Автор: Фокина Екатерина Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №45 комбинированного вида "Ручеёк"
Населённый пункт: Городской округ Коломна Московской области
Наименование материала: статья
Тема: Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в изодеятельности
Раздел: дошкольное образование
Аннотация:В данной статье отражены способы развития самостоятельности
у детей старшего дошкольного возраста в изодеятельности.
Проблемой формирования активности и самостоятельности в детском
возрасте занимались многие известные психологи, педагоги. Еще Я.А.
Коменским было освещено ряд вопросов о детской самостоятельности. К.Д.
Ушинский, С.Л. Рубенштейн, Л.И Божович., А.Л. Венгер, а также многие
другие внесли огромный вклад в изучение активности и самостоятельности у
детей дошкольного возраста. В Федеральных государственных требованиях к
образовательным программам ДОУ выделена образовательная область
«Художественное творчество», содержание которой направлено на
достижение целей формирования интереса к эстетической стороне
окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в
самовыражении через развитие продуктивной деятельности (рисование,
лепка, аппликация, художественный труд).
В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает
разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал
сам, огорчается, если что-то не получается.
Самостоятельность – свойство человека – результат воспитания и
самовоспитания. Она же – важнейшее условие самореализации личности её
творческих возможностей [1, 256].
Нами было проведено исследование на базе МАДОУ «Колокольчик» г.
Коломна, в подготовительной группе «Непоседы».
Для изучения уровня определения самостоятельности в ИЗО деятельности
мы использовали методику «Разноцветные шары», цель которой выявление
умения вырезать предметы круглой формы из квадрата, овальной из
прямоугольника, знание формы и цвета предметов, а также уровень
самостоятельности при выполнении задания
С детьми проводилась индивидуальная беседа. Ребенку было предложено
вырезать и наклеить в подарок для друга – «Разноцветные шары». Перед
выполнением задания предлагается рассмотреть воздушные шары, подобрать
соответствующие цвета бумаги.
Далее ребенку задается ряд вопросов для размышления и анализа:
Какой формы воздушные шары? Как можно получить круглые и овальные
предметы? Из каких геометрических фигур их можно получить?
Обработка данных осуществлялась по следующим показателям:
Отвечает на вопросы правильно, развернуто, логично;
Может самостоятельно определить, что изображено, какую форму
имеют изображения и как их получить из уже готовых геометрических
фигур;
Проявляет инициативу в выборе темы и сюжета;
Восприимчивость к новому (теме, способам работы);
Степень овладения ручными умениями и навыками работы с бумагой и
инструментами.
Исходя из полученных результатов, было определенно, что 4 детей (40%)
имеют низкий уровень; 5 детей (50%) имеют средний уровень. И только у
одного ребенка имеется высокий уровень.
Основываясь на этих показателях, мы вывели три уровня:
Высокий уровень, средний уровень, низкий.
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие самостоятельности в
ИЗО деятельности находится на среднем и низком уровне. В связи с этим
необходимо проводить различные занятия и упражнения для развития
самостоятельности и творчества.
На формирующем этапе эксперимента мы попытались выстроить систему
работы по развитию самостоятельности в ИЗО деятельности.
Реализация содержания системы работы по развитию самостоятельности в
изобразительной деятельности предусматривала несколько этапов.
Подготовительный (ориентировочный) этап - планирование видов занятий по
развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Основной этап – систематизация знаний и представлений о
самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Закрепляющий этап – закрепление представлений о развитии
самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Перед проведением занятия по методике «Разноцветные шары» с детьми
было проведено много предварительной работы.
На занятиях по развитию речи дети познакомились со стихотворениями, в
которых имелось описание воздушных шаров, рассматривание различных
форм (круг, овал), их цвета и размеры, на занятиях по конструированию
детям были предложены несколько способов вырезания.
Чтобы определить эффективность работы по развитию самостоятельности в
изобразительной деятельности мы провели контрольный этап эксперимента
по тем же методикам, в котором участвовало так же десять детей. После
проведенной работы мы получили следующие данные: у 4 детей (40%)
высокий уровень, у 6 детей (60%) средний уровень.
Сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапов
эксперимента можно констатировать об эффективности используемых нами
занятий, которые дали дидактический эффект. Достаточно высокий
результат показали дети, которые были на
Используемая литература:
1.Детская психология: Учеб. пособие/ Под. Ред. Я.Л. Коломинского, Е.А.
Панько - Мн.: Университетское, 1988