Автор: Минин Алексей Алексеевич
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ДДТ им. А. И. Ефремова
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "СИНТЕЗ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО И ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В РАМКАХ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ"
Раздел: дополнительное образование
Статья по теме:
СИНТЕЗ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО И ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССВ КАК
ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В РАМКАХ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСКОГО
ОБЪЕДИНЕНИЯ
Педагог дополнительного образования высшей категории
Минин Алексей Алексеевич
Так
сложилось,
что
в
системе
дополнительного
образования
театральное
и
хореографическое творчество строго разграничены: танцевальные и театральные коллективы,
детские объединения сосуществуют и работают отдельно. А современное искусство идет дорогой
экспериментов, поиском чего-то нового. В 2001 году мной разработана комплексная, модульная
программа обучения и воспитания детей - «Мир музыкальной драматургии». За 19 лет она
несколько раз трансформировалась, модернизировалась, и сегодня отвечает всем требованиям,
целям и концепции развития системы дополнительного образования подрастающего поколения.
Целью программы является: создание комплексных условий для творческого и обще-
эстетического развития и самовыражения личности ребенка, формирования нравственной
культуры и начальных профессиональных навыков театрально-хореографического образования.
В процессе работы были выделены основные задачи, направленные на решение
поставленной цели.
Программа обучения рассчитана на детей и подростков от 3,5 до 18 лет и имеет три ступени
развития:
Подготовительный уровень – Дошкольники и школьники первого года обучения.
Базовый уровень – Школьники второго-третьего года обучения.
Творческий уровень – Основной состав коллектива – Школьники, занимающиеся от
четырёх и более лет.
Основой программы является естественная, природосообразная потребность ребенка в
развитии, в реализации своих возможностей через творчество.
По моему мнению, основным принципом деятельности педагога является расширение
возможностей ребенка, работа в «зоне его ближайшего развития». Опираясь на разработки
современных образовательных технологий, мы взяли за основу следующую методическую
последовательность: «удивление – обучение – творчество».
В работе над эмоционально-образной сферой личности ребёнка мы используем модель
развития и обучения – «вверх по спирали». На первом витке, когда ребёнок впервые попадает в
наше объединение, он получает заряд удивления (то, чем занимаются и в какой форме проходят
занятия). В процессе обучения педагог постепенно подводит ребёнка к поиску новых
возможностей, новых знаний (найти своё «Я»). На высшем этапе ребёнку предоставляется
возможность использовать накопленный опыт для создания своего образа в номере, постановке,
раскрыть себя. Как только это ребёнку удалось, то он оказывается на новом витке спирали, вновь
удивляется и получает эмоциональное удовлетворение (Я это смог!). В результате ребёнок
переходит на качественно новый виток данной модели, накапливая свой эмоционально-образный
сценический опыт.
Особенность программы заключается в системе комплексного, модульного, предметного
преподавания. Где каждый модуль-предмет решает свои поставленные задачи и реализуется
отдельно взятым педагогом, специалистом более узкого направления.
В программу обучения включены следующие модули-предметы:
Общеразвивающая гимнастика и акробатика
Классический танец
Народный танец
Джазовый и эстрадный танец
Современный танец (contemporary, джаз-модерн, неоклассика, неофольк, хип-хоп)
Мастерство актёра (сценическая речь, сценическое движение, пантомима, грим)
Вокал
Полученные знания, умения и навыки воплощаются в хореографические номера, этюды и
спектакли. Таким образом, реализуется идея синтеза хореографического и театрального искусств,
при которой дети учатся передавать свой личностный, творческий опыт в идею спектакля
посредством актёрской игры, хореографии, пластики, эмоций и движения.
Как итог комплексного подхода конечным продуктом обучения мы получаем не только
отдельно взятые концертные номера, но и большие, академические театральные постановки –
спектакли. При подготовке к спектаклям учащиеся активно принимают участие в разработке и
изготовлении различных атрибутов и декораций. Это навело нас на мысль в дальнейшем
разработать ещё один модуль – декоративно-прикладного творчества, как одну из перспектив
развития программы.
Для реализации программы и её компонентов нами создано тесное сетевое партнёрство.
Заключается оно в привлечении как педагогических, так и других ресурсов со стороны. Это
разработка
и
запись
фонограмм,
постановка
отдельных
хореографических
номеров
приглашёнными педагогами. Изготовление сложных технических декораций, вспомогательных
сценических приборов и устройств. Так же пошив и изготовление костюмов и атрибутов, формы
для
занятия
учащихся.
Ряд
модулей-предметов
программы
ведётся
приглашёнными
специалистами, в частности: вокал и современный танец.
Наши выпускники продолжают своё обучение хореографии и театрального мастерства в
средне-специальных и в высших учебных заведениях Новосибирска, Кемерово, Барнаула и
Москвы. А кто-то уже работает в театрах как в Российской федерации, так и за рубежом.
Одной из важных составляющих успешной реализации программы является анализ
деятельности и передача накопленного опыта другим объединениям. В рамках данного
направления мы тесно сотрудничаем с детскими садами и школами Кировского района,
территориальными
общественными
советами
Затулинского
ж/массива,
отделением
фонда
социальной помощи и советом ветеранов Кировского района. Наши учащиеся принимают участие
в концертных программах для детей детских садов и школ, для ветеранов района. Участвуют в
концертных программах районного и городского уровня.
Важным компонентом программы является воспитательная работа с учащимися. Это и
воспитание общей культуры поведения в социуме, воспитание морально-этических норм,
духовно-нравственное и патриотическое воспитание. В том числе при подготовке поездок в
другие города и страны для участия в конкурсах, мы обязательно включаем в программу
пребывания экскурсии по ознакомлению с историей традициями и культурой той страны и города
куда выезжаем. А побывали наши дети в 10 странах Европы и Азии.
Детский хореографический театр-студия «Грация» это – огромный живой, сплочённый
коллектив учащихся, родителей и педагогов. В нём обучаются около 160 детей и подростков.
За 22 года поставлено более 150 хореографических номеров и композиций, 10
академических спектаклей. Коллектив является многократным лауреатом и победителем
различных региональных, всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. За своё
мастерство учащиеся более 30 раз были удостоены самой высшей награды - «Гран-при»
международных конкурсов театрального и хореографического искусств в Италии, Чехии,
Казахстане и России.