Автор: Шведова Алла Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЦСПР "Дом детей"
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: Педагогические технологии в работе воспитателя по взаимодействию с родителями детей с ОВЗ в условиях центра социальной поддержки и реабилитации.
Раздел: дошкольное образование
Педагогические технологии в работе воспитателя по взаимодействию с
родителями детей с ОВЗ в условиях центра социальной поддержки
и реабилитации.
Ни для кого не секрет что воспитание ребенка сложный процесс. Каждый
день родители встают перед выбором: как найти золотую середину в
воспитании и стать хорошим родителем для своего особенного ребенка?
Важно, чтобы родители не только справились со стрессовым состоянием, но
и приняли ребенка, таким, какой он есть, чтобы направить свои усилия на
восстановление его здоровья, развитие и воспитание.
Необходимость привлечения родителей в коррекционный процесс в
Центре социальной поддержки и реабилитации заставляет педагогов
постоянно искать новые эффективные формы взаимодействия с семьями
воспитанников.
Таким образом, реабилитация должна быть направлена не только на ребенка,
но и на его социальное окружение, в первую очередь, на семью. Чем раньше
с момента появления «особого» ребенка семья получает
специализированную помощь, тем благоприятней прогноз успешной
социальной адаптации семьи и развития ребенка. В идеале коррекционная
помощь должна начинаться практически сразу после рождения, как только
могут быть выявлены соответствующие проблемы.
Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ — это совокупность системы
социальной поддержки, охраны здоровья и специального образования.
Центры социальной поддержки и реабилитации (ЦСПР) для детей-инвалидов
становятся спасением для семей, где растёт особенный ребёнок. Но о них
мало знают даже те, ради кого они созданы. Специалисты центра оказывают
помощь семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, детей-инвалидов, повышают
педагогическую грамотность родителей, знакомят их с возможностями
современного образовательного процесса.
Родители детей, посещающих центр (ЦСПР), знакомятся с положительным
опытом обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ОВЗ на примере
других семей, учатся создавать условия для дальнейшей социальной
адаптации и интеграции ребенка в обществе, активно включаются в процесс
его реабилитации и личностного развития.
Как показывает практика, родители часто не компетентны в вопросах
психического и речевого развития детей. Очень часто у детей с ОВЗ и детей-
инвалидов сопутствующим нарушением развития являются различные
дефекты развития. Таким образом, одной из образовательных потребностей
является необходимость получения ими помощи специалистов. Для того,
чтобы партнерство специалистов и семьи было наиболее действенным,
необходимо четко определить цели и задачи коррекционной работы.
Главная цель взаимодействия с семьёй — это включение родителей в
совместный коррекционный процесс. Для родителей, воспитывающих детей
с ОВЗ, сотрудничество с педагогами-дефектологами, психологами,
социальными работниками и социальными педагогами, включенными в
систему сопровождения, расширяет представление о собственной
компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует
пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка,
активному участию в процессе обучения и воспитания.
Задачи взаимодействия:
1. Сформировать желание у родителей помогать ребенку.
2. Формирование мотивации к участию в воспитательном процессе.
3. Повышение уровня педагогической компетенции родителей.
4. Информационная и дидактическая поддержка семьи.
Формы работы с семьей многогранны. Существуют следующие формы
работы:
№ п./
п.
Формы работы
Практическая значимость
1.
Тестирование
и анкетирование
Позволяет выявить наиболее
актуальные проблемы,
существующие у родителей.
2.
Домашние игротеки
Позволяет родителям познакомиться с
простыми, но
очень интересными, а главное
полезными играми для
детей, в нее входят описание игр,
способствующих
развитию речи ребенка, в которые
родители могли бы
поиграть с ребенком в любое удобное
для них время.
3.
Родительские
пятиминутки
Позволяют родителям получить
кратковременные
личные консультации.
4.
Консультации-
практикумы
Позволяют родителям обучаться
новому. Становится
на ступень ближе к специалисту и
самим становится
немного педагогом в работе со своим
ребёнком.
Педагогические
технологии
являются
наиболее
результативными
в
сочетании всех форм взаимодействия с семьями воспитанников.
Обмен
опытом
воспитания –
изготовление
папок-копилок
с
рассказами
и
фотографиями родителей на тему воспитания ребенка в семье («Как Даша
научилась помогать маме», «Семейные традиции», «У нас гостил Дед
Мороз!», «Игрушки своими руками» и др.); Организация общения родителей,
дети которых имеют общие особенности (дети-аутисты, с ЗПР, с ОНР,
агрессивные дети, и др.). Подобная форма, как правило, проводится узкими
специалистами и проходит в виде тренинга. Круглые столы, мастер-классы,
родительские конференции - основная цель которых, обмен опытом. Здесь
может выступить специалист. Обсуждение темы может проходить в рамках
одного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного
масштабов
Эффективность работы с родителями подтверждается ростом их
заинтересованности в сотрудничестве с учреждением, повышении уровня
психолого-педагогической компетентности, умении правильно взглянуть на
ситуацию, оценить ее, находить приемлемые пути решения.
Список литературы
1.Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. 2002г., № 4 – 66с.
2.Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с
отклонениями в развитии. – М.: АСТ, 2008.
3.Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. //
Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114
4.
Левченко
И.Ю.,
Ткачева
В.В.
Психологическая
помощь
семье,
воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие.
— М.: Просвещение, 2008. — 239 с.
В практике нашей работы особую популярность получили совместные
практические занятия. Данная работа удобна для выполнения в домашних
условиях. Нетрадиционные упражнения носят игровой характер и вызывают
положительные эмоции у детей. Мы считаем важным, научить
родителей правильно выполнять небольшие по объёму занятия.
Для развития речи можно делать артикуляционную зарядку.
«Сладкая зарядка» (упражнения с Чупа-чупсом)
Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий Чупа-чупс — отличный
логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем:
– сожмите Чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5–10 секунд;
– удерживая Чупа-чупс губами, попробуйте подвигать
палочкой сначала сверху — вниз, затем из стороны в сторону;
– приоткройте рот, губы разведите в улыбку, сделайте
чашечку, положите в чашечку Чупа-чупс и попробуйте
удержать леденец только языком;
– поднимите широкий язык к небу, прижмите Чупа чупсом «грибок» к небу;
– двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно
5–10 раз.
Упражнения для языка с напитком «Не расплескай… »
1. Язык в форме глубокого «ковша» с небольшим количеством воды (вода
может быть заменена соком, чаем,
компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого
рта. Удерживать 10–15 секунд. Повторять 5–10 раз.
2. «Язык-ковш» с жидкостью плавно перемещается
попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая
рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 5–10 раз.
3. «Язык-ковш», наполненный жидкостью, плавно
двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 5–10 раз.
Упражнения с конфеткой «Чашечка»
Просим ребёнка высунуть широкий язык и сделать «чашечку». Положить в
чашечку витаминку, конфетку, шарик
для сухого завтрака, удерживать по 5–8 сек.
Упражнение с хлебной палочкой «Держи крепче»
Удерживать в горизонтальном положении хлебную палочку (соломку,
макаронину) на языке языком, на губе на
щеке, между губой и носом. И наоборот, пытаться «забрать» у ребенка
удерживаемые языком и губами предметы, преодолевая сопротивление
мышц губ и языка.
Освоив данный вид упражнений, родители совершенствуют их, вносят новые
элементы, делятся друг с другом.
Данные формы работы позволяют привлечь родителей
к активному участию в коррекционном процессе, помогают установить
между педагогами и родителями доверительные партнерские отношения,
осознать родителями свою роль в обучении и воспитании ребенка. Благодаря
установлению эффективного взаимодействия между
всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не
только нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения
у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы
родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях
детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские
отношения.