Напоминание

Особенности работы в малокомплектной школе в условиях ФГОС


Автор: Дубинина Ольга Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Усть-Урлукская НОШ
Населённый пункт: с. Усть-Урлук
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности работы в малокомплектной школе в условиях ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад




Доклад

«Особенности работы в малокомплектной школе в условиях ФГОС»

Дубинина О.П.

Целью моего доклада является

рассмотрение особенностей работы в

малокомплектной школе в условиях ФГОС.

Малокомплектная

начальная

школа

в

силу

своих

специфических

особенностей требует особых подходов к обновлению образовательного

процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Общие требования к уроку в начальной малокомплектной школе не

отличаются от обычных школ. В полном объеме сохраняются санитарно-

гигиенические, психолого-физиологические, дидактические, воспитательные

требования.

Учебный

процесс

в

малокомплектной

школе

имеет

ряд

важнейших

особенностей, которые обусловлены тем, что уроки в них проводит один

учитель одновременно с двумя, тремя, а то и четырьмя классами в одном

помещении.

Исследования показывают, что малые классы обладают и неоспоримыми

преимуществами во влиянии на учащихся, на их образование:

- они выигрывают в создании атмосферы душевного комфорта для детей,

их спокойствия и безопасности;

- влияние учителя распространяется абсолютно на каждого и, значит,

достигает поставленной цели, а потому и эффективно;

- знание условий жизни семей учащихся, их родителей, помогают учителям

при обучении и воспитании;

- эти классы располагают благоприятными условиями - в них есть

уникальная возможность научить каждого ребенка работе с различными

источниками информации;

Работа с несколькими классами имеет некоторые особенности:

1.Учитель вынужден работать непосредственно с классом половину (или

менее половины) урока, а в остальное время организовать самостоятельную

работу детей.

2. Внимание учителя распределяется между двумя, тремя классами.

3. При выполнении самостоятельной работы дети лишены возможности

получить немедленную помощь со стороны учителя, так как учитель в это

время занят другим классом.

4. Учащиеся вынуждены работать самостоятельно при наличии помех со

стороны другого класса, так как в это время в другом классе может идти

беседа, объяснение, устный опрос и т.д.

Дети должны научиться:

— сосредоточиваться на выполнении задания;

— не слушать объяснений учителя для другого класса;

2

— не обращать внимания на картинки и другие материалы, предназначенные

не им;

— не слушать ответы учеников другого класса;

— моментально перестраиваться, когда учитель обращается к ним.

Однако при имеющихся трудностях можно

находить новые, более

эффективные средства организации педагогического процесса (формы, ме-

тоды, приемы обучения и воспитания), оптимально используя для этого все

возможности, связанные со спецификой учебно-воспитательной работы в

малокомплектной школе.

Снижение числа учащихся в классе качественно меняет и работу учителя, и

деятельность учащихся. В классе с малым числом учащихся отчетливее

проступают

индивидуальные

различия

школьников,

уровень

подготовленности и развития каждого из них, а это требует от учителя

умения индивидуализировать обучение, организовать учебную деятельность

каждого из учащихся, управлять ею. В больших классах при выборе темпа

урока учитель, как правило, ориентируется не на каждого отдельного

ученика, а на условного «среднего». В малых классах такой подход

исключен: здесь необходимо соотнесение темпа урока с индивидуальными

особенностями практически каждого ученика. Например, в классе из 2

человек общее для всех задание может оказаться слишком легким для одного

и непосильным для другого. В больших классах учитель, как правило,

работая с группой учеников, развивает беседу и подводит класс к ответу на

поставленный вопрос, что обеспечивает иллюзию коллективной работы всего

класса. В малых классах беседа быстро затухает, и учитель часто вынужден

сам отвечать на поставленный вопрос. А в тех случаях, когда она принимает

форму диалога учителя с одним из учеников при безучастности других,

отчетливо проявляется ее непродуктивность для всего класса. Поэтому

малые классы требуют от учителя умения и готовности к постоянной

перестройке в работе, умения разнообразить ее, включить в работу каждого

из

учеников

класса.

Таким

образом,

сельские

классы

предъявляют

повышенные требования в работе учителя к умению организовать и

управлять учебной деятельностью школьников, соотносить учебные задания

с конкретной ситуацией на уроке.

В малых классах почти отсутствуют потери времени на разного рода

организационные и дисциплинарные отвлечения, которые в больших классах

порой занимают до 5 минут времени урока. В таких классах легко создать

условия для продуктивной учебной деятельности.

В классе, состоящем из небольшого числа учащихся, каждый ученик

постоянно находится в поле зрения учителя в позиции отвечающего, что уже

3

само по себе ведет к возрастанию эмоциональной нагрузки. Открывающиеся

возможности усиления контроля, опроса учащихся ведут к еще большему

возрастанию ее. Ведь сложившаяся ситуация характерна для всех учебных

предметов.

В малокомплектной школе каждый ученик может быть опрошен практически

на каждом из уроков. И чем меньше учеников, тем жестче контроль. В этом

проявляется опасность сверхконтроля, что ведет к формированию стресса

ожидания, чувства страха, эмоциональной перегрузки учащихся. Следствием

сверхконтроля может явиться чувство безразличия к результатам учебной

работы.

Организация самостоятельной работы школьника

В дидактике под самостоятельной работой ученика понимают такую его

деятельность, которую он выполняет без непосредственного участия учителя,

но по его заданию, под его руководством и наблюдением. Самостоятельная

работа является одним из самых важных направлений в работе учителя.

Поэтому на формирование умений такой работы необходимо обращать

огромное внимание. Организация самостоятельной работы школьника

должна быть направлена на решение двух взаимосвязанных задач:

1) развивать у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности

при обучении, т. е. учить их самостоятельно овладевать знаниями;

2) учить

учащихся

самостоятельно

применять

знания

в

учении

и

практической деятельности.

Ученик, обладающий навыками самостоятельной работы, активнее и

глубже усваивает учебный материал, оказывается лучше подготовленным к

творческому труду, к самообразованию и продолжению учения. В условиях

научно-технического прогресса быстрое «старение» сведений вызывает

необходимость непрерывного пополнения знаний.

Однако самостоятельное формирование рациональных приемов учения,

работы с книгой и компьютером – основным источником информации – как

показывает

опыт,

протекает

медленно

и

малоэффективно.

Поэтому

школьников нужно учить методам самостоятельной работы.

Эффективность работы в огромной степени зависит от того, успевает ученик

осваивать материал или нет.

При самостоятельной же работе каждый из учеников работает именно в

том ритме, который отвечает его индивидуальным особенностям. К тому же с

помощью применения самостоятельных проверочных работ на уроке можно

эффективно оценивать качество знаний учеников.

4

Подобный метод помогает избежать списывания, а также выявить качество

усвоения учебного материала на каждом этапе его выполнения. Да и вообще,

если

ученик

в

достаточной

мере

овладел

методами

и

способами

самостоятельной работы, то он может самостоятельно изучать учебный

материал.

Однако для достижения подобного уровня овладения

навыками

самостоятельной работы должен выполняться ряд условий. Например,

задания, предлагаемые школьникам для самостоятельного выполнения,

должны иметь ясную цель, к которой ученики должны стремиться при

выполнении самостоятельной работы, и вызывать у них интерес.

Последнее должно достигаться новизной материала или формы задания,

раскрытием

практического

значения

рассматриваемого

вопроса,

исследовательским характером заданий, созданием мотивации.

Самостоятельная работа детей на уроках в малокомплектных школах

занимает больше 50% учебного времени, тогда как в обычной школе на неё

отводится около 20% урока. Поэтому необходимо научить детей работать

самостоятельно. Начиная с 1 класса, начала знакомить детей с различными

видами самостоятельной работы.

- Сначала эти задания небольшие по объему и носят подражательный

характер, то есть детям предлагается выполнить задания по образцу, по

аналогии, например, нарисуй столько кружков, сколько мячиков, запиши это

число цифрой.

-Постепенно

задания

усложняются

и

вводятся

задания

творческого

характера. В процессе обучения дети учатся работать с книгой и другими

материалами.

При организации самостоятельной работы,

руководствуюсь теми же

основными

требованиями,

что

и

в

обычной

школе,

а

именно:

самостоятельная

работа

должна

соответствовать

программным

требованиям, развивать логическое мышление, должна быть посильной для

учеников; в этом случае она может быть выполнена сознательно.

Виды самостоятельной работы должны быть разнообразными по форме и

содержанию.

При

её

организации

следует

соблюдать

принцип

систематичности: каждая самостоятельная работа должна проверяться и

оцениваться, а также иметь место не только при закреплении знаний, но и на

других этапах урока.

Готовя детей к выполнению работы самостоятельно, надо поставить цель

разъяснить учащимся методы выполнения самостоятельной работы, а если

необходимо,

то дать образец работы. Особое внимание надо уделять

слабым ученикам, по возможности дать им дополнительные разъяснения, а

5

для сильных учащихся подготовить дополнительные задания повышенной

трудности. Эти задания можно приготовить заранее на доске, на плакате или

на карточках.

Важно научить детей самоконтролю.

Большое значение для развития

навыков самоконтроля имеет приём взаимопроверки.

Степень сложности самостоятельных заданий надо наращивать

постепенно и постоянно держать в поле зрения каждого ученика.

Один из главных видов самостоятельной работы в начальной школе –

изучение учебников. В 3-4 классах оно дополняется ознакомлением учеников

с информацией, изложенной в других источниках.

При этом ученик должен сам определить цель, выделить неизвестное,

поставить вопросы, на которые нужно ответить.

Для учеников 1—4-х классов доступны и посильны следующие виды

самостоятельной работы:

— подготовительные упражнения, которые выполняются до изучения нового

материала (повторение по учебнику, работа с карточками, таблицами и т. п.);

самостоятельное

изучение

нового

материала,

аналогичного

ранее

усвоенному, проводимое по детальной инструкции;

— упражнения на закрепление с целью усвоения способов действия с опорой

на алгоритмические таблицы, предписания, памятки;

— разнообразные тренировочные упражнения;

— контрольные и проверочные задания, которые предлагаются после

усвоения всех частей учебного материала.

Длительность самостоятельных работ обусловливается многими

причинами. Прежде всего — объемом и сложностью задания. Оно может

быть и небольшим, но если ученики только начали работу с новым

материалом,

то

потребуется

больше

времени

на

его

выполнение.

Увеличивают длительность также: 1) низкий уровень овладения техникой

выполнения заданий; 2) недостаточная подготовленность учеников к

восприятию нового материала; 3) нерациональное сочетание умственных и

практических действий.

Основу самостоятельной работы составляют упражнения. Значительное

количество выполненных упражнений — преимущество, вытекающее из

недостатков начальной малокомплектной школы. Не имея времени на

подробное объяснение материала, учитель вынужден предлагать ученикам

осваивать его самостоятельно и очень скоро достигает успеха: дети из

начальной малокомплектной школы самостоятельные работы выполняют

лучше учеников полных классов.

6

В условиях работы с двумя-тремя классами у учителя особенно остро стоит

вопрос о правильном распределении и использовании времени. Поэтому

сокращение потерь, рациональное использование каждой минуты важны

для эффективности урока.

Если один класс начинает работу с выполнения самостоятельного задания, а

другой — при непосредственном участии педагога, то потерь времени

удается избежать. Задания нужно готовить заранее, на отдельных листочках

каждому ученику. Перед началом урока задания раздаются по партам. Очень

часто задания дифференцированы, т. е. составлены отдельно для сильных,

средних и слабых учеников. Это позволяет решать еще одну проблему —

повышать качество знаний, умений.

Бывают «сквозные» задания, рассчитанные на несколько уроков. Тогда

по звонку каждый начинает работу с того места, где он остановился, и

продолжает ее без дополнительного напоминания. Замечено,

что при

выполнении длительных однотипных скучных заданий быстро наступает

усталость, снижается интерес. Сэкономленные на организации минуты

теряются. Поэтому задания можно разнообразить многими способами:

ученик выполняет ту же самую работу, но делает ее чуть иначе —

осуществляет

выборочное

списывание,

делает

фонетический

или

грамматический разбор, пробует силы в творческом изложении, составляет

«обратную» задачу и т. п.

Подчеркну, что высший уровень индивидуализации проявляется в том,

что ребенок способен сам организовывать свою учебную деятельность, и

этому необходимо учить. Я работаю над тем, чтобы выстроить развитие

самостоятельности детей следующим образом:

- меня учат (1 класс);

- учусь сам (2 класс);

- учусь учить других (3 класс);

- учу других (4 класс).

И в заключение, хочу отметить, что в сельской малокомплектной школе

имеются благоприятные условия для реализации многих идей ФГОС. Но

отмечу,

что

малокомплектные

школы

требуют

особого

внимания

и

нестандартного подхода к решению проблем, как общих проблем, так и

связанных с реализацией ФГОС, поскольку начальная школа как первый

уровень общего образования в России имеет фундаментальное значение, как

в становлении личности конкретного человека, так и в сохранении и

развитии государства

7



В раздел образования