Напоминание

"Формирование технических навыков гитариста посредством освоения новых приёмов игры"


Автор: Лопатина Ирина Григорьевна
Должность: учитель по классу гитары
Учебное заведение: МКУ ДО ДМШ №1 г.о. Нальчик
Населённый пункт: НАЛЬЧИК
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование технических навыков гитариста посредством освоения новых приёмов игры"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Цель: Освоение новых технических приёмов на инструменте и

применение их в музыкальных произведениях репертуара ДМШ. Изучение

нового

приёма

игры

(техническое

легато)

посредством

освоения

инструктивного

материала

(различные

упражнения)

и

первичное

его

закрепление. А так же научить обучающегося качественно исполнять

данный приём в музыкальных произведениях учебного репертуара.

Исполнение изучаемых пьес с применением восходящего и нисходящего

легато на более высоком техническом уровне.

Обобщение и систематизация знаний.

Материально-техническое оснащение:

Настроенные музыкальные инструменты (2 гитары)

Нотный материал и тетрадь для записи упражнений

Метроном

Стулья

Пульт

Регулирующаяся подставка под ногу.

Педагог просит учащегося сыграть те произведения, которые на данный

момент находятся в ежедневной работе - упражнение М.Каркасси №1 (с

применением ранее изученных различных видов арпеджио), «Allegro » М.

Каркасси и «Прелюдию» Э.Шварца-Рейфлингена.

Преп:

Молодец,

замечательно!

Ты

немало

внимания

уделяешь

развитию технических возможностей правой руки, поэтому со временем её

работа будет становиться всё более лёгкой и свободной. Но на гитаре

играют обеими руками и поэтому необходимо такое же внимание уделять

развитию подвижности, независимости и силе пальцев левой руки. Всему

этому будет способствовать освоение нового приёма – техническое легато.

Педагог предлагает обратиться к нотному материалу: «Я вижу в твоей

рабочей папке ноты «Вальса» Даниэля Фортеа. Поиграй его пожалуйста».

1

(Ученик играет так, как смог подготовить, самостоятельно занимаясь дома,

без применения технического легато).

Преподаватель обращает внимание ученика на небольшие лиги над парами

нот в первом такте. Показывает, как должно звучать произведение, если

выполнить все пожелания композитора и рассказывает о том, что легато

это

связное,

слитное,

плавное

исполнение

звуков.

Ноты,

которые

необходимо исполнить связно, соединяются дугообразной чертой – лигой.

Что такое легато в общемузыкальном понимании (с использованием

наглядной таблицы «Штрихи» - легато, нон легато, стаккато). О том, что

гитаристы

слово легато

используют в несколько ином смысле

как

«техническое легато», которое может быть восходящим, нисходящим и

комбинированным. На данный момент нас интересуют 2 вида легато - это

восходящее и нисходящее

.

1. Восходящее легато: первая нота извлекается пальцами правой руки,

а вторая – дополнительным мышечным усилием ударяющего струну пальца

левой руки (палец опускается у ладового порожка, словно «заколачивает

гвозди» сильным, хлёстким ударом). Важно не поднимать высоко для замаха

рабочий палец левой руки. (Показ педагога, ученик пытается повторить).

Успешное исполнение легато не столько в силе, сколько в точности

попадания (ближе к ладу), не менее важно и место попадания на подушке

пальца левой руки:

а) Точность – чем ближе ударить к ладу, тем меньше усилий займёт этот

приём и тем чище будет звучание извлекаемых нот.

б) Ударять плашмя – не правильно, т.к. площадь пальца мягкая, большая и

струна

тонет

в

мякоти

подушечки

пальца,

а

затраченное

усилие

размазывается

по

большой

площади.

Поэтому

правильно

ударять

косточкой кончика пальца ближе к ногтю, вертикально, как молоточком.

2

(Ученик пробует ещё раз соединить два звука при помощи восходящего

легато).

2. Нисходящее легато требует, чтобы пальцы левой руки были заранее

расположены на нужных ладах. После извлечения высокого звука правой

рукой, палец левой должен с силой оттянуть струну в сторону ладони и

остановиться на соседней струне, заставляя тем самым звучать следующий

звук. При этом движения должны быть минимальными, скользящими, не

нужно крутить кистью. (Педагог показывает, ученик пытается повторить).

Важно следить за длиной ногтей на левой руке, они должны быть коротко

подпилены. Иначе звук будет жёсткий и металлический. А при коротких

ногтях извлекаемый звук мягкий.

Педагог предлагает обратиться к нотному материалу: « Давай снова откроем

ноты «Вальса» Даниэля Фортеа. В какой форме оно написано?

-Ответ ученика.

Преп: Правильно, в трёхчастной. Вторая часть в техническом плане

для тебя не представляет сложности, т.к. технику исполнения арпеджио мы

достаточно проработали. Сегодня же больший интерес для нас составляет

первая часть вальса. Сыграй её пожалуйста ещё раз, но уже с учётом того,

что ты узнал о новом приёме. Попробуй сыграть по-новому первый и второй

такты с применением восходящего легато.

(Ученик играет).

Преп: Ты заметил, насколько облегчилась работа правой руки из-за

того, что её пальцы теперь прикасаются к струнам через ноту? То есть с неё

снимается часть физической нагрузки.

А что ты думаешь о скорости

исполнения? (Она существенно возросла).

3

Преп: Пока что исполнение восходящего легато не очень ритмичное,

т.к. первая нота из пары не дослушивается до конца. Ты торопишься

совершить удар второй ноты за счёт укорочения длительности первой

(бесконтрольный удар). Это типичная ошибка многих учеников. Она легко

исправляется

при

использовании

во

время

отработки

упражнений

метронома, что способствует усилению слухового контроля.

Далее продолжается аналогичный разбор фрагментов пьесы с применением

нисходящего легато.

Преп: Ты уже понял, что техническое легато – это достаточно сложный

приём и чтобы достичь определённой уверенности и ритмичности при его

исполнении в пьесах, требуется специальная ежедневная тренировка во всех

комбинациях пальцев. Упражнений на техническое легато очень много, мы

начнём с самого простого.

Преподаватель показывает упражнение на восходящее легато:

«Змейка» - через 1-ый палец, под метроном (четверть= 80)

1-2; 1-3; 1-4 (эту комбинацию пальцев повторять дважды на каждой струне,

начиная с первой. На шестой струне сдвинуть кисть левой руки на один лад и

играть в направлении к первой струне. После также сдвинуть на первой

струне кисть левой руки на один лад и т.д.)

Играть до лёгкой усталости кисти, по возможности прорабатывая как можно

больше позиций.

Примечание:

аппликатура

пальцев

правой

руки

может

быть

как

двухпальцевой

(i-m)

так

и

трёхпальцевой

(i-m-a;

a-m-i).Упражнение

исполняется апояндо.

4

Настроиться на работу в медленном темпе. В дальнейшем темп игры

увеличивается. Особое внимание необходимо уделить параллельности

расположения

ладони

левой

руки

относительно

грифа

(исключить

«скрипичную» постановку кисти) и вертикальности расположения на грифе

мизинца.

Ученик пытается как можно точнее сыграть данное упражнение. После

чего педагог просит вновь вернуться к нотному тексту «Вальса» Д.Фортеа и

подумать, для чего же композитор применил в этой пьесе техническое

легато.

-Ответ ученика о том, что черты вальса – это изящество, лиризм,

пластичность, плавность. Что характер музыки, её выразительность лучше

передаётся на гитаре при использовании данного приёма.

Преп: Молодец, ты правильно мыслишь. Так давай попробуем сыграть

этот вальс вместе. И уже на более высоком техническом и художественном

уровне

с

применением

восходящего

и

нисходящего

легато.

(Пьеса

исполняется в две гитары).

Преп: Сегодня ты узнал о некоторых методах работы над развитием

легатной техники исполнения. Давай подытожим. Как отработать технику

восходящего легато?

-Ответ учащегося.

Преп: Легато – приём непростой, требующий немало усилий и времени

для его освоения. Но именно на этом приёме отрабатывается техника игры

пальцами левой руки. Роль легато велика ещё и тем, что этим способом

исполняются

все

виды

мелизмов

(украшений).

Кроме

того

даётся

возможность лишний раз проконтролировать правильность постановки левой

руки гитариста, также развивать чёткую координацию работы обеих рук.

5

Чтобы в совершенстве овладеть новым приёмом, тебе необходимо ежедневно

использовать выученные упражнения в качестве разминки для пальцев в

самостоятельных домашних занятиях. Для совершенствования навыка игры

приёма легато использовать метод многократного повторения (до лёгкой

усталости кисти) упражнений в разных позициях. Использовать метроном

для максимального слухового контроля.

Самому сочинять упражнения на отработку разных комбинаций пальцев при

исполнении приёма нисходящее легато.

С применением технического легато, твоя игра станет более техничной,

выразительной и характерной.

Благодарю за работу. До свидания.

6

Список литературы:

1. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Кифара, 2002.

2. Баев Е. Школа гитарной техники. – М.: Современная музыка, 2011.

3. Александрова М. Азбука гитариста. – М.; Кифара, 2010.

4. Шумеев Л. Техника гитариста. – М.; Фаина, 2012.

7



В раздел образования