Напоминание

"Вокально-хоровые навыки - основа преподавания сольфеджио"


Автор: Пушкарёва Ирина Валентиновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ" ЗУБЦОВСКОГО РАЙОНА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Населённый пункт: Зубцов Тверская область
Наименование материала: Методическая работа
Тема: "Вокально-хоровые навыки - основа преподавания сольфеджио"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» ЗУБЦОВСКОГО РАЙОНА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Методическая работа на тему

«Вокально-хоровые навыки –

основа преподавания

сольфеджио»

Преподаватель: Пушкарёва И.В.

2016г.

Вокально - хоровые навыки -

основа преподавания сольфеджио

Предмет сольфеджио в Детской школе искусств способствует развитию слуха,

музыкальной памяти и музыкальной грамотности детей и опирается на их музыкальный

опыт, на умение играть на какой – либо инструменте. Основы работы в классе

сольфеджио является пение, как наиболее простой, доступный всем вид исполнительства.

Поэтому на уроках сольфеджио мы должны работать не только над освоением тех или

других теоретических понятий и слуховых навыков, но всё время заботиться о развитии

вокальных данных детей, о привитии им правильных певческих навыков.

При поступлении детей в школу, на приёмных экзаменах у нас встречаются дети,

которые ничего не могут спеть, или «гудят» на одной ноте. Такие дети считаются не

музыкальными, т.е мало способными. Но чаще всего причина заключается в том, что

физически его голосовой аппарат плохо приспособлен к акту пения, а так же среда

обитания т.е семья, детский сад и т.д не способствовала его музыкальному развитию.

Наша задача – научить петь всех детей. Начиная занятие в классе. Учитель видит

группу ребят. Это коллектив, но нельзя забывать об индивидуальных особенностях

каждого ученика, т.к в работе потребуется особый подход к каждому. Педагог обязан на

основе внимательного отношения к каждому, выявлять, что этот ученик не поёт, потому

что он не внимательный, а этот- потому, что у него не правильная манера пения, а у этого

нет никакого музыкального опыта. Проводя коллективные занятия, педагог должен

одновременно индивидуально работать с учеником, особенно в трудных случаях.

Так, например, некоторым учащимся нужно обратить внимание на то, чтобы

привлечь к пению их сознание. В этом случае полезно пение упражнений, диктанты

групповые и письменные.

Другим учащимся требуется от педагога поддержка и поощрение для исправления

недостатков. Воспитывая их внимание и сознание, следует поддерживать их

эмоциональное отношение к музыке.

Следующую группу учащихся очень важно заинтересовать привлекая внимание к

качеству звучания, научить петь красиво, выразительно. Со слабыми учениками -

«гудошниками» работа должна вестись в двух направлениях:

1.

Учить слушать, оценивать и понимать, т.е накапливать недостающий музыкальный

опыт.

2.

Работать над основами звукоизвлечения, учить петь.

Педагогу следует помнить, что процент детей, которых нельзя научить петь –

ничтожен, .т.к это будет случай физиологических недостатков голосового аппарата. Всё

дело в том, чтобы найти причины неумения петь, и выбрать правильный путь для

устранения недостатков.

2016г.

Над чем же нужно работать, чтобы научить детей правильно петь?

1.

Певческая установка при пении.

Дети должны сидеть или стоять прямо, не гнуться и не опираться на парту, голову не

опускать и не поднимать вверх, руки держать на столе или на коленях – всё это создаёт

условия для правильного дыхания. Но не надо при этом допускать напряженности и

скованности, нужно, чтобы свобода в поведении ребенка полностью сохранялась.

2.

Организовать дыхание – это значит научить всех по знаку педагога брать и снимать

дыхание.

Здесь полезно сделать упражнение на организованный вдох и выдох. Нельзя

допускать, чтобы дети брали слишком много дыхания, действовали бы чрезмерно

активно. И вдох и выдох должны быть спокойными, естественными. Очень важно

освобождать детей от лишнего дыхания и после этого вдох будет спокойным и

естественным. Необходимо развивать широкое, длительное дыхание, укреплять

диафрагму. Для этого полезны упражнения в медленном темпе, протяжные песни.

Надо научить детей петь легко, певуче «тянуть» звуки.

3.

Звукоизвлечение.

При пении самым важным является умение свободно издавать звук. Наиболее

распространенный недостаток – это зажатое горло и зажатые губы и зубы. Чтобы

освободить голосовой аппарат рекомендуется следить тем, чтобы дети широко и

свободно открывали рот, чтобы нижняя челюсть была подвижна. Есть и другой

способ: прежде чем петь, ощутить как бы лёгкий зевок, открывающий горло. Или –

быстрый вдох, как бы от испуга – что тоже способствует освобождению гортани.

4.

Артикуляция.

Плохая дикция мешает пению, поэтому надо следить за тем, чтобы губы и язык были

активны, подвижны. Особенно важно чётко и крепко выговаривать согласные «Р»,

«П», «Б», «Д». Правильное формирование гласных «А»,»О»,»У»,»Е», так же зависит

от артикуляционного аппарата и от правильного положения гортани. Очень полезно

петь секвенции или настройку в тональности на различные слоги «да, до, му, ни» и

т.д. Это будет своеобразной системой распеваний, причём надо чередовать быстрое,

лёгкое пение с медленным певучим.

Конечно, детям не следует объяснять все .эти подробности процесса формирования

певческого звука. Педагогическое искусство заключаться в том, чтобы все эти задачи

были сосредоточены в самом содержании урока, в материале, который используется на

уроке и, наконец, в направляющих замечаниях и в показе учителя.

Надо помнить, что процесс развития или освоения какого – либо навыка процесс

длительный, постепенный. Сперва надо воспитывать слух, чтобы дети понимали, т.е

слышали как звучит хорошее пение, как плохое. Затем систематически тренировать их

из урока в урок, добиваясь естественности и наконец, как результат овладения

2016г.

навыком давать им самостоятельные задания. Многие педагоги считают, что работа

над звуком, певческие навыки – это удел хорового класса. Отсюда и дети часто говорят

: «На сольфеджио мы поём иначе, чем в хоре.» Действительно, в нашей практике мы

не следим за качеством звука, за красотой и правильностью самого пения. Если ученик

спел правильно высоту звуков в указанном ритме, мы уже считаем, что он хорошо спел

и удовлетворяемся этим. Поэтому многие дети поют и читают с листа зажатым звуком,

какими-то толчками и сами от этого не слышат развитие мелодии, теряют высоту

тональности.

На уроке сольфеджио основное место должно быть уделено пению и главным

образом хоровому. Всякое новое понятие после короткого объяснения должно быть

отработано и закреплено в пении. Проработка гамм и их ступеней, интервалов,

трезвучий, пение секвенций, настроек в разных тональностях и, наконец, пение по

нотам выученных мелодий и чтение с листа – всё это является материалом для работы

над певческими навыками детей, над правильным пением. Поэтому вокально–

хоровые навыки в классе сольфеджио можно определить как методическая основа в

проведение урока.

Работа над вокально – хоровыми навыками детей, следует бережно относиться к

голосам детей, не перегружать их не разрешать форсированное пение. Лучше всего

петь меццо – форте, т.к слишком тихое, беззвучное пение, тоже утомительно для

связок. Диапазон упражнений так же имеет большое значение. В младших классах

наиболее естественные звуки (примарные тоны) находится в пределах от «ми» 1

октавы до «ля» или «си» 1 октавы. Отсюда вокальные неудобства длительного пение в

«до мажоре». Тесситура всей гаммы «до мажор» трудна детям, либо в крайних верних

звуках, либо в нижних. Поэтому рекомендуется до прохождения тональностей «соль,

фа и ре мажор» петь упражнения на слоги «ля, та, да» и т.д в удобной тесситуре. При

пении гамм «соль мажор и фа мажор» разбивать гаммы на тетрахорды. Кстати, пение

упражнений на слоги сразу на разной высоте очень полезно для воспитания учащихся

умения держать тональность, настраиваться на разной высоте. Иначе длительная

работа в «до мажоре» приведет детей к неверному представлению – будто бы «до» это

и есть тоника. Пение упражнений на слоге в разных тональностях хорошо подготовит

слух детей к подбиранию песен на фортепиано, к транспонированию и к изучению

разных тональностей.

Основная работа должна вестись без сопровождения фортепиано и уж, конечно без

подыгрывания. Важно, чтобы не что не мешало детям сосредоточить своё внимание на

качестве звука при пении. Большое значение имеет показ учителя, его умение петь.

Домашние задания не должны быть большими и слишком сложными. Важно, чтобы

дети могли их выполнить совершенно самостоятельно и всё внимание их было бы

сосредоточенно на качестве выполнения. Так, лучше задать два примера для пения по

нотам и потребовать правильного и красивого их исполнения, чем задавать 10-12

примеров для чтения с листа. Из того, что пение на уроке сольфеджио должно быть

без сопровождения не следует , что фортепиано не нужно использовать : выученную

песню или пример обязательно следует исполнять с гармонизацией, некоторые

2016г.

упражнения ( например, тяготение неустойчивых ступеней в устойчивые, или

разрешение интервалов или аккордов) очень полезно поддерживать гармонией, т.к это

развивает гармонический слух, обостряет тяготение и тем самым способствует чистоте

интонирования. Только таким образом мы научим детей петь, научим их понимать и

любить мелодию , как основу музыкального произведения, музыкального искусства,

разовьём их художественный и музыкальный слух.

2016г.

ЛИТЕРАТУРА

Анисимов А. Дирижер-хормейстер.- Л.:Музыка,1976.

Егоров А.Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин”, Л.: Музгиз, 1958.

Давыдова Е.В, «Методика преподавания сольфеджио», Издательстиво «Музыка»,1975.

Дмитриев Л.Б, «Основы вокальной методики», -М.: Музыка, 1968.

2016г.



В раздел образования