Автор: Голосуцкая Галина Евгеньевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ лицей №1 имени А.С.Пушкина
Населённый пункт: Томск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование универсальных учебных действий на уроках курса «Музыка и движение» (3-й час физической культуры) с использованием технологии продуктивного обучения
Раздел: среднее образование
Формирование универсальных учебных действий на уроках курса
«Музыка и движение» (3-й час физической культуры) с использованием
технологии продуктивного обучения
Голосуцкая Г. Е., учитель физической культуры
Г. Томск. МАОУ лицей №1 им. А.С. Пушкина
В современном стремительно изменяющемся мире репродуктивная
передача подрастающему поколению суммы знаний уже не является залогом
его успешной интеграции в социум. Обществу сегодня нужны образованные,
нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать
ответственные решения в ситуации выбора. Приоритетной целью современного
российского образования становится полноценное формирование и развитие
способностей
ученика
самостоятельно
очерчивать
учебную
проблему,
формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать
полученный результат – научить учиться.
В соответствии с ФГОС общего образования цель школьного образования
по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой
личности, способной активно использовать ценности физической культуры для
укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации
трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе
данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование
устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к
своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств,
творческом использовании средств физической культуры в организации
здорового образа жизни.
Я хочу представить опыт проведения уроков по программе авторского
курса «Музыка и движение» (3-ий час физкультуры) в рамках ФГОС.
Описываемый курс отн разрабатывался на основе продуктивной педагогики в
рамках проектов Федеральной экспериментальной площадки.
Продуктивная педагогика ориентируется на индивидуальные способности
детей и на формирование у детей самостоятельной творческой деятельности с
содержанием учебного курса.
Программа
курса в своём предметном содержании направлена на:
• реализацию принципа вариативности;
• реализацию принципа достаточности и сообразности;
• соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от
простого
к
сложному
• расширение межпредметных связей;
• усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного
использования школьниками освоенных знаний;
«Музыка и движение» является интегрированным курсом, включающим
в себя самые разнообразные виды деятельности (общая физическая подготовка,
обучение танцу и искусству танцевальной импровизации, актёрское мастерство,
пластика и чувственная выразительность, игры на развитие творческого
мышления и воображения, коммуникативные тренинги).
Средства, используемые в курсе:
Школа
движения
–
формирование
правильной
осанки,
обучение технике движения, общеразвивающие упражнения.
Релаксация, дыхательная гимнастика.
Игровой танец – знакомство с танцевальными направлениями,
элементы пантомимы, импровизация.
Ритмика
–
ритмическая
координация,
музыкально-
ритмические упражнения.
Уличные игры. Национальные игры.
Перечисленные средства являются инструментарием курса.
В основе
любого урока «Музыка и движение» лежит игровая
технология, творческий подход к решению поставленных задач.
На самом первом этапе обучения основное внимание обращается на
развитие
природных
способностей
ребёнка
(спортивных,
танцевальных,
музыкальных, актёрских), а также чувства ритма, уверенности в себе, снятии
психологических и мышечных зажимов, на выработку навыков взаимодействия
в группе и партнёрами. Изучаются основные принципы движения, в игровой
форме преподносятся основы импровизации.
На
следующем
этапе
большее
внимание
уделяется
технике,
правильности выполнения упражнений, а также самостоятельной творческой
работе. Для того чтобы дети могли импровизировать (танец, пантомима)
самостоятельно, им недостаточно лишь фантазировать и пользоваться своей
природной
пластикой.
Необходимо
овладеть
определённым
«багажом»
движений, (освоить такие инструменты, как техника движения, осанка, походка
и пр.)
Продуктивность занятий РЭЛИ во многом зависит от правильного,
целесообразного
планирования,
обеспечивающего
системность
и
преемственность уроков. При планировании соблюдаются следующие правила:
год обучения – это виток спирали, от простого к сложному,
освоение
инструментов
результативнее
в
комплексе,
когда
происходит
интеграция
средств,
и,
таким
образом,
усиление
эффекта
тренировки,
творческий подход к планированию определит конечный результат.
В зависимости от этапа годичного цикла обучения и соответственно
педагогических задач, уроки курса «музыка и движение» традиционно можно
классифицировать следующим образом:
обучающий,
тренировочный,
контрольный,
показательный.
Однако в большинстве случаев используются совмещенные варианты. В
рамках одного урока могут сочетаться элементы обучающего и контрольного
уроков, показательный урок может быть выстроен в виде тренировочного и
наоборот.
Курс «Музыка и движение» в рамках продуктивной педагогики предпо-
лагает
новый
подход
к
форме
проведения
урока.
Наряду
с
уроком
традиционной
структуры
используется
форма
урока
-
«Творческая
лаборатория».
В зависимости от поставленных задач, такой урок, как и традиционный,
может быть обучающим, тренировочным или контрольным. В «Творческой
лаборатории» в большей мере используется групповая работа, зачастую
предъявленные результаты, неожиданно для детей складываются в общий
конечный продукт. Форма проведения «Творческой лаборатории» может быть
разнообразной:
«кругосветка»,
«игровой турнир»,
«сюжетно-ролевое комплексное занятие» и др.
Остановимся более подробно на одном из основных средств программы.
Это - игровой танец (ИТ).
Игровой танец – танец в широком понимании – это вид творческой
деятельности человека, предназначенной для игрового воздействия на самого
исполнителя или для зрелищного эффекта, достигаемый путём имитации
жестов, ритмической смены поз и па, служащим образным языком, способным
выразить эмоциональное состояние человека.
В 1 классе ИТ занимает 50% урока. В подготовительной части – это
имитация движений животных, изображение танцующих предметов, людей
разных профессий. В основной части урока – «оживление» музыкальных
фрагментов, сюжетные этюды.
Во 2,3классах ребята уже имеют багаж умений и навыков в области
техники
движения,
танцевальных
направлений.
Знакомство
с
разными
танцевальными жанрами предполагает участие всех детей в рабочих зарисовках
«Магазин игрушек», «Первый парень на деревне», «Ковбойские игры». Дети с
удовольствием проявляют творческую инициативу и демонстрируют свои
умения на обобщающих уроках, проводимых в форме «Лучше всех», «А, вот и
я», «Фанты», «Мастерская талантов».
В 4-5 классах ИТ приобретает характер самостоятельного творчества,
ребята
сочиняют
ритмические,
танцевальные,
спортивные
композиции,
импровизируют на заданную тему. Ребята получают представление о сюжетном
танце путём подготовки синхробуффонад, постановки клипов. Одна из
любимых форм обобщающих уроков «Гастроли», где ребята индивидуально и в
группах готовят концертные номера различных жанров.
В 6-7 классах уроки это творческая мастерская. Дети реализуют свои
способности индивидуально и в группах. Например, вводя тему «Русский
народный танец», я предлагаю детям разыграть «Масленицу». Дети знакомятся
не только с русской народной танцевальной лексикой, но и с народными
играми, потешками, прибаутками. При изучении салонных танцев, в программу
включается проведение бала. Кроме танцевальной лексики, эта игра закрепляет
знания, полученные на уроках литературы и музыки. С целью повышения
интереса к занятиям, я провожу танцевальные батлы, ввожу занимательные
элементы в уроки.
Опыт применения курса «Музыка и движение» в школе показал его
высокую эффективность в становлении творческого мышления и творческой
самореализации,
в
развитии
эмоционально-чувственной
сферы
ребёнка,
проявлении его лидерских качеств.
В результате введения в урок видов
деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе,
уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к
окружающим, меняется микроклимат на уроке и в классе в целом. Атмосфера
становится более благоприятной для обучения и для межличностного общения
что способствует лучшему овладению материалом и повышению мотивации,
снимает трудности и сводит к минимуму учебный стресс.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. А.А. Востриков. Основы теории и технологии компетентностного подхода в элитной школе.
Авторская модель. Томск, 2006г.
2. А.А. Востриков, Г.Е. Голосуцкая. Развивающая эстетика личностного имиджа в начальной школе.
Монография. Томск, 2005г.