Напоминание

"Конспект урока по специальности «Гитара» с учащимися 1-го года обучения"


Автор: Лопатина Ирина Григорьевна
Должность: учитель по классу гитары
Учебное заведение: МКУ ДО ДМШ №1 г.о. Нальчик
Населённый пункт: НАЛЬЧИК
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Конспект урока по специальности «Гитара» с учащимися 1-го года обучения"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Конспект урока по специальности «Гитара»

с учащимися 1-го года обучения.

Тема урока:

«Работа над освоением различных видов гитарной техники на начальном этапе

обучения».

Цель урока: формирование исполнительских и развитие технических навыков игры

на инструменте. Сочетание задач постановки игрового аппарата и развития техники

учащегося в классе гитары.

Задачи урока:

Обучающие:

-освоение и накопление игровых навыков на инструменте;

- применение технических формул в сочетании с работой над художественным

исполнением (формирование двигательно-игровых навыков, развитие взаимодействия

всех частей рук, координация движений);

-обучение умению грамотно осуществлять домашнюю работу над ошибками;

-обучение выразительному исполнению музыкального материала.

Развивающие:

-

развитие физической выносливости;

-

развитие технических способностей, повышение уровня пальцевой беглости;

-развитие слухового восприятия музыки, эмоционального отношения к исполнению

музыкального произведения, творческих способностей (артистизм);

-способствовать развитию мышления, умения анализировать, самостоятельности в

работе.

Воспитательные:

-воспитывать творческое отношение к работе над техническим материалом,

-воспитывать вдумчивого, дисциплинированного и трудолюбивого исполнителя;

-формировать волевые качества;

-формировать устойчивый интерес к игре на инструменте и к музыкальному искусству

в целом;

-воспитывать целеустремлённость путём систематизации приобретения технических

навыков.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: практическое занятие.

Методы:

-метод прослушивания ученика и коррекции его исполнения;

-метод показа-демонстрации (играет сам педагог);

-метод устного объяснения;

-метод тренировки (отработка трудных мест, используя упражнения);

-метод ответов на вопросы.

1

Оборудование: гитары (2 штуки), 2 стула и подставки под ногу гитариста (2 штуки),

пульт, нотная тетрадь, нотные пособия.

Структура урока:

I. Вводная часть. (Организационный этап).

II. Основная часть урока.

а) проверка домашнего задания;

б) продолжение работы по устранению недостатков;

в) освоение нового технического

материала и закрепление ранее изученных

общемузыкальных понятий.

III. Заключительный этап.

Подведение итогов работы и запись домашнего задания.

Ход урока:

Преп: Добрый день! Холодно сегодня на улице, руки замерзли, пока ты был в дороге к

нашей школе. Как же играть такими холодными руками?

Ученик: Надо согреться.

Преп: А для этого давай сделаем разогревающую гимнастику для рук.

(Ученик активно повторяет за преподавателем все упражнения для разогрева

мышечного аппарата).

Преп: Вот сейчас руки готовы к работе. Поиграем наши упражнения на переборы?

Ученик: Поиграем.

Ученик исполняет упражнения

из домашнего задания

на различные виды

переборов в гармонической последовательности Em-Am-H7-Em

c

подговорочкой.

Преподаватель

подыгрывает

и

по

ходу

игры

производит

корректировку

исполнительского аппарата ребёнка.

Проверка домашнего задания начинается с исполнения учеником пьесы «Прибой»

М.Александровой.

Преп: Ну что ж, хорошо ты дома поработал. Обозначил в нотах все басовые струны и

стало меньше ошибок при исполнении. Но задам тебе вопрос: какой характер в этом

произведении, какой образ рисует композитор при помощи звуков гитары?

Ученик: сначала характер спокойный- морские волны то набегают, то отдаляются, а в

середине пьесы образ моря взволнованного, волны всё сильнее и выше. К концу пьесы

снова море спокойное.

Преп: Совершенно верно, музыка, как вода, льётся, нигде не останавливаясь. А у тебя

есть дырочки в ткани воды (образно). Вот чтобы их залатать давай посмотрим, где у

тебя остановки и в чём их причина.

(Учитель просит ещё раз медленно сыграть трудные для исполнения фрагменты,

объясняет причину затруднения и показывает поэтапный план решения проблемы).

2

Преп: А теперь давай ещё раз сыграем

пьесу полностью с учётом всех исправлений и

будем стараться не шлёпать по струнам, а аккуратно извлекать низкие ноты нажимом

р-пальца, без замаха.

Преп: Хорошо. А скажи пожалуйста, а какое ещё произведение ты играешь на технику

переборов?

Ученик: Мазурку.

Преп: А в Мазурке используются ещё какие-нибудь гитарные техники исполнения?

Ученик: Да – двойные ноты, когда некоторые пальчики правой руки как будто

слепленные, очень близко друг к другу.

Преп: Техника двойных нот. Ну сыграй пожалуйста, как подготовил дома.

(Ученик играет польский народный танец «Мазурка», преподаватель во время

исполнения отмечает неудавшиеся фрагменты).

Преп: Спасибо. Пьеса стала звучать гораздо чище, нотки все на месте. Но только не

понятно, какой именно это танец. Вальс?

Ученик: Нет.

Преп: А как догадаться, что это не вальс, а мазурка?

Ученик: Надо подчёркивать вторую долю.

Преп: Да, этим мазурка отличается от других бальных танцев, подчёркивание второй

доли создаёт приподнятый, чёткий, более мужественный характер. При следующем

исполнении учти это пожалуйста. А сейчас давай посмотрим, что происходит с твоими

пальчиками левой руки, когда они должны пробежаться по звукам восходящего

трезвучия аккорда Am? (Просит ученика повторить в эпизод окончания первой фразы,

где он вовремя не попадает на высокую ноту ля и к тому же резко её бросает).

Далее происходит отработка восходящего пассажа по звукам арпеджио Adur.

Учитель объясняет технологию движений пальцев и кисти левой руки при стремлении

к вершине пассажа, при чём самый высокий звук нельзя бросить, его надо «залепить»,

то есть дослушать до конца (исходя из движений танца). – ученик отрабатывает

данный фрагмент как упражнение.

Преп:

Второй момент, где происходит спотыкание в твоём исполнении – это

движение вниз по звукам септаккорда E7. Смотри, пальчики должны пробежаться

вверх и скатиться вниз через четвёртый пальчик –нота Ре на струне 2. (Ученик

отрабатывает этот фрагмент)

Преп: Ну, а теперь давай сыграем ещё разок и будем помнить, что в нашем танце три

части, они исполняются подряд без перерыва. И ещё будем считать, чтобы не забыть

про паузы, ведь это тоже музыка, только тихая, про себя. А в момент пауз гитарист

должен закрыть струны. (Ученик исполняет пьесу полностью без остановок со счётом

вслух).

Преп: Замечательно. А ещё какие пьесы ты можешь сыграть?

Ученик: Польку. (Затрудняется сыграть с первого раза).

3

Преп: Чтобы с правильной ноты начать играть эту пьесу, надо вспомнить, в какой

тональности она написана, потому что начинается с тоники, и просчитать или пропеть

про себя хотя бы несколько тактов. (Определяют тональность)

Преп: Задание – сыграть пьесу со счётом вслух. (Ученик затрудняется) Хорошо, давай

подумаем, как считать в размере 2/4, если много шестнадцатых нот? (Ученик

рассуждает)

Ученик: Будем при счёте добавлять слог «та».

Преподаватель предлагает просольмизировать пьесу , прохлопывая ритм в ладоши.

Преп: Конечно, эта пьеска новая, но её желательно быстрее выучить наизусть, чтобы

уверенно и ярко исполнять, не подглядывая в ноты. ( Показывает быстрый способ

запоминания текста - надо разобраться с гармонией). Движение мелодии по звукам

трезвучий надо собрать в аккорд и выучить в технике Бас-аккорд. (Ученик пробует на

инструменте).

Преп: И ещё одна фишечка для того, чтобы научиться ловко соединять аккорды

между собой (показывает технологию соединения аккордов).

Преп: А теперь новое задание – сыграть всю пьесу с подговорочкой «Бас-пе-ре-бор-

чик; Бас-ак-корд». (Играют вместе).

Читка с листа на примере песенки «Перепёлочка». На этом же нотном материале

закрепление таких понятий, как динамические оттенки (с демонстрацией педагогом

на инструменте).

Преп: А для чего нам нужны динамические оттенки?

Ученик: Чтобы было интересно слушать, чтобы на концерте никто не заснул.

Преп: Правильно. Давай попробуй так сыграть – выразительно, артистично. (ученик

играет ещё раз).

Преп: Ну а сейчас вспомним, чем мы с тобой сегодня занимались на уроке?

Ученик: Играли любимые пьесы, отрабатывали трудные места, читали с листа,

хлопали в ладоши.

Преп: Совершенно верно. И каждое твоё исполнение произведений мы старались

улучшить, сделать более интересным и артистичным.

Дома тебе необходимо всё, что мы проделывали в классе – это отработка трудных

мест в виде упражнений и способы быстрого заучивания нотного текста повторять

многократно каждый день. В нотах мы отметили карандашом все упражнения для

отработки.

И обязательно вечером играть для родителей концерт из пьес, которые мы с тобой

изучаем.

Наш урок закончен, до встречи на следующем занятии.

4



В раздел образования