Автор: Кривчун Анна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №77 "Родничок"
Населённый пункт: город Калуга
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Как преодолеть рассеянность у ребенка"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Как преодолеть рассеяность у ребёнка»
Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории
Детского сада «Родничок» г.Калуга.
Рассеяность—это психическое состояние, для которого характерно
отсутствие сосредоточенности внимания.
Рассеянный ребёнок – результат неправильного воспитания. Если
ребёнок приучен к порядку, усвоил навыки дисциплины и организованности,
привык заканчивать начатое дело, он не может быть рассеянным. И,
наоборот, если родители позволяют нарушать режим, а беспорядок в уголке
ребёнка и его забывчивость расценивают, как мелочи, то незаметно в
поведении ребёнка появляются неорганизованность рассеяность.
Эти качества особенно отрицательно скажутся в школьном возрасте.
Рассеянному школьнику трудно учиться, он отвлекается, не слушает
объяснения учителя, может не выполнить задания. Рассеянный ученик
часто попадает в смешные и досадные ситуации.
Что можно сделать чтобы воспитать внимание, сосредоточенность у
ребёнка преодолеть его рассеянность?
Прежде всего не следует упрекать дошкольника и наказывать его за
несобранность, забывчивость, неаккуратность. Необходимо терпеливо
тренировать его в правильном поведении, учить преодолевать свои
недостатки. Для этого должен строго соблюдаться режим дня. Режим не
позволяет менять занятия по настроению, требует сосредотачивать внимание
и волю на начатом деле и доводить его до конца. Приучая ребёнка к
выполнению режима, ему напоминают, что нужно сделать, контролируют его
действия. Постепенно соблюдение режима войдёт в привычку, ребёнок
научиться ответственно относиться к различным обязанностям.
Для воспитания сосредоточенности внимания важно создать
некоторые внешние условия и устранить то, что может отвлечь ребёнка.
Родители порой сами виноваты в детской рассеяности. Например: делают
замечания, что ребёнок часто отвлекается от занятий, но в это время они в
соседней комнате включают магнитофон, и ребёнок мысленно тоже с ними,
временами заглядывает к ним, оставляя свое дело. Важно не отвлекать детей
от дела, уважать их работу. Конечно, не всегда можно устранить то, что
мешает. Иногда к помехам приходиться приспосабливаться. Необходимо
воспитывать в детях то, что в науке называют «помехоустойчивость», то есть,
приучать сохранять сосредоточенность в любых обстоятельствах.
Проявить сосредоточенность, внимание ребёнок может только в том,
что его «захватило», увлекло. Он любит мастерить, ухаживать за комнатными
растениями, животными и т. д? Поощряя такие занятия, родители прививают
ребёнку чувство ответственности: растения (рыбки) погибнуть, если их не
поливать (не кормить) и т. д. Так у ребёнка появиться чувство
ответственности. Постепенно ребёнок усваивает, что не все дела приятны и
увлекательны, что необходимо делать и то, что не очень интересно, но
полезно семье и ему самому, что для достижения цели нужно приложить
усилия.
Но нельзя перегружать ребёнка длительными монотонными занятиями.
Внимательность, сосредоточенность ребёнка лучше всего тренируются
в игре. Например: возьмите много мелких предметов, рассыпьте их по столу.
Пусть ребёнок запомнит, какие вещи лежат на столе. Закройте предметы
бумагой и предложите сыну(дочери) назвать всё, что лежало под ней. Каждый
правильно названный предмет вынимайте. Игра будет интересней, если в ней
примут участие папа, мама, сестра, брат и др.
Еще одна игра. Поставьте 5-6 игрушек, ребёнок закроет глаза, а в это
время с игрушками происходит какое-то изменение: исчезает одна из
игрушек, меняется их расположение, добавляется новая игрушка. Открыв
глаза, ребёнок должен сказать, что изменилось. Ещё сложнее запомнить,
какие изменения произошли с куклой (появился бант, исчезла туфелька,
изменилась причёска и т. д.).
Предлагаемые игры не требуют много времени, но значение их в
преодолении рассеяноси и воспитания внимания очень велиео.
Иноггда рассеяность у ребёнка вызывается болезнью, временным
ослаблением здоровья. В этом случае необходимо укрепить его ослабленное
здоровье, наладить питание и отдых. Рассеянность вызывается также
подавленностью, плохим настроением ребёнка. Здесь уже всё зависит от
обстановке в семье, от взаимоотношений между родителями.
Если состояние рассеянности периодически повторяется, то оно
становится привычным, превращается в черту характера, проявляется вместе
с другими недостатками характера. Например: рассеянность часто связана с
леностью; рассеянность в общении с людьми—с неорганизованностью,
эгоизмом; рассеянность в быту—с неорганизованностью, неаккуратностью.
Чтобы этого не произошло, следует внимательно относиться к психическому
состоянию своих детей и правильно их оценивать.
Если ребёнок надолго сосредоточился на своих мыслях и чувствах, его
от этого отвлекают. Воспитывая сосредоточенность, внимание, родители
должны следить, на что направлены мысли ребёнка.
Воспитание у ребёнка воли, чувства ответственности и долга развивает
сосредоточенность и предупреждает рассеянность.