Напоминание

Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в изодеятельности


Автор: Фокина Екатерина Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №45 комбинированного вида "Ручеёк"
Населённый пункт: Городской округ Коломна Московской области
Наименование материала: статья
Тема: Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в изодеятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Аннотация:В данной статье отражены способы развития самостоятельности

у детей старшего дошкольного возраста в изодеятельности.

Проблемой формирования активности и самостоятельности в детском

возрасте занимались многие известные психологи, педагоги. Еще Я.А.

Коменским было освещено ряд вопросов о детской самостоятельности. К.Д.

Ушинский, С.Л. Рубенштейн, Л.И Божович., А.Л. Венгер, а также многие

другие внесли огромный вклад в изучение активности и самостоятельности у

детей дошкольного возраста. В Федеральных государственных требованиях к

образовательным программам ДОУ выделена образовательная область

«Художественное творчество», содержание которой направлено на

достижение целей формирования интереса к эстетической стороне

окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в

самовыражении через развитие продуктивной деятельности (рисование,

лепка, аппликация, художественный труд).

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает

разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал

сам, огорчается, если что-то не получается.

Самостоятельность – свойство человека – результат воспитания и

самовоспитания. Она же – важнейшее условие самореализации личности её

творческих возможностей [1, 256].

Нами было проведено исследование на базе МАДОУ «Колокольчик» г.

Коломна, в подготовительной группе «Непоседы».

Для изучения уровня определения самостоятельности в ИЗО деятельности

мы использовали методику «Разноцветные шары», цель которой выявление

умения вырезать предметы круглой формы из квадрата, овальной из

прямоугольника, знание формы и цвета предметов, а также уровень

самостоятельности при выполнении задания

С детьми проводилась индивидуальная беседа. Ребенку было предложено

вырезать и наклеить в подарок для друга – «Разноцветные шары». Перед

выполнением задания предлагается рассмотреть воздушные шары, подобрать

соответствующие цвета бумаги.

Далее ребенку задается ряд вопросов для размышления и анализа:

Какой формы воздушные шары? Как можно получить круглые и овальные

предметы? Из каких геометрических фигур их можно получить?

Обработка данных осуществлялась по следующим показателям:

Отвечает на вопросы правильно, развернуто, логично;

Может самостоятельно определить, что изображено, какую форму

имеют изображения и как их получить из уже готовых геометрических

фигур;

Проявляет инициативу в выборе темы и сюжета;

Восприимчивость к новому (теме, способам работы);

Степень овладения ручными умениями и навыками работы с бумагой и

инструментами.

Исходя из полученных результатов, было определенно, что 4 детей (40%)

имеют низкий уровень; 5 детей (50%) имеют средний уровень. И только у

одного ребенка имеется высокий уровень.

Основываясь на этих показателях, мы вывели три уровня:

Высокий уровень, средний уровень, низкий.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие самостоятельности в

ИЗО деятельности находится на среднем и низком уровне. В связи с этим

необходимо проводить различные занятия и упражнения для развития

самостоятельности и творчества.

На формирующем этапе эксперимента мы попытались выстроить систему

работы по развитию самостоятельности в ИЗО деятельности.

Реализация содержания системы работы по развитию самостоятельности в

изобразительной деятельности предусматривала несколько этапов.

Подготовительный (ориентировочный) этап - планирование видов занятий по

развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Основной этап – систематизация знаний и представлений о

самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Закрепляющий этап – закрепление представлений о развитии

самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Перед проведением занятия по методике «Разноцветные шары» с детьми

было проведено много предварительной работы.

На занятиях по развитию речи дети познакомились со стихотворениями, в

которых имелось описание воздушных шаров, рассматривание различных

форм (круг, овал), их цвета и размеры, на занятиях по конструированию

детям были предложены несколько способов вырезания.

Чтобы определить эффективность работы по развитию самостоятельности в

изобразительной деятельности мы провели контрольный этап эксперимента

по тем же методикам, в котором участвовало так же десять детей. После

проведенной работы мы получили следующие данные: у 4 детей (40%)

высокий уровень, у 6 детей (60%) средний уровень.

Сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапов

эксперимента можно констатировать об эффективности используемых нами

занятий, которые дали дидактический эффект. Достаточно высокий

результат показали дети, которые были на

Используемая литература:

1.Детская психология: Учеб. пособие/ Под. Ред. Я.Л. Коломинского, Е.А.

Панько - Мн.: Университетское, 1988



В раздел образования