Автор: Саввина Варвара Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д сад 16 Золотинка
Населённый пункт: г. Якутск. Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Статья
Тема: "Социальные партнеры"
Раздел: дошкольное образование
Социальные партнеры
Сад, родители, социальные партнеры – единое образовательное пространство.
Коллектив нашего дошкольного учреждения является открытой социально-педагогической системой,
способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Одним из путей повышения качества
дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом.
Нашими социальными партнерами в воспитании и развитии детей стали:
1.
Семьи воспитанников.
2.
Образовательные учреждения и организации:
3.
- МОБУ СОШ № 2. МОБУ СОШ № 26г. РС (Я) г. Якутска;
3. Культурно-общественные учреждения:
- Библиотека. Специализированная детская библиотека- филиал №15» «Моя библиотека».
4. ГБУ РС(Я) «Якутский государственный объединённый музей истории и культуры народов Севера им.
Ем. Ярославского» ГБУ РС(Я) «Якутский музей»
5. Русский драмтеатр им А.С. Пушкина.
Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с определением конкретных задач
по
развитию
ребенка
и
конкретной
деятельности.
Развитие
социальных
связей
дошкольного
образовательного учреждения с культурными и образовательными учреждениями дает дополнительный
импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует
конструктивные взаимоотношения с родителями, на идее социального партнерства.
Благодаря этим связям мы получили возможность параллельно с образовательной деятельностью
осуществлять комплекс профилактических и оздоровительных мероприятий, существенно улучшающих
состояние здоровья субъектов образовательного процесса.
Одновременно процесс взаимодействия с социальными партнерами способствует росту профессионального
мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения,
оказывает на особую роль социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в
ближайшее окружение ребенка. Что в конечном итоге ведет к повышению качества дошкольного
образования.
Коллектив нашего детского сада строит связи с социумом на основе следующих принципов:
- учета запросов общественности;
- сохранения имиджа учреждения в обществе;
- установления коммуникаций между детским садом и социумом;
- формирования содержания обязанностей детского сада и социума.
Работая
в
таких
условиях,
мы
создаем
возможность
расширять
воспитательную
и
культурно-
образовательную среду и влиять на широкий социум, гармонизируя отношения различных социальных
групп,
получая
определенные
социальные
эффекты
образовательной
деятельности.
Предметом
взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, забота о том, чтобы каждое
педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным.
Внешние связи и взаимоотношения в нашем детском саду строятся с учетом интересов детей, родителей и
педагогов.
Взаимодействие с семьями воспитанников
В нашем учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с
родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам
дошкольного учреждения, интересам и потребностям родителей, а также возможностям педагогов.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство в нашем детском саду решается следующих
направлениях:
1.
Оказание помощи семье в воспитании.
2.
Вовлечение семьи в образовательный процесс.
3.
Культурно-просветительская работа.
4.
Создание условий для реализации личности ребенка.
Основные задачи своей работы мы видим в следующем:
1.
Создать в дошкольном учреждении условия для взаимодействия с родителями.
2.
Планировать работу с родителями на основе анализа структуры семейного социума
и психологического климата.
3.
Привлекать родителей к участию в жизнедеятельности дошкольного учреждения и
управления им.
4.
Оказывать помощь родителям в воспитательном процессе.
Принципами взаимодействия с родителями являются:
1.
Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
2.
Индивидуальный подход.
3.
Сотрудничество, а не наставничество.
4.
Серьезность.
Реализация основных направлений сотрудничества
В нашем дошкольном учреждении воспитателями и специалистами для родителей систематически
проводятся индивидуальные и групповые консультации. В родительских уголках и на информационных
стендах размещена наглядная информация – памятки, рекомендации, объявления. Проводятся общие и
групповые родительские собрания.
Активное участие родители принимают в организации праздников и развлечений. Взаимодействие с
семьями воспитанников сопутствует успешному развитию детей дошкольного учреждения и позволяет
реализовывать творческий потенциал родителей и детей.
Взаимодействие с образовательными учреждениями и организациями
Взаимодействие со школой
Взаимодействие дошкольного учреждения и школы осуществляется согласно совместно разработанного
плана по 3-м направлениям:
1.
Методическая работа.
2.
Работа с воспитателями.
3.
Работа с родителями.
4.
Работа с детьми.
Основные задачи своей работы мы видим в следующем:
1.
Формирование преемственных связей, соединяющих воспитание и обучение детей ДОУ и
начальной школы в целостный педагогический процесс.
2.
Установление партнерских взаимоотношений детского сада и школы.
3.
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры
родителей в подготовке детей к школе, посредством педагогического взаимодействия.
Реализация основных направлений сотрудничества
Дети ДОУ знакомятся со школой, ходят на экскурсии и целевые прогулки в школу, посещают школьные
праздники и занимаются в «Школе будущих первоклассников».
Мы пришли к выводу, что такие встречи являются неотъемлемой частью в преемственности дошкольного и
школьного образования.
Также коллективами школы и детского сада проводится большая работа с родителями, которая заключается
в:
-
организации индивидуальных и групповых консультаций;
- размещении информации в родительском уголке на тему «Готовность детей к обучению в школе»;
- организации просмотров образовательной деятельности в ДОУ;
- участии в родительских собраниях в школе и ДОУ- посещении совместно с детьми «Школы будущего
первоклассника»;
- «Днях открытых дверей» в школе для родителей и детей.
Культурно-общественные учреждения
Взаимодействие с библиотеками «Библиотекой. Специализированная детская библиотека- филиал №15»
«Моя библиотека».
На протяжении трех последних лет детский сад активно взаимодействует с библиотекой.
В библиотеке имеется широкий спектр возможностей для активного участия в процессе воспитания и
образования: от информационной помощи педагогам, до проведения разнообразных массовых мероприятий.
Главная цель совместной деятельности заключается в воспитании интереса к чтению, знакомство с
художественной литературой, развитие интеллектуального и творческого потенциала воспитанников
детского сада.
С 2016 по 2019 учебные годы были запланированы и проведены мероприятия по следующим направлениям:
- историко-патриотическое воспитание;
- эстетико- и духовно-нравственное воспитание;
- работа с художественной литературой.
С целью реализации одной из задач годового плана дошкольного учреждения – формирование у детей
интереса и потребности в чтении и слуховом восприятии книг, через приобщение к словесному искусству, в
детский сад был приглашен библиотекарь с консультацией для воспитателей «Организация работы с
родителями по проблеме семейного чтения».
ГБУ РС(Я) «Якутский государственный объединённый музей истории и культуры народов Севера
им. Ем. Ярославского» ГБУ РС(Я) «Якутский музей»
Музеи и ДОУ в целях своей деятельности традиционно имеют много общего: они стремятся воспитывать
чувство патриотизма, духовности и нравственности, способствовать установлению отношения личности с
обществом, историей, культурой человечества, формировать личностное, эмоциональное отношение к
малой и большой Родине.
Русский драмтеатр им А.С. Пушкина.
В рамках социального партнерства в подготовительной группе посетили Русский драмтеатр им А.С.
Пушкина. С увлекательным представлением. Ребята встречали два персонажа, которые знакомили наших
посетителей с театром и профессией артиста.
Подводя итоги сотрудничества ДОУ с социумом, можно сделать вывод, что результатом работы стало:
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, установление
доверительных отношений между детьми, родителями, педагогами, социальными партнерами, развитие
навыков сотрудничества родителей с ребенком.
Значимость духовно – нравственного воспитания, формирующего у детей нравственные чувства,
положительные навыки и привычки, основы моральных качеств, нравственных представлений и мотивов
поведения, побуждает нас педагогов на поиск новых эффективных форм работы.