Автор: Карпаева Наталья Борисовна
Должность: Концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО Дворец творчества детей и молодёжи
Населённый пункт: Ростов-на-Дону
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Особенности применения цвето-музыкальных практических методов в работе с проблемными детьми
Раздел: дошкольное образование
1
Цвето-музыкотерапия
Видео – восприятие цветовой и музыкальной инсталляции
Цвето-музыкотерапия способ лечения, который соответственно
включает
в
себя
лечение
цветом
и
музыкой.
Каждый
из
коррекционных приемов сопровождает друг друга для повышения
эффективности. Остановимся подробнее на каждом из них.
Цветотерапия – метод лечения цветом, который является одним
из самых перспективных надежных методов оздоровления.
Цвет,
проникая в организм, вызывает определенные биохимические реакции
в тканях, стимулирует важные железы, в том числе гипофиз.
Улучшается
обмен
веществ,
сон
аппетит,
и,
самое
важное,
нормализируется
психоэмоциональное
состояние.
Подготовка
к
цветотерапевтическому
сеансу
также
проходит
с
учетом
индивидуальных
особенностей
клиента
и
поставленных
задач.
Непосредственно перед началом коррекционного занятия цветом,
клиент проходит обязательное диагностическое обследование также
при помощи цветовых тестов. Его результаты дают точные и научно-
подтвержденные
данные,
в
которых
отмечаются
актуальные
психоэмоциональные и личностные характеристики пациента.
Музыкотерапия
Наряду с цветом, музыка сопровождала человека во все времена,
еще на заре человеческого общества она играла важную роль в жизни
людей. Музыка влияет на психоэмоциональное состояние человека, на
его физическое здоровье, а также воздействует на различные органы.
В нашем интернате активно внедряется музыкотерапия как метод
лечения и профилактики в рамках медицины.
2
Научно доказано, что музыка укрепляет иммунную систему,
приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как
следствие,
активнее
идут
восстановительные
процессы.
В
этом
большую помощь оказывают звуки природных шумов: прибоя, пения
птиц, рокота океанических волн, раскатов грома, шума дождя.
Музыкальный ряд для проживающих подбирается строго с их
личностными особенностями, показаниями врача, а также с учетом
поставленных задач. При этом перед терапевтическим сеансом и после
него
пациент
проходит
психологическое
обследование
с
целью
выявления полученных результатов.
Музыка выступает для проживающего как средство самопознания
и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в
ощущении
её
связками,
мышцами,
движением,
дыханием.
В
терапевтических целях может использоваться не только классическая
музыка, но и произведения современной лёгкой музыки, в том числе
композиции джаза и рока.
Используются следующие типы музыкальных произведений:
активизирующие, тонизирующие и расслабляющие, успокаивающие.
Восприятие музыки тесно связывается с умственными процессами,
активизируется
внимание,
наблюдательность,
сообразительность.
Происходит
воздействие
на
общее
состояние
всего
организма,
вызываются реакции, связанные с изменением кровообращения,
дыхания.
Учитывая все нюансы поставленных терапевтических задач,
составляется коррекционная программа.
Таким образом, музыкотерапия — это метод, использующийся в
условиях интерната в качестве средства коррекции.
3
Музыкальные и шумовые инструменты
В условиях интерната мы пытаемся использовать все различные
реабилитационные
методы,
которые
доступны.
Каждый
из
сотрудников прилагает свои усилия для того, чтобы добиться лучших
результатов и благополучных изменений в жизни каждого клиента.
Одним
из
наиинтереснейших
способов
является
использование
музыкальных инструментов для улучшения самочувствия, а также
взаимодействия среди проживающих.
Под
руководством
опытных
сотрудников
занятие
проходит
насыщено и очень познавательно. Ребята знакомится с музыкальными
и шумовыми инструментами, предметами, отражающими эффекты
природы (гром, дождь, ветер, вьюга, трели птиц и т.д.). Рассказывает о
каждом из них и о способах звукоизвлечения. Одной из главных задач
встречи – это помощь в выражении своего внутреннего мира с
помощью музыкальных инструментов, помощь в трансформации
негативного эмоционального выплеска в позитивный. Появившиеся 2
группы
слушателей,
предварительно
выбрав
понравившиеся
инструменты,
самостоятельно
работают
над
своей
жизненной
историей, которая имеет негативный окрас, при этом передавая ее суть
звуками инструментов. При групповой динамике происходит обмен
впечатлениями,
которые
имеют
корректирующий
эффект.
Впоследствии
жизненная
история
приобретает
абсолютно
противоположный результат. В ходе занятий проживающих учат вести
вербальный
и
невербальный
диалог,
используя
различные
музыкальные инструменты, в результате
чего раскрывается их
4
внутренний
мир,
перетрансформируется
из
негативных
мироощущений в позитивные с помощью звука.
Талантливые
сотрудники
ПНИ
в
сфере
культмассовой
деятельности помогают приобрести навыки сценического мастерства,
вокала. У ребят формируется эстетический вкус, стимулируется
творческая деятельность. Проводятся как индивидуальные, так и
групповые занятия, при этом расширяется репертуар с постепенным
усложнением
музыкальных
произведений.
Совместно
с
культорганизатором проходит подготовка к концертам и отчетным
мероприятиям, отбор проживающих к различным конкурсам. В РПНИ
1 к радости всех клиентов и сотрудников имеется профессиональное
высококачественное световое и музыкальное оборудование, которое
позволяет более ярко и красочно передать насыщенность номеров. К
работе с данным оборудованием также приобщаются талантливые
ребята, с успехом справляющиеся с поставленными задачами.