Напоминание

Воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда


Автор: Шевченко Елена Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ МО г. Краснодар "Детский сад № 168"
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к

различным видам труда

Старший воспитатель ШЕ.А.

Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной

области «Социально-коммуникативное развитие» по организации трудовой

деятельности

должно

обеспечивать

развитие

личности,

мотивации

и

способностей детей.

В соответствии с ФГОС ДО трудового воспитания - одно из важных

направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого

является формирование положительного отношения к труду через решение

следующих задач:

• формирование позитивных установок к различным видам труда и

творчества;

• воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других

людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и

творчества.

• развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя

реализовать в различных видах труда и творчества

Образовательный

процесс,

направленный

на

воспитание

позитивных

установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и

творчества будет успешен при создании организационных и психолого-

педагогических

условий

и

должен

строиться

с

учетом

следующих принципов:

• принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности

• принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания

ребенка полноценным участником образовательных отношений

принципа

построения

образовательной

деятельности

на

основе

индивидуальных особенностей каждого ребенка….

• принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства,

обогащения (амплификации) детского развития

• принципа формирования познавательных интересов и познавательных

действий ребенка в различных видах деятельности

• принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие

условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)

• принципа развивающего образования (системности и последовательности);

принципа

новизны

(использование

новейших

информационных

технологий);

• принципа интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов

деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и

образовательных технологий).

Виды труда в ДОУ:

• Самообслуживание.

• Хозяйственно-бытовой труд.

• Труд в природе.

• Ручной труд.

Формы организации труда дошкольников, труд детей дошкольного возраста

в детском саду организуется в трех основных формах:

Поручения.

Дежурства.

Коллективная трудовая деятельность.

Наш детский сад работает по адаптированной основной образовательной

программе,

разработанной

в

соответствии

с

Примерной

основной

образовательной программой дошкольного образования.

В программе ставятся задачи развития у детей (с учетом возрастных

особенностей) интереса: к труду взрослых, желания трудиться; воспитания

навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и

непосредственное их участие в посильной трудовой деятельности в детском

саду и дома. Подчеркивается роль ознакомления детей с общественной

направленностью

труда,

его

социальной

значимостью;

важность

формирования уважительного отношения к людям труда. В каждой

возрастной группе определены виды и содержание трудовой деятельности, а

также задачи, которые решаются в процессе детского труда.

Программа предусматривает постепенное усложнение процессов трудовой

деятельности, расширение объема трудовых действий, которыми должны

овладеть дети ко времени перехода в школу.

По мере усвоения трудовых действий дети приобретают самостоятельность в

их выполнении, учатся работать быстро, правильно, аккуратно. Овладение

навыками, умениями трудовой деятельности обеспечивает активность и

инициативу действий в дальнейшей жизни воспитанников.

Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных

личных потребностей).

Хозяйственно-бытовой труд предполагает умения поддерживать порядок в

групповой комнате, дома и на участке, участвовать в организации бытовых

процессов и образовательной деятельности.

Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде).

Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные

практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе,

готовность справится с ней, стремление выполнить работу как можно лучше

(прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее). Ручной труд требует умения

владеть ножницами. Поэтому он вводится со старшей группы. После того,

как дети приобрели навыки работы с ножницами, клеем, бумагой и другими

материалами на занятиях по конструированию и аппликации. В этой

деятельности развивается конструктивное мышление ребенка.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и содержанию

работы по трудовому воспитанию. Забота о создании гигиенических условий

для труда предупреждает возможность его отрицательного влияния на

здоровье детей. Труд всегда связан с затратой физических сил, требует

напряжения, внимания, поэтому необходимо дозировать его, учитывая

физические возможности и психологические особенности детей данного

возраста.

Большое внимание в образовательных программах всегда уделялось труду в

природе.

Этот

вид

трудовой

деятельности

формировал

у

детей

разнообразные

личностные

качества,

вырабатывал

трудовые

навыки,

необходимые в дальнейшей жизни.

Но новые требования СанПиН делают почти невозможным труд в природе.

По требованиям новых СанПиН дети превращаются в созерцателей трудовой

деятельности взрослых.

Неизменным в трудовой деятельности осталось знакомство с профессиями,

которых с каждым годом становится все больше.

Современные подходы к формированию предметно-развивающей среды в

ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС

Согласно пункту 3.3.2. ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная

среда должна:

• обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и

взрослых;

быть

содержательно-насыщенной,

трансформируемой,

полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

• соответствовать возрастным возможностям детей и стать основой для

организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего

развития каждого ребенка.

Развивающая предметная среда является основным средством формирования

личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.

В процессе работы по организации трудового воспитания у себя в ДОУ мы

выявили ряд недостатков по данному направлению. Они прослеживаются и в

основном процессе, и в условиях и в результатах деятельности.

Слабо поддерживается связь с семьей в этом направлении (проекты,

конференции, дни открытых дверей)

Недостаточное количество современных учебно-методических пособий по

формированию позитивного отношения к различным видам труда и

творчества. Дети не проявляют интереса к труду взрослых. Недостаточно

сформированы навыки владения необходимыми предметами в различных

видах труда и творчества. В решении данной проблемы необходимо

развивать желания и потребности детей в получении определенных трудовых

умений. Стремиться устранять недостатки в образовательном процессе;

помогать ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного

опыта.

Для устранения недостатков следует обратить внимание:

• На формы и методы работы с педагогами: беседы, анкетирование,

консультации. Эта работа направлена на повышение уровня практических и

теоретических знаний у педагогов по формированию у детей дошкольного

возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества в

соответствии с ФГОС.

• На обновление средств создания развивающей образовательной среды по

ознакомлению с профессиями.

• Для решения проблемы по формированию позитивных установок у детей

дошкольного возраста к различным видам труда и творчества уделить

больше внимания совместной работе детского сада и семьи.

Формы и методы работы с родителями:

-

увеличение

совместных

с

родителями

и

детьми

мероприятий

по

формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и

творчества. Благоустройство территории: оформление участков групп.

Совместные творческие выставки поделок Оформление групповых комнат к

праздникам.

-рекомендации для родителей (папки-передвижки, стенгазеты и другие

наглядные информационные материалы, мастер-классы для родителей).

- привлечение родителей в образовательную деятельность (создание мини-

музеев «Умелые руки наших мам», «Предметы старины» и др.)

Формы организации труда

Поручение

Дежурство

Коллективный труд

2.Трудовое воспитание детей в средней группе детского сада.

Самообслуживание.

Создавать

условия

для

проявления

самостоятельности,

аккуратности,

опрятности (дети должны одеваться и раздеваться с некоторой помощью

взрослого).

Побуждать к устранению непорядка в одежде при небольшой помощи и

самостоятельно.

Способствовать формированию привычки самостоятельно умываться, мыть

руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

Формировать умение правильно удерживать ложку, набирать необходимое

количество пищи.

Побуждать к использованию салфетки во время еды и после приема пищи.

Хозяйственно – бытовой труд.

Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений:

готовить материалы к занятиям, помогать накрывать стол к обеду, после

игры убирать на место игрушки, строительный материал.

Содействовать проявлению желание участвовать в посильном труде, умения

преодолевать небольшие трудности.

Побуждать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского

сада.

Создавать условия для формирования положительного отношения к труду

взрослых. Актуализировать знания детей о понятных им профессиях

(дворник,

помощник

воспитателя,

повар),

расширять

и

обогащать

представления о трудовых действиях, результатах труда.

Воспитывать уважение к людям знакомых профессий.

Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к

результатам их труда.

Труд в природе

Побуждать детей к участию в уходе за растениями в уголке природы и на

участке: поливу комнатных растений и растений на грядках, посадке лука,

посеву семян цветов.

Способствовать усвоению элементарных сведений о среде произрастания

растений и правилах ухода за ними.

В весенний, летний и осенний периоды привлекать детей к посильной работе

на огороде и в цветнике (посев семян, полив, сбор семян, уборка сухих

растений цветника); в зимний период — к расчистке дорожек, сгребанию

снега к корням деревьев и посыпанию скользких дорожек.

Приобщать детей к заготовке семян и подкормке зимующих птиц (с

помощью взрослых).

Воспитание культурно-гигиенических навыков

•Обретение понимания необходимости привычки самостоятельно умываться,

мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования

туалетом.

•Способствовать формированию умения пользоваться расческой, носовым

платком.

•Приучать при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос

носовым платком.

•Создавать условия для формирования навыков аккуратного приема пищи:

пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно

пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), сал

феткой, полоскать рот

после еды.



В раздел образования