Автор: Грачева Анна Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Светлячок"
Населённый пункт: г. Лянтор ХМАО-Югра
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Развиваем речь детей с ОНР».
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей:
«Развиваем речь детей с ОНР».
Общее недоразвитие речи – это форма речевого расстройства, при котором
нарушено развитие всех компонентов речевой системы у детей с нормальным
слухом и сохранным интеллектом, при котором не сформированы
компоненты языковой системы, а именно:
Фонетические нарушения;
Лексические нарушения;
Грамматические нарушения;
Нарушение развития связной речи.
Поэтому, коррекционную работу необходимо вести именно по этим
областям:
1) Фонетические нарушения – по данному компоненту необходима работа по
развитию слоговой структуры - т. е. работа над объяснением места звука в
слове («Куда спрятался звук?» - в начало в середину или в конец слова?),
какие звуки называются гасными, согласными и как они произносятся;
перестановкой слогов в слове (барелина вместо балерина), пропуском и их
заменой (гебемот вместо бегемот); работа по произношения звуков, их
постановке и автоматизации в речи (объяснении места положения –
артикуляции, языка, губ, зубов, воздушной струи и что они при этом должны
делать), а так же по дифференциации звуков в речи со сходными по
звучанию словами, объяснению смысла слов. Например: КОЗА-КОСА,
МИШКА-МИСКА, ДОСКА-ТОСКА. Донесите до ребёнка, что это разные
слова, а изменение позиции языка меняет смысл и само произношение слова.
Так же можно играть в игру «Запомни, повтори» слоги:
Ба-ба-па-ба; Сы-шы-шы-сы;
Ка-га-ка-га; За-за-жа-жа;
То-то-то-до; Са-са-за-са и т.д.
2) Лексико-грамматические нарушения (развиваем, пополняем словарный
запас детей, формируем правильное употребление грамматических
категорий) – наполняем его словами-прилагательными, глаголами,
числительными, обобщающими понятиями, словами-антонимами,
синонимами, знакомим детей с новыми неизвестными им словами,
формируем правильное употребление окончаний, падежных и родовых
окончаний количественных числительных, окончаний глаголов в прошедшем
времени. Так же необходимо проработать употребление в речи предлогов и т.
д.
Например: игра «Назови одним словом»:
яблоко, апельсин, банан, груша – это овощи.
шкаф, диван, кресло, кровать – это мебель и т. д.
Игра «Какой, какая, какие?»:
Солнышко (какое?) – яркое, тёплое, жёлтое и т.д.
День (какой?) – пасмурный, солнечный ….
Игра «Скажи наоборот»: Жарко - холодно, светлый - тёмный, большой -
маленький, высокий – низкий и т. д.
Игра «Где спряталась кукла?» - Кукла
сидит под
столом, на
столе, в коробке, за коробкой, выглядывает из-за (из-
под) коробки, над столом, около стола, достаю куклу из шкафа.
Игры на развитие грамматических категорий: «Назови сколько?» - 1
цыпленок - мяч, 2 цыпленка - мяча, 5 цыплят - мячей, 8 цыплят – мячей и т.д.
Игра «Кто что делает?» - красные яблоки растут (а не растёт), мальчик
играет с красненькими флажками (а не с красненький флажком) и т.п.
3) Развиваем связную речь (умение отвечать полным ответом, составлять
предложения и говорить предложениями, вести диалог) – для этого
необходимо читать и пересказывать сказки, рассказы; придумывать
предложения по предметным картинкам, наполняя их словами
прилагательными, наречиями, числительными; составлять предложения и
рассказы по серии сюжетных картинок, по план-схемам. Поначалу
необходимо задавать ребёнку наводящие вопросы и требовать от него не
односложного, а полного ответа.
Коррекционно-развивающая работа по преодолению ОНР – очень
длительный и трудоемкий процесс, требующий терпения и кропотливости,
который должен начинаться, как можно раньше.