Напоминание

Формирование универсальных учебных действий на уроках курса «Музыка и движение» (3-й час физической культуры) с использованием технологии продуктивного обучения


Автор: Голосуцкая Галина Евгеньевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ лицей №1 имени А.С.Пушкина
Населённый пункт: Томск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование универсальных учебных действий на уроках курса «Музыка и движение» (3-й час физической культуры) с использованием технологии продуктивного обучения
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование универсальных учебных действий на уроках курса

«Музыка и движение» (3-й час физической культуры) с использованием

технологии продуктивного обучения

Голосуцкая Г. Е., учитель физической культуры

Г. Томск. МАОУ лицей №1 им. А.С. Пушкина

В современном стремительно изменяющемся мире репродуктивная

передача подрастающему поколению суммы знаний уже не является залогом

его успешной интеграции в социум. Обществу сегодня нужны образованные,

нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать

ответственные решения в ситуации выбора. Приоритетной целью современного

российского образования становится полноценное формирование и развитие

способностей

ученика

самостоятельно

очерчивать

учебную

проблему,

формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать

полученный результат – научить учиться.

В соответствии с ФГОС общего образования цель школьного образования

по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой

личности, способной активно использовать ценности физической культуры для

укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации

трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе

данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование

устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к

своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств,

творческом использовании средств физической культуры в организации

здорового образа жизни.

Я хочу представить опыт проведения уроков по программе авторского

курса «Музыка и движение» (3-ий час физкультуры) в рамках ФГОС.

Описываемый курс отн разрабатывался на основе продуктивной педагогики в

рамках проектов Федеральной экспериментальной площадки.

Продуктивная педагогика ориентируется на индивидуальные способности

детей и на формирование у детей самостоятельной творческой деятельности с

содержанием учебного курса.

Программа

курса в своём предметном содержании направлена на:

• реализацию принципа вариативности;

• реализацию принципа достаточности и сообразности;

• соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от

простого

к

сложному

• расширение межпредметных связей;

• усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного

использования школьниками освоенных знаний;

«Музыка и движение» является интегрированным курсом, включающим

в себя самые разнообразные виды деятельности (общая физическая подготовка,

обучение танцу и искусству танцевальной импровизации, актёрское мастерство,

пластика и чувственная выразительность, игры на развитие творческого

мышления и воображения, коммуникативные тренинги).

Средства, используемые в курсе:

Школа

движения

формирование

правильной

осанки,

обучение технике движения, общеразвивающие упражнения.

Релаксация, дыхательная гимнастика.

Игровой танец – знакомство с танцевальными направлениями,

элементы пантомимы, импровизация.

Ритмика

ритмическая

координация,

музыкально-

ритмические упражнения.

Уличные игры. Национальные игры.

Перечисленные средства являются инструментарием курса.

В основе

любого урока «Музыка и движение» лежит игровая

технология, творческий подход к решению поставленных задач.

На самом первом этапе обучения основное внимание обращается на

развитие

природных

способностей

ребёнка

(спортивных,

танцевальных,

музыкальных, актёрских), а также чувства ритма, уверенности в себе, снятии

психологических и мышечных зажимов, на выработку навыков взаимодействия

в группе и партнёрами. Изучаются основные принципы движения, в игровой

форме преподносятся основы импровизации.

На

следующем

этапе

большее

внимание

уделяется

технике,

правильности выполнения упражнений, а также самостоятельной творческой

работе. Для того чтобы дети могли импровизировать (танец, пантомима)

самостоятельно, им недостаточно лишь фантазировать и пользоваться своей

природной

пластикой.

Необходимо

овладеть

определённым

«багажом»

движений, (освоить такие инструменты, как техника движения, осанка, походка

и пр.)

Продуктивность занятий РЭЛИ во многом зависит от правильного,

целесообразного

планирования,

обеспечивающего

системность

и

преемственность уроков. При планировании соблюдаются следующие правила:

год обучения – это виток спирали, от простого к сложному,

освоение

инструментов

результативнее

в

комплексе,

когда

происходит

интеграция

средств,

и,

таким

образом,

усиление

эффекта

тренировки,

творческий подход к планированию определит конечный результат.

В зависимости от этапа годичного цикла обучения и соответственно

педагогических задач, уроки курса «музыка и движение» традиционно можно

классифицировать следующим образом:

обучающий,

тренировочный,

контрольный,

показательный.

Однако в большинстве случаев используются совмещенные варианты. В

рамках одного урока могут сочетаться элементы обучающего и контрольного

уроков, показательный урок может быть выстроен в виде тренировочного и

наоборот.

Курс «Музыка и движение» в рамках продуктивной педагогики предпо-

лагает

новый

подход

к

форме

проведения

урока.

Наряду

с

уроком

традиционной

структуры

используется

форма

урока

-

«Творческая

лаборатория».

В зависимости от поставленных задач, такой урок, как и традиционный,

может быть обучающим, тренировочным или контрольным. В «Творческой

лаборатории» в большей мере используется групповая работа, зачастую

предъявленные результаты, неожиданно для детей складываются в общий

конечный продукт. Форма проведения «Творческой лаборатории» может быть

разнообразной:

«кругосветка»,

«игровой турнир»,

«сюжетно-ролевое комплексное занятие» и др.

Остановимся более подробно на одном из основных средств программы.

Это - игровой танец (ИТ).

Игровой танец – танец в широком понимании – это вид творческой

деятельности человека, предназначенной для игрового воздействия на самого

исполнителя или для зрелищного эффекта, достигаемый путём имитации

жестов, ритмической смены поз и па, служащим образным языком, способным

выразить эмоциональное состояние человека.

В 1 классе ИТ занимает 50% урока. В подготовительной части – это

имитация движений животных, изображение танцующих предметов, людей

разных профессий. В основной части урока – «оживление» музыкальных

фрагментов, сюжетные этюды.

Во 2,3классах ребята уже имеют багаж умений и навыков в области

техники

движения,

танцевальных

направлений.

Знакомство

с

разными

танцевальными жанрами предполагает участие всех детей в рабочих зарисовках

«Магазин игрушек», «Первый парень на деревне», «Ковбойские игры». Дети с

удовольствием проявляют творческую инициативу и демонстрируют свои

умения на обобщающих уроках, проводимых в форме «Лучше всех», «А, вот и

я», «Фанты», «Мастерская талантов».

В 4-5 классах ИТ приобретает характер самостоятельного творчества,

ребята

сочиняют

ритмические,

танцевальные,

спортивные

композиции,

импровизируют на заданную тему. Ребята получают представление о сюжетном

танце путём подготовки синхробуффонад, постановки клипов. Одна из

любимых форм обобщающих уроков «Гастроли», где ребята индивидуально и в

группах готовят концертные номера различных жанров.

В 6-7 классах уроки это творческая мастерская. Дети реализуют свои

способности индивидуально и в группах. Например, вводя тему «Русский

народный танец», я предлагаю детям разыграть «Масленицу». Дети знакомятся

не только с русской народной танцевальной лексикой, но и с народными

играми, потешками, прибаутками. При изучении салонных танцев, в программу

включается проведение бала. Кроме танцевальной лексики, эта игра закрепляет

знания, полученные на уроках литературы и музыки. С целью повышения

интереса к занятиям, я провожу танцевальные батлы, ввожу занимательные

элементы в уроки.

Опыт применения курса «Музыка и движение» в школе показал его

высокую эффективность в становлении творческого мышления и творческой

самореализации,

в

развитии

эмоционально-чувственной

сферы

ребёнка,

проявлении его лидерских качеств.

В результате введения в урок видов

деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе,

уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к

окружающим, меняется микроклимат на уроке и в классе в целом. Атмосфера

становится более благоприятной для обучения и для межличностного общения

что способствует лучшему овладению материалом и повышению мотивации,

снимает трудности и сводит к минимуму учебный стресс.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. А.А. Востриков. Основы теории и технологии компетентностного подхода в элитной школе.

Авторская модель. Томск, 2006г.

2. А.А. Востриков, Г.Е. Голосуцкая. Развивающая эстетика личностного имиджа в начальной школе.

Монография. Томск, 2005г.



В раздел образования