Автор: Хуснуллина Ляля Нафисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Ямашинская СОШ" (Борискинский филиал)
Населённый пункт: с.Борискино Альметьевского района Республики Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Метапредметные задания по русскому языку для учащихся 3-го класса на развитие памяти,внимания,на формирование учебной мотивации
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
“Ямашинская средняя общеобразовательная школа”
Альметьевского муниципального района
Республики Татарстан
Методическая разработка:
Метапредметные задания по русскому языку для учащихся 3-го класса на развитие
памяти,внимания, на формирование учебной мотивации
.
учителя начальных классов
1квалификационной категории
МБОУ«Ямашинская СОШ»
(Борискинский филиал)
Альметьевского муниципального района
Республики Татарстан
учителя начальных классов
Хуснуллиной Ляли Нафисовны
Метапредметные задания по русскому языку для учащихся 3-го класса
на развитие памяти,внимания,на формирование учебной мотивации.
Многие задания носят игровой характер, а ведь именно игра помогает
младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая
благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу.
Такие задания можно использовать на любом этапе урока: в начале урока на
этапе актуализации знаний - для постановки проблемы; в середине урока -
для обмена информацией; в конце урока – для рефлексии.
1. Используя шифр, найди слова.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
0
а
б
в
к
м
н
о
л
д
т
2 7 8 0 _______________________________
3 7 2 8 1 ______________________________
4 7 5 6 1 0 1 ___________________________
0 1 6 4 _______________________________
2 1 6 4 1 _____________________________
4 7 5 1 6 9 1 __________________________
3 7 8 4 _______________________________
2. Переставь буквы в словах и запиши новые слова.
Барон - ________________________________
Корсет - _______________________________
Мазок - ______________________________
Сосна -________________________________
Крот -_________________________________
Стук - _________________________________
Влага - ________________________________
Шкала - _______________________________
Банка - _______________________________
3.Угадай слово:
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале.
Корень в пути затаился,
В сборе приставка живет,
Суффикс как в слове «дневник»,
Целым же в космос проник.
4.Укажи строку, в которой все слова являются однокоренными:
Лето, летать, летчик;
Корм, накормить, кормушка;
Гористый, пригорок, горе;
Рисовый, рисовать, рисунок.
Водный, обводить, водяной;
Медь, медный, медовый;
Дружить, дружный, подружка;
Гора, загореть, горный.
5. В каждом из рядов вычеркни слово, которое по смыслу не подходит к
остальным:
Портфель, карандаш, ручка, фломастер, мел.
Лес, волк, медведь, корова, заяц.
Дорога, улица, шоссе, тротуар, пол.
Кошка, письмо, полотенце, слива, быстрый.
Стол, комната, садовая скамейка, стул, книжный шкаф.
Лес, волк, медведь, корова, заяц.
6. Замени выделенную букву в слове другой, чтобы получилось новое
слово:
Мир- ___________________
Мир - ___________________
Бак - ____________________
Кость - __________________
Жир - ___________________
Голос - __________________
7. Добавь по одной букве, чтобы получились новые слова:
__ оса ___оса
___раб ___вал
___рак ___рак
___рис ___ель
___лот ___лот
8.Составь слова, не пропуская и не добавляя ни одной буквы:
Ерпо - ________________
Евредо - ______________
Лкбуинак - ____________
Соак - ______________
Меакьн - ___________
Окамднри -_________
Упкс - _____________
Вцтеко -____________
9.Прочитай задом наперед и запиши предложения:
горосоН теадоб омгор
еН етитуш с омгоросон!
И аз йокрог, и доп йокрог,
доП йозереб , и доп йокле,
имадовороХ и в дяр
В хапялш ыцдолом тяотс.
10.
Укажи, где нужно поставить Ъ знак:
1) Под..езд;
2) В..юга;
3) варен..е;
4) Нет верного ответа.
11. Каково значение слова «вёдро»:
1) сухая, солнечная погода;
2) ветреный день;
3) туман;
4) заморозки
5) ливень
12.
Укажи правильное употребление предлога:
1) зацепился о крючок;
2) зацепился за крючок;
3) зацепился об крючок
4) зацепился на крючок
5) зацепился в крючок
13. В каких вариантах надо писать слова слитно:
1) (на)речке
2) (на)рисовал
3) (под)берёзовик
4) (под)берёзой
5) (с)друзьями
14.
Укажи, в каком слове не надо вставлять непроизносимый согласный:
А. осен..ий;
Б. звёз..ный;
В. вкус..ный;
Г. поз..ний.
15.
Укажи слово, которое не является глаголом:
А. Искать;
Б. Течь;
В. Прыгать;
Г. Лезть.
16.
Укажи верное количество букв и звуков в слове Фантазёр:
А. 8 б., 7 зв.;
Б. 6 б., 5 зв.;
В. 8 б., 9 зв.;
Г. 8 б., 8 зв.
17.
Укажи, в каком слове произносятся только твёрдые согласные
звуки:
А. нежность;
Б. прямо;
В. вагон;
Г. колесо.
Используя подобные задания на уроках русского языка учитель не только
повышает грамотность детей, но и развивает внимание, память, мышление,
пробуждает интерес к языку.
18.
Распредели слова с разными орфограммами в 3 группы. Дай
название третьей
группе.
Гриб, лестница, бегун, праздник, письмо, хлеб, кружка, вода, местность
Непроизносимые
согласные
......
Безударная гласная
...
....
19.
Ученица Оля выполняла упражнение: «Определи границы
предложений в тексте. Расставь точки в конце каждого предложения.
Начни каждое предложение с заглавной буквы. Помни, что имена
собственные пишутся с заглавной буквы».
Текст, данный Оле:
Возле деревни сосны протекает река каменка бежит она между бережками
быстро и весело камушки блестят на её дне величаво отражаются в воде
стройные сосны
Правильно выполненное упражнение выглядит так:
Возле деревни Сосны протекает река Каменка. Бежит она между
бережками быстро и весело. Камушки блестят на её дне. Величаво
отражаются в воде стройные сосны.
Оля выполнила упражнение так:
Возле деревни Сосны протекает река. Каменка бежит она между
бережками. Быстро и весело камушки блестят. На её дне величаво
отражаются в воде стройные Сосны.
Оцени работу Оли. Для этого выясни следующее.
1.
Сколько предложений верно выделила Оля? из 4.
2.
Сколько из выделенных Олей предложений она начала с заглавной
буквы?____ из______
3.
Сколько имён собственных Оля начала с заглавной буквы:
а) верно: ;
б) неверно: ;
в) нельзя установить однозначно верно или неверно: ?
4. Дай общую оценку работы Оли. Для этого в квадратиках рядом с
приведёнными суждениями запиши буквы (А, Б, В), соответствующие
оценкам.
A. Полностью правильно.
Б. Частично правильно (с ошибками).
B. Полностью неправильно.
а)Оля умеет находить границы предложений в тексте.
б)Оля умеет применять правило о начале предложения с заглавной буквы.
в) Оля умеет применять правило написания имён собственных.
20.Ребусы, кроссворды, загадки. Эти упражнения помогают развивать
образность мышления, обогащают словарный запас, формируют
ассоциативные связи в головном мозге. Упражнение «лодочка-замочек».
Этот прием эффективен, если ребенок не складывает буквы в слоги.
Сочетание согласный и гласный звук обозначается лодочкой и произносится
плавно (ма-ши-на), а сочетание двух согласных – замочком (страх, мышка) и
произносится отрывисто. Игра «Вторая половинка». Ребенок должен угадать
окончание слова, увидев его первую половину, например мороже(ное),
чело(век), теле(фон). Пропущенные буквы. Например, при написании слова
«чемодан» пропускают 2 или 3 буквы, ребенок должен узнать слово и
произнести его. Например, л_ебе_ь; к_рус_ль.
21.Систематизируй данные слова в таблицу. По какому признаку можно
распределить слова. Подпиши названия столбцов.
Сем..я , пен..ки, сил..ный, суч..я, бол..шой, птич..и.
22.Соедини стрелками слова и вопросы, на которые они отвечают.
Запиши слова по группам.
птенец что сделает?
пернатый что?
полетит какой?
трава что делает?
цветет какие?
белые кто?
23.Регулятивные УУД: умение планировать последовательность
учебных действий в соответствии с поставленной задачей.
Тебя попросили научить второклассника узнавать сложные слова. Составь
план своих действий. Для этого выбери только необходимые действия и
расставь их по порядку. В квадратиках рядом с выбранными пунктами плана
проставь их номера в правильном порядке.
Попрошу поставить ударение
Попрошу найти корень в словах
Попрошу его вспомнить, что такое корень
Покажу слово, где есть два корня (сложное слово)
Попрошу предположить, что такое сложные слова
Попрошу подчеркнуть все гласные в словах
24.Познавательные УУД: умение осуществлять логическое
действие «сравнение» по существенным признакам.
Сравните два слова: увидел, доехала. Найди и запиши в таблицу
сходство и различия по существенным признакам.
Сходство
Различия
25.Познавательные УУД: умение использовать модели и схемы для
решения задач.
На уроках русского языка вы изучали орфограммы. Прочитай названия
орфограмм и перечисленные слова.
1. Сладкий 6. поля
2. Речной 7. Безударные гласные
3. Пруд 8. Непроизносимые согласные
4. Звездный 9. тростник
5. Парные согласные
Заполни схему классификации орфограмм.
26.Регулятивные УУД: умение самостоятельно осуществлять
контроль выполнения учебного задания.
Ученики подбирали родственные слова к слову «вода».Миша написал
следующие слова: водичка, проводник, водомерка, водитель, подводник. Его
работу проверили другие ученики и подчеркнули ошибки. Кто проверил
верно?
Первый ученик: водичка, проводник, водомерка, водитель, подводник.
Второй ученик: водичка, проводник, водомерка, водитель, подводник.
Третий ученик: водичка, проводник, водомерка, водитель, подводник.
27.Регулятивные УУД: умение вносить необходимые коррективы в
действие после его завершения на основе его оценки.
Давид составил алгоритм определения главных членов предложения.
Зачеркни лишние пункты алгоритма.
1. Прочитаю предложение.
2. Определю, о ком или о чем говорится в предложении.
3. Назову признаки этого предмета.
4. Определю, что говорится о подлежащем.
5. Подчеркну подлежащее и сказуемое.
6. Подчеркну орфограммы в подлежащем и сказуемом.
28.Регулятивные УУД: умение оценивать свои действия и действия
других.
Ученик 3 класса выполнял задание, в котором необходимо было списать
текст, разделив его на предложения и расставив нужные знаки препинания.
Текст.
Ночью ударил сильный мороз он сковал ледком лужи на лесных дорожках
резкий ветер гулял по лесу мелкие пташки спрятались в гнёзда там птичкам
тепло вдруг глухо каркнул ворон зайка прижал от страха ушки.
Ученик выполнил так.
Ночью ударил сильный мороз! Он сковал ледком лужи на лесных
дорожках. Резкий ветер гулял по лесу мелкие пташки спрятались в гнёзда.
Там птичкам тепло вдруг глухо каркнул ворон. Зайка прижал от страха ушки.
Оцени работу ученика 3 класса.Выясни следующее:
1. Все ли знаки препинания указал верно? ___
2. Сколько предложений получилось при выполнении? ___
3. Сколько предложений получилось у тебя? ___
4. Дай общую характеристику работы ученика 3 класса.
29.Регулятивные УУД: выдвигать версии решения проблемы,
высказывать свое мнение.
Познавательные УУД: объяснять языковые явления, процессы, связи
и отношения, выявляемые в ходе исследования.
Выбери лишнее слово, не связанное общим признаком с двумя другими
словами. Объясни свой выбор. Найди как можно больше признаков
выделения лишнего слова.
Птицы, лисицы, зерно
Лишнее слово Признак, по которому слово не связано с другими словами