Автор: Бабкина Лариса Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Малыш"
Населённый пункт: Липецкая область, Краснинский район, с.Красное
Наименование материала: Развитие математических способностей детей 6-7 лет
Тема: Элементарные математические представления.
Раздел: дошкольное образование
«Развитие математических способностей
у детей дошкольного возраста
в условиях реализации ФГОС ДО
»
«От того, как заложены элементарные математические
представления в значительной мере зависит дальнейший путь
математического развития, успешность продвижения ребенка в этой
области знаний» Л.А. Венгер
Одна из важных и актуальных задач воспитания ребенка дошкольного
возраста – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений
и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Для современной образовательной системы проблема умственного
воспитания (а ведь развитие познавательной активности и является одной из
задач умственного воспитания) чрезвычайно важна и актуальна. Так важно
учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное
решение.
Большое
значение
в
умственном
воспитание
детей
имеет
развитие элементарных
математических
представлений. Именно
математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит
логике, формирует память, внимание, воображение, речь.
Согласно федеральным государственным требованиям к структуре
образовательной программы, на которые мы теперь обязаны ориентироваться
в своей педагогической деятельности, как такового
раздела «Математическое развитие» в программе не существует. Но в
образовательной области «Познание» одна из задач звучит как
«Формирование элементарных математических представлений». Кроме
того, если мы обратимся к компетентностям ребенка, которые
согласно ФГОС должны быть сформированы к выпуску из детского сада, так
называемые итоговые результаты, то среди них можно выделить следующие
1) «Ребенок способен планировать свои действия, направленные на
достижения конкретной цели»
2) «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи
(проблемы, адекватные возрасту, может преобразовывать способы решения
задач (проблем)»
3) «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности -
умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять
его инструкции».
В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического
развития детей дошкольного возраста являются:
1. Развитие
логико-математических
представлений
о
математических
свойствах
и
отношениях
предметов
(конкретных
величинах,
числах,
геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);
2. Развитие
сенсорных,
предметно-действенных
способов
познания
математических
свойств
и
отношений:
обследование,
сопоставление,
группировка, упорядочение, разбиение);
3. Освоение
детьми
экспериментально-исследовательских
способов
познания
математического
содержания
(экспериментирование,
моделирование, трансформация);
4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств
и
отношений
(анализ,
абстрагирование,
отрицание,
сравнение,
классификация);
5. Овладение
детьми
математическими
способами
познания
действительности : счет, измерение, простейшие вычисления;
6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости,
смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных
решений;
7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение
словаря ребенка;
8. Развитие инициативности и активности детей.
ФГОС
ДО
требует
сделать
процесс
овладения
элементарными
математическими
представлениями привлекательным,
ненавязчивым,
радостным.
Рассмотрим
подробнее образовательную область «Познавательное
развитие», а
именно
«Формирование
элементарных
математических
представлений
у
дошкольников»
в
содержание
Федерального
государственного образовательного стандарта.
С учётом Федерального государственного образовательного стандарта к
структуре общеобразовательной программы, она подразумевает развитие у
детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия,
памяти, мышления, воображения, а также способностей к умственной
деятельности, умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать,
устанавливать простейшие причинно – следственные связи.
Целевые ориентиры по формированию элементарных
математических представлений:
Ориентируется в количественных, пространственных и временных отношениях
окружающей действительности
Считает, вычисляет, измеряет, моделирует
Владеет математической терминологией
Развиты познавательные интересы и способности, логическое мышление
Владеет простейшими графическими навыками и умениями
Владеет общими приемами умственной деятельности (классификация, сравнение,
обобщение и т.д.)
Математическое развитие дошкольников – позитивные изменения в
познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения
математических представлений и связанных с ними логических операций.
Формирование элементарных математических представлений – это
целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов
умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями.
Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению
математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.
ВОПРОС: Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка?
Ответы: новизна,
необычность,
неожиданность,
несоответствие
прежним представлениям.
Т.е
необходимо
сделать обучение
занимательным. При
занимательном
обучении
обостряются
эмоционально-мыслительные
процессы,
заставляющие
наблюдать,
сравнивать, рассуждать,
аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.
Задача взрослого - поддержать интерес ребенка!
Сегодня воспитателю необходимо так выстраивать образовательную
деятельность в детском саду, чтобы каждый ребёнок активно и увлеченно
занимался.
Предлагая
детям
задания
математического
содержания,
необходимо учитывать, что их индивидуальные способности и предпочтения
будут различными и поэтому освоение детьми математического содержания
носит сугубо индивидуальный характер.
Овладение математическими представлениями будет эффективным и
результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им
кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых
действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают
логические задачи.
Возможности организации такой деятельности расширяются при
условии
создания
в
группе
детского
сада
развивающей
предметно-
пространственной
среды.
Ведь правильно
организованная
предметно-
пространственная среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе,
поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с
педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать чувства и поступки,
аргументировать свои выводы.
Использовать интегрированный подход во всех видах деятельности
педагогам помогает наличие в каждой группе детского сада занимательного
материала, а именно картотек с подборкой математических загадок, весёлых
стихотворений, математических пословиц и поговорок, считалок, логических
задач, задач-шуток, математических сказок. Занимательные по содержанию,
направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы
стимулируют проявления детьми познавательного интереса. Естественно, что
успех может быть обеспечен при условии личностно- ориентированного
взаимодействия ребёнка со взрослым и другими детьми.
Традиционными
направлениями формирования
элементарных
математических представлений у дошкольников являются: количество и
счёт,
величина, форма,
ориентировка
во
времени,
ориентировка
в
пространстве.
В организации работы по ознакомлению детей с количеством, величиной,
цветом, формой предметов выделяется несколько этапов, в ходе которых
последовательно решается ряд общих дидактических задач:
• приобретение знаний
о
множестве,
числе,
величине, форме,
пространстве и времени как основы математического развития;
• формирование широкой начальной ориентации в количественных,
пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
• формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении,
моделировании
• овладение математической терминологией;
• развитие познавательных
интересов
и
способностей,
логического
мышления, общее развитие ребенка
• формирование простейших графических умений и навыков;
формирование и
развитие
общих
приемов
умственной
деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.);
Образовательно –
воспитательный
процесс
по формированию
элементарных
математических способностей
строится
с
учётом
следующих принципов:
•
принцип
интеграции образовательных
областей
в
соответствие с
возрастными возможностями и особенностями детей;
• формирование математических представлений на основе персептивных
действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления;
•
использование разнообразного и
разнопланового
дидактического материала,
позволяющего
обобщить
понятия «число», «множество», «форма»;
•
стимулирование
активной
речевой
деятельности
детей,
речевое
сопровождение персептивных действий;
возможность
сочетания
самостоятельной
деятельности
детей
и
их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий;
Для развития познавательных способностей и познавательных интересов
у дошкольников необходимо использовать следующие методы:
• элементарный анализ (установление причинно-следственных связей) ;
• сравнение;
• метод моделирования и конструирования;
• метод вопросов;
• метод повторения;
• решение логических задач;
• экспериментирование и опыты.
В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых
методов, образовательная деятельность с воспитанниками может проводится
в различных формах:
•организованная
образовательная
деятельность (фантазийные
путешествия,
игровая
экспедиция,
занятие-детектив;
интеллектуальный
марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг)
• демонстрационные опыты;
• сенсорные праздники на основе народного календаря;
• театрализация с математическим содержанием;
• обучение в повседневных бытовых ситуациях;
• беседы;
• самостоятельная деятельность в развивающей среде
Основной формой
работы
с
дошкольниками и
ведущим
видом
их
деятельности
является –
игра. Руководствуясь
одним
из
принципов
Федерального государственного образовательного стандарта - реализация
программы происходит, используя различные формы, специфичные для
детей данной возрастной группы и прежде всего в форме игры.
Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть
полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через
которое
в
духовный
мир
ребенка
вливается
живительный
поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности. ”
Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в
развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой являются
дидактическая игра.
Дидактические
игры
по формированию
математических
представлений можно разделить на следующие группы.
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествия во времени
3. Игры на ориентировку в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет,
классифицирует предметы по
тем
или
иным
признакам,
производит
доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.
Из опыта работы
Особое внимание уделяем
насыщенности среды –
образовательное
пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в
том числе техническими). Так, были приобретены различные
современные развивающие игры: конструктор «Магнитный «Фигуры
5», арифметический счет, логическое домино, деревянные строительные
конструкторы, счетный материал «Геометрические фигуры»,
Использование данных игр в педагогическом процессе позволяет
перестроить
образовательную
деятельность
в
познавательную игровую деятельность. В
основу
игр
заложены
три
основных принципа - интерес, познание, творчество. Это не просто игры -
это
сказки,
интриги,
приключения,
забавные
персонажи,
которые
побуждают малыша к мышлению и творчеству.
Не менее важным условием формирования элементарных математических
представлений у детей является активное участие в образовательном
процессе родителей.
В
детском
саду используем
такие
формы
работы
с
семьей:
консультации, оформление папок-передвижек, проведение математических
развлечений, ярмарок, мастер-классов.
Проектная деятельность
Безусловно одной из современных и эффективных форм поддержки
детской инициативы является проектная деятельность, в которой участие
родителей
всегда
актуально.
Используя
проектную
деятельность
для
развития
математических
представлений
детей,
педагоги
тем
самым
активизируют познавательное и творческое развитие ребенка, а также
уделяют внимание формированию личностных качеств ребенка. Знания,
приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их
личного опыта.
В 2020 - 2021годах реализовали такие проекты по
математике, как «Веселая математика» в средней группе, «Занимательная
математика» в старшей группе, «Азбука цифр» в подготовительной группе
позволили воплотить личностно-развивающий характер взаимодействия
взрослых и детей на практике, учитывая их потребности, возможности,
желания в образовательном процессе.
Успех игры целиком зависит от воспитателя,
его умения живо
провести игру, активизировать и направить внимание одних, оказать
своевременную помощь другим детям.
Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной
форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те,
которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. «Учиться
можно только весело.Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с
аппетитом», - эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной
дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ними трудно не
согласиться.