Автор: Сидорова Фекла Любомировна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ Бердигестяхской улусной гимназии
Населённый пункт: село Бердигестях Горного района
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: Решение задач с использованием условного оператора»
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока
Тема: «Решение задач с использованием условного оператора»
Класс: 8
Цель урока: закрепить у учащихся навыки решения задач на составление программ с использованием условного оператора;
Задачи урока:
Воспитательная:
Воспитывать у учащихся познавательную потребность, интерес к предмету, умение работать самостоятельно при выполнении практической
работы.
Образовательная:
Закрепить знания при решении задач с оператором IF на языке Pascal – его особенностями исполнения.
Обеспечить усвоение учащимися реализации алгоритмов ветвления при решении конкретных задач.
Развивающие:
Развивать у учащихся логическое и алгоритмическое мышление.
Формировать навыки само и взаимооценки.
Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
:
1.
Личностные УУД:
фантазия и воображение при выполнении учебных действий;
желание выполнять учебные действия.
2.
Познавательные УУД:
логические действия и операции;
создание и преобразование моделей и схем для решения задач.
3.
Коммуникативные УУД:
формулирование собственного мнения и позиции.
4.
Регулятивные УУД:
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Тип урока: закрепление полученных знаний и отработки навыков. (Обобщающий урок)
Форма урока: урок с использованием ПК.
Оборудование: доска, раздаточный материал, проектор, экран, ПК учителя, ПК учеников.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время
проведения
1.
Организационный
момент
Приветствие, проверка подготовленности к учебному
занятию, организация внимания детей.
Приветствие, подготовка рабочего места,
включают компьютеры
3 мин
2.
Актуализация
опорных знаний:
Сегодня мы повторяем синтаксис условного
оператора на языке программирования Pascal.
Задает вопрос:
Какие условные операторы записаны без ошибок:
1) If a>=b then writeln(a) else writeln(b);
2) If a=b writeln else;
3) If a>b then writeln(a);
4) If a<=b else writeln(b) then writeln(a);
5) If a>b then writeln(a); else writeln(b).
Отвечают на вопрос учителя.
Правильно
записаны
операторы
под
номерами 1, 3.
В операторе под номером 2 пропущено
ключевое слово then. В операторе под
номером 4 ключевые слова Then и Else
поменялись местами. В операторе под
номером 5 ошибочно поставлена точка
с запятой перед Else.
4 мин
3.
Выполнение
практической
работы:
Раздает карточки с задачами ученикам по рабочим
местам, объясняет порядок действия практической
работы и наблюдает за ходом решения задач по
ученикам.
1.
Ввести число. Если оно неотрицательно,
Внимательно слушают указания
учителя, открывают программное
обеспечение, читают условие задачи,
решают задачи и активно участвуют в
обсуждении задач.
30 мин
вычесть из него 50, в противном случае прибавить к
нему 100.
2.
2. Ввести 2 числа. Если их произведение
отрицательно, умножить его на –2 и вывести на
экран, в противном случае увеличить его в 3 раза и
вывести на экран.
1.
3. Ввести 2 числа. Если их произведение
отрицательно, умножить его на –2 и вывести на
экран, в противном случае увеличить его в 3 раза и
вывести на экран.
4.
4. Напишите программу для вычисления f (x):
5.Ввести 2 числа. Вычесть из большего меньшее.
6. Ввести число. Если оно больше 8, разделить его на
4, если меньше или равно 8, то умножить на 5.
7. Напишите программу для вычисления f (x):
Возможные решения задач
1.
program m;
var a,b:integer;
begin
readln (a);
if a>0 then b:=a-50
else b:=a+100;
writeln (b);
end.
2.
program b;
var x,y,z:integer;
begin
readln (x,y);
if x*y<0 then z:=x*y*(-2) else
z:=x*y*3;
writeln (z);
end.
3.
var x,y,z:integer;
begin
readln (x,y);
if x*y<0 then z:=x*y*(-2) else
z:=x*y*3;
writeln (z);
end.
4.
var x,f:real;
begin
readln(x);
if -5<x then f:=x*x+8
else f:=-x*x*x+2;
writeln (f);
end.
5.
var a,b,c:integer;
begin
readln(a,b);
if a>b then c:=a-b else
c:=b-a;
writeln (c);
end.
6.
var a,b,c:real;
begin
readln (a);
if a>8 then c:=a/4
else c:=a*5;
writeln (c);
end.
7.
program m;
var x,f:real;
begin
readln(x);
if x<-6 then f:=3*x*x-x;
if (-6<=x) and (x<=5) then f:=sqrt(7-x);
if x>5 then f:=8*x-3;
writeln (f);
end.
5.
Подведение итогов
урока, выставление
оценок
Задает вопросы:
«Итак, чему вы научились в течение сегодняшнего
занятия?
Что представляет собой условие в условном
операторе?»
Отвечают на вопрос:
Мы повторили и закрепили синтаксис
полной и сокращенной формы условного
оператора.
5 мин
2.
Домашнее задание
Задачи:
1.
Составьте программу, удваивающую значение
целой переменной а, если а<10 и утраивающую
значение переменной, если a>=10.
2.
Пользователь вводит два числа. Если первое
число меньше второго, то вычислить их сумму, иначе
— разность первого и второго.
Записывают домашнее задание в
дневниках
3 мин
Литература:
Учебник: Босова Л. Л. Информатика : учебник для 8 класса – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. – 160 с. : ил
Приложение
“Задачи по теме “Условный оператор”
1. Какие условные операторы записаны без ошибок:
1) If a>=b then writeln(a) else writeln(b);
2) If a=b else writeln(b);
3) If a>b then writeln(a);
4) If a<=b else writeln(b) then writeln(a);
5) If a>b then writeln(a); else writeln(b);
2. Ввести число. Если оно неотрицательно, вычесть из него 50, в противном случае прибавить к нему 100.
1.
Ввести 2 числа. Если их произведение отрицательно, умножить его на –2 и вывести на экран, в противном случае увеличить его в 3 раза
и вывести на экран.
2.
Напишите программу для вычисления f (x):
3.
Ввести 2 числа. Вычесть из большего меньшее.
4.
Ввести число. Если оно больше 8, разделить его на 4, если меньше или равно 8, то умножить на 5.
5.
Напишите программу для вычисления f (x):