Напоминание

"Начальный этап изучения интервалов на уроках сольфеджио"


Автор: Коробка Олеся Григорьевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "Школа искусств№1"
Населённый пункт: город Усть-Илимск Иркутская область
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: "Начальный этап изучения интервалов на уроках сольфеджио"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическое сообщение преподавателя теоретических дисциплин МБУ ДО

«Школы искусств № 1»г. Усть-Илимска» Коробка Олеси Григорьевны на

тему

:

« Начальный этап изучения интервалов на уроках

сольфеджио»

Сольфеджио

-

обязательная

дисциплина

учебного

плана

детской

музыкальной

школы,

которая

закладывает

основы

музыкально-

теоретических знаний, закрепляемых учащимися в разнообразных видах

практической

деятельности. Данный

предмет

нацелен

на

развитие

музыкальных и общих способностей детей.

Музыкальный

слух

развивается

на

уроках

сольфеджио

в

ходе

учебного

процесса путем специальных упражнений. Развитый слух дает возможность

воспринимать и осознавать музыку, переживать ее.

Внутренние

музыкально-слуховые

представления

являются

важнейшим

свойством музыкального слуха. Без них не обходится ни один музыкант. На

уроках

сольфеджио,

кроме

узкоспециальных

музыкальных

навыков,

формируется творческое

начало,

проявляющееся

в

изобретательности,

находчивости,

сообразительности.

Творческое

мышление

необходимо

каждому человеку, кем бы он ни стал в дальнейшем. Привитые желания и

умение желать и творить скажутся в любой сфере будущей деятельности

детей, когда они станут взрослыми.

Гармоничное

сочетание

занятий

на

инструменте

с

уроками

сольфеджио

становится

основой

музыкального

воспитания,

которая

способствует

выработке

качеств

настоящего

музыканта.

Вместе

со

специальностью

сольфеджио формирует у учащегося умение самостоятельно работать над

музыкальным произведением, активно контролировать этот процесс на всех

его

стадиях,

добиваться

художественно-выразительного

и

осмысленного

исполнения.

С ол ь ф ед ж и о

я вл я е т с я

у н и ве р с а л ь н о й

п о

с во е й

з н ач и м о с т и

дисциплиной, велико его значение и для занятий по другим музыкальным

дисциплинам.

Н . А .

Р и м с к и й - К о р с а к о в считал сольфеджио

могущественным

средством

развития

музыкальности. Он

называл

сольфеджио «гимнастикой слуха». И на самом деле на уроках сольфеджио

активность музыкального слуха сильно возрастает.

Тема «тонов» и полутонов» в младших классах очень важна. И здесь важно

не столько объяснить эти понятия, как дать их почувствовать. Здесь можно

применить сказку про тон и полутон, которую могут, например, сочинить

дети, использовать пение попевок в секвенциях на интонациях тона: «я це-

лый

тон,

пой

со

мной»,

полутона:

«полу-тон

грустный

он»,

можно

предложить

детям

сделать

рисунки

веселого

Тона

и

всегда

грустного

Полутона (хотя бы в виде хорошо знакомых им смайликов). Далее эта тема

активно работает в теме «Интервалы». И если кто-то усвоил неуверенно -

начнутся обязательно проблемы. Есть еще вопрос о тонах и полутонах в

интервалах.

Как

детям

объяснять

качественную

величину?

Кто-то

из

преподавателей

объясняет

исключительно

на

полутонах.

Как

правильно

сказать: «в чистой кварте два с половиной тона» или «пять полутонов». И так

правильно, и так. Это не является ошибкой. В учебных пособиях имеются

разные обозначения количества. Но, возможно, что логичнее видеть целое, а

потом детали. Поэтому понятие ТОН лучше не игнорировать. В практике

мы общаемся с разными учениками (переход от одного преподавателя к

другому, перевод из другой школы и т.д.), и встречаются ребята, которых

изначально приучили думать только полутонами, но и эта система далеко не

прочно освоена, а переучиваться на тоны и полутоны им уже сложно (нужно

всегда интересоваться как им будет проще и быстрее выполнить задание, по

какой системе?). Столкнувшись с проблемой уже в средних и в старших

классах

по

теме

тонов,

полутонов

и

интервалов лучше

использовать

«Линейку

полутонов

и

интервалов».

Хотя

этот

способ

предназначен,в

основном,

для

тех

детей,

которые

привыкли

мыслить

полутоновыми

категориями.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

ч.1 м.2 б.2 м.3 б.3 ч.4 тритоны ч.5 м.6

б.6 м.7 б.7 ч.8

В старших классах выделяя цифру 6 – рассказываю про тритоны и все что с

ними

связано:

с

начала

XVIII

века

эти

интервалы

называли

«чёртом

в

музыке»

(лат. diabolus

in

musica)

или

«дьявольским

интервалом».

В

средневековье

и до эпохи барокко включительно тритон был запрещён в

музыкальных композициях.

Этот

способ

очень

многим

ученикам

помогает

вспомнить

качественную

величину и построить любой интервал. Начиная с «квинты» и выше, я все же

рекомендую

использовать

тему

«обращения

интервалов»

для

быстроты

решения задач по интервалам.

При изучении темы «интервал» следует сначала подготовить учащихся.

На первых занятиях в изучении этой темы, направленное на первоначальное

формирование понятия интервал, знакомство с его количественной

величиной, понятиями мелодический и гармонический интервал,

диссонансами и консонансами, а также с первоначальным образно-

эмоциональным восприятием интервалов на слух. Исходя из

психологических особенностей детей данного возраста, в занятиях лучше

использовать разнообразные формы подачи материала. Вся новая

терминология даётся не сухим теоретическим языком, а в виде песенного

материала. Использование презентации помогает лучшему запоминанию

нового материала. Все новые знания закрепляются не только через слово, но

и через действие («Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и

понимаю»).

Чтобы лучше запомнить названия интервалов и научиться их петь можно

разучить песню про интервалы:

Если ноты ходят парами,

Их называют интервалами,

И сейчас мы по – порядку вам их

С удовольствием споём.

Припев:

Прима, секунда, терция, кварта.

Квинта, секста, септима, октава.

Октава, септима, секста, квинта,

Кварта, терция секунда, прима.

Или:

Прима,секунда,терция ,кварта,

квинта,секста,септима,октава.

Кто не знает этих интервалов,

Быть музыкантом не имеет право.

На начальном этапе, при первом знакомстве с конкретным интервалом

важно дать яркое, детальное и понятное объяснение. Для этого на раннем

этапе изучения, что происходит в младших, подготовительных классах,

многие преподаватели используют образно-зрительную систему ассоциаций.

Такую методику разработал музыкант, преподаватель Владимир Викторович

Кирюшин. У него есть сказка «О длинной и глупой жирафе Октаве и других

интервалах», она создана для того, чтобы объяснить детям название и

строение основных музыкальных интервалов, дать им эмоциональные

характеристики. Данная книга является одной из серии музыкальных мифов-

сказок, в которых детям самого разного возраста даются основные понятия из

области теории музыки. Она предназначена для того, чтобы дать понятия

основных интервалов посредством их образно-эмоциональной

характеристики. При чтении, знакомстве с новым героем, можно

одновременно проигрывать интервалы на фортепиано, для наиболее яркого

представления образа героя-интервала. По словам В. Кирюшина, толчок к

развитию его художественно-образной системы дали сами дети. «Так,

схватывая суть, дети находили в звучании секунды что-то ядовитое, колючее,

хрюкающее, что в целом определило секунду как существо, похожее на ежа,

поросенка, крысу разом с двумя большими иглами (поскольку, секунда в

переводе с латинского – два). Терция же для детей – это что-то нежное,

мягкое, отсюда – пушистые зверьки, похожие на зайчиков, у которых было 3

ушка, 3 лапки, 3 хвостика (поскольку, терция в переводе в латинского –

три)».

Примеры песенок про интервалы-герои:

1.Чистая прима(Цыпленок):

Вот цыпленок клювиком

Червяка клюет,

Чистит свои перышки

И водичку пьет.

2.Малая секунда(Ежик):

Ежик маленький и колкий ,

У него растут иголки.

А как колется ежонок-

Это знает медвежонок.

3.Большая секунда(Еж):

За грибами еж пошел,

Мухомор в лесу нашел.

Он плохой, его не трожь!

Это знает даже еж!

4.Малая терция(Котенок):

Мяу,мяу!Я котенок!

Молоко люблю с пеленок!

Ты погладь мои бока

И налей мне молока!

5.Болшая терция(Кошка):

Из соседнего окошка

На синичку смотрит кошка.

Птичкой стать мечтает кошка,

Чтобы полетать немножко.

6.Чистая кварта(Петух-трубач):

Вставай! Вперед!

Труба зовет!

Петух играет звонко:

«В поход! В поход!»

7.Чистая квинта(Верблюд):

По пустыне, по безлюдной

Караван идет верблюдов.

Вот верблюд один устал,

Заблудился и отстал.

8.Малая секста(Олененок):

Бэмби-милый олененок,

Оленихи он ребенок.

С мамой к озеру идет,

Вместе с ней водичку пьет.

9.Большая секста(Олень):

Я олень-король лесной!

В звонкий рог трублю весной!

Разбужу я всех зверей:

«Просыпайтесь поскорей!»

10.Малая септима(Носорог):

Носорог,носорог

На носу таскает рог!

Всех пугает он детей.

Дети,прячьтесь поскорей!

11.Большая септима(Крокодил):

Крокодил зубастый, страшный

И поэтому опасный!

Притаился под водой.

Близко у воды не стой!

Важно, чтобы эти песенки были яркими, легко доступными,

запоминающимися в мелодическом и ритмическом плане, для того, чтобы

учащийся мог самостоятельно проиграть ее на музыкальном инструменте,

выучить наизусть, а в последствии подбирать от других звуков. Желательно,

чтобы в мелодии песенок использовалось как восходящее, так и нисходящее

движение на данный интервал. Самостоятельно работая над данным

упражнением, при проигрывании его на фортепиано, у учащегося

активизируется и развивается память как слуховая, образная, так и

тактильная. Сочиняя или заимствуя, песенки-попевки из пособий других

музыковедов, нужно учитывать возраст учащихся. Например, есть

замечательное пособие у Л.Н.Лёхиной «Путешествие в страну интервалов»,

Т.Сиротиной «Музыкальная азбука», С. Белецкого «Азбука музыки», где на

каждый интервал дана выразительная песенка про персонажа-животного,

сказочного героя, вызывающая конкретный образ у учащегося. Такие пособия

подойдут для учащихся подготовительных или 1-2 классов по семилетнему

курсу обучения, для учащихся 1-2 классов пятилетнего срока обучения эти

песенки кажутся «детскими», в силу возрастных ограничений.

Есть много удивительных и увлекательных сказочных историй про

интервалы,которые предназначены для первого знакомства с этой темой на

уроках сольфеджио.

На начальном этапе прохождения интервалов лучше не рассматривать их

качественную сторону («вес»), поэтому можно пока не использовать понятия

чистых, малых, больших, увеличенных и уменьшённых интервалов. Прежде

всего интересует их ступеневый состав («рост») и образная характеристика

как в мелодическом, так и в гармоническом виде. Исходя из их звучания,

можно поделить все интервалы на пары и советуется их так осваивать.

Особое место занимают тритоны «Драконы». Тритоны «весят» три тона и

умеют «увеличиваться» и «уменьшаться». Вместо увеличенной кварты есть

тритон «Открой», а вместо уменьшённой квинты — тритон «Закрой». Без

разрешения — тритон «Дракон».

Вот таким образом интервалы представлены в сказке.

При построении, проигрывании конкретных интервалов нужно обращать

внимание учащихся на зрительное запоминание расположений звуков,

особенно таких интервалов как прима, секунда, терция, октава, где наглядно

быстро и легко удается их узнавать по расположению звуков по отношению

друг к другу. Например, звуки примы можно назвать «близнецами»,

«двойняшками», по видимому повторению одного и того же звука, секунду

«ступеньками», так как звуки в ней расположены рядом, по порядку друг за

другом, терцию ассоциируют со «столбиком», у которого пропущен один

звук. В практической части важно разделить интервалы на освоение в

мелодическом и гармоническом звучании, а по гармоническим свойствам на

типы консонантности и диссонантности. Качественная сторона интервалов,

деление интервалов по их окраске звучания, требует еще более

внимательного, постепенного подхода. Некоторые преподаватели советуют

сначала знакомить учащихся только с чистыми интервалами, а затем с

малыми и большими, но освоение в другом порядке тоже возможно, это в

первую очередь зависит от возраста и уровня способностей учащихся в

группе. Возможно, подобрать отрывки из знакомых с детства кинофильмов,

мультфильмов, современных песен. Но песенки-попевки, отрывки должны

быть простыми в исполнении, чтобы каждый из учащихся, вне зависимости

от своих способностей мог проиграть их самостоятельно на инструменте,

желательно конечно, на фортепиано.

Впоследствии выбранные или выученные песенки-попевки учащиеся

должны проигрывать самостоятельно дома, подбирать на слух от других

белых клавиш, а при слуховом анализе, обязательно пропевать от основания к

вершине, анализировать характер звучания данного интервала, вспоминать,

подбирать по памяти подходящую, знакомую песенку, затем отгадывать.

Пропевая расстояние в интервале между звуками, у учащихся происходит

запоминание на уровне ощущений голосового аппарата – связок, со временем

они понимают, что широкий интервал петь сложнее, расстояние и диапазон

увеличиваются и соответственно определить его можно по этому

дополнительному признаку.

Но со временем песенки забываются, поэтому важно учащихся научить

давать правильную и точную характеристику звучания каждого интервала,

ведь при систематических занятиях, у каждого создается свой образ,

ассоциации. Нужно, чтобы для них основным методом слухового анализа

являлось определение точного «звукового образа», через внутреннее

интонирование, а также обращение к «памяти» голосовых связок. При

проигрывании интервалов нужно все время активизировать внимание

учащихся, например, поставить задачу «из шести проигранных интервалов

определить, сколько прозвучало малых секунд, или диссонансов, или сколько

прозвучало интервалов в мелодическом расположении в восходящем порядке,

затем спросить какие и тд.»

В заключении хочется сделать несколько обобщений. При освоении темы

«Интервал» и в работе над данными элементами музыкального языка, можно

использовать разные приемы и методы из разных источников, пособий. Не

обязательно использовать материал только одного автора, можно его

варьировать, дополнять другими примерами, или же осуществлять свой

собственный подход к данной теме. Главной целью должно быть желание

педагога заинтересовать, доступным образом донести материал в интересной

форме для учащихся данного возраста, отделения при обучении предмету

«Сольфеджио». На начальном этапе ознакомления с данной темой для

облегчения усвоения материала использовать образно-ассоциативный метод

характеристик: наглядные пособия в виде рисунков, сказок, стихов, загадок.

Подбирать яркие музыкальные примеры и анализировать, рассуждать о роли

интервала в музыке. В работе в ладу – опираться на ладовые взаимосвязи,

ступеневые представления и их взаимодействия, влияния, чередования.

Умение осознанно пользоваться полученными навыками в интонировании

интервалов при чтении с листа, написании диктантов, пении вне лада, быстро

и точно определять их в заданиях по слуховому анализу, является результатом

трудоемкой работы преподавателя и ученика. Кропотливый и

многомасштабный труд в освоении интонационной мелодической «ячейки»

интервала, гармонической основы «фонизма», взаимоотношений

функциональных связей звуков в ладу является ступенью к достижению

главной цели – разностороннее развитие грамотного музыкального слуха.



В раздел образования