Автор: Рипка Елена Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ - д/с №12 х.Бойкопонура
Населённый пункт: Краснодарский край, Калининский район, хутор Бойкопонура
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Формирование у дошкольников первоначальных представлений о ПДД"
Раздел: дошкольное образование
Формирование у дошкольников
первоначальных представлений о ПДД.
«Жизнь есть дар, великий дар и
тот, кто ее не ценит, этого
дара не заслуживает»
Леонардо да Винчи
Эту ответственность необходимо воспитывать и в детях, ведь известно,
что в большинстве своем юные пешеходы попадают в беду на дороге не из-за
незнания Правил дорожного движения, а по своей детской наивности,
неопытности, из-за необдуманного риска.
Самое главное – научить правилам жизни во взрослом мире, мире
спешащих машин и людей. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать
определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной
обстановке. Известно, что привычки, привитые в детстве, остаются на всю
жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей
правилам дорожного движения.
Именно поэтому, считаю, что актуальным и жизненно необходимым для
детей, воспитываемых в современном мире, является изучение правил
дорожного движения, профилактика детского дорожно-транспортного
травматизма.
Важно, как можно раньше, научить детей правилам поведения на улицах
и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо с первой младшей
группы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, запоминать то,
что говорят и показывают взрослые. Именно в этом возрасте дети должны
получить первые сведения о правилах дорожного движения.
Цель этой работы: создание условий для формирования у
дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и
дорогах.
Задачи:
- создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения на
дороге,
- формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения
правил дорожного движения (ПДД);
- отслеживать уровень знания и умений детей в начале и конце учебного года;
- применять современные формы, методы обучения и воспитания,
направленные на предупреждение несчастных случаев с детьми на улицах и во
дворах;
- формировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как
участников дорожного движения, привлекать взрослых к совместной
деятельности с детьми.
Вся работа в детском саду построена по нарастающей степени
сложности, начиная с элементарных задач воспитания детей первой младшей
группы и кончая более сложными понятиями, которые должны усвоить ребята
подготовительной группы.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах
ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить
планово, систематически, постоянно. К этому мы и стремимся. Главное –
научить своих воспитанников безопасному поведению на улице.
Воспитывая своих дошколят, мы применяем такие методы, как
внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети
особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что
выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно
находиться только со взрослым и обязательно держать его за руку.
Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок,
специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при
выполнении заданий по рисованию, обводке, штриховке, конструировании,
выполнении аппликаций и т.д. по дорожной тематике, на занятиях по
развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и
безопасных дорожных ситуаций.
Работая с детьми, мы используем следующие принципы воспитания и
обучения: доступность; наглядность. Эти принципы традиционно
применяются в работе с малышами. Ведь они должны сами все увидеть,
услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
С самого начала дети учатся различать легковые и грузовые машины,
называть части автомобиля: кабину, колеса, окна, двери.
Для расширения и закрепления знаний детей о транспорте в группе
имеются книги, иллюстрации с изображением разнообразных машин, на
прогулочной веранде есть модели автомобиля и автобуса.
Для развития ориентировки в пространстве, умений действовать по
сигналу используются игры «Бегите ко мне», «Поезд», «К куклам в гости».
Далее мы продолжаем работу по расширению представлений об
окружающем мире. Знакомим ребят с дорогой, улицей, тротуаром,
некоторыми видами транспорта. Дети узнают, что люди ездят в легковых
автомобилях, автобусах. Грузы возят на грузовых машинах. Автомобилем
управляет шофер.
Работа по изучению правил дорожного движения, профилактике
детского дорожно-транспортного травматизма проводится не только на
занятиях, но и в повседневной жизни. Для закрепления полученных знаний на
занятиях, в играх мы организуем экскурсии и прогулки. Большое место в
ознакомлении наших дошколят с некоторыми правилами дорожного движения
отводится прогулкам. Дети наблюдают за движением транспорта и пешеходов,
узнают, что пешеходы идут по тротуару, машины едут по дороге, учатся
узнавать известные им по рисункам автомобили и их детали, устанавливать
простейшие причинно-следственные связи в окружающем.
В течение года прогулки периодически повторяются, с тем, чтобы
закрепить имеющиеся у детей представления о правилах дорожного движения.
Большое внимание уделяется развитию ориентировки детей в
пространстве на музыкальных и физкультурных занятиях: при выполнении
упражнений, построений и перестроений, при проведении подвижных игр,
когда дети учатся быстро находить свое место, действовать точно по сигналу
воспитателя, подчиняться игровым правилам.
На занятиях по развитию элементарных математических представлений
детей учат различать направления «вперед», «назад», «сзади»,
«налево (слева)», «направо (справа)».
Представления о транспорте, улице, полученные детьми на прогулках,
занятиях, постепенно мы закрепляем и расширяем при каждом удобном
случае.
В вопросах соблюдения детьми правил дорожного движения, культуры
поведения в транспорте родители должны быть примером, поэтому на них
лежит большая ответственность. Взаимопонимание детского сада и семьи
помогает вырабатывать у детей необходимые навыки культуры поведения на
улице, дисциплинированность, которая побуждает подчиняться порядку.
В этих целях мы широко используем на группе:
информационный стенд для родителей, папки-передвижки;
родительские собрания;
семинары-практикумы, на которых родителей знакомим с объемом
предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения,
сигналы светофора; пешеходный переход «зебра»; обязанности пешеходов,
пассажиров);
деловые игры и тренинги;
просмотр открытых занятий по дорожной грамоте;
совместные праздники и развлечения.
Самое ценное – здоровье и жизнь ребенка, поэтому вопросу обеспечения
безопасности детей на улицах мы уделяем большое внимание.
Обучение дошкольников правилам дорожной грамотности - важное
направление в работе по обеспечению безопасности маленьких пешеходов на
улицах. В своей работе мы используем самые разнообразные методы и
приёмы.
Самым действенным методом доведения до детей элементарных правил
поведения на дороге является игра, в которой они сами участвуют.
Играя, дети учатся правильно переходить проезжую часть, узнают, что
на дорогах есть знаки, предупреждающие пешеходов и водителей о том, что
их ждёт впереди.
Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче ему
будут даваться знания.
Поэтому мы, понимая всю важность данной проблемы, включаем
занятия по ПДД во все виды деятельности в ДОУ.
Мастер класс
Подвижная игра (высокой подвижности).
«Кот-светофор и мышки-пешеходы»
Цель игры: знакомство со светофором, его цветовой гаммой; получение
знаний о работе светофора, его цветовой гаммой; формирование навыков
действий в соответствии с сигналом светофора.
Правила игры: Все дети-участники изображают мышек. Кроме «кота»,
который сидит на стуле и поочерёдно называет/показывает цвета светофора.
На зелёный цвет «мышки» бегут к своим норкам (разбегаются в разные
стороны); на жёлтый — прыгают на месте; на красный — не двигаются, стоят
на месте. Невнимательные, не подчинившиеся сигналам светофора, становятся
добычей «кота» — выбывают из игры.