Автор: Егорова Татьяна Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МК ДОУ "Детский сад №29"
Населённый пункт: г. Коркино
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: опытно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста «Опыты с мукой»
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности детей
дошкольного возраста
Тема: «Опыты с мукой»
Цель: Ознакомление детей со свойствами муки и соли через
детское экспериментирование.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей со свойствами муки и соли, используя приёмы
экспериментальной деятельности;
- познакомит детей с процессом приготовления солёного теста для лепки.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности и
экспериментированию;
- развивать умение делать выводы по результатам исследования.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, внимательность при выполнении действий во
время экспериментов.
Материалы и оборудование:
воспитателю:
колокольчик, фартук, клеёнка, одноразовые тарелки с мукой и
солью, 2 стакана с водой, салфетки, сито, миска, ложка, противень.
детям (на каждого): фартук, клеёнка, 2 одноразовые тарелки с мукой и солью,
2 стакана с водой, ложки, сито, салфетки, лупы, дощечки, скалки.
Предшествующая работа: чтение сказки «Петушок и два
мышонка», «Колобок»; рассматривание колосьев пшеницы, картинок с
изображением хлебобулочных изделий, лепка баранок, сушек, крендельков
из соленого теста.
Методы и приёмы:
- словесные: вопросы-пояснения;
- практические: исследовательская деятельность;
- игровые: обыгрывание стихотворения;
- наглядные: исследование муки и соли, замес теста.
Дидактическое обеспечение:
- 2 емкости (в одной мука, в другой соль)
- на столах у детей и у воспитателя: тарелки, ложки - одноразовая посуда, 2
стакана с чистой водой, влажные салфетки (для вытирания рук).
- для лепки из соленого теста: дощечки с готовым тестом, стеки, влажные
салфетки, поднос, формы для лепки, образцы вылепленных изделий.
Ход НОД.
1.Организационный момент.
Дети входят в группу.
Воспитатель.
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней.
Много нового узнаем
Что ж, ребята, начинаем?
Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас побывать в лаборатории, где
изучают продукты питания. Для начала, я хочу вас познакомить с
некоторыми правилами поведения в лаборатории:…….. Как вы думаете, о
каком правиле говорит эта табличка? Как вы догадались?
1. не трогать руками глаза,
2. соблюдать тишину,
3. не толкать соседа во время работы,
4. сначала посмотри, а потом повтори,
5. выполнил и положи на место.
Здорово, все с вашей помощью мы познакомились с правилами поведения в
лаборатории.
А какие продукты здесь изучают, вы узнаете, отгадав загадки.
Первая загадка:
1.
Без неё, ребята повар просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадёт – испытаешь боль
Вы конечно догадались-
Ну конечно –это… (соль) показываю баночку с солью
А как вы догадались, что это соль?
Воспитатель: Для чего нужна соль? (Соль необходима для приготовления
пищи, испечь хлеб).
Молодцы ребята!!!
Вторая загадка:
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны (мука) показываю баночку с мукой.
А как вы догадались?
Воспитатель: Для чего нужна мука? (испечь хлеб, пирожки)
Все что нужно для того чтобы нас пустили в лабораторию мы узнали.
Воспитатель: Давайте произнесем волшебные слова:
ХЛОП-ХЛОП
ТОП-ТОП, ПОВЕРНИСЬ, ПОВЕРНИСЬ
И В ЛОБОРАТОРИИ ОЧУТИСЬ!
- Вот, мы с вами находимся в лаборатории, где проводят опыты.
- Здесь находится очень много различного оборудования.
Надевайте рабочую одежду, и присаживайтесь за столы.
Есть еще одно важное правило в лаборатории: это слушать сигнал
колокольчика. Он подскажет когда начать и когда окончить работу .
Перед вами тарелки с мукой и солью, оборудование для опытов, вы
можете самостоятельно рассмотреть, ощутить муку.
Воспитатель. – Давайте все вместе рассмотрим её, какая она и на что
похожа,
поможет
вам
в
этом
оборудование,
которое
находится
на
столе (Звенит волшебный колокол, а это значит, что пора приступать к
изучению муки)…. Колокол
Воспитатель. –колокольчик. Заканчиваем изучение муки. Что вы узнали о
муке? На что похожа мука? Очень интересно. Какая она? Как узнал(а)? Что
для этого использовала? Замечательно.
Дети.- Она похожа на снег, вату, сахар, облака.
Воспитатель. - Почему?
Дети. - Потому что белая.
Воспитатель. – Правильно. Молодцы. Возьмите ложечкой горсть муки и
посыпьте ее на тарелочку (
показ
). Ребятки, посмотрите, мука сыплется.
Значит она какая?
Дети
. - Сыпучая, сыплется.
Воспитатель. – Давайте проверим, есть ли у муки запах.
Дети
. – Нет, не пахнет. Она без запаха.
Воспитатель показывает сито? Что это?
Дети:Сито
Воспитатель: Зачем нам нужно сито?
Дети: Чтобы сеять муку, чтобы она стала воздушнее и без мусора
Просеиваем через сито.
мука легко просеивается, состоит из мелких частиц;
Воспитатель: у вас на столах стоят стаканы с водой, попробуйте добавить
муку в воду и размешать. Что произошло?
Вывод: мука не растворилась, вода стала мутная.
Воспитатель. – А теперь я предлагаю изучить соль. Какая она и на что
похожа, поможет вам в этом оборудование. (Звенит волшебный колокол, а
это значит, что пора приступать к изучению соли)…. Колокол
Воспитатель. – Что вы узнали о соли? Какого цвета соль?
Дети. – Белая, как снег, как сахар, как мука.
Воспитатель. – Проверим какая она. Попробуем насыпать.
Дети. – Она сыплется.
Воспитатель. – Есть у соли запах?
Дети. - Соль не пахнет.
Воспитатель Потрогаем ее ложечкой или пальцами. Мягкая?
Дети. – Нет, твердая, ложечка не проваливается. Она состоит из кристаллов.
Воспитатель: Давайте попробуем просеять ее через сито
соль: не вся просеивается, состоит из крупных кристаллов.
Воспитатель: у вас на столах стоят стаканы с водой, попробуйте добавить
соль в воду и размешать. Что произошло с солью?
Дети: не до конца растворилась. Опустилась на дно.
Воспитатель. – Ребята, колокольчику интересно, что Маша узнала о соли?
1 ребенок. – Соль белая, твердая, сыпучая, без запаха, есть кристаллики,
соленая.
(2-3 индивидуальных ответа ).
.Воспитатель. – А чем похожи соль и мука.
Дети. – Они похожи по цвету, по запаху (не пахнут), сыпучие.
В. – А чем они отличаются?
Воспитатель. Куда кладут Ваши мамы соль?
Дети. – В суп, в картошку, солят овощи на зиму.
Воспитатель. – Ребята, а если мы с вами попробуем смешать соль с водой и
мукой, как думаете, что получится? (А мы сейчас узнаем)
Дети. – Тесто.
Воспитатель. – Какое бывает тесто? Тесто бывает разное. Пельменное
(делают пельмени), пирожковое, сдобное тесто. Что можно приготовить из
теста?
Дети. – Булочки, пирожки.
Воспитатель: А если в муку добавить много соли и немного воды, то
получится…
Дети. – Соленое тесто.
Воспитатель. – Правильно. Его нельзя есть, зато можно из него делать
поделки. Я вам предлагаю каждому сделать свое тесто…. Посмотрим какое
тесто получилось у Вани, а у Насти получилось….
Воспитатель: Ребята, а давайте сделаем себе на память фигурки из соленого
теста.
Дети: Да
Колокольчик звенит. Колокольчик говорит нам, что лаборатория закрывается
и нам пора возвращаться в детский сад.
- Давайте произнесем волшебные слова:
ХЛОП-ХЛОП
ТОП-ТОП, ПОВЕРНИСЬ, ПОВЕРНИСЬ,
И в детском саду очутись!
Воспитатель:
Что
вы
узнали
нового?
С
какими
трудностями
вы
столкнулись? Как вы их преодолели? О чем вы расскажете дома, чем вы
занимались в лаборатории?
Воспитатель хвалит детей за правильность ответов, при затруднении
помогает найти правильный ответ с помощью друзей
Спасибо дорогие ребята, мне очень было интересно с вам вместе
участвовать в экспериментах!