Напоминание

Общение и его роль в личностном развитии ребенка


Автор: Коваль Елена Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 82
Населённый пункт: Иркутская область г Иркутск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Общение и его роль в личностном развитии ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Общения и его роль в личностном развитии ребёнка»

Как известно, общение является двигателем развития, и человеческое

общество не может существовать без общения. Потребность в общении –

одна из самых главных потребностей человека.

Общение формирует человека как личность, дает ему возможность

приобрести определённые черты характера, интересы, привычки,

склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить

цели жизни и выбрать средства их реализации. Разнообразное по

содержанию, цели, средствам общения так же выполняет специфическую

функцию в психическом развитии индивида.

Потребности современного общества, его духовных и материальных сфер

делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Общение имеет

огромное значение в формировании человеческой психики, еѐ развитии и

становлении разумного, культурного поведения. Через общение с

психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к

научению, человек приобретает все свои высшие производительные

способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями

он сам превращается в личность.

Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми,

он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым

гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полу животным,

лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом

свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и

показывающие, что, будучи лишенным, общения с себе подобными,

человеческий индивид, даже если он как организм, вполне сохранит, тем не

менее остается биологическим существом в своем психическом развитии.

Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей, средств

являются важнейшими факторами, определяющими развитие личности.

Как показывают результаты психолого-педагогических исследований,

именно в общении, и, прежде всего в непосредственном общении со

значимыми другими (родителями, педагогами, сверстниками и т.д.)

приходит становление человеческой личности, формирование важнейших еѐ

свойств, нравственной сферы, мировоззрения.

Посредством общения люди устанавливают контакты друг с другом,

обмениваются информацией, добиваются взаимного понимания,

воздействуют друг на друга, побуждают совершать действия и поступки.

Общение - более широкое понятие, включающее коммуникацию, как один

из своих аспектов. Оно предлагает следующие модели:

коммуникативную, которая заключается в обмене информацией

общающимися индивидами;

интерактивную, предполагающая взаимодействие общающихся

индивидов, в процессе которого происходит не только обмен

информацией, но и действиями, в которых находят свое отражение

личные характеристики партнеров;

общение имеет также и перцептивный аспект, представляющий

собой восприятие и познание партнерами друг друга, что ведет к

достижению взаимопонимания и сближению позиций.

В общении со ровесниками происходит обогащение образа себя у ребенка,

формируется способность к сопереживанию, гуманное отношение к

окружающим.

Таким образом, очень важно для гармоничного развития личности, чтобы

ребенок мог успешно общаться со сверстниками, удовлетворять свои

жизненно важные потребности, в том числе и коммуникативные.

Общение как особый вид деятельности имеет:

Мотивы, предмет, содержание, средства, результат.

Мотивы общения могут быть личные и социальные.

Средства общения бывают вербальные и невербальные. Основным

средством общения является язык, который представляет собой, как уже

указывалось, систему словесных знаков, которыми люди обозначают

предметы и явления окружающего мира и свои собственные состояния.

Невербальные средства общения являются вспомогательными и

используются как дополнительные к языковым средствам. Это мимика,

пантомимика, жесты, прикосновения и т.д.

Общение со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех

этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет его

жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего

человека. Причем чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него

имеет общение со взрослыми. Взрослые формируют у маленького человека

этот удивительный и сложный мир слов, называя каждый предмет, действие,

любое явление, событие, отмечая словом хорошее и плохое, красивое и

безобразное, доброе и злое, радостное и грустное, мы очеловечиваем

развивающуюся психику, формируем не только новые уникальные знания об

окружающем мире вещей и людей, но и очень важную эмоциональную

сферу ребенка, сложные эмоции: сочувствия, сопереживания, содействия,

которые определяются речью, речевым мышлением.

Выделяются 4 формы общения детей со взрослыми:

1. Ситуативно-личностная (непосредственно эмоциональная); приходится на

первое полугодие жизни, несмотря на то что ребёнок не может быть

инициатором общения, однако он способен улавливать эмоционально

окрашенную речь взрослых.

2. Ситуативно - деловая (предметно-действенная); (2-3года, ведущей

деятельностью является деятельность с миром вещей. Возникает новая

форма деятельности- игровая, становящаяся ведущей в конце данного

возрастного периода).

3.Внеситуативно-познавательная;( возникает в период от 3х до 5ти лет.

Характерной особенностью этого периода есть то, что ребёнок начинает

интересоваться не только предметами, но и характеристиками. Помощником

в общении и познании становиться речь самого ребёнка. Ведь теперь он

может не только слушать, но и задавать вопросы).

4.Внеситуативно-личностная. (формируется в возрасте 6-7лет становится

возможным только благодаря тому, что ребёнок овладевает активной

речью)

Роль речевого общения в развитии ребенка велика. Раннее детство –

исключительно важное время для развития речи ребенка.

Речь является важнейшей социальной функцией: она формируется под

влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной

речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и

обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка. Она открывает

доступ ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры.

Социальное окружение стимулирует речевое развитие и дает образец речи.

От того, как человек освоит речь, зависит многое в его дальнейшей судьбе.

Если между ребенком и окружающими людьми возникает преграда его

контакты со старшими, резко сокращаются, обедняются, то нормальное

речевое развитие замедляется или же прекращается. При полноценном

общении с окружающими людьми дети быстро осваивают речевой опыт

старших, а потом сами вносят свой вклад в «копилку человеческого опыта».

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития

детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать

свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей

действительности, содержательнее и полноценнее отношение со

сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое

развитие.

Речь детей формируется в процессе разнообразной деятельности, большое

влияние на развитие речи детей оказывает игра.

Pоль игры сложно переоценить в развитии детей дошкольного возраста.

Игра является основным видом деятельности дошкольника. Детей следует

постоянно побуждать к общению друг с другом и взрослым, комментировать

свои действия, что способствует закреплению навыков использования

инициативной речи, совершенствованию разговорной речи, обогащению

словаря, формированию грамматического строя языка и т.д. Большое

влияние на развитие речи детей оказывают игры-драматизации, они

способствуют формированию связной речи.

Никогда не рано читать ребенку вслух. Многочисленные исследования

подтверждают, что чтение детям с полугодовалого возраста приводит к тому,

что через четыре года у них будут хорошо развиты словарный запас и

грамотность. Имеет значение и то, насколько часто родители читают вместе с

ребенком в дошкольном возрасте – это влияет на развитие навыков чтения и

письма. Дети способны учиться даже тогда, когда они еще не умеют

говорить.

Благодатный материал для развития речи детей дают картинка к сказкам.

Сказочный мир увлекает, трогают радости и печали героев, захватывает

динамичность событий. Язык сказок богат изобразительными и

выразительными средствами: сравнениями, точными определениями,

метафорами, эпитетами, яркими описаниями.

Из сказок дети получают

первые представления о времени и пространстве; о связи человека с

природой, с предметным миром. Сказки позволяют ребенку понять, что

такое храбрость и стойкость, добро и зло.

Чтение способствует увеличению словарного запаса и развитию речи. А

каждое новое слово, ставшее понятным, расширяет границы мира,

обогащает его новыми смыслами.

Виды общения бывают: материальные, символические, речевые и

ролевые. Материальное общение является самым древним способом

обмена информацией, которая может быть сообщена как при помощи

естественных природных объектов, так и предметов, созданных человеком.

Естественные объекты и живые существа несут определенную информацию в

связи с их способом существования и свойствами им присущими.

Речевое общение дает возможность получать разностороннюю и

обобщенную информацию о внешнем мире и о субъективных состояниях

индивида, о его мыслях, чувствах, желаниях, мечтах и идеалах. Речевое

общение осуществляется посредством слов. Оно может быть устным и

письменным.

Речевое развитие дошкольника претерпевает следующие изменения:

Социальное – совершенствуется ее практическое употребление в

процессе общения с взрослыми и сверстниками.

Семантическое развитие (обозначающая, знаковая) – речь становится

основой качественного преобразования психических процессов и

способствует развитию мышления.

Проходит два этапа, закономерно сменяющих друг друга:

Пассивное владение словом, когда ребенок понимает речь, но еще не

умеет говорить;

Активное использование речи.

Формы речевой деятельности:

- ситуативная речь;

- контекстная, связная;

- объяснительная.

По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение

разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность,

эмоциональность, проявление словотворчества.

При правильной организации всей жизни и деятельности ребенка речь уже в

раннем возрасте становится основным средством общения. Подражание

действиям взрослого является одним из важнейших механизмов

формирования общения в раннем возрасте.

При дефиците общения в раннем возрасте, его ограниченности, бедности, не

насыщенности ребенку трудно будет научиться общаться с детьми и другими

людьми, он может вырасти необщительным, замкнутым.

При контакте со сверстниками ребенок проявляет почти в десять раз больше

экспрессивно – мимических проявлений и ярких выразительных интонаций,

чем в общении ребенка и взрослого, где он проявляет более сдержанный

характер. В контактах с другими детьми ребенку значительно важнее

высказаться самому, чем выслушать другого ребенка. Поэтому беседы

между сверстниками не получается, дети перебивают друг друга, каждый

говорит о своем, не слушая партнера. Общаясь же с взрослым, дошкольник

предпочитает больше слушать, чем говорить сам.

Общение со сверстниками значительно богаче по своему назначению и

функциям. От взрослого ребенок ждет либо оценки своих действий, либо

новой информации, то есть он управляем и направляем им. В общении же со

сверстниками дети самостоятельно могут управлять действиями партнера,

осуществлять контроль его действий, навязывать собственные образы,

организовывать совместную игру, сравнивать партнера с собой.

Общаясь друг с другом, дошкольники более полно и активно используют

различные речевые средства, нежели беседуя с взрослым, так как ребенок

является менее понятливым и гибким партнером. Именно непонятливость

сверстника, как ни странно, играет положительную роль в развитии речи

детей. Ребенок старается связно и четко выражать свои намерения, мысли,

желания. Именно потребность быть понятым, услышанным сверстниками,

получить ответ, делает речь дошкольников связной, полной, понятной.

Важное значение для своевременного развития речи имеет отношение

взрослого к развитию ребенка. Внимательное, бережное и

доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных

положительных эмоций и разнообразных реакций ребенка. Без этого

невозможно устанавливать тесный контакт с малышом и развивать его речь.

Развивать кругозор детей, учить их навыкам общения друг с другом и с

окружающими людьми, формировать их эстетические и нравственные

чувства, помогать им - овладевать приемами грамотного построения фраз и

учить их почувствовать красоту родного языка надо с самого раннего

возраста.

Таким образом, для полноценного развития речи необходимо как общение

с взрослым, так и со сверстниками. Своевременное овладение правильной

речью имеет большое значение для формирования полноценной личности

ребенка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой

деятельности.



В раздел образования