Напоминание

"Дыхательная гимнастика в коррекционном процессе"


Автор: Агалтдинова Диана Ратмировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №6
Населённый пункт: с.Чекмагуш Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Дыхательная гимнастика в коррекционном процессе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дыхательная гимнастика в коррекционном процессе

Развитие

дыхания

один

из

первых

и

очень важных этапов

коррекционного воздействия на детей с нарушениями речи независимо от

речевого дефекта.

Дыхательная

гимнастика

это

комплекс

специализированных дыхательных

упражнений,

направленных

на

укрепление физического здоровья ребенка. Она служит для развития у

ребенка органов дыхания, постановки различных видов дыхания, а также

профилактики

заболеваний

верхних дыхательных

путей. Дыхательной

гимнастикой можно начинать заниматься с детьми, достигшими возраста 4-5

лет.

Цель дыхательной

гимнастики

-

увеличить

объем

дыхания,

нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный

выдох.

Дыхательные упражнения

улучшают

деятельность дыхательной

мускулатуры, усиливают обменные и восстановительные процессы.

Кроме

того, дыхательные упражнения

позволяют развить сильную

воздушную струю, которая необходима для правильной речи.

Правильное

речевое дыхание обеспечивает

четкую

дикцию,

произношение звуков, за счет нормального звукообразования, достаточной

громкости,

соблюдение

пауз,

сохранение

плавности речи и

её

выразительности.

Дыхательная гимнастика оказывает положительное воздействие на

организм ребенка:

• положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль

в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

• способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных

регуляций со стороны центральной нервной системы;

улучшает

дренажную

функцию

бронхов;

-

восстанавливает

нарушенное носовое дыхание;

способствует

рассасыванию

воспалительных

образований,

расправлению воспалительных образований,

• восстановлению нормального крово - и лимфоснабжения, устранению

местных застойных явлений;

• налаживает нарушенные функции сердечнососудистой системы,

укрепляет весь аппарат кровообращения;

• исправляет развивающиеся в процессе заболевания различные

деформации грудной клетки и позвоночника;

повышает

общую

сопротивляемость

организма,

его

тонус,

оздоровляет нервно-психическое состояние у больных.

Следует

помнить,

что

при

постановке

правильного дыхания

существуют общие правила выполнения упражнений:

- заниматься в хорошо проветренном помещении, при t 18-20 градусов.

- одежда не должна сковывать движения.

- не заниматься сразу после приема пищи.

- при заболевании органов дыхания в острой форме заниматься

запрещено.

- сопроводительный текст произносит взрослый.

Необходимо следить за техникой выполнения упражнений:

-воздух набирать через нос.

-плечи не поднимать.

-выдох должен быть длинным и плавным.

-щеки не надувать.

-дозировать выполнение упражнений (индивидуально, так как может

закружиться голова).

Использование в своей работе упражнений на постановку правильного

дыхания, позволяет сделать работу по развитию речи более эффективной и

заметно ускорить коррекцию звукопроизношения.

Картотека дыхательной гимнастики

«Кто дальше загонит шарик»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика

(разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из

ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.

«Подуй на одуванчик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем

длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

«Парящие бабочки»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить

ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы

ребенок сделал длительный плавный выдох).

«Аист»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене,

вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите

равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш".

Повторите с ребенком шесть-семь раз.

«Ветер»

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной

системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах.

И.п.: сидя, стоя, лёжа. Туловище расслаблено, сделать полный выдох

носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

1.

Сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки.

2.

Задержать дыхание на 3-4 с.

3.

Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими

отрывистыми выдохами.

Повторить 3-4 раза.

Примечание.

Упражнение

не

только

великолепно

очищает

(вентилирует) лёгкие, но и помогает согреться при переохлаждении и

снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической

нагрузки как можно чаще.

«Радуга, обними меня»

Цель: та же.

И.п.: стоя или в движении.

1.

Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.

2.

Задержать дыхание на 3-4 с.

3.

Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух

и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки снова направить вперёд,

затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идёт под

мышку, другая на плечо.

Повторить 3-4 раза.

Повторить 3-5 раз упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно».

«Трубач»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный

выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.

«Пружинка»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и

согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох).

Повторить 6-8 раз.

«Надуй шарик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки

в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони

перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в

ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок.

«Листопад»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить

ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так,

чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого

дерева упали.

произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая,

как шарик, из которого выпустили воздух.

«Гуси летят»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох -

опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».



В раздел образования