Автор: Кунаева Надежда Григорьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ - детский сад № 40 "Берёзка"
Населённый пункт: Московская область, г. Серпухов
Наименование материала: Статья
Тема: "ЭФФЕКТИВНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Раздел: дошкольное образование
ЭФФЕКТИВНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Кунаева Надежда Григорьевна, музыкальный руководитель высшей
квалификационной категории МБДОУ – детского сада № 40 «Берёзка»
г. Серпухов
В системе факторов, обусловливающих становление личности, особая роль
принадлежит выразительности речи. Многие исследователи В. В. Виноградов,
Б. Н. Головин, С. И. Ожегов, С. Л. Рубинштейн, З.В. Савкова, Е.В. Язовицкий и
др. подчёркивают функциональное значение выразительности речи, так как она
обеспечивает эффективность коммуникации, способствует донесению смысла
высказывания до слушателей. Уместное и оправданное использование средств
речевой выразительности делает дошкольника интересным собеседником и
желаемым участником разных видов деятельности, позволяет привлечь
внимание взрослых и сверстников. Старший дошкольник с выразительной
речью чувствует себя более раскованно и уверенно в любой обстановке
благодаря тому, что может адекватными средствами выразить мысли и чувства,
показать свою творческую индивидуальность.
Выразительность характеризует не только уровень формирования детской
речи, но и особенности личности дошкольника: открытость, эмоциональность,
общительность и так далее. Вопрос о воспитании выразительной речи связан с
общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем
глубже,
шире
и
разнообразнее
его
отношение
к
содержанию
речи;
выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких
условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства,
желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не
стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в
раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным
содержанием,
с
выразительной
речью
оказываются
замкнутыми,
стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии
незнакомых лиц.
Привычку к эмоциональной и выразительной речи можно воспитать в
человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед
аудиторией. В этом важное место отводится музыкально-театрализованной
деятельности в детском саду.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных
высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется
звуковая
культура
речи,
ее
интонационный
строй.
Исполняемая
роль,
произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко,
понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, грамматический
строй, выразительность. Можно сказать, что театрализованная деятельность
является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий
ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что
театрализованные
занятия
развивают
эмоциональную
сферу
ребенка,
заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым
событиям, а музыка помогает усилить эмоции, учит детей двигаться в
соответствии с характером и поведением образа.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных
навыков поведения потому, что каждое литературное произведение или сказка
для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность
(дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает
мир не только умом, но и сердцем, выражает свое собственное отношение к
добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и
отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с
полюбившимся
образом
позволяет
педагогам
через
театрализованную
деятельность
формировать
эмоционально-выразительную
сторону
речи
дошкольника.
Для развития ребенка в театрализованной деятельности педагог обязан:
создавать
условия
для
развития
творческой
активности
детей
в
театрализованной деятельности;
поощрять исполнительское творчество;
развивать
способность
свободно
и
раскрепощено
держаться
при
выступлении;
побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и
интонации и т.д.;
приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра,
театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности
в едином педагогическом процессе;
создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и
взрослых.
Только разумная организация театрализованной деятельности детей поможет
педагогическому коллективу выбрать наилучшие направления, формы и
методы работы по данному вопросу, рационально использовать кадровый
потенциал. Это будет способствовать реализации новых форм общения с
детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям
взаимодействия с семьей, и, в конечном итоге, целостности педагогического
процесса.
Музыкально-театрализованная
деятельность
позволяет
детям
особенно
старшего
дошкольного
возраста
решать
многие
проблемные
ситуации
опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать
робость, неуверенность в себе, застенчивость, формировать выразительную
речь.
Театрализованная деятельность в детском саду может быть организована
в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; ограниченно
включена в различные другие занятия (музыкальные, по изодеятельности и др.),
режимные моменты.
Методика занятий музыкально-театрализованной деятельности включает:
- упражнения на эмоции и эмоциональный контакт, направленные на развитие у
детей способности понимать, осознавать, правильно выражать и полноценно
переживать свои и чужие эмоции;
- мимические и пантомимические этюды направлены выразительно изображать
эмоциональные состояния: радость, удивление, интерес, гнев и другие;
- ритмопластика: комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры
и
упражнения,
направленные
на развитие естественных
психомоторных
способностей детей, в результате чего они обретают ощущения гармонии
своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности
телодвижений;
- культура и техника речи - игры и упражнения, которые направлены
на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной
артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией;
- игра-драматизация включает фантазию, чувства, движения ребенка и решает
задачу по развитию эмоциональной сферы.
Желательно,
чтобы
все
организованные
формы
театрализованной
деятельности
проводились
небольшими
подгруппами,
что
обеспечит
индивидуальный подход к каждому ребенку. Причем, каждый раз подгруппы
должны формироваться по-разному, в зависимости от содержания занятий.
Музыкально-театрализованная деятельность детей дошкольного возраста
включает в себя следующие разделы:
- игры в кукольный театр;
- игры-драматизации;
- игры-представления (спектакли);
- плоскостные и теневые театры,
- мюзиклы,
- музыкальные сказки.
Театрализованная деятельность способствует развитию речи (монолог,
диалог).
Заниматься
с
дошкольниками
специальной
профессиональной
подготовкой невозможно, так как у них ещё недостаточно сформирован
дыхательный и голосовой аппарат. Стремиться необходимо к тому, чтобы дети
понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной,
чем в жизни. Акцент взрослый делает то на дыхание, то на артикуляцию, то на
дикцию, то на интонацию или высоту звучания. Велика роль стихов в детских
театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически
организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует
развитию его голосового аппарата. Стихи носят тренировочный характер для
формирования
четкой,
грамотной
речи.
Особенно
нравятся
детям
диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица,
ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Затем из стихотворения
можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов с
использованием музыкального сопровождения. Музыкальные упражнения,
распевки тоже помогают в развитии четкой дикции, голосового аппарата.
Создание спектакля с дошкольниками - очень увлекательное и полезное
занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки,
помогает ребенку преодолеть трудности в общении. Как правило, материалом
для сценического воплощения служат русские народные сказки. Они несут в
себе
активизирующее
воздействие
на
речевую
деятельность
и
на
эмоциональную сферу ребенка,
выполняют лексико-образную функцию,
формируют
языковую
культуру
личности,
активизируют
и
развивают
внутреннюю слуховую память ребенка. Заученные во время подготовки к
спектаклю литературные образцы речи дети используют, в последствии, как
готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит
практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой
коммуникации.
Инсценировки
или
отдельные
сцены
из
спектакля,
используемые
в
театрализации,
являются
готовыми
моделями
коммуникативных ситуаций. Распределяя роли в игре-драматизации, следует
учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период
логопедической работы. Очень важно дать ребенку выступить наравне с
другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность,
перевоплощаясь, отвлечься то речевого дефекта или продемонстрировать
правильную речь. Неважно, какую роль исполняет ребенок, важно, создает
образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступает в речь.
Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого
обучения
говорить
чисто
и
правильно.
Применение
театрализованной
деятельности оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной
речи, воображения, развивает все психические функции ребенка. Наблюдается
значительное
повышение
речевой
активности
и
коммуникативной
направленности речи, развивается связная, диалогическая речь.
В вариативной части Образовательной программы нашего дошкольного
учреждения
по
социально-коммуникативному
развитию
включены
театральные занятия: для ребят младшего дошкольного возраста – это «Игра и
театр», для воспитанников постарше – это «Театральная шкатулка». Занятия
организуются во второй половине дня. Длительность соответствует возрастной
группе.
Содержание
и
репертуар
художественных
произведений
для
обыгрывания усложняется согласно возрасту детей.
Полезно,
когда
результаты
работы
ручного
труда,
изобразительной,
музыкальной, театрализованной деятельности, в конечном итоге, объединяются
в единый целостный продукт. Это может быть концерт, спектакль или какой-
либо праздник, к которым готовятся участники образовательного процесса
дошкольного учреждения. В таких общих мероприятиях каждый ребенок
становится членом коллектива, объединенного единой целью.
Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи.
Речевая интонация передает, прежде всего, чувства, настроения, мысли
говорящего. Музыкальные звуки так же, как и речь, воспринимаются слухом.
Интонационная окраска речи выражается с помощью тембра, высоты, силы
голоса, темпа, акцентов, пауз. Музыкальная интонация обладает теми же
возможностями. Музыкальный язык, имеющий общую с речью интонационную
природу, также должен усваиваться человеком с раннего возраста. В нашем
дошкольном
учреждении
широко
используем
постановку
мюзиклов
и
музыкальных
сказок,
потому
что
они
воспитывают
в
детях
умение
сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ, настроение,
объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике, пении.
Именно
в
общем
спектакле
или
концерте
ребенок
естественно
и
непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образцы
поведения и выразительной речи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Артемова
Л.В.
Театрализованные
игры
дошкольников:
Кн.
Для
воспитателя дет.сада - М.,КНОРУС", 2003 г.
2.
Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам:
Театр картинок. Театр игр. Театр петрушек: пособие для воспитателей и
музыкальных руководителей. – СПб.: 2003 г.
3.
Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для
работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ “Сфера”, 2001 г.
Менджерицкая Д.В. Игра-драматизация. В сб.: Воспитание детей в игре. -
М.: А.П.О., 1994.