Автор: Лопатина Ирина Григорьевна
Должность: учитель по классу гитары
Учебное заведение: МКУ ДО ДМШ №1 г.о. Нальчик
Населённый пункт: НАЛЬЧИК
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Конспект урока по специальности «Гитара» с учащимися 1-го года обучения"
Раздел: дополнительное образование
Конспект урока по специальности «Гитара»
с учащимися 1-го года обучения.
Тема урока:
«Работа над освоением различных видов гитарной техники на начальном этапе
обучения».
Цель урока: формирование исполнительских и развитие технических навыков игры
на инструменте. Сочетание задач постановки игрового аппарата и развития техники
учащегося в классе гитары.
Задачи урока:
Обучающие:
-освоение и накопление игровых навыков на инструменте;
- применение технических формул в сочетании с работой над художественным
исполнением (формирование двигательно-игровых навыков, развитие взаимодействия
всех частей рук, координация движений);
-обучение умению грамотно осуществлять домашнюю работу над ошибками;
-обучение выразительному исполнению музыкального материала.
Развивающие:
-
развитие физической выносливости;
-
развитие технических способностей, повышение уровня пальцевой беглости;
-развитие слухового восприятия музыки, эмоционального отношения к исполнению
музыкального произведения, творческих способностей (артистизм);
-способствовать развитию мышления, умения анализировать, самостоятельности в
работе.
Воспитательные:
-воспитывать творческое отношение к работе над техническим материалом,
-воспитывать вдумчивого, дисциплинированного и трудолюбивого исполнителя;
-формировать волевые качества;
-формировать устойчивый интерес к игре на инструменте и к музыкальному искусству
в целом;
-воспитывать целеустремлённость путём систематизации приобретения технических
навыков.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: практическое занятие.
Методы:
-метод прослушивания ученика и коррекции его исполнения;
-метод показа-демонстрации (играет сам педагог);
-метод устного объяснения;
-метод тренировки (отработка трудных мест, используя упражнения);
-метод ответов на вопросы.
1
Оборудование: гитары (2 штуки), 2 стула и подставки под ногу гитариста (2 штуки),
пульт, нотная тетрадь, нотные пособия.
Структура урока:
I. Вводная часть. (Организационный этап).
II. Основная часть урока.
а) проверка домашнего задания;
б) продолжение работы по устранению недостатков;
в) освоение нового технического
материала и закрепление ранее изученных
общемузыкальных понятий.
III. Заключительный этап.
Подведение итогов работы и запись домашнего задания.
Ход урока:
Преп: Добрый день! Холодно сегодня на улице, руки замерзли, пока ты был в дороге к
нашей школе. Как же играть такими холодными руками?
Ученик: Надо согреться.
Преп: А для этого давай сделаем разогревающую гимнастику для рук.
(Ученик активно повторяет за преподавателем все упражнения для разогрева
мышечного аппарата).
Преп: Вот сейчас руки готовы к работе. Поиграем наши упражнения на переборы?
Ученик: Поиграем.
Ученик исполняет упражнения
из домашнего задания
на различные виды
переборов в гармонической последовательности Em-Am-H7-Em
c
подговорочкой.
Преподаватель
подыгрывает
и
по
ходу
игры
производит
корректировку
исполнительского аппарата ребёнка.
Проверка домашнего задания начинается с исполнения учеником пьесы «Прибой»
М.Александровой.
Преп: Ну что ж, хорошо ты дома поработал. Обозначил в нотах все басовые струны и
стало меньше ошибок при исполнении. Но задам тебе вопрос: какой характер в этом
произведении, какой образ рисует композитор при помощи звуков гитары?
Ученик: сначала характер спокойный- морские волны то набегают, то отдаляются, а в
середине пьесы образ моря взволнованного, волны всё сильнее и выше. К концу пьесы
снова море спокойное.
Преп: Совершенно верно, музыка, как вода, льётся, нигде не останавливаясь. А у тебя
есть дырочки в ткани воды (образно). Вот чтобы их залатать давай посмотрим, где у
тебя остановки и в чём их причина.
(Учитель просит ещё раз медленно сыграть трудные для исполнения фрагменты,
объясняет причину затруднения и показывает поэтапный план решения проблемы).
2
Преп: А теперь давай ещё раз сыграем
пьесу полностью с учётом всех исправлений и
будем стараться не шлёпать по струнам, а аккуратно извлекать низкие ноты нажимом
р-пальца, без замаха.
Преп: Хорошо. А скажи пожалуйста, а какое ещё произведение ты играешь на технику
переборов?
Ученик: Мазурку.
Преп: А в Мазурке используются ещё какие-нибудь гитарные техники исполнения?
Ученик: Да – двойные ноты, когда некоторые пальчики правой руки как будто
слепленные, очень близко друг к другу.
Преп: Техника двойных нот. Ну сыграй пожалуйста, как подготовил дома.
(Ученик играет польский народный танец «Мазурка», преподаватель во время
исполнения отмечает неудавшиеся фрагменты).
Преп: Спасибо. Пьеса стала звучать гораздо чище, нотки все на месте. Но только не
понятно, какой именно это танец. Вальс?
Ученик: Нет.
Преп: А как догадаться, что это не вальс, а мазурка?
Ученик: Надо подчёркивать вторую долю.
Преп: Да, этим мазурка отличается от других бальных танцев, подчёркивание второй
доли создаёт приподнятый, чёткий, более мужественный характер. При следующем
исполнении учти это пожалуйста. А сейчас давай посмотрим, что происходит с твоими
пальчиками левой руки, когда они должны пробежаться по звукам восходящего
трезвучия аккорда Am? (Просит ученика повторить в эпизод окончания первой фразы,
где он вовремя не попадает на высокую ноту ля и к тому же резко её бросает).
Далее происходит отработка восходящего пассажа по звукам арпеджио Adur.
Учитель объясняет технологию движений пальцев и кисти левой руки при стремлении
к вершине пассажа, при чём самый высокий звук нельзя бросить, его надо «залепить»,
то есть дослушать до конца (исходя из движений танца). – ученик отрабатывает
данный фрагмент как упражнение.
Преп:
Второй момент, где происходит спотыкание в твоём исполнении – это
движение вниз по звукам септаккорда E7. Смотри, пальчики должны пробежаться
вверх и скатиться вниз через четвёртый пальчик –нота Ре на струне 2. (Ученик
отрабатывает этот фрагмент)
Преп: Ну, а теперь давай сыграем ещё разок и будем помнить, что в нашем танце три
части, они исполняются подряд без перерыва. И ещё будем считать, чтобы не забыть
про паузы, ведь это тоже музыка, только тихая, про себя. А в момент пауз гитарист
должен закрыть струны. (Ученик исполняет пьесу полностью без остановок со счётом
вслух).
Преп: Замечательно. А ещё какие пьесы ты можешь сыграть?
Ученик: Польку. (Затрудняется сыграть с первого раза).
3
Преп: Чтобы с правильной ноты начать играть эту пьесу, надо вспомнить, в какой
тональности она написана, потому что начинается с тоники, и просчитать или пропеть
про себя хотя бы несколько тактов. (Определяют тональность)
Преп: Задание – сыграть пьесу со счётом вслух. (Ученик затрудняется) Хорошо, давай
подумаем, как считать в размере 2/4, если много шестнадцатых нот? (Ученик
рассуждает)
Ученик: Будем при счёте добавлять слог «та».
Преподаватель предлагает просольмизировать пьесу , прохлопывая ритм в ладоши.
Преп: Конечно, эта пьеска новая, но её желательно быстрее выучить наизусть, чтобы
уверенно и ярко исполнять, не подглядывая в ноты. ( Показывает быстрый способ
запоминания текста - надо разобраться с гармонией). Движение мелодии по звукам
трезвучий надо собрать в аккорд и выучить в технике Бас-аккорд. (Ученик пробует на
инструменте).
Преп: И ещё одна фишечка для того, чтобы научиться ловко соединять аккорды
между собой (показывает технологию соединения аккордов).
Преп: А теперь новое задание – сыграть всю пьесу с подговорочкой «Бас-пе-ре-бор-
чик; Бас-ак-корд». (Играют вместе).
Читка с листа на примере песенки «Перепёлочка». На этом же нотном материале
закрепление таких понятий, как динамические оттенки (с демонстрацией педагогом
на инструменте).
Преп: А для чего нам нужны динамические оттенки?
Ученик: Чтобы было интересно слушать, чтобы на концерте никто не заснул.
Преп: Правильно. Давай попробуй так сыграть – выразительно, артистично. (ученик
играет ещё раз).
Преп: Ну а сейчас вспомним, чем мы с тобой сегодня занимались на уроке?
Ученик: Играли любимые пьесы, отрабатывали трудные места, читали с листа,
хлопали в ладоши.
Преп: Совершенно верно. И каждое твоё исполнение произведений мы старались
улучшить, сделать более интересным и артистичным.
Дома тебе необходимо всё, что мы проделывали в классе – это отработка трудных
мест в виде упражнений и способы быстрого заучивания нотного текста повторять
многократно каждый день. В нотах мы отметили карандашом все упражнения для
отработки.
И обязательно вечером играть для родителей концерт из пьес, которые мы с тобой
изучаем.
Наш урок закончен, до встречи на следующем занятии.
4