Напоминание

"СИНТЕЗ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО И ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В РАМКАХ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ"


Автор: Минин Алексей Алексеевич
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ДДТ им. А. И. Ефремова
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "СИНТЕЗ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО И ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В РАМКАХ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Статья по теме:

СИНТЕЗ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО И ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССВ КАК

ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В РАМКАХ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСКОГО

ОБЪЕДИНЕНИЯ

Педагог дополнительного образования высшей категории

Минин Алексей Алексеевич

Так

сложилось,

что

в

системе

дополнительного

образования

театральное

и

хореографическое творчество строго разграничены: танцевальные и театральные коллективы,

детские объединения сосуществуют и работают отдельно. А современное искусство идет дорогой

экспериментов, поиском чего-то нового. В 2001 году мной разработана комплексная, модульная

программа обучения и воспитания детей - «Мир музыкальной драматургии». За 19 лет она

несколько раз трансформировалась, модернизировалась, и сегодня отвечает всем требованиям,

целям и концепции развития системы дополнительного образования подрастающего поколения.

Целью программы является: создание комплексных условий для творческого и обще-

эстетического развития и самовыражения личности ребенка, формирования нравственной

культуры и начальных профессиональных навыков театрально-хореографического образования.

В процессе работы были выделены основные задачи, направленные на решение

поставленной цели.

Программа обучения рассчитана на детей и подростков от 3,5 до 18 лет и имеет три ступени

развития:

Подготовительный уровень – Дошкольники и школьники первого года обучения.

Базовый уровень – Школьники второго-третьего года обучения.

Творческий уровень – Основной состав коллектива – Школьники, занимающиеся от

четырёх и более лет.

Основой программы является естественная, природосообразная потребность ребенка в

развитии, в реализации своих возможностей через творчество.

По моему мнению, основным принципом деятельности педагога является расширение

возможностей ребенка, работа в «зоне его ближайшего развития». Опираясь на разработки

современных образовательных технологий, мы взяли за основу следующую методическую

последовательность: «удивление – обучение – творчество».

В работе над эмоционально-образной сферой личности ребёнка мы используем модель

развития и обучения – «вверх по спирали». На первом витке, когда ребёнок впервые попадает в

наше объединение, он получает заряд удивления (то, чем занимаются и в какой форме проходят

занятия). В процессе обучения педагог постепенно подводит ребёнка к поиску новых

возможностей, новых знаний (найти своё «Я»). На высшем этапе ребёнку предоставляется

возможность использовать накопленный опыт для создания своего образа в номере, постановке,

раскрыть себя. Как только это ребёнку удалось, то он оказывается на новом витке спирали, вновь

удивляется и получает эмоциональное удовлетворение (Я это смог!). В результате ребёнок

переходит на качественно новый виток данной модели, накапливая свой эмоционально-образный

сценический опыт.

Особенность программы заключается в системе комплексного, модульного, предметного

преподавания. Где каждый модуль-предмет решает свои поставленные задачи и реализуется

отдельно взятым педагогом, специалистом более узкого направления.

В программу обучения включены следующие модули-предметы:

Общеразвивающая гимнастика и акробатика

Классический танец

Народный танец

Джазовый и эстрадный танец

Современный танец (contemporary, джаз-модерн, неоклассика, неофольк, хип-хоп)

Мастерство актёра (сценическая речь, сценическое движение, пантомима, грим)

Вокал

Полученные знания, умения и навыки воплощаются в хореографические номера, этюды и

спектакли. Таким образом, реализуется идея синтеза хореографического и театрального искусств,

при которой дети учатся передавать свой личностный, творческий опыт в идею спектакля

посредством актёрской игры, хореографии, пластики, эмоций и движения.

Как итог комплексного подхода конечным продуктом обучения мы получаем не только

отдельно взятые концертные номера, но и большие, академические театральные постановки –

спектакли. При подготовке к спектаклям учащиеся активно принимают участие в разработке и

изготовлении различных атрибутов и декораций. Это навело нас на мысль в дальнейшем

разработать ещё один модуль – декоративно-прикладного творчества, как одну из перспектив

развития программы.

Для реализации программы и её компонентов нами создано тесное сетевое партнёрство.

Заключается оно в привлечении как педагогических, так и других ресурсов со стороны. Это

разработка

и

запись

фонограмм,

постановка

отдельных

хореографических

номеров

приглашёнными педагогами. Изготовление сложных технических декораций, вспомогательных

сценических приборов и устройств. Так же пошив и изготовление костюмов и атрибутов, формы

для

занятия

учащихся.

Ряд

модулей-предметов

программы

ведётся

приглашёнными

специалистами, в частности: вокал и современный танец.

Наши выпускники продолжают своё обучение хореографии и театрального мастерства в

средне-специальных и в высших учебных заведениях Новосибирска, Кемерово, Барнаула и

Москвы. А кто-то уже работает в театрах как в Российской федерации, так и за рубежом.

Одной из важных составляющих успешной реализации программы является анализ

деятельности и передача накопленного опыта другим объединениям. В рамках данного

направления мы тесно сотрудничаем с детскими садами и школами Кировского района,

территориальными

общественными

советами

Затулинского

ж/массива,

отделением

фонда

социальной помощи и советом ветеранов Кировского района. Наши учащиеся принимают участие

в концертных программах для детей детских садов и школ, для ветеранов района. Участвуют в

концертных программах районного и городского уровня.

Важным компонентом программы является воспитательная работа с учащимися. Это и

воспитание общей культуры поведения в социуме, воспитание морально-этических норм,

духовно-нравственное и патриотическое воспитание. В том числе при подготовке поездок в

другие города и страны для участия в конкурсах, мы обязательно включаем в программу

пребывания экскурсии по ознакомлению с историей традициями и культурой той страны и города

куда выезжаем. А побывали наши дети в 10 странах Европы и Азии.

Детский хореографический театр-студия «Грация» это – огромный живой, сплочённый

коллектив учащихся, родителей и педагогов. В нём обучаются около 160 детей и подростков.

За 22 года поставлено более 150 хореографических номеров и композиций, 10

академических спектаклей. Коллектив является многократным лауреатом и победителем

различных региональных, всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. За своё

мастерство учащиеся более 30 раз были удостоены самой высшей награды - «Гран-при»

международных конкурсов театрального и хореографического искусств в Италии, Чехии,

Казахстане и России.



В раздел образования