Напоминание

"Обобщение опыта. Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС"


Автор: Орлова Людмила Иннокентьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 69 "Брусничка"
Населённый пункт: с. Маган Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Обобщение опыта. Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Речевое развитие в соответствии с ФГОС ДОУ. Обобщение опыта.

Диалог – форма социального взаимодействия. Сегодня принцип диалога

применяется в школах, в разнообразных социальных группах, институтах,

позволяя людям, в небольших группах делиться своим видением и опытом

относительно сложных вопросов и проблем, избегать или решать суть

конфликта, создавать доверие и понимание.

В последние 2-3 десятилетия по всему миру развиваются движения в

поддержку диалога.

В США появилась Национальная коалиция за диалог и

обсуждение. Появляются организации, которые помогают людям через

обучение диалогическому методу сохранить семью.

Задачи развития диалогической речи дошкольника отражены в

образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС

дошкольного образования. Ребёнок должен приобрести собственно-речевые

умения, вступать в общение, слушать собеседника, проявлять уважение к

мнению собеседника, соглашаться или возражать, спрашивать, доказывать

свою точку зрения, проявляя толерантность и дружелюбие. Использовать

речевой этикет, уметь приветствовать, благодарить, жаловаться, извиняться,

договариваться о совместных дальнейших действиях. С развитием

диалогической практики в детском саду, будут решаться и другие задачи

образовательной области речевого развития:

— владение речью как средством общения

и культуры;

— обогащение активного словаря; развитие

связной, грамматически правильной

диалогической и монологической речи;

— развитие речевого творчества; развитие

звуковой и интонационной культуры речи,

фонематического слуха;

— знакомство с книжной культурой, детской

литературой, понимание на слух текстов

различных жанров детской литературы;

— формирование звуковой аналитико-

синтетической активности как предпосылки

обучения грамоте.

Решению данных задач способствуют мультимедийные дидактические

игры.

Например, «Озвучивание мультфильма»,- дидактическая мультимедийная

игра, цель которой – развитие диалогической речи в стихотворной форме.

Такие игры дети 4- 5 -6 лет могут проводить самостоятельно в свободное от

организованной образовательной деятельности время. На интерактивный

экран выводятся действующие лица стихотворных диалогов. Дети выбирают

по картинке стихотворение-диалог, например «Волк и Лиса» С. Маршака,

распределяют роли, и, по мановению волшебных палочек или рук детей, на

экране начинается движение. Слова автора говорит воспитатель или третий

ребёнок.

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую лису.

— Лисавета, здравствуй!

— Как дела, зубастый?

— Ничего идут дела.

Голова еще цела.

— Где ты был?

— На рынке.

— Что купил?

— Свининки.

— Сколько взяли?

— Шерсти клок,

Ободрали

Правый бок,

Хвост отгрызли в драке!

— Кто отгрыз?

— Собаки!

— Сыт ли, милый куманек?

— Еле ноги уволок!

Следующая пара детей выбирает картинку с двумя друзьями. На экране

появляется воспитательница или мама, или учитель и два мальчика.

Происходит разговор трёх действующих лиц по стихотворению В.Орлова

КТО КОГО?

- Кто кого обидел первый?!

- Он меня!

- Нет, он меня!

- Кто кого ударил первый!?

- Он меня!

- Нет, он меня!

- Вы же раньше так дружили!

- Я дружил!

- И я дружил!

- Что же вы не поделили!?

- Я забыл!

- И я забыл!

Стихи для озвучивания «мультфильма» надо выучить заранее, к стихам

подбираются картинки, картинкам придаётся движение на экране.

В ходе развития диалога очень важно уделять внимание интонационной

выразительности речи, жестам, мимике. Диалог в стихотворной форме – один

из важных видов диалога, используемый для обучения детей

диалогической речи. Грамматически правильно построенная в

стихотворении речь собеседников, служит показательным примером для

дальнейшего развития диалогической речи дошкольника.

Следующая мультимедийная игра – диалог по знакомой сказке. На экране

- картинки, на которых изображены герои сказок, дети выбирают сказку,

передвигают «кадры мультфильма» вспоминают сюжет сказки, происходит

диалог между героями сказок. Самостоятельные действия детей на экране,

выстраивание сюжета из картинок, озвучивание сказки детьми, где без

диалога не будет сказки, не будет законченного действия , побуждают детей к

литературному творчеству

Следующая игра представляет собой дисциплинированную,

организованную форму диалога, в которой собеседники следуют заданной

структуре. Этот вид диалога может быть построен по любой теме познания

окружающего нас мира. На экране – два мальчика, или две девочки, или

мальчик и девочка. Они встречаются, диалог начинается с приветствия. Дети

заранее не знают, о чём они будут беседовать. Волшебная палочка и на

экране, в сопровождении музыки, появляется картинка . По узнаваемой

мелодии и картинке можно определить тему разговора, например, что у кого-

то день рождение. Цель этого диалога – привить детям речевые умения

этикета.

Например:

- Добрый день, Катя!

- Здравствуй, Миша!

- Готовишься ко дню рождения?

- Да. Я приглашаю тебя.

- Спасибо за приглашение, я обязательно приду.

- День рождение мы будем отмечать в развлекательном центре.

Далее, как правило, разговор переносится на реальные события в прошлом,

дети вспоминают свой день рождения и диалог выстраивается.

Темы диалогов могут быть самыми разными: «Магазин», « Погода»,

«Одежда», «В кинотеатре», «В парке». Но непременным условием этой

игры являются правила поведения в обществе и правильная литературная

речь .беседы.

Современные электронные технологии вызывают у детей интерес и

способствуют достижению поставленных целей. Диалог – сложная форма

социального взаимодействия, основами которого дети должны овладеть в

детском саду.

.



В раздел образования