Автор: Криволапова Елена Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ЧДОУ Детский сад № 99 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: город Новороссийск, Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект с дошкольниками "В космических просторах"
Раздел: дошкольное образование
Частное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 99 ОАО «РЖД» г. Новороссийска
Проект «В космических просторах»
Автор: воспитатель Криволапова Елена Александровна
Проект реализован
в старшей группе (5-6 лет)
Аннотация проекта
Проект «В космических просторах» содержит ряд мероприятий по
познавательному развитию, в результате которых у участников расширяются
знания о космических объектах, формируется умение аргументировать свои
высказывания,
строить
простейшие
умозаключения.
Для
проекта
разработаны и подобраны развивающие дидактические и настольные игры,
которые способствуют более детальному изучению темы, оформлен лэпбук
по теме, совместно с детьми и родителями изготовлены: книга космических
сказок, макет ракеты, атрибуты для игровой деятельности.
Реализация
проекта
осуществляется
через
игровые
занятия
и
организацию исследовательской деятельности.
Проект адресован воспитателям ДОУ.
Описание организации
Участниками проекта «В космических просторах» стали дети 5-6 лет
старшей
группы детского сада, педагоги,
воспитатели и родители
воспитанников.
Тип проекта: среднесрочный.
Данный проект рассчитан на 4 месяца: с 1 сентября по 31 декабря 2019 г.
Объект исследования: Космические объекты Вселенной.
Вид
проекта:
познавательно-исследовательский,
ознакомительно-
ориентировочный, групповой.
Обоснование необходимости акции
Многолетний
опыт
педагогов
при
изучении
астрономии,
свидетельствует о том, что недостаточно преподавать астрономию только на
пороге окончания школы. Для глубокого и прочного усвоения основ
астрономии
необходимо
терпеливо
формировать
важнейшие
понятия,
начиная с дошкольного возраста детей. В основу «педагогической иерархии
вселенных» положена именно дошкольная астрономия, которую можно
считать не только своеобразным введением в школьное астрономическое
образование,
но
и
стартовой
площадкой
для
развития
школьной,
любительской и профессиональной астрономии.
Цели и задачи
Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста научные
представления о космическом пространстве, объектах, освоении космоса
людьми,
способность
использовать
метод
экспериментального
моделирования для получения новых знаний о космических явлениях.
Развивать
познавательный
интерес
к
природе
земного
и
небесного
пространства.
Задачи для детей:
- Познакомить детей с наукой астрономией, людьми, посвятившими
себя изучению данной науки.
- Сформировать у дошкольников первоначальные знания о строении
Солнечной системы.
-
Познакомить
детей
с
физическими
приборами
для
изучения
космического пространства.
- Формировать мыслительные операции: сравнение, классификация,
обобщение.
- Развивать умение аргументировать свои высказывания, строить
простейшие умозаключения.
Задачи для педагогов:
- Повысить уровень профессиональной компетентности на вебинарах;
- Обогатить предметно развивающую среду группы - обеспечить тесное
взаимодействие с родителями.
Задачи для родителей:
- Повысить педагогическую культуру родителей по формированию у
дошкольников представлений о космических просторах;
- Приобщить родителей к жизнедеятельности ДОУ через поиск и
внедрение наиболее эффективных форм сотрудничества;
- Укрепить детско-родительские взаимоотношения путем проведения
совместных мероприятий.
Условия
для
реализации
проекта: тесное
взаимодействие
педагогов, детей и родителей.
Ожидаемые результаты:
-
сформированность
знаний
о
космических
объектах,
строении
Вселенной.
- создание предметно-развивающей среды по теме проекта;
- совместная работа с родителями по расширению знаний детей;
- повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции
родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с
педагогами и детьми.
Методы реализации
ФГОС определили новые направления в организации познавательно –
речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам познавательно - речевое развитие
ребенка должно характеризоваться умениями проявлять любознательность,
задавать
вопросы,
касающиеся
предметов
и
явлений,
интересоваться
причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать
объяснения
явлениям
природы,
быть
склонным
наблюдать,
экспериментировать, обладать элементарными представлениями из области
естествознания.
Начальное астрономическое образование помогает детям создать мир
культуры в себе, развивать идеи диалога культур. Это не дается человеку от
рождения. Эта способность формировать представление о себе, о своей
деятельности, прогнозировать и планировать совершенствуется с возрастом,
образованием, ростом интеллектуального уровня. Поэтому астрономия не
просто совокупность специфических знаний, умений и навыков, астрономия
это часть индивидуальной культуры.
Использование астрономического материала в дошкольной подготовке
детей
улучшает
процесс
элементарного
естественно-математического
образования и способствует формированию умения ориентироваться в
ценностях окружающего мира.
Образовательный
процесс
по
развитию
у
детей
элементарных
астрономических понятий строится на основе:
взаимодействия взрослых с детьми, ориентирован на интересы и
возможности каждого ребёнка и учитывает социальную ситуацию его
развития;
● поддержка педагогом положительного, доброжелательного отношения
детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;
● поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических
для них видах деятельности.
Мой практический материал представлен примерным планом работы с
детьми старшей и подготовительной группой по приобщению их к началам
астрономии. Представленные задачи проходят через возможные виды
детской деятельности.
Исходя из всего выше перечисленного, считаю целесообразно выбрать
практический
метод
реализации
проекта
основным,
а
социально-
коммуникативное
развитие
приоритетным.
Практическая
деятельность
поспособствует усвоению детьми нового материала и закрепит изученный
ранее.
Формы
реализации
акции:
беседы,
образовательная
деятельность,
презентации,
сюжетно-ролевые
игры,
самостоятельная
художественно-
творческая деятельность, работа над созданием иллюстраций для лэпбука,
дидактические игры, подвижные игры. Таким образом, формы реализации
акции были разнообразны и позволили раскрыть проблему в достаточно
большом объеме.
Этапы проекта:
Реализация проекта разделена на три этапа:
- Первый этап «Подготовительный»,
- Второй этап «Основной»,
- Третий этап «Заключительный».
Первый «Подготовительный» этап заключается в изучении знаний
детей о космических явлениях и объектах. Так же этот этап включает в себя
подбор
всей
методической
и
художественной
литературы,
создание
дидактических игр для детей старшей группы, изготовление презентаций по
теме,
обеспечение
проекта
наглядными
материалами,
составление
конспектов
образовательной
деятельности,
планирование
предстоящей
работы. Сроки реализации данного этапа два месяца со 2 сентября 2019 года
по 31 октября 2019 года.
Второй этап «Основной». В этот этап проводятся все мероприятия с
детьми и родителями, запланированные в ходе проекта. Сроки реализации
данного этапа с 31 октября 2019 года по 26 декабря 2019 года.
Третий этап «Заключительный». Задача данного этапа выявить
уровень
сформированных
знаний
у
детей
по
содержанию
проекта.
Подведение итогов. Сроки реализации данного этапа с 26 декабря 2019 года
по 31 декабря 2019 года.
Перспективный план проекта
Направления
деятельности
Мероприятия
Дата
проведения
Совместная
деятельность с
родителями
воспитанников
Информационные стенды о знакомстве
детей с космическими профессиями.
Изготовления методического пособия
лэпбук «Космическая станция».
Изготовление мини планетария в группе,
макета ракеты и атрибутов к занятиям.
Изготовление книги сказок «Наша
Вселенная».
Детско-родительский клуб «Загадки
космоса», квест-игра «Звезды и
созвездия».
Маршрут выходного дня. Посещение
планетария имени Ю.А. Гагарина.
в
течение
всего
периода
реализации
проекта
Игровая
деятельность
Сюжетно-ролевые игры: «Космодром»,
«Астронавт», «Космическая станция»,
«Космическое пространство».
Дидактические игры: «Собери космонавта
в полет», «Космические
объекты», «Собери картинку по
образцу», «Планеты Солнечной
системы», «Космический транспорт».
Настольные игры: «Что возьмем с собой в
полет», «Космическое питание», «Скажи
наоборот», «Ассоциации».
Пазлы «Космос», «Угадай по тени»,
«Ассоциации», «Разрезные картинки».
Подвижные игры: «Планеты и кометы»,
«Кто быстрее соберется в полет», «Найди
пару», и др. (картотека подвижных и
малоподвижных игр).
с 7 октября
по 26
декабря
Познавательное
развитие
Беседы: «Необъятный
космос»,
(знакомство
с
космическим
пространством).
«Для
чего
нужны
скафандры?», «Почему в космос летают
на ракете».
ООД
«В
космических
просторах»,
«Исследование
планеты
Солнечной
системы – Юпитер».
Презентации:
«Полет
на
планету
с 7 октября
по 26
декабря
Юпитер»,
«Планеты
Солнечной
сиситемы».
Проблемные ситуации: «Что случилось,
если бы не работал…», «Какая профессия
самая важная?».
Интерактивные игры: «Что нужно взять с
собой
в
полет»,
«Найди
по
тени»,
«Созвездия».
Викторина: «Путь к звездам».
Конструирование космического
транспорта из различных конструкторов
(по воображению детей или с опорой на
схему).
Художественно-
эстетическое
развитие
Аппликация:
«Космический
корабль»,
«Мое созвездие».
Лепка
«Инопланетные
обитатели»,
«Летающая тарелка».
Рисование:
«Дорисуй
недостающую
деталь
к
ракете»,
«Космический
транспорт».
Конструирование:
«Космические
объекты», «Лунная экспедиция».
с 7 октября
по 26
декабря
Развитие речи
Составление мнемотаблиц для сочинения
рассказов о космических профессиях и
космических объектах.
Чтение художественной литературы:
рассказы Н. Носова «Незнайка на Луне»,
Н.А.
Кнушевицкая
Стихи
и
речевые
упражнения по теме «Космос»,
К.Булычев «Тайна третьей планеты».
Загадки
и
пословицы,
поговорки
о
космосе.
с 7 октября
по 26
декабря
Физическое
развитие
Подвижные игры: «Если нравится тебе, то
делай так», «Море волнуется» (со словами
«Космические объекты – покажи»).
упражнение
«Я
–
космонавт»,
«В
космических просторах».
Игры – эстафеты.
Физкультминутки
«Космическая
зарядка».
с 7 октября
по 26
декабря
Методы оценки результатов
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность
исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей
сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей,
умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в
информационном
пространстве,
развитие
критического
и
творческого
мышления.
Системно-деятельный
подход,
реализовавшийся
в
работе
с
дошкольниками, способствовал детям включиться в самостоятельный поиск
новой информации, в результате которой они приобретали новые знания и
умения.
В процессе работы с детьми при моделировании разнообразных
образовательных ситуации выбирались различные нетрадиционные способы
и средства взаимодействия с дошкольниками, при таком сотрудничестве дети
говорили: «Хотим узнать!», «Как интересно!», значит, мне удалось стать
активным участником совместной познавательной деятельности с детьми.
Заключительным этапом является выявление степени усвоения знаний
по содержанию проекта.
К методам оценки результатов акции относятся: изучение продуктов
детской
деятельности,
проведение
контрольно-оценочных
занятий,
собеседование с педагогами, родителями и детьми.
Результаты проекта
Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
По результатам проведенной работы можно отметить, что дети
старшего дошкольного возраста при создании определенных условий, при
использовании различных форм, методов работы и заинтересованности всех
участников педагогического процесса актуализировали представления об
астрономии, обогатили свой словарный запас новой терминологией. Дети
овладели способами познавательной, информационно-коммуникативной и
рефлексивной деятельности, у детей повысился интерес к познавательно
исследовательской
деятельности,
творческих
способностей,
мотивации
обучения.
Дошкольники умеют реализовывать имеющиеся астрономические
знания в разных видах деятельности, общаться со взрослыми и сверстниками.
Воспитанники
способны
принимать
и
ставить
самостоятельно
познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах
наблюдаемых
явлений,
использовать
разные
способы
проверки
предположений,
опыты,
эвристические
рассуждения,
формулировать
выводы.
У родителей появился интерес к
образовательному процессу,
развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться
с
педагогом, участвовать в жизни группы.
План дальнейшего развития
В ДОУ планируется организовать долгосрочный проект для детей старшего
дошкольного возраста на базе развивающего центра «Детский технопарк».
Все игры и дидактические пособия, созданные детьми, родителями и
педагогами
в
ходе
проекта,
будут
использоваться
в
воспитательно-
образовательном процессе детьми старшего дошкольного возраста.
Список литературы
1.
Хамидуллина Л.А., Донина О.И. «Путешествие по Вселенной». Занятия
по формированию у дошкольников естественнонаучной картины мира. –
Издательство: АРКТИ, 2009г.
2.
Тятюшкина Н.Н., Ермак О.А. «Тропинками Вселенной: методические
рекомендации
по
формированию
элементарных
астрономических
знаний у старших дошкольников». – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер»,
2003 г.
3.
Скоролупова О.А. «Покорение космоса». – 2-е изд. – Москва:
Скрипторий, 2003г.
4.
Паникова Е.А., Инкина В.В. «Беседы о космосе. Методическое
пособие». – Москва: ТЦ Сфера, 2011г.