Автор: Шевченко Елена Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ МО г. Краснодар "Детский сад № 168"
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда
Раздел: дошкольное образование
Воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к
различным видам труда
Старший воспитатель ШЕ.А.
Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной
области «Социально-коммуникативное развитие» по организации трудовой
деятельности
должно
обеспечивать
развитие
личности,
мотивации
и
способностей детей.
В соответствии с ФГОС ДО трудового воспитания - одно из важных
направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого
является формирование положительного отношения к труду через решение
следующих задач:
• формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества;
• воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других
людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и
творчества.
• развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя
реализовать в различных видах труда и творчества
Образовательный
процесс,
направленный
на
воспитание
позитивных
установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и
творчества будет успешен при создании организационных и психолого-
педагогических
условий
и
должен
строиться
с
учетом
следующих принципов:
• принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности
• принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания
ребенка полноценным участником образовательных отношений
•
принципа
построения
образовательной
деятельности
на
основе
индивидуальных особенностей каждого ребенка….
• принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства,
обогащения (амплификации) детского развития
• принципа формирования познавательных интересов и познавательных
действий ребенка в различных видах деятельности
• принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
• принципа развивающего образования (системности и последовательности);
•
принципа
новизны
(использование
новейших
информационных
технологий);
• принципа интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов
деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и
образовательных технологий).
Виды труда в ДОУ:
• Самообслуживание.
• Хозяйственно-бытовой труд.
• Труд в природе.
• Ручной труд.
Формы организации труда дошкольников, труд детей дошкольного возраста
в детском саду организуется в трех основных формах:
Поручения.
Дежурства.
Коллективная трудовая деятельность.
Наш детский сад работает по адаптированной основной образовательной
программе,
разработанной
в
соответствии
с
Примерной
основной
образовательной программой дошкольного образования.
В программе ставятся задачи развития у детей (с учетом возрастных
особенностей) интереса: к труду взрослых, желания трудиться; воспитания
навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.
Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и
непосредственное их участие в посильной трудовой деятельности в детском
саду и дома. Подчеркивается роль ознакомления детей с общественной
направленностью
труда,
его
социальной
значимостью;
важность
формирования уважительного отношения к людям труда. В каждой
возрастной группе определены виды и содержание трудовой деятельности, а
также задачи, которые решаются в процессе детского труда.
Программа предусматривает постепенное усложнение процессов трудовой
деятельности, расширение объема трудовых действий, которыми должны
овладеть дети ко времени перехода в школу.
По мере усвоения трудовых действий дети приобретают самостоятельность в
их выполнении, учатся работать быстро, правильно, аккуратно. Овладение
навыками, умениями трудовой деятельности обеспечивает активность и
инициативу действий в дальнейшей жизни воспитанников.
Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных
личных потребностей).
Хозяйственно-бытовой труд предполагает умения поддерживать порядок в
групповой комнате, дома и на участке, участвовать в организации бытовых
процессов и образовательной деятельности.
Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде).
Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные
практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе,
готовность справится с ней, стремление выполнить работу как можно лучше
(прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее). Ручной труд требует умения
владеть ножницами. Поэтому он вводится со старшей группы. После того,
как дети приобрели навыки работы с ножницами, клеем, бумагой и другими
материалами на занятиях по конструированию и аппликации. В этой
деятельности развивается конструктивное мышление ребенка.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и содержанию
работы по трудовому воспитанию. Забота о создании гигиенических условий
для труда предупреждает возможность его отрицательного влияния на
здоровье детей. Труд всегда связан с затратой физических сил, требует
напряжения, внимания, поэтому необходимо дозировать его, учитывая
физические возможности и психологические особенности детей данного
возраста.
Большое внимание в образовательных программах всегда уделялось труду в
природе.
Этот
вид
трудовой
деятельности
формировал
у
детей
разнообразные
личностные
качества,
вырабатывал
трудовые
навыки,
необходимые в дальнейшей жизни.
Но новые требования СанПиН делают почти невозможным труд в природе.
По требованиям новых СанПиН дети превращаются в созерцателей трудовой
деятельности взрослых.
Неизменным в трудовой деятельности осталось знакомство с профессиями,
которых с каждым годом становится все больше.
Современные подходы к формированию предметно-развивающей среды в
ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС
Согласно пункту 3.3.2. ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная
среда должна:
• обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и
взрослых;
•
быть
содержательно-насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
• соответствовать возрастным возможностям детей и стать основой для
организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего
развития каждого ребенка.
Развивающая предметная среда является основным средством формирования
личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.
В процессе работы по организации трудового воспитания у себя в ДОУ мы
выявили ряд недостатков по данному направлению. Они прослеживаются и в
основном процессе, и в условиях и в результатах деятельности.
Слабо поддерживается связь с семьей в этом направлении (проекты,
конференции, дни открытых дверей)
Недостаточное количество современных учебно-методических пособий по
формированию позитивного отношения к различным видам труда и
творчества. Дети не проявляют интереса к труду взрослых. Недостаточно
сформированы навыки владения необходимыми предметами в различных
видах труда и творчества. В решении данной проблемы необходимо
развивать желания и потребности детей в получении определенных трудовых
умений. Стремиться устранять недостатки в образовательном процессе;
помогать ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного
опыта.
Для устранения недостатков следует обратить внимание:
• На формы и методы работы с педагогами: беседы, анкетирование,
консультации. Эта работа направлена на повышение уровня практических и
теоретических знаний у педагогов по формированию у детей дошкольного
возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества в
соответствии с ФГОС.
• На обновление средств создания развивающей образовательной среды по
ознакомлению с профессиями.
• Для решения проблемы по формированию позитивных установок у детей
дошкольного возраста к различным видам труда и творчества уделить
больше внимания совместной работе детского сада и семьи.
Формы и методы работы с родителями:
-
увеличение
совместных
с
родителями
и
детьми
мероприятий
по
формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и
творчества. Благоустройство территории: оформление участков групп.
Совместные творческие выставки поделок Оформление групповых комнат к
праздникам.
-рекомендации для родителей (папки-передвижки, стенгазеты и другие
наглядные информационные материалы, мастер-классы для родителей).
- привлечение родителей в образовательную деятельность (создание мини-
музеев «Умелые руки наших мам», «Предметы старины» и др.)
Формы организации труда
Поручение
Дежурство
Коллективный труд
2.Трудовое воспитание детей в средней группе детского сада.
Самообслуживание.
Создавать
условия
для
проявления
самостоятельности,
аккуратности,
опрятности (дети должны одеваться и раздеваться с некоторой помощью
взрослого).
Побуждать к устранению непорядка в одежде при небольшой помощи и
самостоятельно.
Способствовать формированию привычки самостоятельно умываться, мыть
руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
Формировать умение правильно удерживать ложку, набирать необходимое
количество пищи.
Побуждать к использованию салфетки во время еды и после приема пищи.
Хозяйственно – бытовой труд.
Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений:
готовить материалы к занятиям, помогать накрывать стол к обеду, после
игры убирать на место игрушки, строительный материал.
Содействовать проявлению желание участвовать в посильном труде, умения
преодолевать небольшие трудности.
Побуждать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского
сада.
Создавать условия для формирования положительного отношения к труду
взрослых. Актуализировать знания детей о понятных им профессиях
(дворник,
помощник
воспитателя,
повар),
расширять
и
обогащать
представления о трудовых действиях, результатах труда.
Воспитывать уважение к людям знакомых профессий.
Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к
результатам их труда.
Труд в природе
Побуждать детей к участию в уходе за растениями в уголке природы и на
участке: поливу комнатных растений и растений на грядках, посадке лука,
посеву семян цветов.
Способствовать усвоению элементарных сведений о среде произрастания
растений и правилах ухода за ними.
В весенний, летний и осенний периоды привлекать детей к посильной работе
на огороде и в цветнике (посев семян, полив, сбор семян, уборка сухих
растений цветника); в зимний период — к расчистке дорожек, сгребанию
снега к корням деревьев и посыпанию скользких дорожек.
Приобщать детей к заготовке семян и подкормке зимующих птиц (с
помощью взрослых).
Воспитание культурно-гигиенических навыков
•Обретение понимания необходимости привычки самостоятельно умываться,
мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования
туалетом.
•Способствовать формированию умения пользоваться расческой, носовым
платком.
•Приучать при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос
носовым платком.
•Создавать условия для формирования навыков аккуратного приема пищи:
пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно
пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), сал
феткой, полоскать рот
после еды.