Автор: Гиниятова Рамзия Сабирьяновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Амангильдино
Населённый пункт: Абзелиловский район РБ
Наименование материала: статья
Тема: "Новые образовательные технологии"
Раздел: начальное образование
Д
етство – важнейший период человеческой жизни. И от
того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого, в
решающей степени, зависит, каким человеком он станет. Детство
начинается с семьи и школы. Семья – это, прежде всего, мама, а
школа – учитель. В стенах школы
сменяется одно поколение
другим, меняются взгляды, вкусы, мода, люди.
Но неизменно
остаётся
главным
человеком
в
школе
–
учитель.
В последние годы учителя и родители обеспокоены тем, что
школьники не проявляют ни интереса, ни ответственности к
учению. Одна из причин этого явления заключается в том, что
школа в обучении и воспитании недостаточно опирается на
потребности и интересы самих детей. Интерес - это важнейший
побудитель любой деятельности. Таким образом, положительное
отношение к учебной деятельности начинается с интереса. Ребенок
приходит в школу, преисполненный желания учиться. Так почему
же он теряет интерес к учебе? Какую роль при этом играет учитель?
Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному
процессу?
На эти вопросы искали ответы не только наши современники,
но и лучшие педагоги прошлых лет. Эти вопросы не однажды
возникли в моей жизни, я и сегодня ищу на них ответ….
В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Ш.А. Амонашвили –
гордость педагогической науки, люди, посвятившие свою жизнь
непростому
делу
воспитания
и
обучения
детей.
Их
труд
заслуживает искреннего признания и благодарности. Может быть,
иностранные педагоги и хороши, но Россия имеет свою культуру,
свои ценности, свой богатый педагогический опыт. Я считаю, что на
их опыте строится успех современного обучения.
О том, как лучше организовать обучение детей, рассуждал
К.Д.
Ушинский.
Он
пришел
к
выводу,
что
только
успех
поддерживает интерес ученика к учению.
Ребенок, никогда не
познавший радости труда в учении, не переживший гордости от
того, что трудности преодолены, теряет желание учиться.
В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в
учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к
познанию окружающего мира, а учебное заведение - стать школой
радости, радости познания, радости творчества, радости общения.
Великий
педагог
утверждал,
что
если
ребенок
вырастает
в
обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и
красоте.
А.С. Макаренко настойчиво искал формы организации детских
учреждений,
которые
соответствовали
бы
гуманным
целям
педагогики
и
способствовали
формированию
творческой,
целеустремленной личности.
Используя драгоценный опыт великих педагогов, надо творчески
подойти к выстраиванию своей системы обучения и воспитания
детей.
Я считаю, что современный учитель должен брать истины
из опыта этих великих педагогов.
Думаю, что каждый, если
хочет быть учителем, он, прежде всего, должен чувствовать и
понимать детей, и тогда дети полюбят своего учителя и школу. А
для этого необходимо создать все возможные условия
для
формирования
у
обучающихся
положительных
эмоций
по
отношению к учебной деятельности.
Сист ма
е
— это целое, составленное из частей;
соединение — множество элементов, находящихся в отношениях
и связях друг с другом.
Системный подход в педагогике является одним из
способов
построения
педагогической
деятельности
как
целостного
процесса,
обеспечивающего
эффективное
взаимодействие всех его составляющих.
Главные задачи современной школы — раскрытие
способностей каждого обучающегося, воспитание порядочности и
чувства патриотизма, воспитание
личности, готовой к жизни в
высокотехнологичном и конкурентном мире. Теперь в начальной
школе ребенка должны научить навыкам решения творческих
задач, навыкам поиска, анализа и интерпретации информации.
Необходимо создать такие условия, при которых дети не потеряют
интерес к учебе и осознают, что чем дальше, тем интереснее будет
учиться.
Интерес - важнейший побудитель любой деятельности.
Положительное отношение к учебной деятельности начинается с
интереса, поэтому с первых дней пребывания в школе
надо
заинтересовать ребёнка. Воспитание правильной мотивационной
направленности,
постановки
целей
у
школьников
должно
сопровождаться и воздействием на эмоциональное отношение
школьников к учению. Эмоции, несомненно, имеют мотивирующее
значение в процессе обучения:
1) положительные эмоции, связанные со школой в целом и
пребыванием в ней, являются следствиями умелой и слаженной
работы всего педагогического коллектива, а также правильного
отношения к школе семьи ребенка.
2) положительные эмоции, обусловленные ровными, хорошими
деловыми отношениями школьника с учителями и товарищами,
отсутствием конфликтов с ними, участием в жизни классного и
школьного коллектива.
3) эмоции, связанные с созданием каждым учеником своих
больших возможностей в достижении успехов в учебной работе, в
преодолении трудностей, в решении сложных задач.
4) положительные эмоции от столкновения с новым учебным
материалом.
5)
положительные
эмоции,
возникающие
при
овладении
учащимися приёмами самостоятельного добывания знаний.
Надо начинать учебный день всегда с приветствия.
Говорить ребятам, что очень рады их снова видеть. Учителям
доставляют
радость
детская
улыбка,
детский
успех!
Победа
ребенка становится
нашей победой, его радость -
нашей
радостью.
При создании ситуации успеха нужно учитывать следующее:
– Нет единых для всех школьников предпосылок успеха.
– Важно определить, на что способен каждый ученик в данный
момент учебной деятельности.
– Нельзя требовать от ученика невозможного.
– Раскрыть силы и возможности каждого ребёнка, дать ему радость
успеха в умственном труде.
– Определить индивидуальную тропинку успеха в учебной
деятельности каждого ученика. Беречь эту тропинку и огонёк
желания быть хорошим.
Мы всегда должны стремиться знать, чем живут и интересуются
наши ученики, найти индивидуальный подход к каждому, ведь
всякий ребенок от природы талантлив, и задача учителя – помочь
таланту раскрыться. Дети эмоциональны и чувствительны и, чтобы
школа была им в радость, нужно дарить им всю силу и любовь
своей души, учиться вместе с ними, жить их интересами и мечтами.
Только тогда ребенок раскроет учителю свою душу и оправдает все
его надежды. Мы должны относиться ко всем одинаково, каждому
стараться отдать частичку своей души, любовь и внимание, научить
детей добиваться успеха, не потеряв при этом нравственные
ориентиры: доброту, совесть, честь, учить детей доброте, заботе о
тех, кто рядом, уважению к другим людям, формировать у
учеников такие черты характера, которые помогут им стать
личностью и достойными гражданами своей страны, воспитывать
любовь и уважение к родному краю, родной улице, чувства
радости за достижения своей страны.
Ребенок - самая главная ценность в нашей деятельности. На
мой взгляд, самое страшное в профессии учителя – равнодушие к
детям. Ведь ребенка обмануть нельзя. За время моей работы в
школе я поняла одно – детей нельзя обманывать ни в коем случае,
нельзя притворяться. Нужно с ними быть тоже искренними и
открытыми. И тогда завоюешь их сердца. Они распознают фальшь,
остро реагируют на невнимание, поэтому учитель в любой
ситуации должен быть честным со своими учениками, педагог
должен в совершенстве владеть своим предметом, уметь сделать
каждый свой урок интересным, результативным,
а главное
запоминающимся. Мы должны уметь одинаково любить каждого:
шумного и тихого, послушного и капризного, ухоженного и
неряшливого,
хорошенького
и
не
очень.
На
том
простом
основании, что они, ученики – дети.
Ученики не должны бояться высказывать своё мнение, даже
если оно окажется ошибочным, ведь ошибка – путь к творчеству.
Ученик должен знать, что если он сегодня ошибся, это никак не
повлияет на наше отношение к нему как к человеку. Его оценка
сегодня – это показатель того, насколько он продвинулся в
познании мира,
развитии самого себя. Оценка всегда может быть
исправлена.
Говорите школьнику, что у него сегодня на уроке всё
получается, и произнесите слова «молодец», «умница» даже
тогда, когда успехи ученика более чем
скромны. Ведь это
воспитывает
уверенность в
своих силах, вызывает желание
сделать следующий шаг
более твёрдым,
испытывать чувство
похвалы за свой труд, ведь это пробуждает интерес к знаниям.
Одобряющие
слова
вселяют
веру
в свои силы, помогают
школьникам твёрдыми
и крепкими шагами идти по тропинке
новых знаний.
Методы поощрения и порицания нужно использовать в
учебно-воспитательной
практике,
когда
надо
усилить
положительные
побуждения
или,
наоборот,
затормозить
отрицательные.
Однако, эффективность поощрений и порицаний детей
может быть достигнута при определённых условиях: необходимо
быть твёрдым и последовательным в своих требованиях, главное
их предъявлять разумно и считаться с интересами школьников.
Главное, – не наказать, а заставить действовать. Достаточно,
иногда, проходя вдоль ряда пар, назвать ученика по имени или
коснутся его плеча, тем более что при вашем приближении они
затихают и перестают отвлекаться. Поощрение является способом
выражения положительной оценки поведения ребенка, выполняя
стимулирующую функцию в воспитании. Вызывая положительные
эмоции, оно способствует формированию позитивных качеств,
таких как: чувства собственного достоинства, доброжелательности,
дисциплинированности, чуткости, ответственности и многих других.
Формы
поощрения
могут
быть
самыми
разнообразными:
приветливая
улыбка,
одобрительный
взгляд,
похвала,
благо-
дарность. Главное, чтобы поощрение было адекватным поступку
ребенка, его возрасту, интересам, склонностям, учитель делал его
искренно, не ожидая ответной благодарности и обязательного
безупречного поведения ребенка в будущем.
Закреплению уверенности ученика в собственных силах
способствует любое подтверждение педагогом или коллективом
одноклассников удачного итога деятельности ребенка, признание
его успехов. С этой целью с 1 класса каждым ребенком заводится
индивидуальное
портфолио,
которое
позволяет
составить
представление о личности ученика, проследить за ростом знаний и
умений, порадоваться его успехам.
Введение ФГОС второго поколения предполагает широкое
использование
ИКТ
в
учебном
процессе.
Сегодня
к
уроку
готовиться и проводить урок ещё интереснее. Столько появилось
возможностей у учителя заинтересовать детей, увлечь их с
помощью
различных
презентаций,
учебных
проектов
и
т.д.
Современный
урок
проходит
живо,
активно
и
очень
интересно. Современный
урок
невозможно
представить
без
применения
информационно-коммуникативных
технологий.
Использование
возможностей
ИКТ
в
начальной
школе
способствует:
-повышению мотивации к учению;
-повышению эффективности образовательного процесса за счет
высокой степени наглядности;
-активизации
познавательной
деятельности,
повышению
качественной успеваемости обучающихся;
-развитию наглядно—образного, информационного мышления;
совершенствованию навыков самообразования и самоконтроля у
младших школьников;
-повышению активности и инициативности обучающихся на уроке.
При проведении
уроков
можно
использовать
мультимедийные
презентации,
что
позволяет
на
уроках
реализовать принципы доступности, наглядности. С помощью
мультимедийных
презентаций
легко
акцентировать
внимание
обучающихся на значимых моментах излагаемой информации.
Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных
занимательных
заданий,
тестов
делает
урок
интересным.
Презентации можно применять на различных этапах урока: при
изучении и закреплении учебного материала, для проверки
правильности выполнения домашнего задания.
Использование
презентации
на
уроках
позволяет
сформировать
учебно—
познавательную
и
коммуникативную
образовательные
компетенции, что соответствует требованиям ФГОС. Как показывает
практика, без новых информационных технологий уже невозможно
представить себе современную школу. Уроки с использованием
ИКТ становится привычными для обучающихся начальной школы, а
для учителей становятся нормой работы.
Это, на мой взгляд,
является одним из важных результатов инновационной работы в
практике работы учителя начальных классов.
Творчество помогает наполнить мир учеников положительным
и прекрасным. Творчество безгранично, оно присутствует везде. В
творчестве может раскрыться каждый ребенок, потому что оно
разнообразно.
Оно
создает
благоприятную
эмоциональную
атмосферу. В творчестве легче создать ситуацию успеха. Творчество
создает право на выбор. В творческом процессе легче и интереснее
учиться.
Творчество
нацеливает
ученика
на
самопознание,
самовыражение, саморазвитие, формирует желание двигаться
вперед.
Метод проектов – педагогическая технология,
ориентированная на применение и приобретение новых знаний,
это
самостоятельная
творческая
работа
обучающихся,
выполняемая
под
руководством
учителя.
Метод
проектного
обучения
стимулирует
самостоятельность
обучающихся,
их
стремление к самовыражению, формирует активное отношение к
окружающему миру, способствует сопереживанию и причастности
к нему.
Одним из эффективных средств развития интереса
первоклассников
к
учебному
предмету
является
игра.
Поддерживайте
интерес
ребёнка
к
учёбе
через
учебно-
познавательные игры. Игра выступает как мотив радости в учении.
В
процессе
игры
на
уроках
учащиеся
незаметно
для
себя
выполняют задания различной трудности. Она
стимулирует
воображение и фантазию детей, а воображение является основой
всякой
творческой
деятельности,
именно
оно
даёт
импульс
творческому процессу, именно через воображение лежит путь к
нахождению интуитивных решений.
Очень результативна индивидуальная форма организации
учебной деятельности учащихся как сильных, так и слабых, с
дифференцированными заданиями, каждый ребенок
сможет
почувствовать
свою
значимость.
Реализуя
принцип
индивидуального
подхода
к
обучению,
можно
использовать различные
формы
организации
учебной
деятельности на уроке и вне урока: коллективные; групповые;
индивидуальные; работу в парах.
Домашняя работа – особый вид самостоятельной деятельности.
Одно из главных условий, по моему мнению, – это доступность
домашней работы. Рационально надо подойти к дозированию
домашнего
задания,
используя
дифференцированный и
индивидуальный подход в обучении, необходимо давать только
посильное
домашнее
задание,
с
которым
ребенок
может
справиться самостоятельно. Во время прохождения какой-либо
темы, можно дать, по желанию, найти какой-нибудь материал и
дети с удовольствием выполняют такие задания.
Здоровьесберегающие технологии. С целью предотвращения
перегрузки обучающихся и сохранения их здоровья
нужно
использовать
различные
виды
деятельности
для
снятия
физического и умственного напряжения: физминутку, гимнастику
для глаз, музыкальную паузу, пальчиковую гимнастику, минутный
«сон».
Родители не должны быть в стороне от школы, они должны
проявлять интерес ко всему, с чем связана жизнь ребенка,
создавать благоприятный климат в семье. Необходимо иметь связь
родителя
и
классного
руководителя,
чтобы
совместно
способствовать развитию личности ребенка. Такая совместная
работа будет больше способствовать взаимопониманию между
взрослыми и детьми.
Наша жизнь продолжает стремительно изменяться, а значит,
будут изменения и в образовании. На мой взгляд, все главные
перемены ждут нас впереди. Я, учитель, а это значит нельзя стоять
на месте, нужно искать и узнавать новое, внедрять новые идеи в
работу, нужно идти вперед в ногу со временем, уважая старые
традиции, не боясь нововведений.