Напоминание

Элементарные математические представления.


Автор: Бабкина Лариса Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Малыш"
Населённый пункт: Липецкая область, Краснинский район, с.Красное
Наименование материала: Развитие математических способностей детей 6-7 лет
Тема: Элементарные математические представления.
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие математических способностей

у детей дошкольного возраста

в условиях реализации ФГОС ДО

»

«От того, как заложены элементарные математические

представления в значительной мере зависит дальнейший путь

математического развития, успешность продвижения ребенка в этой

области знаний» Л.А. Венгер

Одна из важных и актуальных задач воспитания ребенка дошкольного

возраста – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений

и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Для современной образовательной системы проблема умственного

воспитания (а ведь развитие познавательной активности и является одной из

задач умственного воспитания) чрезвычайно важна и актуальна. Так важно

учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное

решение.

Большое

значение

в

умственном

воспитание

детей

имеет

развитие элементарных

математических

представлений. Именно

математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит

логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

Согласно федеральным государственным требованиям к структуре

образовательной программы, на которые мы теперь обязаны ориентироваться

в своей педагогической деятельности, как такового

раздела «Математическое развитие» в программе не существует. Но в

образовательной области «Познание» одна из задач звучит как

«Формирование элементарных математических представлений». Кроме

того, если мы обратимся к компетентностям ребенка, которые

согласно ФГОС должны быть сформированы к выпуску из детского сада, так

называемые итоговые результаты, то среди них можно выделить следующие

1) «Ребенок способен планировать свои действия, направленные на

достижения конкретной цели»

2) «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи

(проблемы, адекватные возрасту, может преобразовывать способы решения

задач (проблем)»

3) «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности -

умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять

его инструкции».

В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического

развития детей дошкольного возраста являются:

1. Развитие

логико-математических

представлений

о

математических

свойствах

и

отношениях

предметов

(конкретных

величинах,

числах,

геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);

2. Развитие

сенсорных,

предметно-действенных

способов

познания

математических

свойств

и

отношений:

обследование,

сопоставление,

группировка, упорядочение, разбиение);

3. Освоение

детьми

экспериментально-исследовательских

способов

познания

математического

содержания

(экспериментирование,

моделирование, трансформация);

4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств

и

отношений

(анализ,

абстрагирование,

отрицание,

сравнение,

классификация);

5. Овладение

детьми

математическими

способами

познания

действительности : счет, измерение, простейшие вычисления;

6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости,

смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных

решений;

7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение

словаря ребенка;

8. Развитие инициативности и активности детей.

ФГОС

ДО

требует

сделать

процесс

овладения

элементарными

математическими

представлениями привлекательным,

ненавязчивым,

радостным.

Рассмотрим

подробнее образовательную область «Познавательное

развитие», а

именно

«Формирование

элементарных

математических

представлений

у

дошкольников»

в

содержание

Федерального

государственного образовательного стандарта.

С учётом Федерального государственного образовательного стандарта к

структуре общеобразовательной программы, она подразумевает развитие у

детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия,

памяти, мышления, воображения, а также способностей к умственной

деятельности, умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать,

устанавливать простейшие причинно – следственные связи.

Целевые ориентиры по формированию элементарных

математических представлений:

Ориентируется в количественных, пространственных и временных отношениях

окружающей действительности

Считает, вычисляет, измеряет, моделирует

Владеет математической терминологией

Развиты познавательные интересы и способности, логическое мышление

Владеет простейшими графическими навыками и умениями

Владеет общими приемами умственной деятельности (классификация, сравнение,

обобщение и т.д.)

Математическое развитие дошкольников – позитивные изменения в

познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения

математических представлений и связанных с ними логических операций.

Формирование элементарных математических представлений – это

целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов

умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями.

Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению

математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

ВОПРОС: Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка?

Ответы: новизна,

необычность,

неожиданность,

несоответствие

прежним представлениям.

Т.е

необходимо

сделать обучение

занимательным. При

занимательном

обучении

обостряются

эмоционально-мыслительные

процессы,

заставляющие

наблюдать,

сравнивать, рассуждать,

аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.

Задача взрослого - поддержать интерес ребенка!

Сегодня воспитателю необходимо так выстраивать образовательную

деятельность в детском саду, чтобы каждый ребёнок активно и увлеченно

занимался.

Предлагая

детям

задания

математического

содержания,

необходимо учитывать, что их индивидуальные способности и предпочтения

будут различными и поэтому освоение детьми математического содержания

носит сугубо индивидуальный характер.

Овладение математическими представлениями будет эффективным и

результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им

кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых

действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают

логические задачи.

Возможности организации такой деятельности расширяются при

условии

создания

в

группе

детского

сада

развивающей

предметно-

пространственной

среды.

Ведь правильно

организованная

предметно-

пространственная среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе,

поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с

педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать чувства и поступки,

аргументировать свои выводы.

Использовать интегрированный подход во всех видах деятельности

педагогам помогает наличие в каждой группе детского сада занимательного

материала, а именно картотек с подборкой математических загадок, весёлых

стихотворений, математических пословиц и поговорок, считалок, логических

задач, задач-шуток, математических сказок. Занимательные по содержанию,

направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы

стимулируют проявления детьми познавательного интереса. Естественно, что

успех может быть обеспечен при условии личностно- ориентированного

взаимодействия ребёнка со взрослым и другими детьми.

Традиционными

направлениями формирования

элементарных

математических представлений у дошкольников являются: количество и

счёт,

величина, форма,

ориентировка

во

времени,

ориентировка

в

пространстве.

В организации работы по ознакомлению детей с количеством, величиной,

цветом, формой предметов выделяется несколько этапов, в ходе которых

последовательно решается ряд общих дидактических задач:

приобретение знаний

о

множестве,

числе,

величине, форме,

пространстве и времени как основы математического развития;

формирование широкой начальной ориентации в количественных,

пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении,

моделировании

овладение математической терминологией;

развитие познавательных

интересов

и

способностей,

логического

мышления, общее развитие ребенка

формирование простейших графических умений и навыков;

формирование и

развитие

общих

приемов

умственной

деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.);

Образовательно –

воспитательный

процесс

по формированию

элементарных

математических способностей

строится

с

учётом

следующих принципов:

принцип

интеграции образовательных

областей

в

соответствие с

возрастными возможностями и особенностями детей;

• формирование математических представлений на основе персептивных

действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления;

использование разнообразного и

разнопланового

дидактического материала,

позволяющего

обобщить

понятия «число», «множество», «форма»;

стимулирование

активной

речевой

деятельности

детей,

речевое

сопровождение персептивных действий;

возможность

сочетания

самостоятельной

деятельности

детей

и

их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий;

Для развития познавательных способностей и познавательных интересов

у дошкольников необходимо использовать следующие методы:

• элементарный анализ (установление причинно-следственных связей) ;

• сравнение;

• метод моделирования и конструирования;

• метод вопросов;

• метод повторения;

• решение логических задач;

• экспериментирование и опыты.

В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых

методов, образовательная деятельность с воспитанниками может проводится

в различных формах:

•организованная

образовательная

деятельность (фантазийные

путешествия,

игровая

экспедиция,

занятие-детектив;

интеллектуальный

марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг)

• демонстрационные опыты;

• сенсорные праздники на основе народного календаря;

• театрализация с математическим содержанием;

• обучение в повседневных бытовых ситуациях;

• беседы;

• самостоятельная деятельность в развивающей среде

Основной формой

работы

с

дошкольниками и

ведущим

видом

их

деятельности

является

игра. Руководствуясь

одним

из

принципов

Федерального государственного образовательного стандарта - реализация

программы происходит, используя различные формы, специфичные для

детей данной возрастной группы и прежде всего в форме игры.

Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть

полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через

которое

в

духовный

мир

ребенка

вливается

живительный

поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности. ”

Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в

развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой являются

дидактическая игра.

Дидактические

игры

по формированию

математических

представлений можно разделить на следующие группы.

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествия во времени

3. Игры на ориентировку в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет,

классифицирует предметы по

тем

или

иным

признакам,

производит

доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

Из опыта работы

Особое внимание уделяем

насыщенности среды –

образовательное

пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в

том числе техническими). Так, были приобретены различные

современные развивающие игры: конструктор «Магнитный «Фигуры

5», арифметический счет, логическое домино, деревянные строительные

конструкторы, счетный материал «Геометрические фигуры»,

Использование данных игр в педагогическом процессе позволяет

перестроить

образовательную

деятельность

в

познавательную игровую деятельность. В

основу

игр

заложены

три

основных принципа - интерес, познание, творчество. Это не просто игры -

это

сказки,

интриги,

приключения,

забавные

персонажи,

которые

побуждают малыша к мышлению и творчеству.

Не менее важным условием формирования элементарных математических

представлений у детей является активное участие в образовательном

процессе родителей.

В

детском

саду используем

такие

формы

работы

с

семьей:

консультации, оформление папок-передвижек, проведение математических

развлечений, ярмарок, мастер-классов.

Проектная деятельность

Безусловно одной из современных и эффективных форм поддержки

детской инициативы является проектная деятельность, в которой участие

родителей

всегда

актуально.

Используя

проектную

деятельность

для

развития

математических

представлений

детей,

педагоги

тем

самым

активизируют познавательное и творческое развитие ребенка, а также

уделяют внимание формированию личностных качеств ребенка. Знания,

приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их

личного опыта.

В 2020 - 2021годах реализовали такие проекты по

математике, как «Веселая математика» в средней группе, «Занимательная

математика» в старшей группе, «Азбука цифр» в подготовительной группе

позволили воплотить личностно-развивающий характер взаимодействия

взрослых и детей на практике, учитывая их потребности, возможности,

желания в образовательном процессе.

Успех игры целиком зависит от воспитателя,

его умения живо

провести игру, активизировать и направить внимание одних, оказать

своевременную помощь другим детям.

Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной

форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те,

которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. «Учиться

можно только весело.Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с

аппетитом», - эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной

дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ними трудно не

согласиться.



В раздел образования