Напоминание

"Организация работы с одарёнными детьми в современной школе"


Автор: Василькова Светлана Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 27
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: ПРОГРАММА «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
Тема: "Организация работы с одарёнными детьми в современной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




ПРОГРАММА «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

Актуальность проблемы

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного

российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит

для родителей и общества “хорошая школа”?

Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают

в вузы.

В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные

педагоги.

В школе должны быть свои традиции.

Школа должна давать современное образование.

В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках,

но и в системе дополнительного образования.

Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с

одаренными детьми в системе дополнительного образования.

Однако, прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо

определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при

характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как

способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей

успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом

называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-

либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно

новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным

множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Таланты рождаются не часто,

а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа

обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.

Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть

мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков,

познавательных способностей.

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к

меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в

виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”

Работа с одаренными детьми продолжает осваиваться одним из приоритетных

направлений в школе.

Школа работает согласно БУП.

В школе

работает система дополнительного

образования, которая представлена

кружками «Юный спасатель», «ЭВМка», «Мир

татарского языка», «Очумелые ручки», «Театр и дети», спортивной секцией. Вся система

дополнительного образования работает по дополнительно утверждённому учебному плану,

по

следующим

направлениям:

национально-этнографическое,

информационные

технологии, спортивно-оздоровительное, туристическое.

Ежегодно проводятся школьные, районные олимпиады; конкурсы; соревнования.

В школе ведётся работа по повышению уровня квалификации педагогов, работающих с

одарёнными детьми. Данная проблема стала темой обсуждение педсовета и заседаний

предметных МО.

Профессионализм и ответственность, забота педколлектива о будущем детей являются

гарантом реализации программы.

Цель программы «Одаренные дети» — сохранение и развитие одаренности.

Принципы разработки программы «Одаренные дети»

1.

Каждый ребенок уникален и нуждается в педагогической поддержке, развитии

способностей.

2.

Успешность работы по развитию одаренности зависит от уровня координации

деятельности учителя, классного руководителя, психолога, родителей, интеграции усилий

для самореализации ребенка.

3.

Развитие

творческих

способностей

зависит

от

общения

с

творческими,

талантливыми

взрослыми,

расширение

сферы

деятельности

с

которыми

-

задача

педагогического коллектива.

4.

Для реализации программы необходимо обучение педагогов работе с одаренными

детьми,

знакомство с программами

для одаренных

детей,

с новыми методиками

продуктивного обучения.

5.

Обучать

и

воспитывать

одаренных

детей

не

менее

сложно,

чем

слабоуспевающих, необходимо знать психолого-социальные, личностные, поведенческие

характеристики этой группы детей, видеть проблемы учащихся, помогать их преодолевать.

Цель: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их

самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

Задачи:

• создание системы работы с детьми;

• осуществление социальной защиты одаренных детей;

развитие потребности и интересы детей;

• подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми;

• научное,

методическое

и

информационное

сопровождение

процесса

развитие

одарённых;

• создание механизма межведомственного взаимодействия в работе с одаренными

детьми.

Основные направления работы:

Перед педагогами школы стоит задача создания оптимальных условий для развития и

обучения детей с разносторонними способностями.

В рамках программы предусматривается реализация следующих направлений работы:

Развивающее направление - формирует умения: выслушать товарища, подыскивать

убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным

точкам зрения, аргументировано высказывать свое мнение.

Координационное направление - обеспечивает нормативно-правовую базу, контроль и

анализ деятельности.

Информационное направление — привлекает внимание педагогической общественности

к проблемам одаренных детей, создает банк образовательных программ и методических

материалов для работы с одаренными детьми.

Диагностическое направление - включает в себя проведение диагностики одаренных

детей, создание банка данных «Одаренные дети».

Кадровое направление - предусматривает повышение квалификации педагогов и

оказание им информационной и методической помощи, создание условий для отработки и

применения новых педагогических технологий.

Программа носит этапный характер. Психолого-педагогическая диагностика является

непременным условием сопровождения на всех ступенях и этапах действия программы

«Одарённые дети».

Этапы реализации программы:

Первый этап. Организационный (1 год) - включает в себя разработку программы

системы

поиска,

выявления

и

поддержки

одаренных

детей,

создание

постоянно-

действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с

одаренными детьми, создание системы взаимосвязей педагогического сообщества и

учреждений науки и культуры.

Второй этап.

Этап реализации (2 год) - связан с непосредственной работой с

одаренными учащимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных

олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности

учащихся,

участие

в

районных

и

областных

олимпиадах.

Предусматривается

психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.

Третий этап.

Завершающий (3 год) - предполагает провести контроль и анализ

реализации Программы и достигнутых результатов, определить проблемы, возникшие в ходе

реализации Программы, пути их решений и составить перспективный план дальнейшей

работы в этом направлении.

Ожидаемые результаты:

• теоретическое обоснование индивидуализации образования на основе опыта работы с

одаренными детьми;

• концепция воспитательной системы образовательного учреждения;

• модель системы работы с одаренными детьми;

• модель индивидуализации образования всех учащихся на основе опыта работы с

одаренными детьми;

• методическое и информационное обеспечение реализации программы.

Формы представления результатов:

• сборник индивидуальных программ педагогов по работе с талантливыми детьми

«Одарённый ребёнок»;

• сборник методических материалов по системе работы с одарёнными учащимися;

• материалы на сайте школы;

• компьютерная презентация.

План работы по программе «Одарённые дети»

Основополагающим компонентом программы «Одаренные дети» является поэтапная

диагностика и мониторинг качеств личности с последующим составлением программы

развития отдельного ученика. Программа развития предполагает коррекцию и может быть

дополнена по мере становления качеств личности и их уверенного проявления в

деятельности при переходе на новые уровни обучения и воспитания. Так же она имеет

отдельный раздел, посвященный успехам в обучении и воспитании, результаты участия в

школьных и внешкольных интеллектуальных и творческих марафонах (олимпиады,

конкурсы, конференции и др.).

Программа носит этапный характер. Психолого-педагогическая диагностика является

непременным условием сопровождения на всех ступенях и этапах действия программы

«Одарённые дети».

Подготовительная работа:

I. Сформировать банк данных по одарённым детям.

Зам. директора по УВР

II.

Провести мониторинг условий и результатов учебной деятельности и участия в

олимпиадном

движении;

проанализировать

результаты

мониторинга

на

заседаниях

педагогического совета, методических объединений.

Администрация, руководители ШМО

I.

Организация и функциональное обеспечение программы:

1.

Общее руководство за разработкой и реализацией программы осуществляет

директор школы;

2.

Обеспечивает реализацию программы заместитель директора по учебной

работе:

- организация;

- координация;

- контроль.

3.

Функциональные обязанности учителей, работающих с одарёнными детьми:

- организация и проведение занятий с одарёнными детьми за счёт часов компонента

общеобразовательного учреждения;

Постоянно, зам. директора по УВР, учителя-предметники

- разработка программ для работы с одарёнными детьми;

Руководители ШМО, август каждого года

- мониторинг результативности занятий с одарёнными детьми;

Зам. директора по УВР, постоянно

-подготовка учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах школьного, районного

уровней;

Учителя-предметники, постоянно

-контроль за выполнением учебных программ и их практической части;

Зам. директора по УВР 1 раз в полугодие

- творческие отчёты предметных ШМО в рамках реализации программы;

Руководители ШМО, 1 раз в полугодие

-подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с

одарёнными детьми.

Зам. директора по УВР, постоянно

II.

Организация и содержание учебного процесса

1.

Ориентирование на достижения в области гуманитарных и естественно-

научных знаний;

2.

Ориентирование

на

участие

в

научно-исследовательской

деятельности

учащихся в рамках НОУ;

3.

Внедрение современных педагогических технологий, оптимизирующих и

интенсифицирующих учебный процесс;

4.

Учёт особенностей индивидуального развития одарённых детей, их интересов

и склонностей.

III.

Семейные аспекты развития одарённого ребёнка

1.

Учитывать характер семейных отношений и развития эмоционально-волевых

качеств;

2.

Создавать условия для освоения родителями способов формирования у ребёнка

положительной

«Я

-

концепции»

как

важнейшего

условия

полной

реализации

потенциальных возможностей одарённого ребёнка;

3.

Оказывать помощь в создании соответствующего семейного микроклимата.

IV.

Социально-психологическое обеспечение реализации программы

1.

Создание банка данных с содержательными характеристиками одарённых

детей

классные руководители

2.Создание психолого-развивающего пространства как наиболее благоприятствующего

для реализации программы;

Постоянно, классные руководители

3.Обучение одарённых детей навыкам поддержания психологической стабильности и

психорегуляции;

Постоянно, классные руководители

4.Формирование умения адаптироваться в социально значимой среде (семье, среди

сверстников, педагогов);

Постоянно, классные руководители

5.Формирование навыков творческого саморазвития;

6.Организация

индивидуальной

и

дифференцированной

работы

с

учителями,

направленной на повышение уровня их психолого-педагогической подготовки.

Постоянно, классные руководители

V.

Кадровое обеспечение программы

Группа

Функции

Состав

Административно-

координационная

Осуществление

общего

контроля

и

руководства.

Руководство

деятельностью

коллектива.

Анализ ситуации и внесение корректив.

Директор школы.

Консультативная,

Научно-

методическая

Координация реализации программы.

Проведение семинаров, консультаций.

Подготовка и издание методических

рекомендаций.

Аналитическая деятельность.

Заместитель директора по

УВР,

Заместитель директора по

ВР

Педагоги школы

Осуществление программы в системе

внеклассной работы

Использование новых педагогических

технологий

Организация исследовательской работы

учащихся

Классные руководители

Старшая вожатая

Учителя

Педагоги

дополнительного

образования.

Специалисты,

сотрудничающие со школой

Организация

профессиональной

помощи педагогам.

Проведение тренингов, круглых столов,

встреч

Диагностика

Участие

в

мероприятиях

школы

и

района.

РМК УООиП

Администрация

Родительский комитет

Участковый милиционер

Фельдшеры ФАПа

VI.

Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися в

школе

Направление

деятельности

Содержание

Информационное

обеспечение

1. Нормативно-правовое обеспечение:

О проведении школьного тура предметных олимпиад

О проведении предметной недели (декады)

О конкурсах, викторинах и т.п.

2.

Программное

обеспечение

(типовые

авторские

программы

спецкурсов, факультативов и т.п.)

3. Наличие комплекта информационно-методических материалов

(рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).

4. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных

отчетов.

Организационно-

методическое обеспечение

1. Создание целевого методического объединения по проблеме

работы с одаренными детьми.

2. Повышение квалификации педагогов через систему школьных

тематических семинаров.

3. Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного

образования в школе.

4. Изучение обобщения опыта работы педагогов.

5. Мониторинг работы системы.

VII.

Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы

Форма

Задачи

Факультатив

Учет индивидуальных возможностей учащихся.

Повышение степени самостоятельности учащихся.

Расширение познавательных возможностей учащихся.

Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной

деятельности.

Ученическая

конференция

Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний

на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.

Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.

Формирование информационной культуры учащихся.

Предметная

неделя

Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.

Повышение

мотивации

учеников к изучению

образовательной

области.

Развитие творческих способностей учащихся.

Научное общество

учащихся

Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной

деятельности.

Формирование аналитического и критического мышления учащихся

в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

Кружки,

спортивная секция

Развитие творческих способностей учащихся.

Содействие в профессиональной ориентации.

Самореализация учащихся во внеклассной работе.

VIII.

Организация исследовательской работы учащихся в школе

1

4

классы

Подготовительный этап:

Формирование

навыков

научной

организации труда.

Вовлечение

в

активные

формы

познавательной деятельности.

Формирование

познавательного

интереса.

Выявление способных учащихся

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Кружки

Секции.

5-7

классы

Творческий этап:

Совершенствование навыков научной

организации труда.

Формирование

познавательного

интереса.

Творческое развитие учащихся.

Индивидуальная

работа

со

способными школьниками.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Школьные олимпиады.

Факультативы.

Кружки.

Секции.

8-9

классы

Развивающий этап:

Совершенствование навыков научной

организации труда.

Развитие

и

расширение

познавательных интересов учащихся.

Формирование

исследовательских

навыков.

Развитие информационной культуры

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Олимпиады.

Факультативы.

Конференция.

НОУ.

учащихся.

Индивидуальная работа по разработке

программ,

проектов

и

выполнению

рефератов.

10-11

классы

Исследовательский этап:

Совершенствование

исследовательских навыков.

Совершенствование информационной

культуры учащихся.

Самостоятельное

применение

учащимися знаний умений и навыков.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Олимпиады.

Факультативы.

НОУ.

Индивидуальная работа по разработке

программ,

проектов

и

выполнению

рефератов и исследовательских работ.

IX. План реализации программы

Этап

Мероприятия программы

1 год

Изучение нормативно-правовой базы, подзаконных актов

Анализ итогов деятельности педагогического коллектива, материально-

технических условий по работе с одаренными учащимися

Участие в школьном и районном туре предметных олимпиад.

Описание системы работы с одаренными учащимися.

Разработка Программы "Одаренные дети".

Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.

2 год

Диагностика склонностей учащихся.

Научно-методический семинар для педагогов школы "Исследовательская

деятельность учащихся" (по плану семинара).

Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.

Пополнение

методической

библиотеки

изданиями

по

работе

с

одаренными учащимися.

Разработка и утверждение программ спецкурсов, элективных курсов.

Разработка

методических

рекомендаций

по

основам

научного

исследования школьников.

3 год

Диагностика склонностей учащихся.

Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.

Пополнение

методической

библиотеки

изданиями

по

работе

с

одаренными учащимися.

Проведение эксперимента по предпрофильной подготовке учащихся 9

класса и профильному обучению в 10 классе.

Разработка и утверждение программ спецкурсов, элективных курсов.

Разработка методических рекомендаций.

4 год

Диагностика склонностей учащихся.

Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.

Пополнение

методической

библиотеки

изданиями

по

работе

с

одаренными учащимися.

Эксперимент по введению профильного обучения в 10-11 классах.

Разработка и утверждение программ спецкурсов, элективных курсов.

Разработка методических рекомендаций.

Анализ итогов реализации программы.

Обобщение результатов работы школы.



В раздел образования