Автор: Тон Алла Михайловна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ЧУОО СОШ "Мир Интеллекта"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Управление конфликтами с участием детей с ОВЗ
Раздел: среднее образование
Предупреждение и разрешение конфликтов при работе с детьми с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, имеющие
временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом
развитии, которые нуждаются в создании специальных условий для
получения образования. Специальные условия - это необходимые для детей
с ОВЗ приспособления, технологии, способы, методы, программы, пособия и
другие средства, обеспечивающие реализацию их конституционных прав и
свобод [3].
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от
практически нормально развивающихся, испытывающих временные и
относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым
тяжелым поражением центральной нервной системы.
На сегодняшний день можно отметить, что эффективность образовательной
деятельности и специальной помощи детям с ограниченными
возможностями здоровья остается недостаточной и не может удовлетворить
потребности, как семьи, так и государства. Проводя большую часть времени
в кругу себе подобных, ребенок постепенно утрачивает шанс адаптироваться
когда-либо к жизни в обычной социальной среде. Этот процесс может
происходить в рамках интеграции, а также в рамках несколько другого,
более перспективного направления – инклюзии. Инклюзивное образование
дает возможность всем воспитанникам (включая детей с ОВЗ) в полном
объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения. В
ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного
прогресса в социальном развитии. Инклюзивное образование обеспечивает
формирование у всех участников образовательной деятельности таких
общечеловеческих ценностей, как: взаимное уважение, толерантность,
осознание себя частью общества, предоставление возможностей для
развития навыков и талантов конкретного человека, взаимопомощь,
возможность учиться друг у друга, возможность помочь самим себе и людям
в своем обществе. Но необходимо отметить, что с процессом включения
таких детей в массовые образовательные учреждения связано много
сложностей [3, 4].
Большинство детей с ОВЗ отличается низкой познавательной активностью,
что проявляется в отсутствии интереса к заданиям, плохой
сосредоточенности, медлительности, безучастии, безразличии. Для таких
детей характерны расстройства эмоционально-волевой сферы. У одних
детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости,
раздражительности, двигательной расторможенности, у других — в виде
заторможенности, застенчивости, робости. Повышенная эмоциональная
возбудимость у них может сочетаться с плаксивостью, капризностью.
Незрелость, которая проявляется в наивности суждений, слабой
ориентированности в бытовых и практических вопросах. В результате это
приводит к трудностям социальной адаптации и увеличению конфликтных
ситуаций [2].
Конфликт – социальное явление, которое естественно для такого
динамичного социума, каким является современное образовательное
учреждение. Педагог в своей деятельности должен учитывать
индивидуально-психологические, возрастные особенности личности
учащегося, социальную ситуацию его развития, иметь представление о
социальном окружении ребенка (семья, внеучебная деятельность,
интересы). Конфликтное поведение учащихся с ОВЗ усугубляется наличием
дефекта [7].
Индивидуальные особенности развития учащихся с ОВЗ как факторы,
способствующие возникновению конфликтов:
Необходимо отметить, что они не обязательно будут встречаться у учащегося
с ОВЗ, но есть некоторая предрасположенность.
1. Негативное влияние на личность ребенка психотравмирующей ситуации,
связанной с физической беспомощностью, изолированностью, частой
госпитализацией и вследствие этого затрудненной социальной адаптацией.
2. Большая часть из них не владеют адекватными стратегиями поведения в
конфликте. В связи с этим в учебно-воспитательном процессе особое
внимание при работе с такими детьми должно уделяться предотвращению,
профилактике и урегулированию конфликтов. Педагоги должны научить
детей с ОВЗ адекватным методам урегулирования конфликтов. Чтобы
сделать менее острыми те трудности, которые испытывает сам учащийся, а
также его родители и школа, необходимо заранее знать каковы могут быть
проявления конфликтности в этом возрасте. И в связи с этими знаниями
строить воспитательный процесс, который должен быть направлен на
уменьшение агрессивности и конфликтности.
3. Завышенная или заниженная самооценка своих возможностей и
способностей.
4. Стремление к лидерству.
5. Консерватизм мышления, взглядов, убеждений.
6. Излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и
суждениях.
7. Определенный набор эмоциональных качеств личности: тревожность,
агрессивность, упрямство, раздражительность.
В ходе исследований установлено, что учащиеся с ОВЗ намного хуже учатся
и развиваются там, где сложился нездоровый социально-психологический
климат в классе или учительском коллективе [2].
Рекомендации по профилактике конфликтного поведения учащихся с ОВЗ
1. Важное значение имеет внедрение в педагогическую практику
здоровьесберегающих технологий, способствующих снижению
конфликтогенных факторов развитию позитивных взаимоотношений в
формальных и неформальных структурах школьного социума.
2. Отказаться от стратегии сглаживания и игнорирования конфликтов в
пользу стратегии своевременного распознавания конфликта (его типа и
причин), поиска эффективных методов разрешения конфликтов,
предупреждения возникновения конфликтов.
Разработка стратегии поведения педагога в ходе конфликта.
Большое значение в разрешении конфликтных ситуаций имеет общение
участников, центральным моментом которого является переговоры.
Предполагая провести беседу со своим учеником, учитель должен
предварительно, по возможности полно проанализировать сложившуюся
ситуацию [6].
Задачи по разрешению конфликта состоят в следующем:
- необходимо выяснить причину конфликта;
- определить цели ученика;
- наметить сферы сближения точек зрения с учеником;
- уточнить поведенческие особенности ребенка.
Проведенное таким образом исследование дает возможность составить
общее представление обо всех аспектах конфликтной ситуации. Для этого
следует проанализировать обстановку путем постановки следующих
вопросов:
Причина конфликта. Осознают ли конфликтующие стороны причину
конфликта? Нужна ли помощь для выхода из конфликта? Где находится
причина конфликта? Обращались ли конфликтующие за помощью?
Цель конфликтующих. В чем конкретно заключаются цели конфликтующих?
Все ли одинаково стремятся к этим целям? Есть ли общая цель, которая
могла бы объединить усилия конфликтующих? Разногласия сторон касаются
цели деятельности или средств для ее достижения?
Сферы сближения. По каким проблемам конфликтующие могли бы
выработать общие взгляды? Это, касается проблем деловой и
эмоциональной атмосферы.
Субъекты конфликта. Кто является лидером? Как относятся люди друг к
другу? Каковы особенности языковых и неязыковых факторов общения?
Действуют ли среди конфликтующих общепринятые нормы поведения?
Рекомендации по разрешению конфликта с участием учащегося с ОВЗ:
1. Наилучшими предпосылками в выборе оптимального подхода разрешения
конфликта являются жизненный опыт и желание не осложнять ситуацию и не
доводить ребенка до стресса.
2. Необходимо выбрать оптимальную для данной ситуации стратегию
поведения в конфликте:
достижение компромисса;
приспособление к нуждам другого (особенно ребенка с ОВЗ);
настойчиво добиваться осуществления своих истинных интересов в другом
аспекте;
уклонение от обсуждения конфликтного вопроса, если он не очень важен;
сотрудничество для удовлетворения наиболее важных интересов обеих
сторон.
Ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликта не может быть
выделен как самый лучший. Надо научиться эффективно использовать
каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая
конкретные обстоятельства [7].
Литература:
1. Алехина С.В., Зарецкий В.К. Инклюзивный подход в образовании в
контексте проектной инициативы «Наша новая школа». // Материалы VI
Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-
педагогическое обеспечение Национальной образовательной инициативы
«Наша новая школа»», 14-16 ноября, 2010.
2. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я.
Анцупов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 207 с.
3. Инклюзивное образование в Санкт-Петербурге. Проект Концепции
инклюзивного образования в Санкт-Петербурге //
4. Инклюзивное образование: проблемы совершенствования
образовательной политики и системы: Материалы международной
конференции. 19–20 июня 2008 года. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена,
2008. – 215 с.
5. Кухарчик П. Д. Проблемы подготовки педагогических кадров для
инклюзивного образования в республике Беларусь // Материалы
международной конференции «Инклюзивное образование: проблемы
совершенствования образовательной политики и системы». – СПб.: Изд-во
РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.С. 55-57
6. Медиация – искусство разрешать конфликты. Знакомство с теорией,
методом и профессиональными технологиями / Составители: Г. Мета, Г.
Похмелкина / Перевод с немецкого Г. Похмелкиной. – Москва.: Издательство
«VERTE».2004.-320 с.
7. Мелетичев В.В. Конфликты в образовательном учреждении:
психологические основы, причины, профилактика, разрешение: учеб.
пособие. – СПб.: СПб АППО, 2015. – 122с.