Автор: Яниева Ляйсан Ринатовна
Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: МОБУ СОШ с. Ермекеево
Населённый пункт: Республика Башкортостан, Ермекеевский район, село Ермекеево
Наименование материала: Технологическая карта урока.
Тема: Обобщение темы: «Общество как мир культуры»
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока обществознания
Тип урока: повторение знаний и корректирование пробелов.
Цель: обобщение и систематизация компетенций (учебно-познавательной, аналитической, коммуникативной и др.) учащихся 10кл. по теме
«Общество как мир культуры», корректировка пробелов знаний.
Задачи: обобщить и систематизировать знания (термины, понятия), полученные при изучении темы «
Общество как мир культуры»
; закрепить
способы деятельности учащихся (выполнение практических заданий, заданий творческого характера и др.); развивать функциональную
грамотность.
Планируемыерезультаты:
Предметные:знать и пониматьсмысл понятий, изученных в разделе «Общество как мир культуры»; решать проблемные ситуации по
заданной теме.
Метапредметные
Личностные: проводить самооценку и анализ собственной деятельности на уроке, обладать ответственным отношением к учебе.
Коммуникативные: слушать и объективно оценивать речь других; вступать, владеть навыками общения, вырабатывать общее решение
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Регулятивные: планировать деятельность под руководством учителя, принимать и сохранять учебную задачу, учитывать ориентиры
действия в работе в сотрудничестве с учителем.
Формы работы:индивидуальная, групповая.
Структура и ход урока
Этапы урока,
время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.
Оргмомент (1-
2 мин.)
Приветствие учащихся, деление учащихся на 2 группы.Предлагает группам выбрать капитана команды,
хранителя времени и математика (для подсчета баллов в группе).
Слушают
учителя.Выбирают
капитана, хранителя
времени.
2.
Включение в
работу (1-2
мин.)
На экране «облако слов» («культура», «религия», «массовая культура», «искусство» и др.), обращает
внимание на «облако», предлагает подумать, почему написаны эти слова, связаны ли они с темой
урока. Затем знакомит учащихся с правилом «трех нельзя».
Отвечают на вопросы.
3.
Целеполагание
(1-2 мин.)
Называет тему урока, предлагает самостоятельно поставить цель и задачи урока.
Записывают тему в
тетрадь, ставят цель и
задачи урока.
4.
Актуализация
знаний (до 30
мин.)
1)«Верно-неверно»(по 1 баллу за правильный ответ).
1.
Поп-культура – это сленговое название массовой культуры (верно).
2.
Искусство - часть внерабочего времени человека (неверно).
3.
Китч – безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект (верно).
4.
Синтоизм - это национальная религия Китая (неверно).
5.
Атеизм – это вера в одного Бога (неверно).
6.
Иудаизм – это национальная японская религия (неверно).
7.
Балет начал формироваться в Европе в 16 в. (верно).
8.
Политеизм – вера во многих богов (верно).
9.
Ислам – это монотеистическая религия (верно).
10. Хадж – это паломничество мусульман в Мекку (верно).
11. Радиоэлектроника,
биотехнология, химия полимеров представляют собой технические науки
(верно).
12. Суннизм –это одно из направлений христианства (неверно).
13. Балет - вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных
образах (верно).
14. Фотография как искусство зародилась в 18 в. (неверно).
15. Петр Великий создал в России государственные образовательные цифирные школы (верно).
16. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется формами духовного
воздействия
(верно).
2)Загадки (по 1 баллу за правильный ответ).
1.
Цветы на картине, и чаша, и торт,
Рисунок такой назовём... (натюрморт).
2.
Если в школе будешь спать,
За ответ получишь…(2).
3.
Ткань на языке художника – это … (холст).
4.
Тоненький худой Тимошка
Пробежался по дорожке.
Пробежался, спору нет,
И оставил серый след (карандаш).
3).«Отвечай-ка» (по 1 баллу за правильный ответ).
1.
К какой из 3-х форм культуры относится детективная литература? (массовая).
Выполняют задания,
отвечают на вопросы
учителя.
2.
Часть общей культуры, присущая большой социальной группе – это субкультура или монокультура?
(субкультура).
3.
Шиизм – это религия мировая или национальная? (мировая).
4.
Католиков больше в России или в США? (в США).
5.
Бакалавриат – это учеба в течение 4 лет или 5? (4).
6.
Протестантизм – это религия национальная или мировая? (мировая).
7.
Ботаника – это наука естественная или гуманитарная? (естественная).
8.
К какой из 3-х форм культуры относится эпос? (народная).
9.
Совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом – это культ или обряд? (обряд).
10. Сленговая массовая культура контркультура или поп-культура? (поп-культура)?
4) «Убери лишнее» (максимум - 4 балла).
Выберите из списка 2 слова, связанных с понятием «духовная культура» и объясните их значение:
1.
Закон, контркультура, бизнес, бакалавриат, налог, труд.
2.
Образован
ие, право, легитимность, полиция, правопорядок, субкультура.
5) «Буриме»(максимум - 3 балла).
1 группа: танец, румянец, конец, молодец.2 группа: .призвание, образование, учиться, не лениться.
6) «Анаграмма» (по 1 баллу за правильный ответ).
1.
Яиреилг (религия).
2.
Артурастгима (магистратура).
3.
Веранабозио (образование).
4.
Лукьурат (культура).
7) «Проблемная ситуация» (максимум – 4 балла).
1.
Известно, что сегодня многие молодые люди не интересуются книгами, журналами. Можно ли
каким-либо образом решить проблему? Свой ответ обоснуйте.
2.
Сегодня часто можно наблюдать ситуацию, когда в общественном транспорте молодые люди не
торопятся уступить место женщинам, пожилым людям. Можно ли каким-либо образом решить
проблему? Свой ответ обоснуйте.
3.
Спорят 2 школьника. Один говорит, о том, что, для того, чтобы быть успешным человеком,
нужномного учиться и обязательно иметь высшее образование, второй полностью с ним не
согласен. Кого и почему вы поддерживаете в споре?
4.
Спорят 2 ученика, один говорит, что самое главное в школе знать свои права, другой утверждает, что
и свои обязанности в школе нужно знать обязательно. Кого и почему вы поддерживаете в споре?
8) Упражнение «2слова». Из каждой группы к доске выходит по 1 человеку, предлагается каждому ,
стоящему у доски, назвать 1 любое существительное, которое звучало на уроке, а затем из этих слов
составить предложение, учащимся на местах – составить свое предложение (по 1 баллу за правильный
ответ).
11. Итоговый этап
(2-3 мин.)
Учитель предлагает заполнить лист самооценки
Заполняют лист
самооценки.
12. Рефлексия,
выставление
отметок.Д/з.
(4-5 мин.)
Предлагает охарактеризовать свою деятельность на уроке и степень усвоения учебного материала по
пройденной теме.
Д/з: составить кроссворд по теме «Общество как мир культуры».
Оценивают свою
деятельность на уроке.
Записывают д/з.