Напоминание

«Развиваем речь детей с ОНР».


Автор: Грачева Анна Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Светлячок"
Населённый пункт: г. Лянтор ХМАО-Югра
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Развиваем речь детей с ОНР».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей:

«Развиваем речь детей с ОНР».

Общее недоразвитие речи – это форма речевого расстройства, при котором

нарушено развитие всех компонентов речевой системы у детей с нормальным

слухом и сохранным интеллектом, при котором не сформированы

компоненты языковой системы, а именно:

Фонетические нарушения;

Лексические нарушения;

Грамматические нарушения;

Нарушение развития связной речи.

Поэтому, коррекционную работу необходимо вести именно по этим

областям:

1) Фонетические нарушения – по данному компоненту необходима работа по

развитию слоговой структуры - т. е. работа над объяснением места звука в

слове («Куда спрятался звук?» - в начало в середину или в конец слова?),

какие звуки называются гасными, согласными и как они произносятся;

перестановкой слогов в слове (барелина вместо балерина), пропуском и их

заменой (гебемот вместо бегемот); работа по произношения звуков, их

постановке и автоматизации в речи (объяснении места положения –

артикуляции, языка, губ, зубов, воздушной струи и что они при этом должны

делать), а так же по дифференциации звуков в речи со сходными по

звучанию словами, объяснению смысла слов. Например: КОЗА-КОСА,

МИШКА-МИСКА, ДОСКА-ТОСКА. Донесите до ребёнка, что это разные

слова, а изменение позиции языка меняет смысл и само произношение слова.

Так же можно играть в игру «Запомни, повтори» слоги:

Ба-ба-па-ба; Сы-шы-шы-сы;

Ка-га-ка-га; За-за-жа-жа;

То-то-то-до; Са-са-за-са и т.д.

2) Лексико-грамматические нарушения (развиваем, пополняем словарный

запас детей, формируем правильное употребление грамматических

категорий) – наполняем его словами-прилагательными, глаголами,

числительными, обобщающими понятиями, словами-антонимами,

синонимами, знакомим детей с новыми неизвестными им словами,

формируем правильное употребление окончаний, падежных и родовых

окончаний количественных числительных, окончаний глаголов в прошедшем

времени. Так же необходимо проработать употребление в речи предлогов и т.

д.

Например: игра «Назови одним словом»:

яблоко, апельсин, банан, груша – это овощи.

шкаф, диван, кресло, кровать – это мебель и т. д.

Игра «Какой, какая, какие?»:

Солнышко (какое?) – яркое, тёплое, жёлтое и т.д.

День (какой?) – пасмурный, солнечный ….

Игра «Скажи наоборот»: Жарко - холодно, светлый - тёмный, большой -

маленький, высокий – низкий и т. д.

Игра «Где спряталась кукла?» - Кукла

сидит под

столом, на

столе, в коробке, за коробкой, выглядывает из-за (из-

под) коробки, над столом, около стола, достаю куклу из шкафа.

Игры на развитие грамматических категорий: «Назови сколько?» - 1

цыпленок - мяч, 2 цыпленка - мяча, 5 цыплят - мячей, 8 цыплят – мячей и т.д.

Игра «Кто что делает?» - красные яблоки растут (а не растёт), мальчик

играет с красненькими флажками (а не с красненький флажком) и т.п.

3) Развиваем связную речь (умение отвечать полным ответом, составлять

предложения и говорить предложениями, вести диалог) – для этого

необходимо читать и пересказывать сказки, рассказы; придумывать

предложения по предметным картинкам, наполняя их словами

прилагательными, наречиями, числительными; составлять предложения и

рассказы по серии сюжетных картинок, по план-схемам. Поначалу

необходимо задавать ребёнку наводящие вопросы и требовать от него не

односложного, а полного ответа.

Коррекционно-развивающая работа по преодолению ОНР – очень

длительный и трудоемкий процесс, требующий терпения и кропотливости,

который должен начинаться, как можно раньше.



В раздел образования