Автор: Шайнурова Римма Равильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия им.И.Ш.Муксинова
Населённый пункт: город Янаул
Наименование материала: Статья
Тема: Пути решения проблемы преемственности дошкольного и начального образования
Раздел: начальное образование
Пути решения проблемы преемственности дошкольного и начального
образования
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на
определенную стадию развития, проделанную ребенком»
Лев Семёнович Выготский
Школа, как преемник дошкольной ступени образования опирается на достижения
ребёнка-дошкольника.
Преемственность между
Дошкольный
Образовательным
Учреждением
и
школой
-
процесс,
в
котором
на дошкольной
ступени
образования сохраняется
ценность дошкольного детства
и
формируются
фундаментальные личностные качества ребёнка, которые служат основой успешности
школьного обучения. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения
усилий работников детского сада и начальной школы.
Преемственность двух
первых
звеньев образования предусматривает
последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в
сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий
обучения и воспитания, а не только как подготовку детей к обучению. Осуществление
преемственности между ДОУ и начальной школой во многом определяется созданием
эффективных условий образовательной среды в пространстве школы. В результате
формируется личность, адаптированная к обучению в школе и дальнейшей жизни.
Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником,
ребенок
продолжает
делать
сегодня
то,
что
делал
вчера.
Новое должно появляется в его жизни постепенно.
Работу по преемственности детского сада со школой целесообразно осуществлять по
трем основным направлениям:
• методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к
выпускнику,
обсуждение
критериев
“портрета
выпускника”,
поиск
путей
их
разрешения,
изучение
и
обмен
образовательных
технологий,
используемых
педагогами ДОУ и школы и др.);
• работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных
мероприятий);
• работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к
школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для
успешного обучения в школе).
С какими же основными проблемами мы, педагоги, сталкиваемся при переходе детей
из дошкольной ступени в начальную и каковы пути их решения. Я бы хотела
остановиться на некоторых из них.
1.Одной из проблем преемственности дошкольного и начального образования
является отсутствие общности целей у педагогов ДОУ и начальной школы. Нет
преемственности учебных планов и программ обучения и воспитания
Для решения данной проблемы проводится работа, направленная на плодотворное
сотрудничество воспитателей и учителей. Педагоги должны ближе познакомиться с
формами и методами работы, которые используются в детском саду и школе, узнать
основные требования программы, основные направления работы. Этого можно
добиться проведением совместных педагогических советов, семинаров-практикумов,
бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам:
“Психологическая готовность ребенка к школе”, “Задачи детского сада и семьи в
подготовке ребенка к школе”, , мастер- классов ,круглых столов на тему: «Проблемы
преемственности и пути решения», «Будущий первоклассник. Какой он?», «Проблемы
адаптации».
Проведение Дня открытых дверей, где есть возможность посмотреть открытые
показы
образовательной
деятельности
в
ДОУ
и
открытые
уроки
в
школе.
Последующий анализ взаимопосещений уроков и занятий, обсуждение, обмен опытом,
способствует как профессиональному развитию воспитателей и учителей, так и
преемственности в их работе. Педагоги ДОУ лучше узнают требования школы к
выпускникам, что позволяет планировать воспитательно – образовательный процесс
по подготовке детей к школе. А учителя в результате таких встреч лучше узнают
своих будущих учеников, что позволяет успешнее применять индивидуальный подход
в обучении. Важно взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и
школы.
Сегодня, говоря о различных аспектах проблемы преемственности, мы постоянно
произносим одно и то же слово – «взаимодействие». Это основополагающее понятие в
решении проблем преемственности.
2.Смена основного вида деятельности детей – с игровой – на учебную-это следующая
проблема преемственности. Решением проблемы является работа учителя в первые
месяцы учёбы под девизом: «Учимся, играя», не забывая о том, что основной вид
деятельности сейчас-учебный. С этой целью проводим уроки –путешествия в страну
Знаний, в страну звуков и букв, путешествия к царице наук Математике, на уроке
используем наглядность, различные видеоролики, тренажёры, работаем на различных
образовательных платформах.
3.Привыкание детей к смене стиля общения педагога с детьми. Стиль общения, к
которому привыкли дети в детском саду сменяется другим -урочно-официальным.
Начинается трудный, болезненный процесс приспособления ребенка к новым
условиям обучения и воспитания в начальной школе – адаптация, которая
продолжается в среднем 3-6 месяцев. С целью развитие у учащихся внутренней
мотивации учения, первом классе обучение практикуется безотметочное обучение .
Безотметочное обучение - это стимул для максимального развития каждого ребёнка в
соответствии со склонностями, интересами и возможностями. Именно в этот период и
последующие
1-1,5
года
особенно
важно
и
необходимо
осуществление
преемственности в содержании образования, формах, методах, технологиях ДОУ и
начальной школы.
Данная проблема решается через постепенное знакомство со школой и учителем в
ходе занятий на подготовительных курсах «Умка» для 5 летних детей и «Подготовка к
школе» для 6 летних детей. В «Умке» занятия проводятся психологом и логопедом, в
группе «Подготовка к школе» проводят учителя будущих первоклассников. На уроках
по развитию речи через систему увлекательных игр и упражнений дети знакомятся со
звуками,
буквами,
слогами,
словами
и
предложениями,
овладевают
с
первоначальными навыками чтения.
На уроках математики дошкольники учатся писать элементы цифр, цифры, решают
примеры в пределах 10, срисовывают и дорисовывают предметы по клеточкам,
выполняют логические задания.
На уроках творчества развивают мелкую моторику рук.
Учителя наблюдают за детьми, общаются с ними в свободной самостоятельной
деятельности и во время организованных занятий.
Занятия с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно
овладеть школьной программой и продолжить обучение.
Также во время проведения данных занятий происходить первое знакомство и
устанавливается тесный контакт учителя и родителя. Уже до поступления ребёнка в
первый класс учитель узнаёт индивидуальные особенности детей.
4. Также многих тревожит и проблема завышенных требований к готовности ребенка к
школьному обучению в части школ (особенно гимназий и лицеев). При поступлении в
такую школу требуется, чтобы ребенок бегло читал, оперировал цифрами в пределах
ста и многое другое. Отсюда и потребность родителей соответствовать требованиям
высокого уровня развития ребенка без учета его индивидуальных особенностей. И
приходится содержание дошкольного образования выстраивать в “школьной” логике –
практикуется раннее обучение детей подготовительных групп в ДОУ письму, чтению,
усложненной математике, вместо развития познавательных процессов.
Игра и другие, специфичные для этого возраста виды деятельности, вытесняются
поурочными занятиями. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья
детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учебе, отсутствие творческого
начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к
школьному образованию.
Решением этой проблемы является плодотворное сотрудничество психологов детских
садов и школ по проблеме преемственности, формирование у педагогов понимания
значимости процесса развития познавательных процессов ребенка.
5. Следующая проблема преемственности дошкольного и начального образования
является выбор родителями школы для обучения ребёнка и выбор программы
обучения. Среди сегодняшнего разнообразия общеобразовательных школ, гимназий,
лицеев, которые предлагают широкий спектр образовательных услуг, множество
программ (что, в принципе, положительный момент), определиться родителям с
выбором очень непросто. Ведь необходимо учитывать особенности психики и
физическое
состояние
ребёнка
(зону
его
ближайшего
развития),
специфику
предлагаемых программ, личностные качества будущего учителя и многое другое.
Решение этой проблемы в непосредственном контакт педагогов детского сада и
школы,
встречи
родителей
и
детей
с
будущими
педагогами,
знакомство
с
образовательными программами до поступления ребёнка в школу. Всё это поможет
определиться с выбором школы и предотвратить возможные негативные последствия.
Таким образом, необходимость решения проблем преемственности дошкольного
и начального образования является значимой и очень важной. Как говорил Василий
Александрович Сухомлинский, «от того, как будет чувствовать себя ребенок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать,
зависит весь дальнейший путь к знаниям».