Автор: Коробка Олеся Григорьевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "Школа искусств№1"
Населённый пункт: город Усть-Илимск Иркутская область
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: "Начальный этап изучения интервалов на уроках сольфеджио"
Раздел: дополнительное образование
Методическое сообщение преподавателя теоретических дисциплин МБУ ДО
«Школы искусств № 1»г. Усть-Илимска» Коробка Олеси Григорьевны на
тему
:
« Начальный этап изучения интервалов на уроках
сольфеджио»
Сольфеджио
-
обязательная
дисциплина
учебного
плана
детской
музыкальной
школы,
которая
закладывает
основы
музыкально-
теоретических знаний, закрепляемых учащимися в разнообразных видах
практической
деятельности. Данный
предмет
нацелен
на
развитие
музыкальных и общих способностей детей.
Музыкальный
слух
развивается
на
уроках
сольфеджио
в
ходе
учебного
процесса путем специальных упражнений. Развитый слух дает возможность
воспринимать и осознавать музыку, переживать ее.
Внутренние
музыкально-слуховые
представления
являются
важнейшим
свойством музыкального слуха. Без них не обходится ни один музыкант. На
уроках
сольфеджио,
кроме
узкоспециальных
музыкальных
навыков,
формируется творческое
начало,
проявляющееся
в
изобретательности,
находчивости,
сообразительности.
Творческое
мышление
необходимо
каждому человеку, кем бы он ни стал в дальнейшем. Привитые желания и
умение желать и творить скажутся в любой сфере будущей деятельности
детей, когда они станут взрослыми.
Гармоничное
сочетание
занятий
на
инструменте
с
уроками
сольфеджио
становится
основой
музыкального
воспитания,
которая
способствует
выработке
качеств
настоящего
музыканта.
Вместе
со
специальностью
сольфеджио формирует у учащегося умение самостоятельно работать над
музыкальным произведением, активно контролировать этот процесс на всех
его
стадиях,
добиваться
художественно-выразительного
и
осмысленного
исполнения.
С ол ь ф ед ж и о
я вл я е т с я
у н и ве р с а л ь н о й
п о
с во е й
з н ач и м о с т и
дисциплиной, велико его значение и для занятий по другим музыкальным
дисциплинам.
Н . А .
Р и м с к и й - К о р с а к о в считал сольфеджио
могущественным
средством
развития
музыкальности. Он
называл
сольфеджио «гимнастикой слуха». И на самом деле на уроках сольфеджио
активность музыкального слуха сильно возрастает.
Тема «тонов» и полутонов» в младших классах очень важна. И здесь важно
не столько объяснить эти понятия, как дать их почувствовать. Здесь можно
применить сказку про тон и полутон, которую могут, например, сочинить
дети, использовать пение попевок в секвенциях на интонациях тона: «я це-
лый
тон,
пой
со
мной»,
полутона:
«полу-тон
грустный
он»,
можно
предложить
детям
сделать
рисунки
веселого
Тона
и
всегда
грустного
Полутона (хотя бы в виде хорошо знакомых им смайликов). Далее эта тема
активно работает в теме «Интервалы». И если кто-то усвоил неуверенно -
начнутся обязательно проблемы. Есть еще вопрос о тонах и полутонах в
интервалах.
Как
детям
объяснять
качественную
величину?
Кто-то
из
преподавателей
объясняет
исключительно
на
полутонах.
Как
правильно
сказать: «в чистой кварте два с половиной тона» или «пять полутонов». И так
правильно, и так. Это не является ошибкой. В учебных пособиях имеются
разные обозначения количества. Но, возможно, что логичнее видеть целое, а
потом детали. Поэтому понятие ТОН лучше не игнорировать. В практике
мы общаемся с разными учениками (переход от одного преподавателя к
другому, перевод из другой школы и т.д.), и встречаются ребята, которых
изначально приучили думать только полутонами, но и эта система далеко не
прочно освоена, а переучиваться на тоны и полутоны им уже сложно (нужно
всегда интересоваться как им будет проще и быстрее выполнить задание, по
какой системе?). Столкнувшись с проблемой уже в средних и в старших
классах
по
теме
тонов,
полутонов
и
интервалов лучше
использовать
«Линейку
полутонов
и
интервалов».
Хотя
этот
способ
предназначен,в
основном,
для
тех
детей,
которые
привыкли
мыслить
полутоновыми
категориями.
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
ч.1 м.2 б.2 м.3 б.3 ч.4 тритоны ч.5 м.6
б.6 м.7 б.7 ч.8
В старших классах выделяя цифру 6 – рассказываю про тритоны и все что с
ними
связано:
с
начала
XVIII
века
эти
интервалы
называли
«чёртом
в
музыке»
(лат. diabolus
in
musica)
или
«дьявольским
интервалом».
В
средневековье
и до эпохи барокко включительно тритон был запрещён в
музыкальных композициях.
Этот
способ
очень
многим
ученикам
помогает
вспомнить
качественную
величину и построить любой интервал. Начиная с «квинты» и выше, я все же
рекомендую
использовать
тему
«обращения
интервалов»
для
быстроты
решения задач по интервалам.
При изучении темы «интервал» следует сначала подготовить учащихся.
На первых занятиях в изучении этой темы, направленное на первоначальное
формирование понятия интервал, знакомство с его количественной
величиной, понятиями мелодический и гармонический интервал,
диссонансами и консонансами, а также с первоначальным образно-
эмоциональным восприятием интервалов на слух. Исходя из
психологических особенностей детей данного возраста, в занятиях лучше
использовать разнообразные формы подачи материала. Вся новая
терминология даётся не сухим теоретическим языком, а в виде песенного
материала. Использование презентации помогает лучшему запоминанию
нового материала. Все новые знания закрепляются не только через слово, но
и через действие («Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и
понимаю»).
Чтобы лучше запомнить названия интервалов и научиться их петь можно
разучить песню про интервалы:
Если ноты ходят парами,
Их называют интервалами,
И сейчас мы по – порядку вам их
С удовольствием споём.
Припев:
Прима, секунда, терция, кварта.
Квинта, секста, септима, октава.
Октава, септима, секста, квинта,
Кварта, терция секунда, прима.
Или:
Прима,секунда,терция ,кварта,
квинта,секста,септима,октава.
Кто не знает этих интервалов,
Быть музыкантом не имеет право.
На начальном этапе, при первом знакомстве с конкретным интервалом
важно дать яркое, детальное и понятное объяснение. Для этого на раннем
этапе изучения, что происходит в младших, подготовительных классах,
многие преподаватели используют образно-зрительную систему ассоциаций.
Такую методику разработал музыкант, преподаватель Владимир Викторович
Кирюшин. У него есть сказка «О длинной и глупой жирафе Октаве и других
интервалах», она создана для того, чтобы объяснить детям название и
строение основных музыкальных интервалов, дать им эмоциональные
характеристики. Данная книга является одной из серии музыкальных мифов-
сказок, в которых детям самого разного возраста даются основные понятия из
области теории музыки. Она предназначена для того, чтобы дать понятия
основных интервалов посредством их образно-эмоциональной
характеристики. При чтении, знакомстве с новым героем, можно
одновременно проигрывать интервалы на фортепиано, для наиболее яркого
представления образа героя-интервала. По словам В. Кирюшина, толчок к
развитию его художественно-образной системы дали сами дети. «Так,
схватывая суть, дети находили в звучании секунды что-то ядовитое, колючее,
хрюкающее, что в целом определило секунду как существо, похожее на ежа,
поросенка, крысу разом с двумя большими иглами (поскольку, секунда в
переводе с латинского – два). Терция же для детей – это что-то нежное,
мягкое, отсюда – пушистые зверьки, похожие на зайчиков, у которых было 3
ушка, 3 лапки, 3 хвостика (поскольку, терция в переводе в латинского –
три)».
Примеры песенок про интервалы-герои:
1.Чистая прима(Цыпленок):
Вот цыпленок клювиком
Червяка клюет,
Чистит свои перышки
И водичку пьет.
2.Малая секунда(Ежик):
Ежик маленький и колкий ,
У него растут иголки.
А как колется ежонок-
Это знает медвежонок.
3.Большая секунда(Еж):
За грибами еж пошел,
Мухомор в лесу нашел.
Он плохой, его не трожь!
Это знает даже еж!
4.Малая терция(Котенок):
Мяу,мяу!Я котенок!
Молоко люблю с пеленок!
Ты погладь мои бока
И налей мне молока!
5.Болшая терция(Кошка):
Из соседнего окошка
На синичку смотрит кошка.
Птичкой стать мечтает кошка,
Чтобы полетать немножко.
6.Чистая кварта(Петух-трубач):
Вставай! Вперед!
Труба зовет!
Петух играет звонко:
«В поход! В поход!»
7.Чистая квинта(Верблюд):
По пустыне, по безлюдной
Караван идет верблюдов.
Вот верблюд один устал,
Заблудился и отстал.
8.Малая секста(Олененок):
Бэмби-милый олененок,
Оленихи он ребенок.
С мамой к озеру идет,
Вместе с ней водичку пьет.
9.Большая секста(Олень):
Я олень-король лесной!
В звонкий рог трублю весной!
Разбужу я всех зверей:
«Просыпайтесь поскорей!»
10.Малая септима(Носорог):
Носорог,носорог
На носу таскает рог!
Всех пугает он детей.
Дети,прячьтесь поскорей!
11.Большая септима(Крокодил):
Крокодил зубастый, страшный
И поэтому опасный!
Притаился под водой.
Близко у воды не стой!
Важно, чтобы эти песенки были яркими, легко доступными,
запоминающимися в мелодическом и ритмическом плане, для того, чтобы
учащийся мог самостоятельно проиграть ее на музыкальном инструменте,
выучить наизусть, а в последствии подбирать от других звуков. Желательно,
чтобы в мелодии песенок использовалось как восходящее, так и нисходящее
движение на данный интервал. Самостоятельно работая над данным
упражнением, при проигрывании его на фортепиано, у учащегося
активизируется и развивается память как слуховая, образная, так и
тактильная. Сочиняя или заимствуя, песенки-попевки из пособий других
музыковедов, нужно учитывать возраст учащихся. Например, есть
замечательное пособие у Л.Н.Лёхиной «Путешествие в страну интервалов»,
Т.Сиротиной «Музыкальная азбука», С. Белецкого «Азбука музыки», где на
каждый интервал дана выразительная песенка про персонажа-животного,
сказочного героя, вызывающая конкретный образ у учащегося. Такие пособия
подойдут для учащихся подготовительных или 1-2 классов по семилетнему
курсу обучения, для учащихся 1-2 классов пятилетнего срока обучения эти
песенки кажутся «детскими», в силу возрастных ограничений.
Есть много удивительных и увлекательных сказочных историй про
интервалы,которые предназначены для первого знакомства с этой темой на
уроках сольфеджио.
На начальном этапе прохождения интервалов лучше не рассматривать их
качественную сторону («вес»), поэтому можно пока не использовать понятия
чистых, малых, больших, увеличенных и уменьшённых интервалов. Прежде
всего интересует их ступеневый состав («рост») и образная характеристика
как в мелодическом, так и в гармоническом виде. Исходя из их звучания,
можно поделить все интервалы на пары и советуется их так осваивать.
Особое место занимают тритоны «Драконы». Тритоны «весят» три тона и
умеют «увеличиваться» и «уменьшаться». Вместо увеличенной кварты есть
тритон «Открой», а вместо уменьшённой квинты — тритон «Закрой». Без
разрешения — тритон «Дракон».
Вот таким образом интервалы представлены в сказке.
При построении, проигрывании конкретных интервалов нужно обращать
внимание учащихся на зрительное запоминание расположений звуков,
особенно таких интервалов как прима, секунда, терция, октава, где наглядно
быстро и легко удается их узнавать по расположению звуков по отношению
друг к другу. Например, звуки примы можно назвать «близнецами»,
«двойняшками», по видимому повторению одного и того же звука, секунду
«ступеньками», так как звуки в ней расположены рядом, по порядку друг за
другом, терцию ассоциируют со «столбиком», у которого пропущен один
звук. В практической части важно разделить интервалы на освоение в
мелодическом и гармоническом звучании, а по гармоническим свойствам на
типы консонантности и диссонантности. Качественная сторона интервалов,
деление интервалов по их окраске звучания, требует еще более
внимательного, постепенного подхода. Некоторые преподаватели советуют
сначала знакомить учащихся только с чистыми интервалами, а затем с
малыми и большими, но освоение в другом порядке тоже возможно, это в
первую очередь зависит от возраста и уровня способностей учащихся в
группе. Возможно, подобрать отрывки из знакомых с детства кинофильмов,
мультфильмов, современных песен. Но песенки-попевки, отрывки должны
быть простыми в исполнении, чтобы каждый из учащихся, вне зависимости
от своих способностей мог проиграть их самостоятельно на инструменте,
желательно конечно, на фортепиано.
Впоследствии выбранные или выученные песенки-попевки учащиеся
должны проигрывать самостоятельно дома, подбирать на слух от других
белых клавиш, а при слуховом анализе, обязательно пропевать от основания к
вершине, анализировать характер звучания данного интервала, вспоминать,
подбирать по памяти подходящую, знакомую песенку, затем отгадывать.
Пропевая расстояние в интервале между звуками, у учащихся происходит
запоминание на уровне ощущений голосового аппарата – связок, со временем
они понимают, что широкий интервал петь сложнее, расстояние и диапазон
увеличиваются и соответственно определить его можно по этому
дополнительному признаку.
Но со временем песенки забываются, поэтому важно учащихся научить
давать правильную и точную характеристику звучания каждого интервала,
ведь при систематических занятиях, у каждого создается свой образ,
ассоциации. Нужно, чтобы для них основным методом слухового анализа
являлось определение точного «звукового образа», через внутреннее
интонирование, а также обращение к «памяти» голосовых связок. При
проигрывании интервалов нужно все время активизировать внимание
учащихся, например, поставить задачу «из шести проигранных интервалов
определить, сколько прозвучало малых секунд, или диссонансов, или сколько
прозвучало интервалов в мелодическом расположении в восходящем порядке,
затем спросить какие и тд.»
В заключении хочется сделать несколько обобщений. При освоении темы
«Интервал» и в работе над данными элементами музыкального языка, можно
использовать разные приемы и методы из разных источников, пособий. Не
обязательно использовать материал только одного автора, можно его
варьировать, дополнять другими примерами, или же осуществлять свой
собственный подход к данной теме. Главной целью должно быть желание
педагога заинтересовать, доступным образом донести материал в интересной
форме для учащихся данного возраста, отделения при обучении предмету
«Сольфеджио». На начальном этапе ознакомления с данной темой для
облегчения усвоения материала использовать образно-ассоциативный метод
характеристик: наглядные пособия в виде рисунков, сказок, стихов, загадок.
Подбирать яркие музыкальные примеры и анализировать, рассуждать о роли
интервала в музыке. В работе в ладу – опираться на ладовые взаимосвязи,
ступеневые представления и их взаимодействия, влияния, чередования.
Умение осознанно пользоваться полученными навыками в интонировании
интервалов при чтении с листа, написании диктантов, пении вне лада, быстро
и точно определять их в заданиях по слуховому анализу, является результатом
трудоемкой работы преподавателя и ученика. Кропотливый и
многомасштабный труд в освоении интонационной мелодической «ячейки»
интервала, гармонической основы «фонизма», взаимоотношений
функциональных связей звуков в ладу является ступенью к достижению
главной цели – разностороннее развитие грамотного музыкального слуха.