Напоминание

"Использование дидактических игр с предметами – заместителями в среднем дошкольном возрасте"


Автор: Хисматуллина Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Мальвина"
Населённый пункт: г.Ноябрьск
Наименование материала: Методика проведения дидактической игры
Тема: "Использование дидактических игр с предметами – заместителями в среднем дошкольном возрасте"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Мальвина»

муниципального образования город Ноябрьск

«Использование дидактических игр с предметами – заместителями в

среднем дошкольном возрасте»

Подготовила воспитатель

МАДОУ «Мальвина»

Хисматуллина Т.А.

2017 г.

Организовывая

дидактические

игры

в

совместной

деятельности

педагога

и

воспитанников, воспитатель прежде всего ставит детей в такие условия, которые требуют

от

них умения

играть

вместе,

регулировать

своё

поведение,

быть

справедливым

и

честным, уступчивым и требовательным. Успешное руководство дидактическими играми

прежде

всего

предусматривает

отбор

и

продумывания

их

программного

содержания,

чёткое

определение

задач,

определение

места

и

роли

в

целостном

воспитательном

процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения.

Сейчас

я

работаю

с

детьми

среднего

дошкольного

возраста,

мне

как

педагогу

интересно использование дидактических игр с предметами – заместителями, так как

использование

предметов

заместителей

развивает

умственные

способности

дошкольников. У ребенка, владеющего внешними формами замещения (использование

условных

обозначений,

чертежей,

схематических

рисунков

и

т.п.),

появляется

возможность

применять

предметы

заместители

в

уме,

представлять

себе

и

заранее

"видеть"

возможные

результаты

собственных

действий.

Это

увлекательный

и

захватывающей процесс развития умственных и исследовательских способностей детей

в

среднем

возрасте.

Организацию

использования

дидактических

игр

с

предметами

заместителями, можно рассмотреть на примере игры "Зверюшки на дорожках".

В данной игре есть разные уровни сложности, поэтому можно играть с детьми от 3

до 6 лет. Главное объяснить правильно и заинтересовать игрой.

Форма работы предусматривает игру с участием 2 – 5 человек.

Цель игры - учить детей пользоваться заместителями, уметь соотносить картинки с

определенными значками (геометрическими фигурами). Формировать умение варьировать

предметами-заместителями при выполнении одного и того же задания.

Закреплять

названия

геометрических

фигур,

названия

животных.

Развивать

логическое мышление и внимание, речь.

Эта игра:

научит ребенка пользоваться предметами – заместителями и соотносить картинки с

определенными значками, что очень важно для дальнейшего обучения!

сформирует умение варьировать предметами - заместителями при выполнении

одного и того же задания.

поможет развитию мышления, памяти, воображения.

научит ребенка играть в команде и даст представления о животном мире.

ребенок с легкостью запомнит основные геометрические фигуры

поможет развить воображение

Материал.

Набор

картинок

с

изображением

животных,

полоски

бумаги

с

различными

знаками

(геометрическими

фигурами:

треугольник,

квадрат,

круг,

овал,

«плюс»,

прямоугольник).

На

каждой

полоске

по

6

знаков.

Полоски-образцы

с

изображением

животных

и

соответствующих

значков.

Каждая

пара

(картинка-

значок)отделяется друг от друга вертикальной чертой. Сочетание животных и значков

различно.

В эту игру можно играть со второй младшей группы.

Первый уровень — сочетание двух знаков (для второй младшей группы)

Второй — сочетание трёх знаков и т.д. (для средней группы)

Ход игры:

Начиная игру педагог показывает играющим материал. Картинки кладутся в центре стола,

за которым рассаживаются дети для игры.

Правила просты: детям выдаются дорожки со значками, перед собой они видят

другую карточку с неким шифром, и карточки с изображением животных.

Воспитатель говорит, что нужно все значки на своих полосках закрыть подходящими

картинками. А чтобы не было ошибок, предлагает всем смотреть на общую полоску-

образец, где показано, какая картинка какому значку соответствует.

Например, белка - это квадрат, значит, в карте для заполнения над квадратом надо

положить маленькую карточку белки,

корова - это круг, значит над кругом

кладём

маленькую карточку коровы и т.д.

Воспитатель говорит: "Расставьте всех зверюшек на свои места на «дорожке». Места

зверюшек на дорожках отмечены значком, а какому зверюшке какой значок соответствует,

обозначено в карте-шифре (образец)".

Задача детей разгадать этот шифр, поместив маленькие карточки с животными на

свои «дорожки».

Логика состоит в комбинации значков на «дорожках». Через некоторое время дети

догадываются, что значки там распределены особым образом.

Чтобы заинтересовать детей, можно сказать:

- А вы знали, ребята, что у лисы в лесу сегодня день рождение? Она прислала вам

письма, в которых написала, кого она пригласила в гости. Но лиса ведь хитрая! Свои

письма она зашифровала.

Посмотрите, какие знаки вы видите на дорожке? (дети: геометрические фигуры,

называют их). Это шифр. Посмотрите что означает этот шифр…(дети высказывают свои

предположения - квадрат, это белка, корова - круг и т.д.).

"Накройте свои значки нужными картинками"

Можно представить карту другого вида:

Когда

все

условные

значки

закрыты

карточками

со

зверюшками,

воспитатель

спрашивает,

какому

зверьку

не

хватает

места,

какая

фигура

соответствует

тому

животному?

Если на картинках изображены все животные, то можно задать вопросы:

- Как можно назвать одним словом всех гостей лисы? (животные).

- Какие это животные? (дикие и домашние).

- Назовите диких животных.

- Назовите домашних животных.

После выполненного задания дети меняются карточками-полосками.

Кто выполнил правильно, тому выдается фишка. Кто выполнил быстрее всех - 2

фишки. Выигрывает тот, кто набрал большее количество фишек.

Итог. Воспитатель вместе с детьми подсчитывает фишки и определяет победителя. Дети

складывают картинки и карты.

Для педагогов.

Игра может проводится как в младшей группе, так и в старшей. Разница в длине

дорожки. Если в младшей группе полоска из шести знаков по 2 разных знака в разных

сочетаниях,

в средней группе 12 значков по 3 разных знака в разных сочетаниях, в

старшей группе - 20 значков и 5 разных сочетаниях.

Для младшей группы лучше использовать одноцветные знаки, делая акцент на

форму фигуры. Для усложнения игры, можно использовать фигур разного цвета.

При руководстве игрой необходимо вначале предложить детям короткую дорожку, а затем

более длинные.

В средней группе вводится элемент соревнования: кто скорее и без ошибок накроет все

значки картинками? Дети проверяют у друг друга правильность выполнения задания.

При каждом повторении игры нужно менять «шифр».

Вместо одноцветных знаков можно использовать, например, круги разного цвета.

Когда игра детьми хорошо усвоена, ее можно усложнять и проводить в более быстром

темпе.

А самое главное, данная игра станет большим помощником в Вашей профессиональной

деятельности по закреплению и расширению имеющихся у ребенка знаний, в игре у него

будут, воспитываются такие качества, как находчивость, сообразительность, инициатива,

усидчивость, умение преодолевать трудности, считаться с товарищами, т. е. умение жить в

коллективе

сверстников.

А

я,

желаю

Вам

творческих

успехов

и

развития

ваших

профессиональных качеств как педагогов дошкольного образования! Спасибо.

Литература.

Л.А.Венгер, О.М. Дьяченко "Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей

дошкольного возраста".М.: Просвещение

.

карта - шифр



В раздел образования