Напоминание

Формирование навыков здорового образа жизни и валеологических знаний у дошкольников.


Автор: Васютина Ирина Валериевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 44 "Золушка" Старооскольского городского округа
Населённый пункт: г. Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: Здоровый образ жизни
Тема: Формирование навыков здорового образа жизни и валеологических знаний у дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование навыков здорового образа жизни и валеологических знаний

у дошкольников.

Ключевые слова: дети, здоровье, человек, части тела, органы человека,

занятия физкультурой, закаливание.

Слово «валеология» происходит от двух латинских слов: «valeo» – быть

здоровым и «logos» – изучение. Термин был введён в научный оборот

советским учёным, доктором медицинских наук Израилем Брехманом.

На

1этапе

младшем

дошкольном

возрасте)

формируем

культурно-

гигиенические знания и двигательные навыки детей.

Младшая группа

– серия «Мир животных»

- у животных можно многому

научиться, как заботиться о себе, о своём здоровье, о своей гигиене.

На

2

этапе (средний

дошкольный

возраст)

продолжаем

формировать

культурно-гигиенические навыки, закрепляю двигательные навыки детей,

воспитываю дружеские взаимоотношения, учим работать сообща.

Средняя

группа

– серия «В

гости

к

сказке»

- дети всегда тянутся к сказке. Они

живут не в реальном мире, а в мистическом. Без сказки детство ребёнка тускло,

лишено полёта и радости, а, следовательно, вредно для здоровья. Самое главное

– это помочь ребёнку ощутить себя участником сказки, чтобы научиться делать

жизнь и быть здоровым.

На 3 этапе (старший дошкольный возраст) формируем представления детей об

Олимпийском движении; знакомим с видами спорта; знакомим со строением

организма человека, его внутренними органами; закладываем основы ЗОЖ.

Старшая

группа

серия «Хочу

всё

знать!»

-

в

этом

возрасте

у

детей

появляется стремление узнать новое, многому научиться. Здесь мы начинаем

знакомиться с первобытным миром, с происхождением Олимпийских игр, со

своим организмом.

1 этап.

В

младшем

возрасте у

ребёнка

закладываются

основы

культурно-

гигиенических навыков, хорошего здоровья и полноценного физического

развития, одним из непременных условий этого является двигательная

активность детей, где, прежде всего: произвольность движений, речи, контакт с

окружающими людьми, вещами.

Действуя с вещами, ребёнок осваивает их физические свойства, учится

управлять их перемещением в пространстве, начинает координировать свои

движения,

на

основе

овладения

речью

появляется

начало

управления

собственным поведением. Игры и упражнения в досугах

подбирали со

словами, и конечно использовал те игры, которые закрепляют навыки

выполнения циклических упражнений (бег, ходьба, прыжки). Работая с

малышами, очень важно создать эмоциональный фон, подобрать игровой

материал так, чтобы он был понятен, интересен. Ребята то «превращались» в

«котят», то в «лошадок», то в «поросят», то в «щенят» и т.п. Во время

проведения досугов сочетаю словесные и наглядные методы.

Мы стараемся помочь детям приобрести первичные навыки здорового образа

жизни, побудить их к размышлениям. Например, досуг типа «Дружные котята»

показал детям, что режим соблюдают не только ребята, но и животные. Сначала

котята «просыпаются», «потягиваются», играют с «клубком», умываются, а

потом выполняют свою работу (также, как родители идут на работу) - «ловят

мышей» и т.д.

Дальше задачи усложнялись. Ребята должны уже были проявить физические и

волевые качества: смелость, внимание, отзывчивость. На досуге «Весёлые

поросята» дети друг другу помогали спастись от волка;

2 этап.

Для реализации 2 этапа с детьми среднего возраста используем сказки. Сказки

имеют большое психологическое значение для детей. Детское сознание

выделяет животных, определенными чертами человеческого характера, проводя

аналогию с внешностью и поведением реальных людей («волки», «медведи»

олицетворяют трудности, которые нужно преодолеть). Разрешение сказочных

конфликтов способствует преодолению страхов у детей. В сказке герой всегда

выходит победителем. Ребенок хочет стать таким же смелым, находчивым,

решительным.

Также в работе с детьми используем народные игры. Стараемся преподнести

их так, чтобы они были детям в радость, а не навязывались. Знакомство детей с

народными играми расширяет кругозор, обогащает словарь.

В игре «Жмурки» ребята поняли, как тяжело ловить играющих с завязанными

глазами.

Дети

ориентировались

в

пространстве,

и

конечно

немного

рассказывают о важности зрения.

В дальнейшем, заметили, что дети начали проявлять себя:

старались быть смелыми;

проявляли фантазию;

Воспитатели в средних группах очень отзывчивы. Во время досугов -

исполняют роли, играют и соревнуются вместе с детьми.

Для детей досуги, на которых им рассказывают, почему нужны глаза, почему

надо знать, какие грибы ядовитые, почему нельзя есть много сладкого, как

беречь свои зубы - это игра, и возможность научить детей ЗОЖ с помощью

валеологических знаний.

В результате проведённой работы дети закрепляют ОВД, узнают много

интересных игр и много интересного о себе и своих возможностях, становятся

более самостоятельными, активными, эмоциональными.

3этап.

Организуем работу с детьми старших групп, основываясь на особенности

данного возраста. Дети в этом возрастном периоде начинают ощущать себя

самыми старшими среди других детей в д/с, у них проявляется потребность в

самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Значит

надо поддержать у детей ощущение «взрослости» и вызвать у них стремление

узнать новое, многому научиться, поощрять инициативу, творчество, развивать

волевые качества, учить преодолевать трудности.

Учитывая это, мы решили познакомить детей с развитием Олимпийских игр.

Сначала мы попали с ними в каменный век, где поняли, чем человек отличается

от

животных,

вспомнили

культурно-гигиенические

требования,

которые

необходимо выполнять для того, чтобы жизнь была здоровой и долгой,

совершенствовали навыки в метании, прыжках, ползании. Потом побывали на

«первых Олимпийских играх», там мы сравнивали виды спорта, которые дошли

до наших времён, соревновались друг с другом в ловкости, меткости, узнали,

что такое клятва.

Сейчас много говорят о толерантности. Уважение к людям разных

национальностей является одной из ключевых задач на современном этапе

развития общества. В связи с этим воспитание детей в духе дружбы, согласия,

миролюбия – определяется как одно из ведущих направлений в современном

образовательном учреждении.

В характеристике возрастных особенностей детей старшего дошкольного

возраста сказано: «Старшие дошкольники активно приобщаются к нормам

здорового образа жизни. В увлекательной, наглядно-практической форме

воспитатель обогащает представления детей о здоровье, об организме, его

потребностях, о способах предупреждения травматизма, закаливании».

Подводя итоги работы, считаем, что цель и задачи выполнены. Чрезмерно

подвижные дети стали проявлять внимательность, стали добиваться точности

выполнения заданий, а малоподвижные научились хорошо и свободно

ориентироваться

в

пространстве,

с

интересом

принимать

участие

в

коллективных играх, и проявлять такие качества, как быстрота, ловкость,

гибкость. У детей сформировано элементарное представление о здоровом

образе жизни.

Результат.

Дети знают:

- части тела (руки, ноги, голова, пальцы, стопа, живот, спина);

- органы чувств (глаза, уши, нос, язык);

- зачем нужны органы чувств и части тела;

- зачем нужен рот и зубы;

- как надо следить за чистотой своего тела;

- для чего надо выполнять оздоровительные упражнения, пальчиковую

гимнастику;

- почему надо следить за осанкой;

- название некоторых внутренних органов (сердце, лёгкие);

- элементарные способы оказания первой помощи.

Сценарий занятия

Инструктор по физкультуре:

Здравствуйте!– Мы желаем всем здоровья, когда здороваемся.

- А знаете, ребята, мы ведь не просто поздоровались, мы подарили друг

другу частичку здоровья,

потому, что мы сказали «здравствуйте, здоровья

желаю».

Воспитатель: Сегодня я расскажу вам старую легенду: «Давным - давно на

горе Олимп жили боги. Стало им скучно и решили они создать человека и

заселить нашу землю. Стали решать, каким должен быть человек. Один из

богов сказал: «Человек должен быть сильным». Другой сказал «Человек должен

быть умным». Третий сказал : «Человек должен быть здоровым». Но один из

богов сказал : «Если все это будет у человека, то он будет подобен нам». И

решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать,

решать, куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать глубоко в синее море,

другие за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в

самом человеке!» Так и живет с давних времен человек, стараясь найти

свое здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов.

Значит здоровье спрятано в каждом из нас!

№1.

Здоровье –

это самое главное богатство, которое нужно беречь.

Наше здоровье можно сравнить с солнышком, у которого много лучиков,

каждый лучик это

правило

-

которое

нужно

выполнять.

Если

правила

выполняются, солнце светит ярко и у нас всё хорошо со здоровьем.

Эти

правила важно знать!

Инструктор по физкультуре

проводит с детьми веселую разминку.

Разминка для ума "Веселая разминка"

1.

Что всему голова? (Мозг)

2.

Какой орган нашего тела принимает звуковые сигналы? (Ухо.)

3.

Какого цвета кровь? (Красного)

4.

Что в организме человека находится между кожей и скелетом? (Мышцы.)

5.

Сколько раз в день нужно чистить зубы? (2 раза.)

6.

Что лечит врач стоматолог? (Зубы.)

7.

Что лечит врач окулист? (Глаза.)

8.

Мы знаем, что яблоко — фрукт, в организме человека тоже есть яблоко,

но оно… (глазное).

9.

От какого овоща плачут наши глаза? (От лука.)

10.

У человека может быть много друзей, но главные: солнце, воздух

и… (Вода.)

№2 "Как я устроен?"

-Все люди разные: высокие и низкие, худые и полные, старые и

молодые, с разным цветом кожи, волос, цветом глаз, но в одном все-таки

похожи. Люди похожи друг на друга формой своего тела.

Точка, точка, два крючочка, ротик, носик,

оборотик, палка, палка, огуречик, вот и вышел

человечек!

-

Давайте

рассмотрим

основные

части тела.

Без

сомнения,

вы

с

ними

уже

знакомы.

У всех людей она одна сидит на шее...голова.

-

Для чего нужна голова?

-

Может человек прожить без головы?

Головой верти, сильнее - быть без дела скучно...шее.

-

Для чего человеку нужна шея?

Задышал прохладой вечер - ты платок накинь на...плечи.

-

Найдите у себя плечи, покажите их.

Я напомню не для скуки -

мойте чаще

ваши.. .руки. Пять сыночков у руки, добрые

все мальчики.

Дружбой

славятся

они,

и

зовут

их...пальчики. Сжали пальцы мы руки -

получились...кулаки.

Она

ласкает,

утешает и отведет беды огонь.

Любой

малыш

всегда

узнает

любимой

мамочки.. .ладонь. Если праздник был хороший -

дети хлопают в .. .ладоши

-

Для чего нужны руки человеку?

-

Почему говорят: «Руки - помощники человека?»

Пальчиковая

игра

-

«Утро

настало,

солнышко

встало.

Эй,

братец

Федя,

разбуди

соседей.

Вставай,

большак!

Вставай,

указка!

Вставай,

середка!

Вставай,

сиротка!

-

И крошка, Митрошка! Привет, ладошка!»

-Ребята, мы поговорим с вами сегодня о здоровье. Кто хочет быть здоровым?

Почему?

-Что такое здоровье? (сила, красота, ум, когда ничего не болит...)

-Как можно укреплять свое здоровье? (заниматься физкультурой, правильно

питаться, закаляться, соблюдать режим дня...)

-Каждый человек может сам укрепить свое здоровье. Недаром говорится: Я

здоровье сберегу, Сам себе я помогу.

Быть сутулой не должна наших малышей... спина

-

На человека с красивой осанкой приятно смотреть. Вспомните, как

ходят

военные,

спортсмены,

певцы.

Они держатся прямо,

свободно.

Стройными людьми восхищаются. Всему этому ты можешь научиться сам,

конечно, если не будешь лениться. Первое правило стройного и подтянутого

человека - утренняя гимнастика. Но не только в красоте дело. У стройного

человека правильно формируется скелет. Скелет - это опора из костей для

нашего с вами тела. При стройной осанке хорошо развиты все органы.

Ты еду положишь в рот, а она скорей... в

живот. Спинка, грудь, животик, как вы

там живете?

Все вас уважают, туловищем называют.

Вы,

ребята,

на

пороге

вытирайте

чище...ноги. Спотыкнулась снова Ленка и

ударила... коленку. Начинаю по порядку: на

моей ноге есть ...пятка, Ау пятки есть

родня, называется... ступня.

Для чего человеку нужны ноги? Чтобы ходить по

дороге, Чтобы бегать и скакать, мяч футбольный

попинать, Чтоб дождливым летним днем

Бегать в луже босиком.

Это детишкам уже не секрет

Кости

все

вместе

зовутся...скелет!

Воспитатель: Ребята, а с чего мы начинаем наш день в детском саду? Я

предлагаю

вам

сделать

несложную

разминку,

а заодно

и вспомнить из

каких частей состоит наше тело.

-

Сегодня вы познакомились с основными частями тела. Все они такие

разные, но

очень важные для человека. Каждый человек хочет быть

здоровым, сильным, крепким, бодрым, а для этого надо беречь свое тело,

научиться заботиться о нем.

Игра

«Хорошо

ли

ты

знаешь себя?»

Нос - это часть... головы

Палей - это часть... руки

Коленка - это часть... ноги

Ухо - это часть... головы

Ступня - это часть... ноги

Пятка - это часть .. .ступни

Лоб - это часть... головы

Живот

-

это

часть.. .туловища Плечо -

это часть.. .руки.

Инструктор по физической культуре: Сегодня я хочу научить вас делать

профилактический массаж лица, для этого сядьте удобно на стульчики и

повторяйте за мной:

поглаживание лба, щек, подбородка от центра, к вискам;

постукивание подушечками пальцев лба, щек, подбородка от центра, к вискам;

надавливание на переносицу, делая вращательные движения;

надавливаем пальцами на брови, как бы рисуем их, затем щипками лепим

брови от переносицы к вискам;

мягко лепим глазки, расчесываем ресницы;

надавливаем на крылья носа, ведем от переносицы к носовым пазухам;

поглаживание лица.

Такой массаж надо делать каждый день.

-

Воспитатель:

Ребята, а что самым трудным было для вас на занятии?(ответы

детей).

-

Вспомните слова, которые мы проговаривали в начале занятия.

-

Будьте здоровы!

Литература:

1. Агаджанян Н.А., Телль Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С.А. Физиология

человека.-М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Изд-во НГМА, 2003.-528

с.

2. Анатомия, физиология и психология человека. Краткий

иллюстрированный словарь / Под ред. А.С.Батуева.- Спб.: Питер, 2002.-256 с.

3. Андреев Ю.А. Три кита здоровья.- М.: Физкультура и спорт, 1991.- 336 с.

4. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни: Пер. с англ.- М.: Мир,

1997.- 368 с.

5. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни: Пер. с англ.- М.: Мир,

1997.- 368 с.

6. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого.- М.:

Физкультура и спорт, 1998.- 208 с.

7. Билич Г.Л.,Назарова Л.В. Основы валеологии.- Спб., “Водолей”, 1998.-

560 с.

8. Брехман И.И. Введение в валеологию – науку о здоровье.- Л.: Наука,

1987.- 125 c.

9. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко.

– Изд. 5-е, испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2008 – 541 с.



В раздел образования