Напоминание

"Новые образовательные технологии"


Автор: Гиниятова Рамзия Сабирьяновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Амангильдино
Населённый пункт: Абзелиловский район РБ
Наименование материала: статья
Тема: "Новые образовательные технологии"
Раздел: начальное образование





Назад




Д

етство – важнейший период человеческой жизни. И от

того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого, в

решающей степени, зависит, каким человеком он станет. Детство

начинается с семьи и школы. Семья – это, прежде всего, мама, а

школа – учитель. В стенах школы

сменяется одно поколение

другим, меняются взгляды, вкусы, мода, люди.

Но неизменно

остаётся

главным

человеком

в

школе

учитель.

В последние годы учителя и родители обеспокоены тем, что

школьники не проявляют ни интереса, ни ответственности к

учению. Одна из причин этого явления заключается в том, что

школа в обучении и воспитании недостаточно опирается на

потребности и интересы самих детей. Интерес - это важнейший

побудитель любой деятельности. Таким образом, положительное

отношение к учебной деятельности начинается с интереса. Ребенок

приходит в школу, преисполненный желания учиться. Так почему

же он теряет интерес к учебе? Какую роль при этом играет учитель?

Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному

процессу?

На эти вопросы искали ответы не только наши современники,

но и лучшие педагоги прошлых лет. Эти вопросы не однажды

возникли в моей жизни, я и сегодня ищу на них ответ….

В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Ш.А. Амонашвили –

гордость педагогической науки, люди, посвятившие свою жизнь

непростому

делу

воспитания

и

обучения

детей.

Их

труд

заслуживает искреннего признания и благодарности. Может быть,

иностранные педагоги и хороши, но Россия имеет свою культуру,

свои ценности, свой богатый педагогический опыт. Я считаю, что на

их опыте строится успех современного обучения.

О том, как лучше организовать обучение детей, рассуждал

К.Д.

Ушинский.

Он

пришел

к

выводу,

что

только

успех

поддерживает интерес ученика к учению.

Ребенок, никогда не

познавший радости труда в учении, не переживший гордости от

того, что трудности преодолены, теряет желание учиться.

В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в

учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к

познанию окружающего мира, а учебное заведение - стать школой

радости, радости познания, радости творчества, радости общения.

Великий

педагог

утверждал,

что

если

ребенок

вырастает

в

обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и

красоте.

А.С. Макаренко настойчиво искал формы организации детских

учреждений,

которые

соответствовали

бы

гуманным

целям

педагогики

и

способствовали

формированию

творческой,

целеустремленной личности.

Используя драгоценный опыт великих педагогов, надо творчески

подойти к выстраиванию своей системы обучения и воспитания

детей.

Я считаю, что современный учитель должен брать истины

из опыта этих великих педагогов.

Думаю, что каждый, если

хочет быть учителем, он, прежде всего, должен чувствовать и

понимать детей, и тогда дети полюбят своего учителя и школу. А

для этого необходимо создать все возможные условия

для

формирования

у

обучающихся

положительных

эмоций

по

отношению к учебной деятельности.

Сист ма

е

— это целое, составленное из частей;

соединение — множество элементов, находящихся в отношениях

и связях друг с другом.

Системный подход в педагогике является одним из

способов

построения

педагогической

деятельности

как

целостного

процесса,

обеспечивающего

эффективное

взаимодействие всех его составляющих.

Главные задачи современной школы — раскрытие

способностей каждого обучающегося, воспитание порядочности и

чувства патриотизма, воспитание

личности, готовой к жизни в

высокотехнологичном и конкурентном мире. Теперь в начальной

школе ребенка должны научить навыкам решения творческих

задач, навыкам поиска, анализа и интерпретации информации.

Необходимо создать такие условия, при которых дети не потеряют

интерес к учебе и осознают, что чем дальше, тем интереснее будет

учиться.

Интерес - важнейший побудитель любой деятельности.

Положительное отношение к учебной деятельности начинается с

интереса, поэтому с первых дней пребывания в школе

надо

заинтересовать ребёнка. Воспитание правильной мотивационной

направленности,

постановки

целей

у

школьников

должно

сопровождаться и воздействием на эмоциональное отношение

школьников к учению. Эмоции, несомненно, имеют мотивирующее

значение в процессе обучения:

1) положительные эмоции, связанные со школой в целом и

пребыванием в ней, являются следствиями умелой и слаженной

работы всего педагогического коллектива, а также правильного

отношения к школе семьи ребенка.

2) положительные эмоции, обусловленные ровными, хорошими

деловыми отношениями школьника с учителями и товарищами,

отсутствием конфликтов с ними, участием в жизни классного и

школьного коллектива.

3) эмоции, связанные с созданием каждым учеником своих

больших возможностей в достижении успехов в учебной работе, в

преодолении трудностей, в решении сложных задач.

4) положительные эмоции от столкновения с новым учебным

материалом.

5)

положительные

эмоции,

возникающие

при

овладении

учащимися приёмами самостоятельного добывания знаний.

Надо начинать учебный день всегда с приветствия.

Говорить ребятам, что очень рады их снова видеть. Учителям

доставляют

радость

детская

улыбка,

детский

успех!

Победа

ребенка становится

нашей победой, его радость -

нашей

радостью.

При создании ситуации успеха нужно учитывать следующее:

– Нет единых для всех школьников предпосылок успеха.

– Важно определить, на что способен каждый ученик в данный

момент учебной деятельности.

– Нельзя требовать от ученика невозможного.

– Раскрыть силы и возможности каждого ребёнка, дать ему радость

успеха в умственном труде.

– Определить индивидуальную тропинку успеха в учебной

деятельности каждого ученика. Беречь эту тропинку и огонёк

желания быть хорошим.

Мы всегда должны стремиться знать, чем живут и интересуются

наши ученики, найти индивидуальный подход к каждому, ведь

всякий ребенок от природы талантлив, и задача учителя – помочь

таланту раскрыться. Дети эмоциональны и чувствительны и, чтобы

школа была им в радость, нужно дарить им всю силу и любовь

своей души, учиться вместе с ними, жить их интересами и мечтами.

Только тогда ребенок раскроет учителю свою душу и оправдает все

его надежды. Мы должны относиться ко всем одинаково, каждому

стараться отдать частичку своей души, любовь и внимание, научить

детей добиваться успеха, не потеряв при этом нравственные

ориентиры: доброту, совесть, честь, учить детей доброте, заботе о

тех, кто рядом, уважению к другим людям, формировать у

учеников такие черты характера, которые помогут им стать

личностью и достойными гражданами своей страны, воспитывать

любовь и уважение к родному краю, родной улице, чувства

радости за достижения своей страны.

Ребенок - самая главная ценность в нашей деятельности. На

мой взгляд, самое страшное в профессии учителя – равнодушие к

детям. Ведь ребенка обмануть нельзя. За время моей работы в

школе я поняла одно – детей нельзя обманывать ни в коем случае,

нельзя притворяться. Нужно с ними быть тоже искренними и

открытыми. И тогда завоюешь их сердца. Они распознают фальшь,

остро реагируют на невнимание, поэтому учитель в любой

ситуации должен быть честным со своими учениками, педагог

должен в совершенстве владеть своим предметом, уметь сделать

каждый свой урок интересным, результативным,

а главное

запоминающимся. Мы должны уметь одинаково любить каждого:

шумного и тихого, послушного и капризного, ухоженного и

неряшливого,

хорошенького

и

не

очень.

На

том

простом

основании, что они, ученики – дети.

Ученики не должны бояться высказывать своё мнение, даже

если оно окажется ошибочным, ведь ошибка – путь к творчеству.

Ученик должен знать, что если он сегодня ошибся, это никак не

повлияет на наше отношение к нему как к человеку. Его оценка

сегодня – это показатель того, насколько он продвинулся в

познании мира,

развитии самого себя. Оценка всегда может быть

исправлена.

Говорите школьнику, что у него сегодня на уроке всё

получается, и произнесите слова «молодец», «умница» даже

тогда, когда успехи ученика более чем

скромны. Ведь это

воспитывает

уверенность в

своих силах, вызывает желание

сделать следующий шаг

более твёрдым,

испытывать чувство

похвалы за свой труд, ведь это пробуждает интерес к знаниям.

Одобряющие

слова

вселяют

веру

в свои силы, помогают

школьникам твёрдыми

и крепкими шагами идти по тропинке

новых знаний.

Методы поощрения и порицания нужно использовать в

учебно-воспитательной

практике,

когда

надо

усилить

положительные

побуждения

или,

наоборот,

затормозить

отрицательные.

Однако, эффективность поощрений и порицаний детей

может быть достигнута при определённых условиях: необходимо

быть твёрдым и последовательным в своих требованиях, главное

их предъявлять разумно и считаться с интересами школьников.

Главное, – не наказать, а заставить действовать. Достаточно,

иногда, проходя вдоль ряда пар, назвать ученика по имени или

коснутся его плеча, тем более что при вашем приближении они

затихают и перестают отвлекаться. Поощрение является способом

выражения положительной оценки поведения ребенка, выполняя

стимулирующую функцию в воспитании. Вызывая положительные

эмоции, оно способствует формированию позитивных качеств,

таких как: чувства собственного достоинства, доброжелательности,

дисциплинированности, чуткости, ответственности и многих других.

Формы

поощрения

могут

быть

самыми

разнообразными:

приветливая

улыбка,

одобрительный

взгляд,

похвала,

благо-

дарность. Главное, чтобы поощрение было адекватным поступку

ребенка, его возрасту, интересам, склонностям, учитель делал его

искренно, не ожидая ответной благодарности и обязательного

безупречного поведения ребенка в будущем.

Закреплению уверенности ученика в собственных силах

способствует любое подтверждение педагогом или коллективом

одноклассников удачного итога деятельности ребенка, признание

его успехов. С этой целью с 1 класса каждым ребенком заводится

индивидуальное

портфолио,

которое

позволяет

составить

представление о личности ученика, проследить за ростом знаний и

умений, порадоваться его успехам.

Введение ФГОС второго поколения предполагает широкое

использование

ИКТ

в

учебном

процессе.

Сегодня

к

уроку

готовиться и проводить урок ещё интереснее. Столько появилось

возможностей у учителя заинтересовать детей, увлечь их с

помощью

различных

презентаций,

учебных

проектов

и

т.д.

Современный

урок

проходит

живо,

активно

и

очень

интересно. Современный

урок

невозможно

представить

без

применения

информационно-коммуникативных

технологий.

Использование

возможностей

ИКТ

в

начальной

школе

способствует:

-повышению мотивации к учению;

-повышению эффективности образовательного процесса за счет

высокой степени наглядности;

-активизации

познавательной

деятельности,

повышению

качественной успеваемости обучающихся;

-развитию наглядно—образного, информационного мышления;

совершенствованию навыков самообразования и самоконтроля у

младших школьников;

-повышению активности и инициативности обучающихся на уроке.

При проведении

уроков

можно

использовать

мультимедийные

презентации,

что

позволяет

на

уроках

реализовать принципы доступности, наглядности. С помощью

мультимедийных

презентаций

легко

акцентировать

внимание

обучающихся на значимых моментах излагаемой информации.

Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных

занимательных

заданий,

тестов

делает

урок

интересным.

Презентации можно применять на различных этапах урока: при

изучении и закреплении учебного материала, для проверки

правильности выполнения домашнего задания.

Использование

презентации

на

уроках

позволяет

сформировать

учебно—

познавательную

и

коммуникативную

образовательные

компетенции, что соответствует требованиям ФГОС. Как показывает

практика, без новых информационных технологий уже невозможно

представить себе современную школу. Уроки с использованием

ИКТ становится привычными для обучающихся начальной школы, а

для учителей становятся нормой работы.

Это, на мой взгляд,

является одним из важных результатов инновационной работы в

практике работы учителя начальных классов.

Творчество помогает наполнить мир учеников положительным

и прекрасным. Творчество безгранично, оно присутствует везде. В

творчестве может раскрыться каждый ребенок, потому что оно

разнообразно.

Оно

создает

благоприятную

эмоциональную

атмосферу. В творчестве легче создать ситуацию успеха. Творчество

создает право на выбор. В творческом процессе легче и интереснее

учиться.

Творчество

нацеливает

ученика

на

самопознание,

самовыражение, саморазвитие, формирует желание двигаться

вперед.

Метод проектов – педагогическая технология,

ориентированная на применение и приобретение новых знаний,

это

самостоятельная

творческая

работа

обучающихся,

выполняемая

под

руководством

учителя.

Метод

проектного

обучения

стимулирует

самостоятельность

обучающихся,

их

стремление к самовыражению, формирует активное отношение к

окружающему миру, способствует сопереживанию и причастности

к нему.

Одним из эффективных средств развития интереса

первоклассников

к

учебному

предмету

является

игра.

Поддерживайте

интерес

ребёнка

к

учёбе

через

учебно-

познавательные игры. Игра выступает как мотив радости в учении.

В

процессе

игры

на

уроках

учащиеся

незаметно

для

себя

выполняют задания различной трудности. Она

стимулирует

воображение и фантазию детей, а воображение является основой

всякой

творческой

деятельности,

именно

оно

даёт

импульс

творческому процессу, именно через воображение лежит путь к

нахождению интуитивных решений.

Очень результативна индивидуальная форма организации

учебной деятельности учащихся как сильных, так и слабых, с

дифференцированными заданиями, каждый ребенок

сможет

почувствовать

свою

значимость.

Реализуя

принцип

индивидуального

подхода

к

обучению,

можно

использовать различные

формы

организации

учебной

деятельности на уроке и вне урока: коллективные; групповые;

индивидуальные; работу в парах.

Домашняя работа – особый вид самостоятельной деятельности.

Одно из главных условий, по моему мнению, – это доступность

домашней работы. Рационально надо подойти к дозированию

домашнего

задания,

используя

дифференцированный и

индивидуальный подход в обучении, необходимо давать только

посильное

домашнее

задание,

с

которым

ребенок

может

справиться самостоятельно. Во время прохождения какой-либо

темы, можно дать, по желанию, найти какой-нибудь материал и

дети с удовольствием выполняют такие задания.

Здоровьесберегающие технологии. С целью предотвращения

перегрузки обучающихся и сохранения их здоровья

нужно

использовать

различные

виды

деятельности

для

снятия

физического и умственного напряжения: физминутку, гимнастику

для глаз, музыкальную паузу, пальчиковую гимнастику, минутный

«сон».

Родители не должны быть в стороне от школы, они должны

проявлять интерес ко всему, с чем связана жизнь ребенка,

создавать благоприятный климат в семье. Необходимо иметь связь

родителя

и

классного

руководителя,

чтобы

совместно

способствовать развитию личности ребенка. Такая совместная

работа будет больше способствовать взаимопониманию между

взрослыми и детьми.

Наша жизнь продолжает стремительно изменяться, а значит,

будут изменения и в образовании. На мой взгляд, все главные

перемены ждут нас впереди. Я, учитель, а это значит нельзя стоять

на месте, нужно искать и узнавать новое, внедрять новые идеи в

работу, нужно идти вперед в ногу со временем, уважая старые

традиции, не боясь нововведений.



В раздел образования