Автор: Коваль Елена Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 82
Населённый пункт: Иркутская область г Иркутск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Общение и его роль в личностном развитии ребенка
Раздел: дошкольное образование
«Общения и его роль в личностном развитии ребёнка»
Как известно, общение является двигателем развития, и человеческое
общество не может существовать без общения. Потребность в общении –
одна из самых главных потребностей человека.
Общение формирует человека как личность, дает ему возможность
приобрести определённые черты характера, интересы, привычки,
склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить
цели жизни и выбрать средства их реализации. Разнообразное по
содержанию, цели, средствам общения так же выполняет специфическую
функцию в психическом развитии индивида.
Потребности современного общества, его духовных и материальных сфер
делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Общение имеет
огромное значение в формировании человеческой психики, еѐ развитии и
становлении разумного, культурного поведения. Через общение с
психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к
научению, человек приобретает все свои высшие производительные
способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями
он сам превращается в личность.
Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми,
он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым
гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полу животным,
лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом
свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и
показывающие, что, будучи лишенным, общения с себе подобными,
человеческий индивид, даже если он как организм, вполне сохранит, тем не
менее остается биологическим существом в своем психическом развитии.
Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей, средств
являются важнейшими факторами, определяющими развитие личности.
Как показывают результаты психолого-педагогических исследований,
именно в общении, и, прежде всего в непосредственном общении со
значимыми другими (родителями, педагогами, сверстниками и т.д.)
приходит становление человеческой личности, формирование важнейших еѐ
свойств, нравственной сферы, мировоззрения.
Посредством общения люди устанавливают контакты друг с другом,
обмениваются информацией, добиваются взаимного понимания,
воздействуют друг на друга, побуждают совершать действия и поступки.
Общение - более широкое понятие, включающее коммуникацию, как один
из своих аспектов. Оно предлагает следующие модели:
коммуникативную, которая заключается в обмене информацией
общающимися индивидами;
интерактивную, предполагающая взаимодействие общающихся
индивидов, в процессе которого происходит не только обмен
информацией, но и действиями, в которых находят свое отражение
личные характеристики партнеров;
общение имеет также и перцептивный аспект, представляющий
собой восприятие и познание партнерами друг друга, что ведет к
достижению взаимопонимания и сближению позиций.
В общении со ровесниками происходит обогащение образа себя у ребенка,
формируется способность к сопереживанию, гуманное отношение к
окружающим.
Таким образом, очень важно для гармоничного развития личности, чтобы
ребенок мог успешно общаться со сверстниками, удовлетворять свои
жизненно важные потребности, в том числе и коммуникативные.
Общение как особый вид деятельности имеет:
Мотивы, предмет, содержание, средства, результат.
Мотивы общения могут быть личные и социальные.
Средства общения бывают вербальные и невербальные. Основным
средством общения является язык, который представляет собой, как уже
указывалось, систему словесных знаков, которыми люди обозначают
предметы и явления окружающего мира и свои собственные состояния.
Невербальные средства общения являются вспомогательными и
используются как дополнительные к языковым средствам. Это мимика,
пантомимика, жесты, прикосновения и т.д.
Общение со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех
этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет его
жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего
человека. Причем чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него
имеет общение со взрослыми. Взрослые формируют у маленького человека
этот удивительный и сложный мир слов, называя каждый предмет, действие,
любое явление, событие, отмечая словом хорошее и плохое, красивое и
безобразное, доброе и злое, радостное и грустное, мы очеловечиваем
развивающуюся психику, формируем не только новые уникальные знания об
окружающем мире вещей и людей, но и очень важную эмоциональную
сферу ребенка, сложные эмоции: сочувствия, сопереживания, содействия,
которые определяются речью, речевым мышлением.
Выделяются 4 формы общения детей со взрослыми:
1. Ситуативно-личностная (непосредственно эмоциональная); приходится на
первое полугодие жизни, несмотря на то что ребёнок не может быть
инициатором общения, однако он способен улавливать эмоционально
окрашенную речь взрослых.
2. Ситуативно - деловая (предметно-действенная); (2-3года, ведущей
деятельностью является деятельность с миром вещей. Возникает новая
форма деятельности- игровая, становящаяся ведущей в конце данного
возрастного периода).
3.Внеситуативно-познавательная;( возникает в период от 3х до 5ти лет.
Характерной особенностью этого периода есть то, что ребёнок начинает
интересоваться не только предметами, но и характеристиками. Помощником
в общении и познании становиться речь самого ребёнка. Ведь теперь он
может не только слушать, но и задавать вопросы).
4.Внеситуативно-личностная. (формируется в возрасте 6-7лет становится
возможным только благодаря тому, что ребёнок овладевает активной
речью)
Роль речевого общения в развитии ребенка велика. Раннее детство –
исключительно важное время для развития речи ребенка.
Речь является важнейшей социальной функцией: она формируется под
влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной
речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и
обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка. Она открывает
доступ ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры.
Социальное окружение стимулирует речевое развитие и дает образец речи.
От того, как человек освоит речь, зависит многое в его дальнейшей судьбе.
Если между ребенком и окружающими людьми возникает преграда его
контакты со старшими, резко сокращаются, обедняются, то нормальное
речевое развитие замедляется или же прекращается. При полноценном
общении с окружающими людьми дети быстро осваивают речевой опыт
старших, а потом сами вносят свой вклад в «копилку человеческого опыта».
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития
детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать
свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей
действительности, содержательнее и полноценнее отношение со
сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое
развитие.
Речь детей формируется в процессе разнообразной деятельности, большое
влияние на развитие речи детей оказывает игра.
Pоль игры сложно переоценить в развитии детей дошкольного возраста.
Игра является основным видом деятельности дошкольника. Детей следует
постоянно побуждать к общению друг с другом и взрослым, комментировать
свои действия, что способствует закреплению навыков использования
инициативной речи, совершенствованию разговорной речи, обогащению
словаря, формированию грамматического строя языка и т.д. Большое
влияние на развитие речи детей оказывают игры-драматизации, они
способствуют формированию связной речи.
Никогда не рано читать ребенку вслух. Многочисленные исследования
подтверждают, что чтение детям с полугодовалого возраста приводит к тому,
что через четыре года у них будут хорошо развиты словарный запас и
грамотность. Имеет значение и то, насколько часто родители читают вместе с
ребенком в дошкольном возрасте – это влияет на развитие навыков чтения и
письма. Дети способны учиться даже тогда, когда они еще не умеют
говорить.
Благодатный материал для развития речи детей дают картинка к сказкам.
Сказочный мир увлекает, трогают радости и печали героев, захватывает
динамичность событий. Язык сказок богат изобразительными и
выразительными средствами: сравнениями, точными определениями,
метафорами, эпитетами, яркими описаниями.
Из сказок дети получают
первые представления о времени и пространстве; о связи человека с
природой, с предметным миром. Сказки позволяют ребенку понять, что
такое храбрость и стойкость, добро и зло.
Чтение способствует увеличению словарного запаса и развитию речи. А
каждое новое слово, ставшее понятным, расширяет границы мира,
обогащает его новыми смыслами.
Виды общения бывают: материальные, символические, речевые и
ролевые. Материальное общение является самым древним способом
обмена информацией, которая может быть сообщена как при помощи
естественных природных объектов, так и предметов, созданных человеком.
Естественные объекты и живые существа несут определенную информацию в
связи с их способом существования и свойствами им присущими.
Речевое общение дает возможность получать разностороннюю и
обобщенную информацию о внешнем мире и о субъективных состояниях
индивида, о его мыслях, чувствах, желаниях, мечтах и идеалах. Речевое
общение осуществляется посредством слов. Оно может быть устным и
письменным.
Речевое развитие дошкольника претерпевает следующие изменения:
Социальное – совершенствуется ее практическое употребление в
процессе общения с взрослыми и сверстниками.
Семантическое развитие (обозначающая, знаковая) – речь становится
основой качественного преобразования психических процессов и
способствует развитию мышления.
Проходит два этапа, закономерно сменяющих друг друга:
Пассивное владение словом, когда ребенок понимает речь, но еще не
умеет говорить;
Активное использование речи.
Формы речевой деятельности:
- ситуативная речь;
- контекстная, связная;
- объяснительная.
По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение
разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность,
эмоциональность, проявление словотворчества.
При правильной организации всей жизни и деятельности ребенка речь уже в
раннем возрасте становится основным средством общения. Подражание
действиям взрослого является одним из важнейших механизмов
формирования общения в раннем возрасте.
При дефиците общения в раннем возрасте, его ограниченности, бедности, не
насыщенности ребенку трудно будет научиться общаться с детьми и другими
людьми, он может вырасти необщительным, замкнутым.
При контакте со сверстниками ребенок проявляет почти в десять раз больше
экспрессивно – мимических проявлений и ярких выразительных интонаций,
чем в общении ребенка и взрослого, где он проявляет более сдержанный
характер. В контактах с другими детьми ребенку значительно важнее
высказаться самому, чем выслушать другого ребенка. Поэтому беседы
между сверстниками не получается, дети перебивают друг друга, каждый
говорит о своем, не слушая партнера. Общаясь же с взрослым, дошкольник
предпочитает больше слушать, чем говорить сам.
Общение со сверстниками значительно богаче по своему назначению и
функциям. От взрослого ребенок ждет либо оценки своих действий, либо
новой информации, то есть он управляем и направляем им. В общении же со
сверстниками дети самостоятельно могут управлять действиями партнера,
осуществлять контроль его действий, навязывать собственные образы,
организовывать совместную игру, сравнивать партнера с собой.
Общаясь друг с другом, дошкольники более полно и активно используют
различные речевые средства, нежели беседуя с взрослым, так как ребенок
является менее понятливым и гибким партнером. Именно непонятливость
сверстника, как ни странно, играет положительную роль в развитии речи
детей. Ребенок старается связно и четко выражать свои намерения, мысли,
желания. Именно потребность быть понятым, услышанным сверстниками,
получить ответ, делает речь дошкольников связной, полной, понятной.
Важное значение для своевременного развития речи имеет отношение
взрослого к развитию ребенка. Внимательное, бережное и
доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных
положительных эмоций и разнообразных реакций ребенка. Без этого
невозможно устанавливать тесный контакт с малышом и развивать его речь.
Развивать кругозор детей, учить их навыкам общения друг с другом и с
окружающими людьми, формировать их эстетические и нравственные
чувства, помогать им - овладевать приемами грамотного построения фраз и
учить их почувствовать красоту родного языка надо с самого раннего
возраста.
Таким образом, для полноценного развития речи необходимо как общение
с взрослым, так и со сверстниками. Своевременное овладение правильной
речью имеет большое значение для формирования полноценной личности
ребенка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой
деятельности.