Напоминание

Педагогические технологии в работе воспитателя по взаимодействию с родителями детей с ОВЗ в условиях центра социальной поддержки и реабилитации.


Автор: Шведова Алла Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЦСПР "Дом детей"
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: Педагогические технологии в работе воспитателя по взаимодействию с родителями детей с ОВЗ в условиях центра социальной поддержки и реабилитации.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогические технологии в работе воспитателя по взаимодействию с

родителями детей с ОВЗ в условиях центра социальной поддержки

и реабилитации.

Ни для кого не секрет что воспитание ребенка сложный процесс. Каждый

день родители встают перед выбором: как найти золотую середину в

воспитании и стать хорошим родителем для своего особенного ребенка?

Важно, чтобы родители не только справились со стрессовым состоянием, но

и приняли ребенка, таким, какой он есть, чтобы направить свои усилия на

восстановление его здоровья, развитие и воспитание.

Необходимость привлечения родителей в коррекционный процесс в

Центре социальной поддержки и реабилитации заставляет педагогов

постоянно искать новые эффективные формы взаимодействия с семьями

воспитанников.

Таким образом, реабилитация должна быть направлена не только на ребенка,

но и на его социальное окружение, в первую очередь, на семью. Чем раньше

с момента появления «особого» ребенка семья получает

специализированную помощь, тем благоприятней прогноз успешной

социальной адаптации семьи и развития ребенка. В идеале коррекционная

помощь должна начинаться практически сразу после рождения, как только

могут быть выявлены соответствующие проблемы.

Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ — это совокупность системы

социальной поддержки, охраны здоровья и специального образования.

Центры социальной поддержки и реабилитации (ЦСПР) для детей-инвалидов

становятся спасением для семей, где растёт особенный ребёнок. Но о них

мало знают даже те, ради кого они созданы. Специалисты центра оказывают

помощь семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, детей-инвалидов, повышают

педагогическую грамотность родителей, знакомят их с возможностями

современного образовательного процесса.

Родители детей, посещающих центр (ЦСПР), знакомятся с положительным

опытом обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ОВЗ на примере

других семей, учатся создавать условия для дальнейшей социальной

адаптации и интеграции ребенка в обществе, активно включаются в процесс

его реабилитации и личностного развития.

Как показывает практика, родители часто не компетентны в вопросах

психического и речевого развития детей. Очень часто у детей с ОВЗ и детей-

инвалидов сопутствующим нарушением развития являются различные

дефекты развития. Таким образом, одной из образовательных потребностей

является необходимость получения ими помощи специалистов. Для того,

чтобы партнерство специалистов и семьи было наиболее действенным,

необходимо четко определить цели и задачи коррекционной работы.

Главная цель взаимодействия с семьёй — это включение родителей в

совместный коррекционный процесс. Для родителей, воспитывающих детей

с ОВЗ, сотрудничество с педагогами-дефектологами, психологами,

социальными работниками и социальными педагогами, включенными в

систему сопровождения, расширяет представление о собственной

компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует

пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка,

активному участию в процессе обучения и воспитания.

Задачи взаимодействия:

1. Сформировать желание у родителей помогать ребенку.

2. Формирование мотивации к участию в воспитательном процессе.

3. Повышение уровня педагогической компетенции родителей.

4. Информационная и дидактическая поддержка семьи.

Формы работы с семьей многогранны. Существуют следующие формы

работы:

№ п./

п.

Формы работы

Практическая значимость

1.

Тестирование

и анкетирование

Позволяет выявить наиболее

актуальные проблемы,

существующие у родителей.

2.

Домашние игротеки

Позволяет родителям познакомиться с

простыми, но

очень интересными, а главное

полезными играми для

детей, в нее входят описание игр,

способствующих

развитию речи ребенка, в которые

родители могли бы

поиграть с ребенком в любое удобное

для них время.

3.

Родительские

пятиминутки

Позволяют родителям получить

кратковременные

личные консультации.

4.

Консультации-

практикумы

Позволяют родителям обучаться

новому. Становится

на ступень ближе к специалисту и

самим становится

немного педагогом в работе со своим

ребёнком.

Педагогические

технологии

являются

наиболее

результативными

в

сочетании всех форм взаимодействия с семьями воспитанников.

Обмен

опытом

воспитания –

изготовление

папок-копилок

с

рассказами

и

фотографиями родителей на тему воспитания ребенка в семье («Как Даша

научилась помогать маме», «Семейные традиции», «У нас гостил Дед

Мороз!», «Игрушки своими руками» и др.); Организация общения родителей,

дети которых имеют общие особенности (дети-аутисты, с ЗПР, с ОНР,

агрессивные дети, и др.). Подобная форма, как правило, проводится узкими

специалистами и проходит в виде тренинга. Круглые столы, мастер-классы,

родительские конференции - основная цель которых, обмен опытом. Здесь

может выступить специалист. Обсуждение темы может проходить в рамках

одного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного

масштабов

Эффективность работы с родителями подтверждается ростом их

заинтересованности в сотрудничестве с учреждением, повышении уровня

психолого-педагогической компетентности, умении правильно взглянуть на

ситуацию, оценить ее, находить приемлемые пути решения.

Список литературы

1.Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. 2002г., № 4 – 66с.

2.Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с

отклонениями в развитии. – М.: АСТ, 2008.

3.Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. //

Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114

4.

Левченко

И.Ю.,

Ткачева

В.В.

Психологическая

помощь

семье,

воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие.

— М.: Просвещение, 2008. — 239 с.

В практике нашей работы особую популярность получили совместные

практические занятия. Данная работа удобна для выполнения в домашних

условиях. Нетрадиционные упражнения носят игровой характер и вызывают

положительные эмоции у детей. Мы считаем важным, научить

родителей правильно выполнять небольшие по объёму занятия.

Для развития речи можно делать артикуляционную зарядку.

«Сладкая зарядка» (упражнения с Чупа-чупсом)

Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий Чупа-чупс — отличный

логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем:

– сожмите Чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5–10 секунд;

– удерживая Чупа-чупс губами, попробуйте подвигать

палочкой сначала сверху — вниз, затем из стороны в сторону;

– приоткройте рот, губы разведите в улыбку, сделайте

чашечку, положите в чашечку Чупа-чупс и попробуйте

удержать леденец только языком;

– поднимите широкий язык к небу, прижмите Чупа чупсом «грибок» к небу;

– двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно

5–10 раз.

Упражнения для языка с напитком «Не расплескай… »

1. Язык в форме глубокого «ковша» с небольшим количеством воды (вода

может быть заменена соком, чаем,

компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого

рта. Удерживать 10–15 секунд. Повторять 5–10 раз.

2. «Язык-ковш» с жидкостью плавно перемещается

попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая

рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 5–10 раз.

3. «Язык-ковш», наполненный жидкостью, плавно

двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 5–10 раз.

Упражнения с конфеткой «Чашечка»

Просим ребёнка высунуть широкий язык и сделать «чашечку». Положить в

чашечку витаминку, конфетку, шарик

для сухого завтрака, удерживать по 5–8 сек.

Упражнение с хлебной палочкой «Держи крепче»

Удерживать в горизонтальном положении хлебную палочку (соломку,

макаронину) на языке языком, на губе на

щеке, между губой и носом. И наоборот, пытаться «забрать» у ребенка

удерживаемые языком и губами предметы, преодолевая сопротивление

мышц губ и языка.

Освоив данный вид упражнений, родители совершенствуют их, вносят новые

элементы, делятся друг с другом.

Данные формы работы позволяют привлечь родителей

к активному участию в коррекционном процессе, помогают установить

между педагогами и родителями доверительные партнерские отношения,

осознать родителями свою роль в обучении и воспитании ребенка. Благодаря

установлению эффективного взаимодействия между

всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не

только нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения

у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы

родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях

детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские

отношения.



В раздел образования