умения координировать речь с движением (благодаря подборке

дыхательных упражнений).

Развитие слухового и зрительного внимания в процессе игры.

Развитие мелкой и общей моторики детей при работе с тренажёрами.

Средняя

Активизация и обогащение пассивного и активного словаря.

Освоение норм словообразования форм существительных, прилагательных.

Работа над умением контролировать силу и продолжительность выдоха.

Тренировка мелкой и крупной моторики.

Развитие пространственных представлений.

Старшая,

подготовительная

Отработка и закрепление лексического материала, лексико-грамматических категорий.

Формирование фонематического восприятия и слуха (различение мягких и твёрдых звуков, например).

Развитие артикуляционной моторики.

Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков изолированно, в слогах,

словах, в предложениях, в связной речи (за счёт вовлечения малышей в сюжетно-ролевые игры).

Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.

Развитие связной речи.

Оформление логопедического уголка

Чтобы коррекционный центр полноценно функционировал, он должен быть организован в

соответствии

с

требованиями,

установленными

Федеральным

государственным

образовательным стандартом (ФГОС).

1.

Обязательными элементами речевого уголка являются зеркало, материалы для игр,

артикуляционных и дыхательных упражнений, средства наглядности. Если с

последними тремя составляющими всё понятно, то первый нуждается в

пояснении. Дети, разрабатывая артикуляционный аппарат, должны не только

слышать, как произносится звук, но и видеть положение органов речи. И для

обеспечения этого условия без зеркала не обойтись.

2.

Все обучающие пособия должны соответствовать возрастным речевым особенностям

детей, а также структуре речевых нарушений (если речь идёт о специальной

логопедической группе).

3.

Обновление материала связано с изучаемой лексической темой, но, как правило,

происходит еженедельно.

4.

Коррекционный уголок обычно размещают рядом с книжным, так как в процессе

работы педагог часто обращается к чтению и работе с текстами.

5.

В младших, средней группах в логопедическом центре располагают игрушку —

постоянного обитателя уголка, который помогает снять речевой негативизм,

преодолеть стеснительность, неуверенность, а также стимулирует интерес и побуждает

малышей говорить.

Это

интересно.

Игрушку

для

речевого

уголка

следует

выбирать

по

определённым параметрам. Прежде всего, у неё должен быть подвижный

язычок, на примере которого можно будет показывать детям положение

органов

артикуляции.

Одежда

персонажа

должна

быть

с

липучками,

пуговицами, кнопками, чтобы, одевая — раздевая персонажа, малыши

тренировали мелкую моторику. Кроме того, наряд должен быть из разных по

цвету и текстуре тканей — это поможет детям учиться характеризовать

материалы по свойствам и оттенкам. А для скорейшего освоения навыка

ориентации в схеме тела, окажется кстати, если у игрушки будут подвижные

ручки и ножки.

Видео:

пример

работы

с

игрушкой

в

логопедическом уголке

Материалы

Содержание

коррекционного

уголка

определяется

целями,

поставленными

перед

организацией и проведением логопедических занятий.

Таблица: типовое наполнение речевого уголка

Материалы

Цель

Использование

Картинки для иллюстрации артикуляционных

игр, комплексы заданий для артикуляции в

картинках или таблицах.

Для проведения

артикуляционной гимнастики

Выполняя задания, дети смотрят на картинки,

пошагово представляющие все движения.

Волчки, шнуровки разных форм и размеров,

мозаики, пазлы, сухой бассейн, шаблоны под

штриховку, обводку, карандаши, фломастеры.

Для тренировки мелкой

моторики

В младших группах дети с удовольствием

занимаются шнуровками (например, соединяют

шнурком четыре фрагмента корабля, машины), в

старших группах для подготовки руки к письму

ребята работают со штриховками.

Воздушные шарики, дудочки, мыльные

пузыри, вертушки.

Для формирования

правильного дыхания

Малыши 1,5–3 лет очень любят надувать

мыльные пузыри, воспитанники средней группы

работают с дудочками, вертушками. В старших

группах дети надувают воздушные шарики, а

также продолжают знакомство с дудочками.

Домино, разрезанные картинки-пазлы, игры

типа «Четвёртый лишний», «Узнай по

контуру» и др.

Для развития усидчивости,

внимания, логического,

образного и конкретно-

предметного и наглядно-

действенного мышления.

Разрезанные части картинки-пазлы применяются

в работе с детьми любого возраста. С той лишь

разницей, что в младших группах это

составление картинок из четырёх частей, в

средней — из шести, а в старшем — из 10–12.

Аудиозаписи детских песен, стихотворений,

игры с парами карточек (на картинке

изображён сюжет с недостающими деталями

двух размеров, форм, которые малыш

накладывает сверху после выполнения

задания): белочка с грибочками, ёлочка с

игрушками и пр.

Для тренировки

фонематического слуха.

Для отработки звуков «рь» и «р» проводится

игра «Белочка»: педагог называет запасы,

которые сделала белка, а дети, услышав мягкий

звук, кладут на картинку маленький гриб, а

услышав твёрдый — большой.

Альбомы с заданиями по автоматизации

звуков В.В. Коваленко, игры Л.А. Комаровой,

забавы «Логопедическое лото», «Подбери и

назови», «Паровоз» и др.

Для отработки

звукопроизношения

В «Логопедическом лото» 12 карточек с

разрезанными картинками, которые малыш

собирает в целое изображение. Получившиеся

картинки называет, выделяет отрабатываемый

звук. В старших группах дети определяют

положение звука в слове, составляют с этим

словом предложение.

Соответствующие изучаемым темам картинки,

забавы «Один — много», «Подбери пару» и

др.

Для обогащения словаря

Игра «Подбери пару»: при изучении домашних

животных во второй младшей группе детям

предлагается найти пары картинкам,

изображающих самца (самку).

Игры «Чей хвост?», «Один — много»,

сборники игр Е.М. Карповой, Е.В. Соловьёвой.

Для усвоения грамматических

правил речи

Игра «Чей хвост»: дети подбирают картинки

хвостов под животных, размещённых на

фланелеграфе. После составления изображения

называют чей это хвост (лисий, заячий и т.д.).

Игры «Угадай по описанию», «Когда так

бывает», «Профессии».

Для тренировки навыка строить

связные высказывания

Игра «Угадай по описанию» проводится по

принципу лото: у детей картинки, педагог

описывает сюжет, дети показывают. В старших

группах дети по очереди описывают картинки и

угадывают.

Игры «Подбери слово к схеме», «Составь

предложение по схеме», «Сложи слово»,

ребусы и кроссворды

Для обогащения активного и

пассивного словаря,

расширения кругозора и

усвоения норм построения

предложений.

Игра «Составь предложение по схеме»: у детей

набор карточек и условные обозначения

предлогов (на крышках от пластиковых бутылок

приклеен условный знак, обозначающий

местоположение), нужно сложить предложения

из имеющихся материалов и проговорить его.

Фотогалерея:

практическое

применение

некоторых

материалов

В игре «Чей хвост» дети не только тренируют мелкую моторику, логическое и образное

мышление, но и учатся образовывать форму притяжательных прилагательных

Составление предложений по схеме способствует развитию связной речи

Отрабатывать фонематический слух помогает упражнение на сортировку карточек по размеру

в зависимости от услышанного звука

Средства и идеи для оформления

Основой для организации логопедического уголка в группе является стол, на котором

размещается зеркало. Дальнейшая комплектация идёт вокруг этих элементов.

1.

Стенд с плакатами и свободным местом для размещения творческих работ детей

(рисунков, аппликаций).

2.

Коробки с картинками, играми. Каждый контейнер должен быть подписан. Некоторым

воспитателям удобно организовывать коробки по темам, а не по виду материала.

Например, при изучении темы «Животные» в одной коробке собраны и картинки с

домашними, дикими зверями, местами их обитания, пищей, и поделки из природного

материала на тему зверушек, и игры.

3.

Банки с камешками, пуговицами для развития мелкой моторики.

Все коробки с материалами должны быть подписаны

Это интересно. Поскольку книжный уголок рекомендуется располагать рядом

с коррекционным центром, то стол и стеллаж для книг могут быть единой

композицией.

Что можно сделать своими руками

Предметно-развивающая среда в детском саду оформляется не только приобретёнными

средствами, но и предметами, созданными руками педагога, родителей. В большей степени

это делается для того, чтобы малыши, видя результаты ручного труда, с уважением к нему

относились. Если рассматривать логопедический уголок с точки зрения возможностей

оформления своими силами, то в этом смысле самым оптимальным будет создание стенда.

Для этого потребуется лист фанеры нужного размера и формы, на который натягивается ткань

через прокладку из поролона. Конструкция закрепляется строительным степлером. Благодаря

мягкой поверхности материалы по теме можно крепить булавочками или кнопками и от

частой смены наглядности стенд не потеряет товарный вид.

Небольшие стенды можно сделать под конкретные виды работы, например, с

упражнениями пальчиковых игр, дыхательной гимнастики

Как назвать

Название каждой зоны предметно-развивающей среды должно быть понятно детям и, что

очень важно, легко ими произноситься. Конечно, можно пойти по пути наименьшего

сопротивления и назвать центр «Логопедический уголок» или «Речевой уголок», но есть

смысл найти более оригинальные варианты:

«Игротека с язычком»;

«Говорим правильно»;

«Звукарик»;

«Говоруша»;

«Логоландия»;

«ЛОГОстрана».

Видео: видеоэкскурсия по речевому центру в средней

группе

Фотогалерея: эскизы оформления логопедического уголка

Материалы логопедического уголка можно разместить на полочках, разместив стеллаж над

столом

Если пространства в группе мало, то уголок можно сосредоточить вокруг висящего на стене

зеркала

Зеркало вешается так, чтобы дети, сидя на стуле, могли видеть своё лицо целиком

Работа в речевом центре

Судя из перечня материалов можно сделать вывод о том, что основной вид деятельности

в речевом уголке — игра, что совершенно оправдано, так как это основной вид

активности у ребят 1,5–7 лет. Однако, кроме дидактических забав, в речевом центре с

помощью имеющихся наглядных пособий проводятся:

артикуляционные тренировки;

пальчиковые игры;

упражнения для выработки правильного дыхания;

сюжетно-ролевые игры.

А также художественно-творческие виды работ как элемент практической деятельности.

Таблица: игры и упражнения в логопедическом

центре

Первая младшая

группа

Вторая младшая

Средняя группа

Старшая

Подготовительная группа

Дидактические

игры

«Кукла Катя

одевается, в

детский садик

собирается»

Педагог

показывает детям,

как кукла Катя

«одевается» и

«обувается». По

ходу игры

называет

предметы одежды,

привлекая

внимание детей к

деталям,

спрашивает,

какого цвета эти

предметы.

«Кто ушёл»

Педагог

выставляет перед

детьми картинки

членов семьи.

Попеременно

убирает одну,

дети определяют,

кого не хватает.

«Что перепутал

художник». Педагог

предлагает детям

посмотреть на

картинку и сказать, в

чём ошибся

художник (осенью

дети не носят майки

и шорты, нет

клубники и пр.).

Пересказ по цепочке

сказки В. Сутеева

«Под грибом».

«Восстанови порядок»

Ребята получают набор

картинок с сюжетом. Их

задача расставить

изображения в

правильном порядке и

описать происходящее.

Сюжетно-ролевые

игры

Дети имитируют

действия

Игры «В

доктора», «В

Игры «Дочки-

матери», «Большая

Инсценировка сказки

«Репка» по ходу

Игры «Магазин»,

«Школа», «Поликлиника»

взрослых: моют

посуду, гладят

бельё.

воспитателя».

стирка» (после

прослушивания

рассказа А.

Кардашовой

«Большая стирка»).

чтения воспитателем,

игра

«Парикмахерская» с

распределением

ролей: парикмахеры

— дамский мастер,

мужской мастер,

кассир, уборщица,

клиенты.

с самостоятельным

распределением ролей.

Артикуляционные

упражнения и

чистоговорки

(скороговорки).

Проводятся перед

зеркалом.

Уп, уп, уп, Мама

варит суп.

Бы-бы-бы, Идёт

дым из трубы.

«Лягушки»

Описание

упражнения:

улыбнуться,

показать

сомкнутые зубки.

Удерживать губы

в таком

положении до

счёта «пять»,

затем вернуть

губы в исходное

положение.

Повторить 3–4

раза.

Вот понравится

лягушкам:

Тянем губы

прямо к ушкам.

Потяну и

перестану

И нисколько не

устану.

«Змейка»

Рот широко открыт.

Узкий язык сильно

выдвинуть вперёд и

убрать вглубь рта.

«Бегемот»

Описание

упражнения: открыть

рот как можно шире,

удерживать его в

таком положении до

счёта «пять», потом

закрыть рот.

Повторить 3–4 раза.

Рот пошире

открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем

ротик,

Как голодный

бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем рот

Отдыхает бегемот.

Ва-ва-ва, ва-ва-ва — вот

высокая трава.

Вы-вы-вы, вы-вы-вы —

даже выше головы.

Ве-ве-ве, ве-ве-ве —

васильки видны в траве.

Ву-ву-ву, ву-ву-ву —

васильков букет нарву.

Пальчиковые игры

Этот пальчик

хочет спать,

Попеременное

загибание пальцев

правой руки

Этот пальчик лёг в

кровать, левой

рукой, начиная с

мизинца.

Этот пальчик

прикорнул,

Этот пальчик уж

заснул.

— Тише, пальчик,

не шуми,

«Обращаясь» к

большому пальцу.

Кроме большого

пальца, все

остальные зажаты

в кулачок.

Встали пальчики,

ура! Резко

разжать пальцы,

раздвинув их.

В детский сад

идти пора!

Сжимание и

разжимание

кулачка правой

руки.

Этот пальчик —

дедушка, Пальцы

правой (затем

левой) руки

сжаты в кулак.

Этот пальчик —

бабушка,

Поочерёдное

разгибание

пальцев сначала

правой,

затем левой руки,

начиная с

большого пальца.

Этот пальчик —

папа,

Этот пальчик —

мама.

А вот этот

пальчик я.

Вот и вся моя

семья.

Сжимание-

разжимание

пальцев.

В огороде много

гряд, (Сжимают и

разжимают пальцы.)

Тут и репа, и салат,

(Загибают пальцы

поочерёдно.)

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве

плох?

Наш зелёный огород

(Хлопают в ладоши.)

Нас прокормит

целый год.

Скачет белка-

шалунишка («бегают»

пальчиками по столу),

Рвёт с сосновых веток

шишки (сжимают

поочерёдно кулачки

на правой и левой

руках).

Лапками сжимает

ловко (сжимают

одновременно кулачки

на правой и левой

руках)

И несёт в свою

кладовку («бегают»

пальчиками по столу).

Ай, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда

(ритмично потирают

ладошки, имитируя мытье

рук)! Брызги — вправо,

брызги — влево! Мокрым

стало наше тело (пальцы

сжаты в кулачок, затем с

силой выпрямляют

пальчики, как бы

стряхивая воду)!

Полотенчиком пушистым,

Вытрем руки очень

быстро (энергичные

движения имитируют

поочерёдное вытирание

рук полотенцем).

Дыхательные

упражнения

Обычно проводятся со второй

младшей.

«Листопад»

«Дровосек»

Становимся прямо,

ноги чуть шире плеч.

«Ушки»

Покачивая головой

вправо-влево,

«Ёжик»

Поворачиваем голову

вправо-влево в темпе

Дети с разной силой дуют на

вырезанные из цветной бумаги

листья, подвешенные на нитках.

Попутно можно называть, с каких

деревьев они упали.

На вдохе

складываем руки

топориком и

поднимаем их вверх.

Резко, словно под

тяжестью топора,

вытянутые руки на

выдохе опускаем

вниз, корпус

наклоняем, позволяя

рукам «прорубить»

пространство между

ногами. Произносим

«бах».

выполняем сильные

вдохи. Плечи

остаются

неподвижными, а уши

тянутся к плечам.

Следим, чтобы при

наклоне головы

туловище не

поворачивалось.

движения. Одновременно

с каждым поворотом

делаем вдох носом:

короткий, шумный («как

ёжик»), с напряжением

мышц всей носоглотки

(ноздри двигаются и как

бы соединяются, шея

напрягается). Выдох

мягкий, произвольный,

через полуоткрытые губы.

Практическая деятельность

Творческие задания помогают ребятам лучше усвоить дидактический материал, отработать

речевые навыки и умения, а также проявить свою креативность.

1.

Первая младшая группа. Задание «Найди шубку». Дети выбирают картинки с

подходящим покровом для животных, приклеивают его на соответствующие контуры

шаблона.

2.

Вторая младшая. Задание «Одень Машу». Дети раскрашивают картинку с готовым

изображением куклы, одетой в подходящую по сезону одежду.

3.

Средняя группа. На этом образовательном этапе в работу активно привлекаются мамы

и папы. В частности, для создания проекта «Моя семья» на основе семейных фото. В

защиту проекта включается рассказ о родителях.

4.

Старшая группа. Дети делают аппликации изученных букв из крупы, бисера, конфетти.

5.

Подготовительная группа. Создание рисунков в нетрадиционной технике монотипия и

составление рассказа о получившемся сюжете.

Логопедический центр в группе — важная часть предметно-развивающей среды. Эта зона

помогает педагогу максимально наглядно и интересно заниматься развитием речи маленьких

воспитанников. Вот почему при создании уголка коррекции необходимо не только учесть

требования к его наполнению, но и подключить креативный подход к оформлению, создавая

позитивный эмоциональный настрой у малышей и настраивая их на продуктивную работу.

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского

языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность - ключевые линии моей 31-

летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и

самосовершенствоваться.



В раздел образования