Напоминание

Пути решения проблемы преемственности дошкольного и начального образования


Автор: Шайнурова Римма Равильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия им.И.Ш.Муксинова
Населённый пункт: город Янаул
Наименование материала: Статья
Тема: Пути решения проблемы преемственности дошкольного и начального образования
Раздел: начальное образование





Назад




Пути решения проблемы преемственности дошкольного и начального

образования

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на

определенную стадию развития, проделанную ребенком»

Лев Семёнович Выготский

Школа, как преемник дошкольной ступени образования опирается на достижения

ребёнка-дошкольника.

Преемственность между

Дошкольный

Образовательным

Учреждением

и

школой

-

процесс,

в

котором

на дошкольной

ступени

образования сохраняется

ценность дошкольного детства

и

формируются

фундаментальные личностные качества ребёнка, которые служат основой успешности

школьного обучения. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения

усилий работников детского сада и начальной школы.

Преемственность двух

первых

звеньев образования предусматривает

последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в

сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий

обучения и воспитания, а не только как подготовку детей к обучению. Осуществление

преемственности между ДОУ и начальной школой во многом определяется созданием

эффективных условий образовательной среды в пространстве школы. В результате

формируется личность, адаптированная к обучению в школе и дальнейшей жизни.

Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником,

ребенок

продолжает

делать

сегодня

то,

что

делал

вчера.

Новое должно появляется в его жизни постепенно.

Работу по преемственности детского сада со школой целесообразно осуществлять по

трем основным направлениям:

• методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к

выпускнику,

обсуждение

критериев

“портрета

выпускника”,

поиск

путей

их

разрешения,

изучение

и

обмен

образовательных

технологий,

используемых

педагогами ДОУ и школы и др.);

• работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных

мероприятий);

• работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к

школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для

успешного обучения в школе).

С какими же основными проблемами мы, педагоги, сталкиваемся при переходе детей

из дошкольной ступени в начальную и каковы пути их решения. Я бы хотела

остановиться на некоторых из них.

1.Одной из проблем преемственности дошкольного и начального образования

является отсутствие общности целей у педагогов ДОУ и начальной школы. Нет

преемственности учебных планов и программ обучения и воспитания

Для решения данной проблемы проводится работа, направленная на плодотворное

сотрудничество воспитателей и учителей. Педагоги должны ближе познакомиться с

формами и методами работы, которые используются в детском саду и школе, узнать

основные требования программы, основные направления работы. Этого можно

добиться проведением совместных педагогических советов, семинаров-практикумов,

бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам:

“Психологическая готовность ребенка к школе”, “Задачи детского сада и семьи в

подготовке ребенка к школе”, , мастер- классов ,круглых столов на тему: «Проблемы

преемственности и пути решения», «Будущий первоклассник. Какой он?», «Проблемы

адаптации».

Проведение Дня открытых дверей, где есть возможность посмотреть открытые

показы

образовательной

деятельности

в

ДОУ

и

открытые

уроки

в

школе.

Последующий анализ взаимопосещений уроков и занятий, обсуждение, обмен опытом,

способствует как профессиональному развитию воспитателей и учителей, так и

преемственности в их работе. Педагоги ДОУ лучше узнают требования школы к

выпускникам, что позволяет планировать воспитательно – образовательный процесс

по подготовке детей к школе. А учителя в результате таких встреч лучше узнают

своих будущих учеников, что позволяет успешнее применять индивидуальный подход

в обучении. Важно взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и

школы.

Сегодня, говоря о различных аспектах проблемы преемственности, мы постоянно

произносим одно и то же слово – «взаимодействие». Это основополагающее понятие в

решении проблем преемственности.

2.Смена основного вида деятельности детей – с игровой – на учебную-это следующая

проблема преемственности. Решением проблемы является работа учителя в первые

месяцы учёбы под девизом: «Учимся, играя», не забывая о том, что основной вид

деятельности сейчас-учебный. С этой целью проводим уроки –путешествия в страну

Знаний, в страну звуков и букв, путешествия к царице наук Математике, на уроке

используем наглядность, различные видеоролики, тренажёры, работаем на различных

образовательных платформах.

3.Привыкание детей к смене стиля общения педагога с детьми. Стиль общения, к

которому привыкли дети в детском саду сменяется другим -урочно-официальным.

Начинается трудный, болезненный процесс приспособления ребенка к новым

условиям обучения и воспитания в начальной школе – адаптация, которая

продолжается в среднем 3-6 месяцев. С целью развитие у учащихся внутренней

мотивации учения, первом классе обучение практикуется безотметочное обучение .

Безотметочное обучение - это стимул для максимального развития каждого ребёнка в

соответствии со склонностями, интересами и возможностями. Именно в этот период и

последующие

1-1,5

года

особенно

важно

и

необходимо

осуществление

преемственности в содержании образования, формах, методах, технологиях ДОУ и

начальной школы.

Данная проблема решается через постепенное знакомство со школой и учителем в

ходе занятий на подготовительных курсах «Умка» для 5 летних детей и «Подготовка к

школе» для 6 летних детей. В «Умке» занятия проводятся психологом и логопедом, в

группе «Подготовка к школе» проводят учителя будущих первоклассников. На уроках

по развитию речи через систему увлекательных игр и упражнений дети знакомятся со

звуками,

буквами,

слогами,

словами

и

предложениями,

овладевают

с

первоначальными навыками чтения.

На уроках математики дошкольники учатся писать элементы цифр, цифры, решают

примеры в пределах 10, срисовывают и дорисовывают предметы по клеточкам,

выполняют логические задания.

На уроках творчества развивают мелкую моторику рук.

Учителя наблюдают за детьми, общаются с ними в свободной самостоятельной

деятельности и во время организованных занятий.

Занятия с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно

овладеть школьной программой и продолжить обучение.

Также во время проведения данных занятий происходить первое знакомство и

устанавливается тесный контакт учителя и родителя. Уже до поступления ребёнка в

первый класс учитель узнаёт индивидуальные особенности детей.

4. Также многих тревожит и проблема завышенных требований к готовности ребенка к

школьному обучению в части школ (особенно гимназий и лицеев). При поступлении в

такую школу требуется, чтобы ребенок бегло читал, оперировал цифрами в пределах

ста и многое другое. Отсюда и потребность родителей соответствовать требованиям

высокого уровня развития ребенка без учета его индивидуальных особенностей. И

приходится содержание дошкольного образования выстраивать в “школьной” логике –

практикуется раннее обучение детей подготовительных групп в ДОУ письму, чтению,

усложненной математике, вместо развития познавательных процессов.

Игра и другие, специфичные для этого возраста виды деятельности, вытесняются

поурочными занятиями. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья

детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учебе, отсутствие творческого

начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к

школьному образованию.

Решением этой проблемы является плодотворное сотрудничество психологов детских

садов и школ по проблеме преемственности, формирование у педагогов понимания

значимости процесса развития познавательных процессов ребенка.

5. Следующая проблема преемственности дошкольного и начального образования

является выбор родителями школы для обучения ребёнка и выбор программы

обучения. Среди сегодняшнего разнообразия общеобразовательных школ, гимназий,

лицеев, которые предлагают широкий спектр образовательных услуг, множество

программ (что, в принципе, положительный момент), определиться родителям с

выбором очень непросто. Ведь необходимо учитывать особенности психики и

физическое

состояние

ребёнка

(зону

его

ближайшего

развития),

специфику

предлагаемых программ, личностные качества будущего учителя и многое другое.

Решение этой проблемы в непосредственном контакт педагогов детского сада и

школы,

встречи

родителей

и

детей

с

будущими

педагогами,

знакомство

с

образовательными программами до поступления ребёнка в школу. Всё это поможет

определиться с выбором школы и предотвратить возможные негативные последствия.

Таким образом, необходимость решения проблем преемственности дошкольного

и начального образования является значимой и очень важной. Как говорил Василий

Александрович Сухомлинский, «от того, как будет чувствовать себя ребенок,

поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать,

зависит весь дальнейший путь к знаниям».



В раздел образования