Автор: Махова Альбина Андреевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №9
Населённый пункт: г.Учалы
Наименование материала: статья
Тема: Интерактивные игры по музыкальному воспитанию
Раздел: дошкольное образование
«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об
окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и
любознательности». (Сухомлинский В. А.)
Все мы знаем насколько значима игра для ребенка в любом
проявлении активности. Не менее важна игра в его самостоятельной
деятельности. Ведь воспитание детской самостоятельности и
инициативности стоит одним из приоритетных вопросов дошкольного
воспитания. Постигая мир самостоятельно, ребенок получает
огромнейший опыт восприятия действительности, узнаёт новое, ранее не
известное в различных образовательных областях.
Возникновение активной самостоятельной музыкальной
деятельности является сложным процессом, так как оно подразумевает
устойчивый интерес ребенка к музыкальной культуре, а также
предполагает высокое качество воспитывающего и развивающего
обучения на музыкальных занятиях, дифференцированный подход к
индивидуальному обучению со стороны музыкального руководителя.
С мотивационной задачей возникновения самостоятельной
музыкальной активности справляется информационно -
коммуникационные технологии. Использование ИКТ является одним из
приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС,
внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить
качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых
знаний и ускорить их процесс усвоения. Одним из инновационных
направлений являются компьютерные и
мультимедийные интерактивные игры, которые позволяют в наиболее
доступной и привлекательной игровой форме развить логическое
мышление детей, усилить творческую составляющую учебного
процесса.
Интерактивные игры – это информационно-коммуникационное
средство, направленное на деятельность дошкольника,
происходящее в онлайн режиме. Наравне с традиционными методами
обучения, такими как использование дидактических игр -
мультимедийные интерактивные игры позволяют детям с
особым интересом знакомиться с новым материалом, а также
закреплять ранее изученный материал. Непосредственное общение с
компьютером доставляет воспитаннику удовольствие, что отвечает
современному образовательному процессу.
Созданные педагогом интерактивные игры отвечают различным
образовательным и воспитательным задачам: развитие речевой
активности, развитие двигательной активности, познание окружающего
мира, формированию творческой инициативы в том числе
и музыкальной.
Музыка и компьютер – в полной мере совместимые образовательные
компоненты, однако очень важно, как и какие программы, медиаресурсы
будет применять педагог в организации самостоятельной
музыкальной деятельности дошкольников.
Музыкальная интерактивные игры – мультимедийные игры, в
процессе которых воспитанник развивает ритмический
слух, музыкальное восприятие, знакомится с различными
видами музыкальных жанров, что способствует обогащению
словарного запаса ребенка музыкальными терминами.
На музыкальных занятиях и в досуговое время можно использовать
компьютерные обучающие и развивающие игры, ориентированные на
тот или иной возраст дошкольников, тем самым, вызывая интерес к
данной образовательной области и развивая творческие
и интеллектуальные способности детей.
Интересное звуковое сопровождение и яркая графика открывает
перед детьми новые дидактические возможности, связанные с
визуализацией материала, его «оживлением», возможностью
представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно
продемонстрировать иными способами.
Главным преимуществом музыкальных интерактивных игр –
самостоятельное участие ребенка в игре. Запустив игру, дошкольник
полностью следует её звуковой инструкции, которая в нужный момент
исправит ошибки и поощрит за успешное выполнение задания. Тем
самым, дополнительно формируются предпосылки
коммуникационной деятельности ребенка.
Не малую роль играет современное оснащение образовательного
учреждения компьютерными средствами. В нашем учреждении имеются
3 кабинета, где ребенок может самостоятельно поиграть в
музыкальные интерактивные игры. Это музыкальный зал, в котором
есть мультимедийная система с компьютером, а также игровая
приставка Kinect Xbox 360, компьютерный класс и ноутбуки в группах
общеразвивающей и компенсирующей направленности.
В своей работе я использую авторские интерактивные игры,
созданные на базе программы Microsoft Power Point и «Видео мастер», а
также игры, созданные коллегами, подходящие программному
содержанию обучения.
Пример использования интерактивных музыкальных игр:
1. «Веселый оркестр».
Эта интерактивная игра предназначена для детей возрастом от 4 до
7 лет. Под веселую музыку ребенок играет на тех инструментах,
которые показаны на слайдах. Является прекрасным средством для
развития ритмического слуха, а также творческого импровизационного
мышления. Способствует знакомству с музыкальными инструментами в
процессе игры на них. Ребенок может играть самостоятельно, взяв на
себя роль всего оркестра, играя поочередно на музыкальных
инструментах, а может позвать своих друзей для совместной игры.
2. «Угадай жанр» или «Что делают в домике»
Занимательная интерактивная игра для
самостоятельного пользования детьми 4-7 лет. Задача играющих
прослушать произведения в записи и определить жанр.
3. «Музыкальные загадки»
Музыкальная интерактивная игра предназначена для детей от 5
лет для самостоятельного пользования, и от 3 лет для игры с
помощью взрослого.Задача для ребенка следующая: прослушать как
звучит определенный инструмент и с помощью мыши выбрать
правильный ответ. Служит отличным дидактическим средством для
закрепления знаний о музыкальных инструментах и их звучании.
4. «Музыкальное лото».
Данная интерактивная игра создана для детей возрастом 5 - 7 лет с
целью закрепления знаний о группах инструментов (духовые, ударные,
клавишные, струнные). Задача
играющего самостоятельно прослушать задание и распределить
инструменты в соответствующие ячейки.
Таким образом, применение компьютерных и интерактивных
музыкально-дидактических игр в дошкольном обучении возможно и
необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его
эффективности, всестороннему развитию дошкольника.