Автор: Степанова Елена Михайловна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ СОШ №19
Населённый пункт: Краснодарский край, г.Краснодар
Наименование материала: рабочая программа
Тема: курс "Права человека"
Раздел: среднее образование
Пояснительная записка
Программа курса
«Права человека
»
разработана для учащихся
9 класса
основной школы
,
направлена на реализацию нового содержания обществоведческого
образования, составлена в адаптированной для учеников 9 класса педагогически
целесообразной форме
.
Изучение курса «Права человека» направлено на достижение следующих
целей:
-
формирование
правосознания
и
правовой
культуры,
социально-правовой
активности, внутренней убеждённости в необходимости соблюдения норм права, на
осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом
права и свободы;
- воспитание гражданской ответственности и чувства
собственного достоинства,
дисциплинированности,
уважения
к
правам
и
свободам
другого
человека,
демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
- овладение умениями, необходимыми для применения приобретённых знаний для
решения практических задач в правовой сфере.
В условиях реформирования российской системы образования, занятия
ориентированы на систематизацию и углубленное изучение блока права в курсе
обществознания основной школы, а также может использоваться для подготовки
обучающихся 9-х классов к ОГЭ в новой форме.
Задачи:
- стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том
числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для дальнейшего
обучения;
- отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников
и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и
практического характера;
-
содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её
социализации в современных условиях;
- повысить предметную компетентность учеников;
-
формирование правовой компетентности современного подростка, предполагающей
не только правовую грамотность, но и правовую активность, умение быстро находить
правильное решение возникающих
проблем, ориентироваться в правовом пространстве.
Педагогическая
целесообразность
программы
внеурочной
деятельности
обусловлена важностью повышения правовой грамотности несовершеннолетних,
снижение уровня правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.
Программа закладывает основы базовых знаний обучающихся, которые будут
дополнены и расширены на уроках обществознания в 9 классе. Курс носит
практическую
направленность:
позволяет
не
просто
получить
базовые
обществоведческие знания, но и продолжить образование обучающихся в 10-11
классах.
Рабочая программа рассчитана в 9 классе на 1 год на 34 часа. Может
использоваться для организации внеурочной деятельности учащихся.
Программа курса « Права человека»
Планируемые результаты освоения курса «Права человека» по итогам изучения курса
Личностные результаты отражают сформированность в том числе в части:
1.
Гражданского воспитания:
гражданственности, гражданской позиции активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признания неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от
рождения, готовности к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод
других лиц, готовности отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно
общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, правовой и политической грамотности;
мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознания своего места в поликультурном мире;
ценностей демократии и социальной солидарности, готовности к договорному регулированию
отношений в группе или социальной организации;
готовности и способности отстаивать личное достоинство, собственное мнение, готовности и
способности вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим
событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных
ценностей и достижений нашей страны;
готовности обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их
права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации,
самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженности
идеям
интернационализма,
дружбы,
равенства,
взаимопомощи
народов;
уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным
убеждениям;
готовности обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии;
коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и
другим негативным социальным явлениям.
2.
Патриотического воспитания и формирования российской идентичности:
российской идентичности, способности к осознанию российской идентичности в поликультурном
социуме;
чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
патриотизма, готовности к служению Отечеству, его защите;
уважения к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
уважения к государственным символам (герб, флаг, гимн);
уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся
основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской
Федерации.
3.
Духовного и нравственного воспитания детей на основе российских традиционных ценностей:
нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
принятия
гуманистических
ценностей,
осознанного,
уважительного
и
доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способности к сопереживанию; позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному
выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих
ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
ответственного отношения к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
положительного образа семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризации
традиционных семейных ценностей.
4.
Популяризации научных знаний среди детей (ценности научного познания):
мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки,
осознания значимости науки, готовности к научно-техническому творчеству, стремления к
овладению достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознатель-
ного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и об-
щественной деятельности.
Метапредметные результаты изучения курса выпускниками проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели
до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей,
свойственных подросткам;
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике,
на: – использование элементов причинно-следственного анализа;
– исследование несложных реальных связей и зависимостей;
– определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев
для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
– поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
– перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
– подкрепление изученных положений конкретными примерами;
– оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, формулирование своей
точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками содержания программы курса
являются:
Выпускник научится:
называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные
Конституцией РФ;
характеризовать конституционные обязанности гражданина.
характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
раскрывать смысл права на труд;
объяснять роль трудового договора;
характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными,
трудовыми отношениями
исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей,
оставшихся без попечения родителей;
находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных
источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную
информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами
поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей,
выполнять свои обязанности гражданина РФ.
на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и
осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к
закону и правопорядку;
оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их
становление и развитие;
осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
Программа курса «Права человека»
Введение
Цели, задачи курса «Права человека»
Раздел 1. Идея прав человека в истории человечества
Права и свободы человека: общая характеристика. Правовой статус человека. Признаки прав
человека. Права человека и права гражданина.
История прав человека в период Античности, средневековья, нового времени. Великая хартия
вольности. Гуманистическое мировоззрение эпохи Возрождения. Декларация прав человека и
гражданина. Билль о правах.
Права человека в современном мире. ООН и защита прав человека. Международные документы о
правах человека: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и
политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах,
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Современные представления о
правах человека. Соотношение прав и обязанностей, прав человека и прав народов. Содержание
Всеобщей декларации прав человека: право на жизнь, свободу и равенство, свободу личной жизни,
передвижения, гражданства, на создание семьи и владение имуществом, свободу совести и религии,
на свободу информации, общественно- политической деятельности, участия в управлении страной,
достойную, благополучную жизнь.
Международное гуманитарное право: цели, источники и принципы, основные правила ведения
войны. Значение МГП. Международные преступления.
Международно-правовая защита жертв
вооруженных конфликтов.
Международные организации,
защищающие права человека. ООН и защита прав человека.
Европейская комиссия по правам человека. Европейский суд по правам человека.
Раздел 2. Права человека в РФ
Конституция РФ - Основной закон государства. Особенности принятия. Отличительные принципы
Конституции, как Основного закона государства. Структура Конституции.
Правовой статус личности. Конституционные принципы правового статуса личности.
Конституционные свободы, конституционные права. Основания для ограничения прав и свобод по
Конституции РФ.
Классификация основных прав и свобод человека. Гарантии прав и свобод человека. Способы
защиты прав человека в РФ. Конституционные обязанности.
Личные права человека: право на жизнь, достоинство личности, право на свободу и личную
неприкосновенность, право на частную жизнь, тайна переписки, неприкосновенность жилища,
свободу передвижения и места жительства, свобода совести, свобода мысли.
Политические права граждан: право участвовать в управлении делами государства; право на
равный доступ к государственной службе, право на обращение, право на объединение, право на
мирные публичные мероприятия, право на информацию.
Экономические права: на свободу предпринимательской деятельности, право на частную
собственность, Социальные права граждан: свободна труда и право на труд в нормальных условиях,
право на отдых, право на охрану семьи, материнства, детства, право на социальное обеспечение,
право на жилище, право на охрану здоровья и медицинское обеспечение, право на благоприятную
окружающую среду, право на образование.
Культурные права: право на доступ граждан к культурным ценностям, свобода творчества,
право на участие в культурной жизни, на пользование культурными учреждениями.
Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Раздел 3. Права ребенка.
Права ребенка. Международные документы, закрепляющие права ребенка: Декларация прав
ребенка, Конвенция о правах ребенка. Механизмы реализации и защиты прав ребенка. Права
ребенка: право на благополучную жизнь, право на свободу слова, право на объединение, право
мыслить и верить свободно, право на защиту.
Особенности правового статуса несовершеннолетних в РФ. Правовое регулирование труда
несовершеннолетних в РФ. Где права, там и ответственность.
Тематическое планирование
№ п/п
Название темы (раздела)
кол-во
часов
Характеристика основных видов учебной
деятельности
9 класс (34 часа)
1
Введение
1
Раздел 1. Идея прав человека в истории человечества (10 ч.)
2
Права и свободы человека:
общая характеристика
1
Учащийся
должен
уметь:
раскрывать
сущность понятия права человека, свобода
человека, правовой статус человека; называть
признаки прав человека, сравнивать права
человека и гражданина.
3
История
прав
человека
в
период
Античности,
средневековья,
нового
времени.
1
Учащийся должен уметь: раскрывать
сущность понятия билль; работать с
источниками разного типа, анализировать
информацию, систематизировать ее;
сравнивать права человека на разных этапах
развития общества, называть первые
документы, закрепляющие права человека и
гражданина.
4
Права человека в
современном мире.
1
Учащийся должен уметь: раскрывать
сущность понятия права, обязанности, ООН;
понимать: на какие группы разделяются
международные договоры, из каких
элементов складываются современные
представления о правах человека, каково
соотношение прав и обязанностей, связь прав
человека с нравственностью; сравнивать,
аргументировать свою точку зрения.
5
Международные документы
по правам человека.
1
Учащийся должен уметь: раскрывать
сущность понятия Всеобщая Декларация
прав человека, декларация, конвенция;
понимать отличия международных
договоров; называть договоры, которые
входят в международный Билль о правах;
характеризовать содержание протокола к
Международному пакту о гражданских и
политических правах.
6
Практикум «Всеобщая
декларация прав человека:
право на жизнь, свободу и
равенство, свободу личной
жизни, передвижения,
гражданства».
1
Учащийся
должен
уметь:
раскрывать
сущность
понятия
право
на
жизнь,
достоинство
человека,
личная
неприкосновенность, свобода личной жизни,
гражданство;
работать
с
источниками
разного типа, анализировать информацию,
систематизировать ее; приводить аргументы,
примеры из социальной действительности;
знать
и
понимать
содержание
статей
Всеобщей декларации прав человека.
7
Практикум «Всеобщая
декларация прав человека:
право на создание семьи и
владение имуществом,
свободу совести и религии».
1
Учащийся
должен
уметь:
раскрывать
сущность
понятия
семья,
брак,
собственность, свобода совести; работать с
источниками разного типа, анализировать
информацию,
систематизировать
ее;
приводить
аргументы,
примеры
из
социальной
действительности;
знать
и
понимать
содержание
статей
Всеобщей
декларации прав человека.
8
Практикум «Всеобщая
декларация прав человека:
право на свободу
информации, общественно-
политической деятельности,
участия в управлении
страной, достойную,
благополучную жизнь»
1
Учащийся
должен
уметь:
раскрывать
сущность
понятия
право
на
свободу
информации, общественно – политическая
деятельность, дискриминация; работать с
источниками разного типа, анализировать
информацию,
систематизировать
ее;
приводить
аргументы,
примеры
из
социальной
действительности;
знать
и
понимать
содержание
статей
Всеобщей
декларации прав человека.
9.
Международное
гуманитарное право.
Международно-правовая
защита жертв вооруженных
конфликтов.
1
Учащийся
должен
уметь:
раскрывать
сущность понятия защита прав человека в
военное время,
МГП, источники МГП,
военные
преступления;
называть
цели,
источники
и
принципы
МГП,
основные
правила
ведения
войны,
виды
международных
преступлений;
характеризовать группы населения, которые
защищает МГП; понимать значение МГП;
приводить примеры из источников разного
типа.
10.
Международные
организации, защищающие
права человека.
1
Учащийся
должен
уметь:
раскрывать
сущность
понятия
Совет
по
правам
человека,
«Международная
амнистия»,
нарушение
прав
человека;
знать
международные организации, защищающие
права человека, их функции; осуществлять
сравнительный
анализ,
систематизировать
полученную
информацию,
приводить
примеры из жизни.
11.
Защита проектов по теме
«Идея прав человека в
истории человечества
1
Учащийся должен уметь извлечь
информации из условно-графической
и художественной наглядности; отбирать и
оценивать социальную информацию,
систематизировать ее и презентовать;
приводить аргументы, устанавливать
межпредметные связи.
Раздел 2. Права и свободы человека в РФ (12 ч.)
12.
Конституция РФ - Основной
закон государства.
1
Учащийся
должен
уметь:
раскрывать
сущность
понятия
Конституция,
основы
конституционного строя, разделение властей,
правовое, социальное, светское государство;
называть
и
объяснять
особенности
Конституции, необходимость ее принятия;
знать
структуру
Конституции;
уметь
работать с текстом, анализировать материал,
формулировать
вопросы
по
изученному
материалу.
13.
Правовой статус личности.
Конституционные свободы,
конституционные права.
1
Учащийся
должен
уметь:
раскрывать
сущность понятия права человека, правовой
статус
личности,
конституционные
принципы
правового
статуса
личности,
конституционные права, конституционные
свободы;
характеризовать
принципы
правового статуса личности; знать основания
для ограничения прав и свобод.
14.
Классификация основных
прав и свобод человека.
Гарантии прав и свобод
человека.
1
Учащийся должен знать классификацию прав
человека, гарантии прав и свобод человека,
способы защиты прав и свобод человека,
уметь защищать личные,
политические права
и
свободы,
социальные,
экономические
и
культур
ные права.
15.
Конституционные
обязанности.
1
Учащийся
должен
уметь:
раскрывать
сущность
понятия
конституционные
обязанности, налог, воинская обязанность; с
уважением относится к законам, понимать
необходимость
исполнения
обязанностей
граждан государства.
16.
Личные права человека.
1
Учащийся
должен
уметь:
раскрывать
сущность
понятия
право
на
жизнь,
достоинство личности, право на свободу и
личную
неприкосновенность,
право
на
частную
жизнь,
тайна
переписки,
неприкосновенность
жилища,
свобода
передвижения и места жительства, свобода
совести,
свобода мысли; характеризовать
содержание
личных
прав;
приводить
примеры, иллюстрирующие реализацию этих
прав на практике.
17.
Политические права
граждан.
1
Учащийся
должен
уметь:
раскрывать
сущность
понятия
референдум,
выборы,
баллотироваться,
право
участвовать
в
управлении делами государства; право на
равный доступ к государственной службе,
право на обращение, право на объединение,
право на мирные публичные мероприятия,
свобода слова; характеризовать содержание
политических прав; понимать их отличие от
других групп прав; различать права, которые
присущи только гражданину;
приводить
примеры, иллюстрирующие реализацию этих
прав на практике.
18.
Экономические, социальные
права человека.
1
Учащийся
должен
уметь:
раскрывать
сущность понятия право на образование, на
экономическую деятельность, право частной
собственности,
предпринимательская
деятельность;
знать
уровни
образования,
объяснять,
какие
условия
для
развития
личности
обеспечивает
право
на
образование;
понимать
особенности
экономических
и
социальных
прав;
характеризовать гарантии экономических и
социальных
прав;
приводить
примеры,
иллюстрирующие реализацию этих прав на
практике.
19.
Культурные права.
1
Учащийся
должен
уметь:
раскрывать
сущность
понятия
право
на
свободу
творчества, право на участие в культурной
жизни; понимать, в
чем значение для
каждого
человека
конституционных
культурных прав, необходимость исполнения
обязанности
сохранения
культурного
наследия;
приводить
примеры,
иллюстрирующие реализацию этих прав на
практике.
20.
Практикум по теме «Права
человека и свободы человека
в РФ»
Учащийся
должен
уметь:
работать
с
источниками разного типа, анализировать
информацию,
систематизировать
ее;
приводить
аргументы,
примеры
из
социальной действительности
21.
Механизмы реализации и
защиты прав и свобод
человека и гражданина в РФ.
Учащийся
должен
уметь:
раскрывать
сущность понятия защита прав человека,
Уполномоченный по правам человека; знать
организации, защищающие права человека в
РФ,
приводить
примеры
из
источников
разного типа.
22.
Защита проектов по теме
«Права и свободы человека
в РФ»
Самостоятельно находить информацию по
теме
в
различных
источниках,
систематизировать их в табличной форме,
презентовать
результаты
своего
труда;
разрабатывать и защищать проекты.
Раздел 3. Права ребенка.
23.
Права ребенка.
1
Учащийся
должен
уметь:
раскрывать
сущность понятия дети, Декларация прав
ребенка, Конвенция о правах ребенка, права
и свободы ребенка; знать международные
документы, закрепляющие права ребенка, их
содержание; называть группы прав ребенка.
24
Механизмы реализации и
защиты прав ребенка.
1
Учащийся
должен
уметь:
раскрывать
сущность понятия правовая защита детей,
Уполномоченный по правам ребенка в РФ;
называть
международные
организации,
защищающие права человека, их функции;
приводить примеры нарушения прав ребенка,
обеспечения правовой защиты детей; искать
и
систематизировать
информацию
в
источниках разного типа.
25
Право на благополучную
жизнь.
1
Учащийся
должен
уметь:
раскрывать
сущность
понятия
благополучная
жизнь,
право на жизнь, право на имя и гражданство;
понимать какие права в Конвенции о правах
ребенка
являются
основными;
искать
информацию в источниках разного типа,
сравнивать
положение
детей
в
разных
странах; обосновывать свою точку зрения.
26
Право на свободу слова.
1
Учащийся
должен
уметь:
раскрывать
сущность понятия свобода слова, цензура,
репутация; знать, что сказано в Конвенции о
правах ребенка о свободе слова; понимать
какую роль в жизни человека играет свобода
слова; уметь аргументировать свою точку
зрения, вести дискуссию.
27
Право на объединение.
1
Учащийся
должен
уметь:
раскрывать
сущность
понятия
политика,
право
на
объединение, ассоциация; понимать причины
создания
детских
и
юношеских
общественных
организаций,
их
цели;
высказывать
свою
точку
зрения;
уметь
работать в группах; приводить примеры их
жизни.
28
Ролевая игра «Создаем
детское общественное
движение»
1
Учащийся
должен
уметь:
использовать
полученные
знания,
для
решения
практических задач; формулировать цели;
работать в группе.
29
Право мыслить и верить
свободно.
1
Учащийся
должен
уметь:
раскрывать
сущность понятия право ребенка на свободу
мысли,
совести,
религии,
нравственные
ценности;
объяснять,
почему
право
на
свободу мысли, совести, религии является
одним из основных прав ребенка; искать
информацию в источниках разного типа,
систематизировать ее.
30
Право на защиту.
1
Учащийся
должен
уметь:
раскрывать
сущность понятия адвокат, право на защиту
при
задержании,
правонарушение,
правопорядок,
гуманность,
чувство
достоинства; уметь защищать свои права;
аргументировано
отстаивать
свою
точку
зрения.
31
Особенности правового
статуса несовершеннолетних
в РФ.
1
Учащийся
должен
уметь:
раскрывать
сущность
понятия
несовершеннолетний,
малолетний, дееспособность, эмансипация;
различать особенности правового статуса
малолетнего и несовершеннолетнего; знать
условия
эмансипации;
искать
и
систематизировать
информацию
в
источниках
разного
типа,
приводить
примеры.
32
Правовое регулирование
труда несовершеннолетних в
РФ.
Учащийся
должен
уметь:
раскрывать
сущность
понятия
льготы,
гарантии,
работник, охрана труда; понимать: как закон
защищает права несовершеннолетних, в чем
необходимость
включения
льгот,
компенсаций,
гарантий
в
трудовое
законодательство;
знать:
какие
льготы
предусмотрены
для
тех,
кто
совмещает
трудовую
деятельность
и
учебу;
уметь
защищать свои права.
33
Где права, там и
ответственность.
Учащийся
должен
уметь:
раскрывать
сущность
понятия
моральная
ответственность, правовая ответственность,
юридическая
ответственность;
объяснять
связь прав и обязанностей; особенность
административной,
уголовной
ответственности
несовершеннолетних,
раскрывать виды наказаний, принудительные
меры воспитательного характера.
34
Защита проектов по теме
«Права ребенка»
Самостоятельно находить информацию по
теме
в
различных
источниках,
систематизировать их в табличной форме,
презентовать
результаты
своего
труда;
разрабатывать и защищать проекты.
Календарно-тематическое планирование 10 класс
№ Содержание (разделы, темы)
колич
ество
часов
Дата проведения
Основные виды УУД
Д/з
план
факт
Введение (1ч)
1
Экономика и экономическая
наука.
1
2.09
Знать понятия: экономика, экономическая наука,
уровни экономики
с.6-7, в.1 с.16
1. Основные концепции экономики (13 ч)
2
Предмет и метод экономической
науки
Планируемые результаты (в соответствии с
ФГОС СОО)
Предметные результаты, формируемые при
изучении раздела: знать понятия
проблема
выбора,
факторы
производства,
альтернативная
стоимость,
КПВ,
предмет
и
метод экономической науки, фундаментальные
проблемы экономики, экономическая модель,
экономические величины.
Личностные результаты, формируемые при
изучении раздела:
научиться
анализировать
экономическую
табличную
и
графическую
информацию,
формирование
целостного
мировоззрения, соответствующего современному
уровню
развития
науки
и
общественной
практики, смысловое чтение.
Метапредметные результаты, формируемые
при изучении раздела:
Познавательные УУД
-умение
определять
понятия,
устанавливать
причинно-следственные связи, умение создавать,
применять и преобразовывать знаки и символы,
модели
и
схемы
для
решения
учебных
и
познавательных задач, смысловое чтение.
§1 с.8-12, в.2
3
Главные
вопросы
экономики.
Ограниченность ресурсов.
§1 с.12-15, в.3,4
4
Свободные
и
экономические
блага
1
6.09
в.5-7 с.16
5
Альтернативная стоимость
1
9.09
§2 с.17-18, в. 4-6
6
Кривая
производственных
возможностей
1
13.09
§2 с.18-19, в.8
7
Факторы
производства
и
факторные доходы
1
16.09
§3, в.1,2
8
Абсолютные
и
сравнительные
преимущества
1
20.09
§3, в.4
9
Ролевая
игра
«Значение
специализации. Выгоды обмена»
1
23.09
в.5 с.25
10
Типы экономических систем:
традиционная, централизованная,
рыночная.
1
27.09
§4, в.1-4
11
Типы
экономических
систем:
смешанная
экономическая
система.
§ 5, в.1-4
Регулятивные УУД
-умение самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности.
- умение соотносить свои действия с
планируемыми результатами, владение основами
самоконтроля, самооценки.
Коммуникативные УУД
-умение
организовывать
учебное
сотрудничество,
формулировать,
аргументировать
и
отстаивать
свое
мнение,
формирование и развитие компетентности в
области
использования
информационно-
коммуникационных технологий, владение устной
и письменной речью.
12
Практическая
работа
по теме
«Типы экономических систем»
1
30.09
решение
практических
заданий, в. 5-9,
с.35
13
Собственность
1
составить схему
"Виды
собственности".
14
Урок
повторения
по
теме
"
Основные
концепции
экономики"
1
в.8 с.18ёч
2. Микроэкономика (59ч)
15
Функционирование рынка
1
Планируемые результаты (в соответствии с
ФГОС СОО)
Предметные результаты, формируемые при
изучении раздела:
Эластичность спроса и предложения, графики
кривой спроса и предложения при разной
эластичности, факторы, влияющие на ценовую
эластичность спроса и предложения,
практическое применение теории эластичности.
Личностные результаты, формируемые при
изучении раздела: научиться анализировать
экономическую табличную и графическую
информацию, формирование ответственного
отношения к учению, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной
§6, с.37-39, в., в.1
16
Спрос,
индивидуальный
и
рыночный спрос.
1
§6 с.40-42, в.2
17
Величина спроса, закон спроса.
Товары
Гиффена
и
факторы
спроса.
1
§7 с.42-46, в.1-5
18
Эластичность спроса по цене и
доходу.
Нормальные
блага,
товары первой необходимости и
товары роскоши.
1
с.45-46, с.48-49,
в.3, 4
19
Заменяющие
и
дополняющие
товары,
перекрестная
эластичность спроса.
1
траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных
предпочтений.
Познавательные УУД
-умение
определять
понятия,
устанавливать
причинно-следственные связи, умение создавать,
применять и преобразовывать знаки и символы,
модели
и
схемы
для
решения
учебных
и
познавательных задач, смысловое чтение.
Регулятивные УУД
-умение самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности.
- умение соотносить свои действия с
планируемыми результатами, владение основами
самоконтроля, самооценки.
Коммуникативные УУД
-умение организовывать учебное
сотрудничество, формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение,
формирование и развитие компетентности в
области использования информационно-
коммуникационных технологий, владение устной
и письменной речью.
20
Урок-практикум «Решение задач
по спросу»
1
с.46-47, в 6, 7
21
Предложение, величина
предложения, закон
предложения. Факторы
предложения
1
§8, в.1-6
22
Эластичность предложения
1
§9 с.56-57 в.6-8
23
Рыночное
равновесие,
равновесная цена
1
§9 с.53-56, в.1-3
24
Урок-практикум «Решение задач
по предложению»
1
з.4-7
25
Цена товара. Функции цен.
1
§10, в.1-5
26
Ценовой механизм.
Стоимость
товара.
1
§11, в.1-4
27
Рациональный потребитель
1
4.10
Планируемые результаты (в соответствии с
ФГОС СОО)
Предметные результаты, формируемые при
изучении раздела:
знать понятие общей и
предельной
полезности,
закон
убывающей
предельной полезности, правило максимизации
полезности, потребительское равновесие, кривые
с.16-17
28
Полезность и потребительский
выбор
1
7.10
в.1 с.20
29
Защита прав потребителя
1
11.10
записи в тетради
30
Урок-игра
«Рациональное
поведение потребителя»
1
14.10
решение
практических
заданий, с. 20 з.2-
безразличия
и
бюджетные
линии,
карта
безразличия,
индивидуальный
и
рыночный
спрос.
Личностные результаты, формируемые при
изучении раздела: научиться анализировать
экономическую табличную и графическую
информацию, формирование ответственного
отношения к учению, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных
предпочтений.
Познавательные УУД
-умение
определять
понятия,
устанавливать
причинно-следственные связи, умение создавать,
применять и преобразовывать знаки и символы,
модели
и
схемы
для
решения
учебных
и
познавательных задач, смысловое чтение.
Регулятивные УУД
-умение самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы
-умение
определять
понятия,
устанавливать
причинно-следственные связи, умение создавать,
применять и преобразовывать знаки и символы,
модели
и
схемы
для
решения
учебных
и
познавательных задач, смысловое чтение.
своей познавательной деятельности.
- умение соотносить свои действия с
планируемыми результатами, владение основами
самоконтроля, самооценки.
-
умение
организовывать
учебное
сотрудничество,
формулировать,
4
31
Семейный бюджет. Источники
семейных доходов. Реальные и
номинальные доходы семьи.
1
18.10
§ 15, в.1-3
32
Основные виды расходов семьи
1
21.10
§ 16, в.1,2,4
33
Потребительский
кредит.
Ипотечный кредит.
1
25.10
схема
34
Страхование
и
страховые
услуги.
1
§ 17, в.1-5
35
Практическая
работа
по теме
"Планирование
семейного
бюджета"
1
28.10
решение задач
в.3, 5 с.91, в.3, 6
с.91
36
Фирма и ее цели
1
20.12
§26 с.153-157, в.6
аргументировать
и
отстаивать
свое
мнение,
формирование и развитие компетентности в
области
использования
информационно-
коммуникационных технологий, владение устной
и письменной речью.
37
Организационно-правовые
формы
предприятий
по
российскому законодательству
1
23.12
Планируемые результаты (в соответствии с
ФГОС СОО)
Предметные результаты, формируемые при
изучении раздела: знать, что представляет собой
современная фирма, чем отличаются друг от
друга
фирмы,
имеющие
различную
организационно-правовую
форму,
продукт
фирмы, бухгалтерские и экономические издержки
и прибыль, масштаб производства.
Личностные результаты, формируемые при
изучении раздела: научиться анализировать
экономическую табличную и графическую
информацию, формирование ответственного
отношения к учению, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных
предпочтений.
Познавательные УУД
-умение
определять
понятия,
устанавливать
причинно-следственные связи, умение создавать,
применять и преобразовывать знаки и символы,
модели
и
схемы
для
решения
учебных
и
познавательных задач, смысловое чтение.
Регулятивные УУД
-умение самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы
§26 с.158-161,
163-165, в.1-3,
сост. схему
«Акционерное
общество».
38
Франчайзинг
1
13.01
§26 с.161-162,
в.12
39
Экономические и бухгалтерские
затраты и прибыль
1
17.01
§27
с.170-173,
в.1
40
Показатели
выпуска
фирмы.
Закон убывающей отдачи
1
20.01
§27 с.172, в.8
41
Постоянные
и
переменные
издержки.
Амортизационные
отчисления.
1
27.01
§27 с.166-167,
в.2
своей познавательной деятельности.
- умение соотносить свои действия с
планируемыми результатами, владение основами
самоконтроля, самооценки.
Коммуникативные УУД
-умение организовывать учебное сотрудничество,
формулировать, аргументировать и отстаивать
свое
мнение,
формирование
и
развитие
компетентности
в
области
использования
информационно-коммуникационных технологий,
владение устной и письменной речью.
42
Средние
и
предельные
переменные издержки. Эффект
масштаба
1
31.01
Планируемые результаты (в соответствии с
ФГОС СОО)
Предметные результаты, формируемые при
изучении раздела: знать понятие бизнеса и
предпринимательства и его цели,
предпринимательский риск, организационно-
правовые формы фирм, менеджмент и его
функции, маркетинг и его основные элементы.
Личностные результаты, формируемые при
изучении раздела: научиться анализировать
экономическую табличную и графическую
информацию, формирование ответственного
отношения к учению, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных
предпочтений.
Познавательные УУД
-умение
определять
понятия,
устанавливать
причинно-следственные связи, умение создавать,
применять и преобразовывать знаки и символы,
модели
и
схемы
для
решения
учебных
и
§27 с.168-170,
в.9,10
43
Предельные
издержки
и
предельная
выручка
фирмы
Максимизация прибыли
1
3.02
§27 с.168-169,
в.6,7
44
Урок-практикум
«Прибыли
и
издержки фирмы»
1
7.02
в.2-5 с.174
45
Урок-практикум
"Прибыли
и
издержки фирмы".
1
10.02
Решение
практических
заданий
46
Урок-
практикум
"Пишем
бизнес- план"
в.2-5 с.174
47
Защита проекта по теме "Мое
собственное дело"
проект
48
Защита проекта по теме "Моя
фирма"
проект
49
Предпринимательство, его виды
и мотивы
1
14.02
записи в тетради,
схема
познавательных задач, смысловое чтение.
Регулятивные УУД
-умение самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности.
- умение соотносить свои действия с
планируемыми результатами, владение основами
самоконтроля, самооценки.
Коммуникативные УУД
-умение организовывать учебное сотрудничество,
формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение, формирование и развитие
компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий,
владение устной и письменной речью.
50
Основные
источники
финансирования бизнеса
1
17.02
составить схему
51
Фондовые
биржи,
их
деятельность.
§22, в.1-5
52
Ценные бумаги и рынок ценных
бумаг
1
21.02
§23, в.1-5
53
Финансовые
институты.
Страховые услуги
1
24.02
составить
таблицу.
54
Практическая работа по теме
«Финансовые институты»
1
28.02
решение задач и
выполнение
упражнений
55
Основные
принципы
менеджмента
1
2.03
Планируемые результаты (в соответствии с
ФГОС СОО)
Предметные результаты, формируемые при
изучении раздела: рынки факторов производства
и рынки услуг факторов производства, связь
между ценами услуг факторов производства и
доходами их собственников, рынок труда, рынок
услуг земли (землепользования) и земельная
рента, капитал и процент.
Личностные результаты, формируемые при
изучении раздела: научиться анализировать
экономическую табличную и графическую
информацию, формирование ответственного
отношения к учению, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных
предпочтений.
§28, в.1-5.
56
Основные элементы маркетинга.
Реклама
1
9.03
§29, в.1-5
Познавательные УУД
-умение
определять
понятия,
устанавливать
причинно-следственные связи, умение создавать,
применять и преобразовывать знаки и символы,
модели
и
схемы
для
решения
учебных
и
познавательных задач, смысловое чтение.
Регулятивные УУД
-умение самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности.
- умение соотносить свои действия с
планируемыми результатами, владение основами
самоконтроля, самооценки.
Коммуникативные УУД
-умение организовывать учебное сотрудничество,
формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение
57
Рыночные
структуры.
Совершенная конкуренция.
1
3.04
Планируемые результаты (в соответствии с
ФГОС СОО)
Предметные результаты, формируемые при
изучении
раздела:
знать
различные
типы
рыночных структур, каким образом определяется
равновесное положение конкурентной фирмы,
как
определяется
оптимальный
объём
производства,
ценовая
дискриминация,
типы
рыночных структур, экономические последствия
монополии,
антимонопольная
политика
государства.
Личностные результаты, формируемые при
изучении раздела: научиться анализировать
экономическую табличную и графическую
информацию, формирование ответственного
§12, в.1-4
58
Монополия,
виды
монополий.
Ценовая дискриминация
1
6.04
§12, в. 5-7
59
Монополистическая
конкуренция.
Олигополия.
Монопсония.
1
13.04
§13, в.1-5
60
Политика
защиты
и
антимонопольное
законодательство.
1
17.10
§14,задачи
Антимонопольно
го комитета.
61
Рынки факторов производства.
Производный спрос.
1
24.04
в.1-7 с.77
62
Рынок труда. труд.
1
27.04
§24, в.1-5
отношения к учению, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных
предпочтений.
Познавательные УУД
-умение
определять
понятия,
устанавливать
причинно-следственные связи, умение создавать,
применять и преобразовывать знаки и символы,
модели
и
схемы
для
решения
учебных
и
познавательных задач, смысловое чтение.
Регулятивные УУД
-умение самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности.
- умение соотносить свои действия с
планируемыми результатами, владение основами
самоконтроля, самооценки.
Коммуникативные УУД
-умение организовывать учебное сотрудничество,
формулировать, аргументировать и отстаивать
свое
мнение,
формирование
и
развитие
компетентности
в
области
использования
информационно-коммуникационных технологий,
владение устной и письменной речью.
63
Спрос фирмы на Предложение
труда для отдельной фирмы.
1
4.05
Записи в тетради
64
Дискриминация на рынке труда.
Роль профсоюзов
1
8.05
§25, в.4-7.
65
Лабораторная работа по теме
"Безработица,
виды,
последствия".
1
11.05
с.145- 148, в.1-3
66
Рынок капитала и рынок земли.
Дисконтирование.
1
15.05
в.9 с.151
66
Рынки
земли.
Экономическая
рента.
1
18.05
решение задач
67
Урок
обобщения
по
теме
"Микроэкономика".
1
22.05
защита проектов
з.с.151
68
Итоговое
повторение
«Экономика»
1
проект
ИТОГО
68