Автор: Колоус Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №2"
Населённый пункт: г. Спас-Клепики
Наименование материала: статья
Тема: "Портрет будущего первоклассника"
Раздел: дошкольное образование
Быть готовым к школе уже сегодня не
значит уметь читать, писать, считать.
Быть готовым к школе – значит быть
готовым всему этому научиться.
Л. Венгер
Доклад
«Портрет будущего первоклассника»
Колоус Елена Викторовна, воспитатель высшей квалификационной
категории
МДОУ «Детский сад №2»,г. Спас-Клепики
2022г.
«Портрет будущего первоклассника»
Колоус Елена Викторовна, воспитатель высшей квалификационной
категории МДОУ «Детский сад №2» г. Спас-Клепики
Подготовка дошкольника к обучению в школе - одна из важнейших
задач в области образования и воспитания, учитывающая его физическую,
психическую, нравственную и мыслительную готовность к обучению.
Учёные и практики разделились на два направления для решения этой
проблемы. Сторонники первого считают необходимым как можно раньше (с
двух-трёх лет) формировать у ребёнка учебные навыки: чтение, письмо, счёт
и т.п. Сторонники второго направления отстаивают позицию системного
развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными
возможностями на всех этапах дошкольного обучения. При этом ведущим
является именно развитие, а не обучение письму, чтению, счёту.
Сторонники «раннего обучения» опираются на исследования Л.С.
Выготского и многократно повторяют фразу: «… только то обучение в
детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития и ведёт развитие
за собой». Но в конце у этой фразы учёного есть слова: «… но обучать
ребёнка возможно только тому, чему он способен обучаться».
Л. С. Выготский установил, что в развитии ребёнка существуют
оптимальные сроки для каждого вида обучения. Это значит, что только в
определённые возрастные периоды обучение данному предмету, данным
знаниям, навыкам и умениям окажется наиболее лёгким, экономным и
плодотворным.
Это обстоятельство долго упускалось из виду. Раньше всего была
установлена нижняя граница оптимальных сроков обучения.
Директор Института возрастной физиологии, член-корреспондент
Российской Академии Образования, профессор, доктор биологических наук
Марьяна Михайловна Безруких советует:
«Не нужно ждать особого момента. С ребёнком необходимо работать
постоянно. Но это не должно быть натаскиванием, дрессировкой. Это не
может быть родительским «хочу» и «так надо», вопреки детскому «не могу».
Это не может быть напряжённой работой, а должно быть увлекательной
игрой. Это не может и не должно вызывать раздражение и недовольство
взрослых и слёзы ребёнка.
Прежде всего, это работа должна быть индивидуальной, учитывающей
особенности развития и возможности ребёнка.
Вот этому правилу нам педагогам надо следовать, чтобы добиться
оптимальных результатов.
В области образования происходят колоссальные изменения. Ставятся
ориентиры, прежде всего, на гуманистическое, личностное развитие ребенка,
на его более раннее включение в систематическое обучение. Учитываются
изменения с возрастом в физической, мотивационной, эмоционально-
волевой, интеллектуальной, коммуникативной сферах личности.
В связи с этим я рассматриваю интеллектуальную готовность к
школьному
обучению
как
соответствующий
уровень
внутренней
организации мышления ребенка, который обеспечивает переход к учебной
деятельности. Будущий школьник должен овладеть такими мыслительными
операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, сериация и
классификация; в процессе учебной деятельности устанавливать причинно-
следственные
связи
между
предметами
и
явлениями,
разрешать
противоречия.
Центральное место в интеллектуальной готовности к школьному
обучению занимает развитие памяти и мышления. Как известно,
существуют
наглядно-действенное
и
наглядно-образное
мышление
дошкольника.
Наглядно-действенное
мышление
характеризуется
как
разновидность практического мышления, основной признак которого -
неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями.
Разработку методических приемов, средств достижения в области развития
наглядно-действенного
мышления
можно
использовать
знакомясь
с
исследованиями
А.В.Запорожца,
А.А.Люблинской,
Р.И.Менчинской,
Н.Н.Поддъякова и других ученых.
Наглядно-образное мышление связано с решением мыслительных
задач в результате внутренних действий с образами. Хорошим материалом
для развития этого направления мыслительной деятельности могут служить
исследования
таких
ученых,
как
С.Л.Новоселова,
Н.Н.Поддъякова,
Л.А.Венгер,
А.В.Запорожец,
А.А.Люблинская.
Постепенно
ребенок
переходит к логическому мышлению, которое тесно связано с речевым,
словесным.
Понятия, суждения, умозаключения имеют образный фундамент, как
отмечал А.В.Запорожец, и представляют собой стадии овладения некоторым
содержанием, некоторыми сторонами действительности.
Учитывая эти два направления развития мышления дошкольника,
учёные-педагоги
Р.Арнхейм,
Л.М.Веккер,
Л.А.Венгер,
Л.Л.Гурова,
В.Б.Зинченко, И.С. Якиманская разработали показатели интеллектуальной
готовности к школьному обучению, которые выделяют два компонента.
Образный
компонент
–
это
способность
воспринимать
многообразные свойства, признаки предмета; зрительная память на образной
основе; способность обобщать имеющиеся представления о предмете
(явлении); развитие мыслительных операций: аналогии, сравнения, синтеза;
эвристичность мышления.
Вербальный компонент – это способность перечислять различные
свойства предметов, выделять из них существенные; слуховая память на
речевой основе; способность обобщать множество единичных понятий при
помощи знакомых или самостоятельно подобранных терминов; развитие
мыслительных операций классификации, сериации, анализа; критичность
мышления. Зная показатели развития, взрослый, во-первых, может избежать
одностороннего перекоса в оценке интеллектуальных возможностей. Во-
вторых, сочетание критериев даёт возможность учитывать специфику его
мышления, а значит, и самоценность самого детства.
II. Вопрос подготовки дошкольников старшей и подготовительной к
школе групп к овладению чтением и письмом является частью проблемы
формирования готовности к обучению в школе, которая в связи с изменением
содержания школьных программ с каждым годом становится всё актуальнее.
Успешное овладение чтением и письмом возможно только при
достаточном уровне развития у детей психофизических компонентов,
являющихся
необходимыми
предпосылками
готовности
к
овладению
письменной речью.
Для нормального протекания процессов чтения и письма необходима
сохранность
и
полноценное
функционирование
центральных
и
периферических отделов оптической, моторной, акустической и других
систем, их координированная работа.
Недостатки физического слуха могут быть причиной недостатков
письменной речи.
Основой овладения письменно-речевой деятельностью является
хорошее состояние зрительного и двигательного контроля, координации
движений,
чувства ритма,
«ручной
умелости»,
пространственного
восприятия, пространственных представлений, зрительного внимания и
других зрительных и моторных функций. Недостатки развития общей,
ручной и
артикуляционной моторики
появляются
в
основном в
нарушении точности, быстроты, переключаемости и координированности
движений; в затруднениях динамической организации двигательного
акта; в
невозможности
быстрого
воспроизведения
предложенных
движений; в снижении двигательной памяти и самоконтроля. На ранних
этапах развития устной речи формируются практические знания о
звуковом и морфологическом составе слова, которые впоследствии при
переходе ребёнка к обучению грамоте и правописанию, способствуют
осознанному их усвоению.
Чёткость фонематического восприятия, хорошее звукопроизношение,
развитый
лексико-грамматический
строй
речи,
сформированность
фонематического и других видов языкового анализа и синтеза являются
основой грамотного письма и чтения.
И наоборот, чем беднее процесс формирования речи, тем хуже
овладевает ребёнок письменной речью. Зависимость ошибок в письме от
несовершенства звукопроизношения вытекает из фонетического по
преимуществу принципа нашего письма на первой стадии овладения им:
ученик пишет так, как говорит.
Недостаточный
запас
слов,
познание
их
значения,
несформированность представлений о синтаксических связях слов в
предложении и грамматических обобщений проявляются в нарушении
понимания
прочитанного
при
технически
правильном
чтении
(механическое чтение). Овладение правильным письмом и чтением
основано
на
достаточном уровне сформированности процессов и
невербальных
психических
функций:
внимания,
памяти,
мышления,
различных мыслительных операций. По мнению психологов и педагогов,
готовность к овладению чтением и письмом зависит от личностной,
мотивационно-волевой, эмоциональной и коммуникативной готовности
ребёнка, проявляющейся в особенностях его поведения. Считаю, что вызовет
большой интерес у воспитателя диагностическая таблица: «Особенности
состояния предпосылок готовности и овладению письменной речью у
дошкольников в процентах (%), разработанная старшим преподавателем
Псковского
Государственного
педагогического
университета
им.
С.М.Алексеевой. Таблица учитывает 12 позиций распределения детей по
уровням
сформированности
слуховых
функций,
зрительно-
пространственных, двигательных, устной речи. Итоги по позициям сводятся
в 4 уровня сформированности предпосылок:
1.Высокий.
2.Удовлетворительный.
3.Неудовлетворительный.
4.Низкий.
Таблица позволяет в достаточно полной степени иметь представление о
предпосылках сформированности устной и письменной речи дошкольника.
(Журнал «Дошкольное воспитание №2» за 2007 год стр.76.)
III.
Отечественные
учёные
Е.Тихеева,
Р.Буре,
Г.Петроченко,
Ш.Амонашвили, Л.Выготский, Л.Журова отмечали, что с переходом к
систематическому обучению в школе завершается дошкольное детство и
начинается период школьного возраста. Это переломный момент в жизни
ребёнка, в формировании его личности. Изменяется образ жизни ребёнка,
устанавливается новая
система отношений с окружающими людьми,
выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности.
И для подготовки к другому образу жизни, к успешному выполнению
школьных обязанностей необходимо так организовать воспитание, чтобы к
концу
дошкольного
возраста
дети
достигли
определённого
уровня
физического и психического развития.
С точки зрения отечественных психологов и педагогов П.Блонского,
В.Давыдова, П.Кээс, У.Ульянковой, готовность ребёнка к школьному
обучению рассматривается в широком социально-психологическом плане. В
понятие «готовность к школе» включены все жизненно важные сферы
созревания;
личностно-интеллектуальная,
нравственно-волевая,
эмоциональная, эстетическая, физическая, мотивационная.
Исследования М.Лисиной, Е.Смирновой показали, что в старшем
дошкольном возрасте появляются новые
«внеситуационные» формы
общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Наука отводит роль специфической сфере социальной жизни, которая
создаёт внешние и внутренние условия для развития личности ребёнка. В
процессе
общения происходит осознание духовных и материальных
ценностей, познание природного, предметного и социального миров,
развитие межличностных отношений, становление эмоциональной и волевой
культуры.
Умение
общаться
обеспечивает
ребёнку
чувство
психологической защищённости, создаёт ощущение комфорта, помогает
адаптации в новом коллективе (социуме).
От того, как сформированы навыки общения в детском возрасте,
отмечает Г.Лаврентьева, во многом зависит характер будущих отношений в
семье, в учебном и трудовом коллективах. В свою очередь умение
устанавливать
и
поддерживать
доброжелательные
отношения
с
окружающими
свидетельствует
о
высоком
уровне
нравственной
зрелости.
Учёный психолог, педагог Е.Щербакова в своих исследованиях
отмечает, что в сферу общественных отношений и деятельности человек
включается с детского возраста, и под воздействием этих отношений
осуществляется процесс его социального, нравственного, умственного,
физического, эстетического воспитания.
В результате общения ребёнок овладевает важнейшими средствами
умственной деятельности,
среди
которых первое место
принадлежит
развитию речи, которое происходит в контактах со взрослыми и ровесниками
как овладение важнейшей коммуникативной операцией, а затем она начинает
применяться в сфере познавательной деятельности.
Общение со сверстниками побуждается особыми, специфическими
коммуникативными потребностями. Особенность состоит в возможностях
для ребёнка сравнить себя с ровесником путём прямого наложения сведений
о себе на образ равного себе, в то время как взрослый для ребёнка-идеал,
реальный
и
недостижимый.
Развитие
общения
дошкольников
со
сверстниками
предстаёт
как
процесс
качественных
преобразований
структуры коммуникативной деятельности.
Программа социально-нравственного развития будущего школьника,
формирования коммуникативной готовности детей к обучению в школе
делает объектами его познания и освоения три основные сферы: ребёнок и
взрослый, ребёнок и сверстник, ребёнок и его внутренний мир.
Содержание формирования коммуникативной готовности у детей старшего
дошкольного возраста накануне обучения в школе складывается из трёх
основных блоков:
1)
информационно-коммуникативный
-
обеспечивает
функционирование механизма приёма и хранения информации, включает в
себя подготовку к игре;
2) аффектно-коммуникативый - связан с переживанием ребёнка своих
отношений с другими людьми;
3)
регуляционно-коммуникативный
-
оказывает
управляющее
воздействие, регулируя поведение ребёнка в процессе передачи и усвоения
информации.
Для
успешного
формирования
информационно-коммуникативного
блока большую роль могут сыграть знания по развитию коммуникативной
готовности к школе и трудовая деятельность (изготовление игрушек и
различных пособий для игр).
Научить детей понимать своих сверстников можно при проведении
занятий: «Ступеньки общения», «Когда мои друзья со мной?»
Реализация второго и третьего блоков продуктивно осуществляется в
ходе проведения сюжетно-ролевых игр и трудовой деятельности. Тематика
игр может быть самой разнообразной: «Почта», «Стройка», Семья»,
«Магазин», «Школа» и другие.
Ведь ещё Г.Гелло отмечал, что через игру и в игре сознание ребёнка
подготавливается к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со
сверстниками и взрослыми, формируются качества личности, необходимые
будущему школьнику.
Также для реализации этих блоков можно использовать чтение
произведений: В.Осеева - «Волшебное слово», А.Барто - «В школу»,
И.Ушинский - «Четыре желания».
IV. Большое значение для подготовки ребёнка к школе имеет
формирование его мотивационной готовности к обучению.
Мотивация – это мотивы, побуждающие к деятельности, вызывающие
активность и определяющие её направленность. Каждой возрастной группе
присущи свои виды деятельности, побуждаемые определёнными мотивами.
В
старшем
дошкольном
возрасте
ребёнок
редко
меняется:
совершенствуются психофизиологические функции, возникают сложные
личностные
новообразования,
наблюдается
интенсивное
развитие
познавательных
мотивов,
связанных
непосредственно
с
учебной
деятельностью, возникает потребность в интеллектуальной активности и
овладении
новыми
умениями,
навыками
и
знаниями.
Основой
для
формирования мотивов учебной деятельности являются любопытство
и
любознательность, которые теснейшим образом связаны со стремлением к
узнаванию нового. Это качество при умелом руководстве может перерасти в
жажду знаний, потребность к познанию.
Мотивы – стимулы могут развиваться в процессе ответов на любые
детские вопросы. Взрослым необходимо серьёзно относиться к вопросам
ребёнка и, отвечая на них, побуждать к новым вопросам – это приучает детей
быть
не
пассивными
слушателями,
а
открывателями
нового,
пока
неизвестного
им.
Недопустимо
безразличие,
равнодушное,
пренебрежительное отношение к вопросам детей.
При
обучении
традиционными
методами,
направленными
на
сообщение детям в занимательной форме различных сведений без выделения
существенных связей между явлениями и предметами, вопросы детей чаще
всего являются уточняющими. Они не отражают активного преобразования и
использования знаний. Это вопросы типа: «Что это?», «Как это называется?»,
«Когда это было?».
Этот уровень любознательности отражает проявление интереса к
простому увлечению знаний. Эффективность таких знаний для умственного
развития
детей
невелика:
они
перегружают
память
запоминанием
второстепенного, несущественного. В формировании мотивов учебной
деятельности большое значение имеет интеллектуальная активность
детей на занятиях.
Одним из условий развития интеллектуальной активности является
обучение детей умению выделять, понимать и решать умственные задачи.
Обучение детей умению видеть и понимать умственную задачу,
использование
различных
способов,
побуждающих
к
творческому
выполнению задания, выделение предмета познания – всё это способствует
повышению
познавательной
активности
ребёнка,
выступает
сильным
побудительным мотивом развития навыков учебной деятельности. Итак, мы с
вами рассмотрели четыре направления подготовки ребёнка к обучению в
школе:
1.
Интеллектуальная готовность.
2.
Готовность к овладению чтением и письмом.
3.
Формирование коммуникативной готовности.
4.
Формирование мотивационной готовности.
Рассмотрение
основных
направлений
позволяет
сделать
вывод:
главные условия эффективной работы с ребёнком-дошкольником –
индивидуальность и адекватность, комплексность и систематичность,
постепенность и повторяемость.
Таким образом, готовность к школе – это определённый уровень:
а) социальных умений, включающих умение дошкольника общаться со
сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать своё
поведение;
б) развитие тех функций, без которых обучение невозможно или
затруднено (это организация внимания к деятельности, речь, развитие
моторики, зрительного восприятия, зрительно-моторных координаций);
в)
личностного
развития,
характеризующего
самосознание,
самооценку, мотивацию.
Нельзя не учитывать и состояние здоровья.
На этой базе М.М.Безруких создала тесты проверки подготовки
ребёнка к школе, которые получили широкое распространение в дошкольных
учреждениях. Они включают в себя вопросы следующих разделов проверки
организации обучения и воспитания в детском саду:
1. Социальное развитие.
2. Организация деятельности.
3. Общее развитие.
4. Развитие внимания и памяти.
5. Речевое развитие.
6. Развитие упражнений и пространственная ориентация.
7. Зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные
координации.
8. Личностное развитие.
9. Здоровье (от 1 года до 5 лет).
10. Определение ведущей руки.
И сегодня не потеряли свою значимость слова всемирно известного
педагога Е. Н. Водовозовой; - сказанные ещё в 1901 году:
«Дайте разумное содержание жизни детей дошкольного возраста, и они
у вас не будут ни тупыми, ни вялыми, на безнравственными… Но что значит
дать разумное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста?
Это
означает умение подыскивать материал, пригодный для разнообразных
занятий ребёнка, для его игр, упражнений и усовершенствования органов
внешних
чувств,
а
также
для
развития
его
наблюдательности
над
окружающей жизнью и природой. Этот материал должен быть доступен для
его ума и сердца и должен укреплять его здоровье».